рабочая программа по русскому языку 11 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме

Сайфиева Резеда Миннегалиевна

рабочая программа по русскому языку 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._11_klass.docx56.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Введение (1 ч)

1

Введение. Структура и содержание учебника

1

03.09.2013

Повторение пройденного в 5-10 классах (4 ч + 1 К.р.)

2

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография

1

04.09.2013

3

Повторение. Лексика и фразеология

1

06.09.2013

4

Повторение. Морфология. Орфография

1

10.09.2013

5

Повторение. Синтаксис и пунктуация

1

11.09.2013

6

К.р. Вводный контроль

1

13.09.2013

Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста (11 + 12 Р.р. + 2 К.р.)

7

Текст как средство коммуникации

1

17.09.2013

8

Понятие о совершенствовании (редактировании) текста

1

18.09.2013

9

Единицы редактирования

1

20.09.2013

10

Р.р Причины коммуникативных неудач в устной речи

1

24.09.2013

11

Р.р Причины коммуникативных неудач в устной речи

1

25.09.2013

12

Р.р. Как избежать коммуникативных неудач на устном экзамене

1

27.09.2013

13

Возникновение языковых ошибок

1

01.10.2013

14

Возникновение языковых ошибок

1

02.10.2013

15

Грамматические ошибки

1

04.10.2013

16

Ошибки в содержании текста

1

08.10.2013

17

Речевые ошибки и недочёты

1

09.10.2013

18

Речевые ошибки и недочёты

11.10.2013

19

К.р. Проверочная работа по теме «Языковые и текстовые ошибки»

1

15.10.2013

20

Типы стилистических ошибок

1

16.10.2013

21

Авторская стилистика текста

1

18.10.2013

22

Р.р. Композиционные и речевые ошибки в текстах разных типов и стилей

1

22.10.2013

23

Р.р. Композиционные и речевые ошибки в текстах разных типов и стилей

1

23.10.2013

24

Р.р.Стилистический анализ текста

1

25.10.2013

25

Р.р.Стилистический анализ текста

1

29.10.2013

26

Р.р. Редактирование чужого текста

1

30.10.2013

27

Р.р. Редактирование чужого текста

1

01.11.2013

28

Р.р. Как избежать коммуникативных неудач в письменной речи

1

12.11.2013

29

Р.р. Как избежать коммуникативных неудач в письменной речи

1

13.11.2013

30

Р.р. Сочинение на тему: «Выйдя из школы, мы продолжаем воспитываться и учиться»

1

15.11.2013

31

К.р. Итоговая контрольная работа по теме «Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста»

1

19.11.2013

Пунктуационное оформление предложения и текста (22 + 11 Р.р. +2 К.р.)

32

Пунктуационное оформление предложения и текста

1

20.11.2013

33

Принципы русской пунктуации

1

22.11.2013

34

Принципы русской пунктуации

1

26.11.2013

35

Р.р. Подготовка, написание и защита реферата

1

27.11.2013

36

Р.р. Подготовка, написание и защита реферата

1

29.11.2013

37

Тире в простом предложении.

1

03.12.2013

38

Тире между подлежащим и сказуемым

1

04.12.2013

39

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

06.12.2013

40

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

10.12.2013

41

Обособление определений

1

11.12.2013

42

Обособление обстоятельств

1

13.12.2013

43

Обособление обстоятельств

1

17.12.2013

44

Знаки препинания при вводных и вставных конструкция

1

18.12.2013

45

Знаки препинания при вводных и вставных конструкция. Пунктуационный практикум

1

20.12.2013

46

Пунктуация в предложениях с союзом (или с союзным словом)

1

24.12.2013

47

Пунктуация в предложениях с союзом (или с союзным словом). Пунктуационный практикум

1

10.01.2014

48

Пунктуация в сложном предложении.

1

14.01.2014

49

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

15.01.2014

50

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

1

17.01.2014

51

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Пунктуационный практикум

1

21.01.2014

52

Р.р. Сочинение на тему «Влияние поэзии на нравственное образование человека»

1

22.01.2014

53

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1

24.01.2014

54

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1

28.01.2014

55

Пунктуационный практикум

1

29.01.2014

56

Р.р. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме

1

31.01.2014

57

К. р. Итоговый тест по теме «Пунктуация»

1

04.02.2014

58

Р.р. Комплексный анализ текста

1

05.02.2014

59

Р.р. Вариативная расстановка знаков препинания

1

07.02.2014

60

Пунктуация связного текста. Рубрикация внутри текста

1

11.02.2014

61

Р.р. Учебно-научное общение в устной и письменной форме.

1

12.02.2014

62

Р.Р. Подготовка доклада или сообщения

1

14.02.2014

63

Р.р. Подготовка к изложению

1

18.02.2014

64

Р.р. Изложение  «Жилица»

1

19.02.2014

65

К.р. Контрольный диктант по теме «Пунктуация»

1

21.02.2014

Стилистика простого и сложного предложения (16 + 7 Р.р + 1 К.р.)

66

Стилистика простого и сложного предложения

1

25.02.2014

67

Синонимия форм сказуемого. Особенности употребления

1

26.02.2014

68

Согласование сказуемого с подлежащим

1

28.02.2014

69

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении

1

04.03.2014

70

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении

1

05.03.2014

71

Стилистические возможности однородных членов предложения

1

07.03.2014

72

Р.р. Комплексный анализ текста

1

11.03.2014

73

Р.р. Комплексный анализ текста

1

12.03.2014

74

Стилистика односоставных и неполных предложений

1

14.03.2014

75

Стилистика односоставных и неполных предложений

1

18.03.2014

76

 Р.р. Комплексный анализ текста

1

19.03.2014

77

Р.р. Комплексный анализ текста

1

21.03.2014

78

Смысловые и стилистические различия придаточного определительного предложения и обособленного причастного оборота

1

01.04.2014

79

Смысловые и стилистические различия придаточного определительного предложения и обособленного причастного оборота

1

02.04.2014

80

Р.р. Сочинение на тему «Влияние лени на человека»

1

04.04.2014

81

Смысловые и стилистические различия деепричастных оборотов и обстоятельственных придаточных предложений

1

08.04.2014

82

Смысловые и стилистические различия деепричастных оборотов и обстоятельственных придаточных предложений

1

09.04.2014

83

Р.р. Комплексный анализ текста

1

11.04.2014

84

Р.р. Комплексный анализ текста

1

15.04.2014

85

Синонимия сложносочинённых и сложноподчинённых предложений

1

16.04.2014

86

Синонимия сложносочинённых и сложноподчинённых предложений

1

18.04.2014

87

Синонимия союзных и бессоюзных предложений

1

22.04.2014

88

Синонимия союзных и бессоюзных предложений

1

23.04.2014

89

К.р. Итоговая проверочная работа «Комплексный анализ текста»

1

25.04.2014

Систематизация и обобщение изученного в 5-11 классах (12 + 1 К.р.)

90

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

1

29.04.2014

91

Лексика. Морфемика.

1

30.04.2014

92

Словообразование

1

02.05.2014

93

Повторение: Морфология. Именные части речи. Орфография

1

06.05.2014

94

Повторение: Морфология. Глагол. Орфография

1

07.05.2014

95

Повторение. Морфология. Наречие. Орфография

1

09.05.2014

96

Повторение. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография

1

13.05.2014

97

Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация

1

14.05.2014

98

Повторение. Синтаксис. Простое и сложное предложения. Пунктуация

1

16.05.2014

99

Текст. Стили речи. Типы речи

1

20.05.2014

100

Употребление знаков препинания

1

20.05.2014

101

К.р. Итоговая контрольная работа

1

21.05.2014

102

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

1

23.05.2014









Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы «Русский язык  10-11 классы (общеобразовательный и профильный гуманитарный уровни)». Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова.

Цели обучения русскому языку в 11 классе

Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Основное содержание программы

Введение. Структура и содержание учебника (1 ч)

Повторение пройденного в 5-10 классах (4 ч + 1 К.р.)

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Повторение. Лексика и фразеология

Повторение. Морфология. Орфография

Повторение. Синтаксис и пунктуация

К.р. Вводный контроль

Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста (11 + 12 Р.р. + 2 К.р.)

Текст как средство коммуникации

Понятие о совершенствовании (редактировании) текста

Единицы редактирования

Р.р Причины коммуникативных неудач в устной речи

Р.р. Как избежать коммуникативных неудач на устном экзамене

Возникновение языковых ошибок

Грамматические ошибки

Ошибки в содержании текста

Речевые ошибки и недочёты

К.р. Проверочная работа по теме «Языковые и текстовые ошибки»

Типы стилистических ошибок

Авторская стилистика текста

Р.р. Композиционные и речевые ошибки в текстах разных типов и стилей

Р.р.Стилистический анализ текста

Р.р. Редактирование чужого текста

Р.р. Как избежать коммуникативных неудач в письменной речи

Р.р. Сочинение на тему: «Выйдя из школы, мы продолжаем воспитываться и учиться»

К.р. Итоговый тест по теме «Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста»

Пунктуационное оформление предложения и текста (22 + 11 Р.р. +2 К.р.)

Пунктуационное оформление предложения и текста

Принципы русской пунктуации

Р.р. Подготовка, написание и защита реферата

Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений

Обособление обстоятельств

Знаки препинания при вводных и вставных конструкция

Знаки препинания при вводных и вставных конструкция. Пунктуационный практикум

Пунктуация в предложениях с союзом (или с союзным словом)

Пунктуация в предложениях с союзом (или с союзным словом). Пунктуационный практикум

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Пунктуационный практикум

Р.р. Сочинение на тему «Влияние поэзии на нравственное образование человека»

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Пунктуационный практикум

Р.р. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме

К. р. Итоговый тест по теме «Пунктуация»

Р.р. Комплексный анализ текста

Р.р. Вариативная расстановка знаков препинания

Пунктуация связного текста. Рубрикация внутри текста

Р.р. Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения

Р.р. Изложение  «Жилица»

К.р. Контрольный диктант по теме «Пунктуация»

Стилистика простого и сложного предложения (16 + 7 Р.р + 1 К.р.)

Стилистика простого и сложного предложения

Синонимия форм сказуемого. Особенности употребления

Согласование сказуемого с подлежащим

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении

Стилистические возможности однородных членов предложения

Р.р. Комплексный анализ текста

Стилистика односоставных и неполных предложений

 Р.р. Комплексный анализ текста

Смысловые и стилистические различия придаточного определительного предложения и обособленного причастного оборота

Р.р. Сочинение на тему «Влияние лени на человека»

Смысловые и стилистические различия деепричастных оборотов и обстоятельственных придаточных предложений

Р.р. Комплексный анализ текста

Синонимия сложносочинённых и сложноподчинённых предложений

Синонимия союзных и бессоюзных предложений

К.р. Итоговая проверочная работа «Комплексный анализ текста»

Систематизация и обобщение изученного в 5-11 классах (12 + 1 К.р.)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Лексика. Морфемика.

Словообразование

Повторение: Морфология. Именные части речи. Орфография

Повторение: Морфология. Глагол. Орфография

Повторение. Морфология. Наречие. Орфография

Повторение. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография

Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация

Повторение. Синтаксис. Простое и сложное предложения. Пунктуация

Текст. Стили речи. Типы речи

Употребление знаков препинания

К.р. Итоговая контрольная работа

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

Требования к уровню подготовки учащихся в 11 классе

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка,

литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Классы – 11

Учитель –Мубаракова Резеда Миннегалиевна

Количество часов

Всего – 102 часа; в неделю – 3 часа

Плановых уроков:

•        контрольных уроков – 7

•        уроков развития речи – 30

Литература:

1. Русский язык. 11 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  :учеб. для общеобразователь. и профильного гуманитарного уровней  учреждений. – М.: Баласс, 2009.

2. ЕГЭ-2013: Русский язык / ФИПИ. Авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров,  Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2013

3. Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 11 классе. М.: «Просвещение», 2010г.

4. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 11 класс/сост.Н.В.Егорова.-М.:Вако,2011.

        

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                        2. Фактические ошибки отсутствуют.

                              3. Содержание излагается последовательно.

                              4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых                    

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                              5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»  1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                               2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                               3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                               4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                               5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»           1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

                               2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

                               3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

                               4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                               5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2»            1. Работа не соответствует теме.

                                2. Допущено много фактических неточностей.

                                3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

                                4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....