Музыка и сигнальные опоры на уроках русского языка в 5, 7, 8, 9 классах.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

Эмоциональная память детей достаточно устойчива, поэтому закрепление на уроках русского языка  грамматических правил  мелодиями является эффективным средством мыслительной деятельности учащихся, поддерживает интерес к предмету, вызывает желание изучать его. Уроки, помогающие выявить музыкальную сторону отдельных частей речи, яркие и запоминающиеся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

в 5 классе.

« Глагол. Повторение изученного»

                                                                       

                                                       Учитель Логачёва Т.В.

                                         МКОУ «Поселковая СОШ»

Цели урока:

                   1) систематизировать знания  о глаголе как части речи     при помощи сигнальных опор  и песен собственного

сочинения;

            2) повторить изученные орфограммы;

                              3)  воспитание гражданственности, трудолюбия;

   4)  формирование устойчивого  интереса к языку через

                          произведения устного народного творчества.

Оборудование: сигнальная опора  по теме « Глагол», компьютер,

музыкальный  инструмент, таблица  «Запомни  окончания

глаголов».

                  Ход урока.                                                                                                  

І. Вступительное слово учителя.

    Сегодня нам предстоит повторить знания о глаголе как части речи, которые мы   получили в 5 классе, с помощью сигнальной  опоры (На экране   появляется сигнальная опора по теме « Глагол».

ІІ.. Работа у доски по карточкам  (2 уч-ся).                                        

Карточка  № 1

  1.Рассказать о правописании  частицы не с глаголами.

                2 .Русский фольклор сопровождает нас от колыбели до конца  жизни4.

Карточка № 2.

1. Рассказать о правописании  - тся,  -ться в глаголах.

                    2. Счастье в воздух…   не вьё…  ся, а руками достаё..ся. Грамоте

учи…ся – всегда  пригоди…ся.

ІІІ .Фронтальная  работа  с классом.

Письмо по памяти. Учащиеся записывают в тетрадях 6 первых строчек стих. М.Ю.Лермонтова « Парус»:                

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?..

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит.

 На экране появляется текст  отрывка из  стихотворения. Учащиеся сверяют написанное.  

-Сколько допущено ошибок?

-Какое настроение остаётся от написанных строк?

-Чем добивается Лермонтов состояния тревоги, ожидания чего - то?

-Велика роль глаголов в русском языке. Они могут передать настроение, состояние души, цвет, звук и т. д. Найдите глаголы.  Как вы определили, что это глагол? ( Повторение определения глагола с помощью сигнальной опоры, которая снова появляется на экране).

-В каком времени стоят глаголы?

- Какие виды глаголов вы знаете?  Как определить вид глагола?

- Какого вида данные глаголы? (6-несов.в. – 1-сов. в.)

-Чем обычно бывает глагол в предложении?

IV .Проверка работы по карточкам.

V. Повторение сведений о спряжении глагола.

-Ребята,  вы сказали, что глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.

- В чём особенность глаголов в настоящем  и будущем времени?  (Они изменяются по числам и лицам, т. е. спрягаются).

- Сколько спряжений у глагола?

-Сейчас мы вспомним всё, что  нам известно о спряжении глаголов. Вы любите сказки? Я придумала сказку о спряжении глаголов, но думаю, будет лучше, если она  прозвучит в форме частушек.

 Ученица исполняет частушки о спряжении глаголов:

                           1.    На глагольной улице,                                                                      

                                  Всем на удивление,

                                  Жили-были две подружки,

                                   Звали их Спряжения.

                                                                              2.Но поссорились подружки:

                                                                                 Надоело вместе жить.

                                                                                       И тогда они решили

                                                                                       Все глаголы поделить.

                                3.  Тут спряженье № 2

                                   Дверью хлопнуло со зла,

                                   Здесь не стало больше жить,

                                   Взяв глаголы все на  - ить

                                                                                 4.  А предатели-глаголы

                                                                                      С ними бросились бежать.

                                                                                       Я могу вам их назвать:                  

                                                                                     « 7 на  - еть , 4 -ать:

                                5.   Гнать, дышать, держать, зависеть,

                                    Видеть, слышать, ненавидеть,

                                   А ещё терпеть, вертеть,

                                  И  обидеть,  и смотреть.

                                                                  6.  Брить, стелить в то время    спали

                                                                         И скандала не слыхали.

                                                                         Чуть поплакали они,

                                                                         Но из дома не ушли».                                                                                                                                                                                                                              

                                                             

- Зная спряжение глаголов, мы не сделаем ошибку в написании безударных личных окончаний, так как помним, что у глаголов 1 спряжения дежурная буква - е , а 2 спряжения - и.

Обращение к таблице: « Запомни окончания глаголов»:

                                           1  спр: - ешь,  -ет, -ем ,-ете ,-ут ,/ -ют.

                                           2  спр.: - ишь, -ит, -им , -ите, -ат /-ят.

- Ребята, давайте вспомним порядок  определения безударного личного окончания глагола. ( Поставим  глагол в неопределённую форму, затем  обратимся к сигнальной опоре). Приведём примеры.

VI . Самостоятельная работа.

-А теперь мы готовы самостоятельно выполнить задание. Вставить пропущенные буквы:

Запись на экране   

 Мы слыш…м  и  вид…м, ты смотр...ш ь,  дума …шь, мы бор..мся,  защища…мся,  рабочие пил…т,  руб..т, туман стел…тся  и клубится, ты рису…шь, пиш…шь.

Проверка задания:

-Назовите глаголы  1 спр., 2спр..  (1спр. – думаешь, боремся, защищаемся, стелется, рисуешь, пишешь;   2спр. - все остальные глаголы).

-Самые внимательные из вас не могли не заметить  в данном задании ещё 1 орфограмму, связанную с написанием  окончания глаголов. Что это за орфограмма? (  Ь на конце глаголов  2 лица, ед. ч.). Вспомним её.  ( Ответ уч-ся).

- Теперь мы легко отличим глаголы  1 спр. от глаголов  2 спр., а также  глагол как часть речи от других слов.

VII.  Лингвофизминутка.

                     Условие: Когда я назову глагол, нужно сидя поднять 1 руку, если это гл. 1спр., 2 руки вверх, если это гл. 2спр. Если это имя существительное, надо  встать, подняв 1 руку вверх, -1 скл., 2руки вверх -2 скл., сесть, положив руки на стол, – сущ., 3 скл. Стоять, вытянув руки в разные стороны, – разносклоняемые сущ. Сидеть, сделав хлопок  над головой, если это несклоняемое сущ. Если названо слово, не относящееся ни к сущ., ни к глаголам, надо сидеть, опустив руки.

                       Бег, пословица, гнать, весёлый, кафе, ярко, искать, знамя, каждый, мышь, держать, путь, любить, пальто, начинать,  дочь.

VIII.- Работа с сигнальной опорой.

- Внимательно посмотрите на сигнальную опору. О чём рассказывает правый блок? (Правописание гласных в корнях с чередованием) Ученик рассказывает орф. № 24. Примеры приводят все уч-ся.

-А теперь приготовьте сигнальные карточки. Я буду называть слово, а вы показывайте мне буквы  Е или И, которые нужно написать в корне:

                               Растирать, убирать, умереть, протереть, сжигать, прибегу,    сдирать,

                               запирать,  разбирательство, стереть,запереть, втирать, замирать

                               избирать, задеру, измерять, задираться.

IX . Работа со словами учебника.               

-Прочитаем      на стр. 167  учебника   слова в рамке. Выясним  их  лексическое  значение.  Уч-ся записывают их в тетради, запоминают  написание (снимать, сжигать, начинать).

X .Орфографическая работа со словами   Россия, фольклор, колыбель.

-Ребята, а какие произведения устного народного творчества вы знаете?

А загадки вы любите? Сейчас я загадаю вам одну загадку:

                                                                               Стоит дед над водой, качает бородой. Что это? У меня есть ключ к отгадке, но чтобы получить его, вы должны:

1)объяснить правописание безударного  личного окончания глагола качает;

2)объяснить постановку  знаков препинания в предложении;

3) сделать морфологический разбор глагола качает.

- Правильный ответ мы узнаем, если сложим по порядку указанные части слов: ручка (суффикс), собирать (суффикс), мышиный (корень). Получили слово  «камыш»  

                    -Загадку отгадали верно.

-Давайте подведём итог нашего урока.

-Какова была цель урока? Достигли мы её? А что нам помогло в этом? (Песни, сигнальные опоры)

-О чём нам рассказала сигнальная опора? (Ответы  уч-ся).

 Учитель комментирует ответы уч-ся, ставит оценки.

Дом. задание: подготовить сообщение о глаголе как части речи по сигнальной опоре, упр.№ 432 -1 группа, упр. №435 -2 группа.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 7 классе.

« Союз».

  ( Обобщение)

                                                           

                                  Учитель Логачёва Т.В.

                                         МКОУ «Поселковая СОШ»

                 

Цели урока:

 1) проверить теоретические знания о союзе  как части речи, навыки различения  предложений с однородными членами  и сложносочинённого с союзом И , навыки пунктуационного оформления различных союзных конструкций с помощью  сигнальных опор и стихов  собственного сочинения  о союзах;

 2) повторить орфограммы № 1,2,23,24,25;

3)воспитание чуткого отношения к маме, трудолюбия, интереса к языку.

Оборудование:  компьютер, экран,  сигнальная опора по теме: «Союз», репродукция картины И. В. Шевандроновой  « В сельской библиотеке», музыкальный инструмент.

 Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

-Сегодня у нас обобщающий урок по теме « Союз».

На фоне музыки учитель ставит задачи урока.                                                      

………………( Ф.И. ученика) это подтвердит.

Выходит ученик и исполняет песню о союзе:

«Мы союзы изучаем  вот уже шестой урок.

Я уверен, эту тему каждый знает назубок.

 « Повторенье – мать ученья» - русская пословица.

Если вместе повторять,  хорошо усвоится».                                        

  Учитель:  А вот это мы сейчас проверим.                                          

II. Работа у доски по карточкам  (2 уч - ся).                          

                                                          Карточка №1

                  1 .Составить план ответа по теме: «Сходство и различие предлогов и союзов».

                   2.Найти омонимичные слова в предложениях, объяснить их написание. Я так (же) буду учиться в ПТУ. Я сделал это так (же), как он.  

                                                           Карточка№2

                  1.Продолжить определения: а) сочинительные союзы делятся на……………….;

                                                                   б) по значению подчинительные союзы бывают…...

                  2.Привести примеры:  а) предложения с  сочинительным союзом, б) предложения с подчинительным союзом. Составить схемы.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Самостоятельная работа класса. Задание: записать предложение, объяснить правописание союзов, постановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор. Составить схему предложения. Пользуйтесь нашей помощницей – сигнальной опорой (на экране появляется сигнальная опора).

         Мы боремся за то, чтобы каждый ученик нашей школы получил хорошее образование и воспитание4.

( В это время слабые ученики работают по карточкам  № 3-5).

V роверка уч-ся , работавших по карточкам у доски.

VІ. Проверка самостоятельной работы класса.

VІІ . Самостоятельная  работа по вариантам.

На экране появляется текст:  Ребята нашего класса много читают потому что чтение обогаща…т  ч…ловека. Мы регулярно посеща…м  не только школьную  но и сельскую библиотеку. Я люблю х…рошие  книги  так как они учат нас правильно жить и мыслить.

  1.В. Выписать предложения с сочинительными союзами, объяснить постановку знаков препинания, орфограммы, сделать морфологический разбор одного союза.

 

   2.В.Выписать предложения с подчинительными союзами, объяснить постановку знаков препинания, орфограммы, сделать морфологический разбор одного союза.

     VIII .Проверка работы класса (Морфологический разбор у доски).

     IX. Словарный  диктант с заданием:

      Объяснить правописание предлогов и союзов, предлоги заключить в прямоугольники, союзы - в овалы.

         Натереть, чтобы блестел; согласно указанию агронома, шли впереди отряда, жить в течение лета, держался тоже за ручку, чтобы определить плотность.

Задание: - Я  буду читать вам предложения, а вы запишите лишь их схемы.

X. Графический  диктант.  Самое прекрасное на земле слово – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное сердце. В нём  никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остаётся равнодушным

    -Ребята, что вы сейчас услышали? (Текст).      

-Какова его основная мысль?

-А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседями по парте  и сверьте записи  со схемами  

на экране.    

      XI.                                      Физкультминутка.

                         Мы союзы изучали и, я думаю, устали.

                         Чтобы лучше изучать, на зарядку надо встать.

                         Влево, вправо повернулись и слегка назад прогнулись                                                                                                                                                          

                          А теперь наклон  вперёд, ну, и всё наоборот.

                          Вправо, влево повернулись и  ещё разок  прогнулись.

                         Шаг назад и шаг вперёд. Сели – время нас не ждёт.

     XII .Устное задание:

 Различить на слух союз, местоимение, наречие. Если это союз- поднимите   соответствующую карточку : С - сочинительный, П – подчинительный.

                            С кем  поведёшься, от того и наберёшься. ( С)  

                            Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( П).

                            Коротко и ясно, оттого и прекрасно. (С), ( П).

                           От того, кто не мил, и подарок постыл. ( С).

                           Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (С)

        XIII.   Письмо по памяти.   

Запишите ту пословицу, которая вам больше понравилась.

       XIV.  Объяснительный диктант.  

   На экране запись:  

Что ( бы)  украсить двор,  отец решил  пос…дить  деревья. Ему пом…гали дети. Что (бы) ни делал отец, сыновья делали то (же). Отец копал яму – ребята то (же) копали. Отец носил воду – дети то (же) носили. Все устали, за (то)  пос…дили много деревьев.

XV. Сочинение-миниатюра по репродукции картины  И. В. Шевандроновой  «В сельской библиотеке». Задание: составить небольшой рассказ, включая в него союзы.    

XVI. Творческое задание по вариантам:

1В. Продолжить предложение, чтобы получилось сложное:  Лес приносит большую пользу людям.

2В. Продолжить предложение, чтобы получилось простое с однородными членами: Молодёжь заботится об охране природы.

  XVII. Игра « Угадай слово».

На экране зашифровано слово из 4 букв, рядом имеется ключ: сберечь (предлог), описание (предлог), смотреть ( окончание в 1 л., ед. ч.), лишняя буква в корне разбег (дугой неправильно обозначен корень «збег»). (Слово СОЮЗ).

-Именно о нём мы сегодня говорили. Так давайте обобщим сказанное. Что же такое союз?

 А…………( Ф.И. ученика) подведёт  музыкальный итог нашему уроку. (Ученик исполняет  частушки о союзе).

                                      Частушки о союзе.

        1. Роль союза велика в жизни синтаксической,

             Хоть к служебным отнесён в рамках лингвистических.

             Заслужил союз почёт, наше уважение:

             Как слова соединяет, так  и предложения.

                                             Припев.

             « Повторенье - мать ученья»- русская пословица.

               Если вместе повторять, хорошо усвоится.

         2. Написать союз непросто – слишком много надо знать,

             Чтоб наречие с частицей от союза отличать.

             Но с частицей можно встретить и местоимение.

            Ты не спутать их союзом прояви стремление.

                           Припев исполняет весь класс.

Итог урока.

Отметки.

Домашнее задание: П.66, №308.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 8 классе. 

« Непроизводные и производные предлоги».

                                                                               Учитель Логачёва Т. В.

  МКОУ «Поселковая СОШ »

Цели урока: 1) знакомство с производными предлогами;

                       2) формировать умение различать предлог и  

                       самостоятельную   синонимичную часть речи;

                        3)научить  употреблять  производные предлоги  в речи.

Оборудование :  раздаточные карточки, перфокарта, карта  О К Г, сигнальная опора «Производные предлоги»,  папки « В помощь учащимся», сюжетный  рисунок, музыкальный инструмент.

Ход урока.

I . Повторение предыдущей темы.

1.Работа по карточкам у доски.  (2 уч-ся).

                                       Карточка № 1.

      1. Рассказать о предлоге как части речи.

      2. Человек питается хлебом, но сначала нива питается его потом и мудростью4.

 Мудростью2.

                                     Карточка  № 2.

  1. Рассказать об употреблении предлогов.

 За Воронеж в дни сражений

  Дед мой воевал,

Я украсить эту землю

Деду обещал4.

Украсить3.

3.Работа с перфокартой на месте (слабый уч-ся). Задание: раскрыть скобки. Скучать по ( вы)  / вас - Пр. пад./, получать по ( окончание) /по окончании - Пр. пад./  школы, по (получение) /получении - Пр. пад./ ответа, по ( состояние) / состоянию - Дат. пад/ здоровья, тужить по ( он ) /нему - Дат. пад./

II.Фронтальная работа с классом . Проверка дом. зад.

-Ребята, пока я буду проверять работу по карточкам, вам необходимо выступить в роли учителя, заменив меня, и исправить ошибки,  допущенные в упр.№258.

/Оплатить билет (вин. Пад.), уверенность в победе - ( Пр. пад.), изобразить Бородинское сражение- (Вин. пад.), делиться  своими достижениями ( Тв. пад.), доказать свою правоту ( Вин. пад.), указать на недостатки ( Вин. пад.),отчитываться за работу  (Вин. пад.), разъяснять правила поведения ( Вин. пад.), таблетки от головной боли (Род.пад.)

Учитель проверяет работу по карточкам и упр. № 258.

III .Объяснение нового материала.

- Какой частью речи является  слово благодаря?    

(Ответ уч-ся: « Можно решить только в контексте»). На экране появляются  2 предложения:

1Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

2.Благодаря помощи друга я справлюсь с трудностями.

( Уч-ся доказывают, что в 1- м  предл. слово благодаря - деепричастие, во2-м  - предл.  

 слово благодаря  =   предл. из-за. Справлюсь  благодаря  чему?)  

На экране  появляется карта  О К Г

                          Лингвистическая сказка.

- Ребята, вы любите  сказки? К этому уроку я придумала для вас лингвистическую сказку о производных предлогах. Послушайте её:

Это было давно – давно, даже я не помню, когда…. На бескрайних  просторах  ОКГ (Объединённого королевства Грамматики) жили – были и дружно соседствовали независимые княжества. Река Междометие, протекавшая  между ними, делила их на 2 области: Самостоятельную и Служебную. Мирно жили князья, чётко выполняя свою роль во имя процветания королевы Грамматики.

Но шло время. Жадность и зависть (злые духи) проникли и сюда. Между князьями начались первые распри. Каждый стремился укрепить свои границы как части речи, усилить влияние в  ОКГ и увеличить число  жителей. Особенно удачно это получалось  в служебно важном княжестве Предлога I, непроизводного. Хоть и называли его служебным, так как он устанавливал отношения между знаменательными частями речи, был он гордым, независимым и хитрым. Для укрепления своего княжества стал он перетягивать  к себе на службу верноподданных даже из соседней Самостоятельной  области, обещая высокие посты на службе и льготы во время морфологических разборов. Услышав об этом, потянулись к Предлогу I Непроизводному  из различных княжеств самостоятельные части речи. Путь их был трудным и длинным. По дороге они испытали немало лишений, многое потеряли: и лексическое значение, и морфологические признаки. Но трудности их не останавливали. Не все желающие добрались до княжества, многие погибли.

Гостей приветливо  встречали верноподданные Предлога I. Хозяева – предлоги предлагали (отсюда их название) гостям лёгкие предложные одежды. Гости переодевались, превращаясь в производные предлоги, произносили  клятву верности на службе князю Предлогу I, и только тогда им разрешалось переступить порог нового княжества.

Учитель сообщает тему и цели урока.

-По способу образования предлоги делятся на производные и непроизводные. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные. Они  утрачивают  при этом своё лексическое значение и  морфологические признаки. Например,  предлог вокруг  (ходит вокруг дома) происходит из наречия вокруг (хорошо видно вокруг), предлог в продолжение  (заседать в продолжение часа)- из сочетания существительного продолжение с предлогом в (верить в продолжение дружбы).    

 Чтение П.54.

Фронтальная проверка.

-Что нового вы узнали о предлогах?

-Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?

IV. Закрепление.

 На экране появляются словосочетания с производными и непроизводными предлогами.

Задание по вариантам: 1в.- назвать словосочетания с непроизводными  предлогами, 2В.- с производными.                                                                                                                                                                      

(1в.- переходят через улицу, подписывают на конверте, отступят от темы, разделят на пять, вдумаются в смысл, прибавят к двум, выпишут из книги, шагают в колонне, сбегают с горы, устанут с непривычки делятся с друзьями, ждут с час.

2 в.- строят позади дома, накинут поверх пальто, разыщут благодаря находчивости,  заменят  ввиду ветхости, бегают около дома, движутся вдоль дороги, поступят наперекор обычаю, готовят в течение месяца, находятся напротив дома, уложат поперёк дороги, вырыт вблизи стадиона, расцветают вдоль бульвара, возвышаются посреди площади).

 

V. Самостоятельная работа класса.

Задание: заменить непроизводные предлоги производными.

Стоять у стола (около), прийти за другого (вместо), отсутствовать из-за болезни (вследствие), ходить у дома (возле).

( Учитель) - Хочу обратить ваше внимание на способ  разграничения  производных предлогов и омонимичных частей речи.

( На  экране появляется  запись:

1.Ветераны шли впереди

2. Ветераны  шли  впереди  колонны)

-Образец рассуждения: в1-м предложении  слово впереди зависит от слова шли, к нему ставится  вопрос  где? Оно является обстоятельством, выраженным  наречием. Во 2-м предложении к данному слову нельзя поставить вопрос, потому что место действия  называется не этим, а другим словом – колонны. Слово же впереди не является членом предложения и служит для выражения зависимости существительного от глагола. Следовательно, это предлог.

VI. Закрепление ( разграничение предлогов и омонимичных  частей речи ). На экране появляется текст.

Партизаны знали этот лес вдоль и поперёк. Тропинка шла вдоль обрыва.  Поперёк речки лежало огромное бревно. Вблизи виднелся лес. Вблизи села слышен был лай собак. Связной надеялся на  встречу с товарищами. Они шли навстречу друг другу.

Задание: в данных предложениях найти производные предлоги и омонимичные части речи, от которых они образованы.

(Учитель)- А сейчас мы научимся различать производные предлоги и существительные с предлогом в. Поможет  в этом следующее правило: между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Запись на экране:

В течение трёх месяцев в нашем посёлке  шли жестокие бои.

В течении реки наметились изменения.

Отряд двигался вперёд в продолжение восьми дней.

В продолжении романа появились  новые герои.

Вследствие дождей река вышла из берегов.

В следствии по делу было всё ясно.

- Придумайте свои примеры и запишите их в тетради, обратив внимание на правописание  производных предлогов

ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ.

VII. Исследовательская работа.

( Учитель)  - Давайте проанализируем текст упр. № 261  учебника.            Пользуясь таблицей учебника, понаблюдайте самостоятельно над употреблением некоторых производных предлогов.

Земля, благодаря обилию снега, глубоко пропиталась влагой. Погода, вопреки предсказанию бюро прогнозов, установилась дождливая. Работа на ферме ведётся согласно графику. Улыбающийся агроном быстро шёл навстречу трактористам. Сев начался в более ранний срок, вопреки обычаю.

(В книжных стилях, научном,  официально- деловом, публицистическом)

VIII. Творческое задание.

Выбрать уместный в данном предложении предлог. На экране  появляются предложения:

1.Экскурсия не состоялась (благодаря, вследствие) болезни учителя.

2.Футбольный матч был отменён (благодаря, вследствие) ливня.

IX. Итоги урока подводятся при помощи сигнальной опоры, которая появляется снова  на экране, а также частушек о производных предлогах.

Ученик исполняет частушки о производных предлогах:

1.Роль предлога велика

В жизни синтаксической,

Хоть к служебным отнесён

В рамках лингвистических.

                                                2.Производные предлоги

                                                   Научился я писать.

                                                   Их от слов омонимичных

                                                   Очень просто отличать.

3.К ним вопрос не задавай:

Просто не получится,

Ведь у них другая роль.

Так зачем же мучиться?

X .Оценки за урок.

Домашнее задание: П.54, Упр. 261.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 9 классе .

« Глагол и его формы».

                                                                                                                                             

        Логачёва Т.В.

                                                                                   

                                                                 МКОУ «Поселковая СОШ»

Цели урока:

        

1) обобщить и систематизировать знания, закрепить навыки учащихся по теме;

2)повторить правописание глагола и его форм;

3)воспитание патриотизма, любви к русскому языку;

Оборудование: сигнальная опора « Глагол», папки « В помощь учащимся», музыкальный инструмент, компьютер.

Ход урока.

 

I. Учёт знаний.

Работа 2 учащихся по карточкам у доски.

Работа с перфокартами (слабые учащиеся).

Проверка домашнего задания.

II .Письмо по памяти.

-Ребята, вспомните стихотворение в прозе И. С. Тургенева  « Русский язык». ( Ученик читает наизусть)

-Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны это стихотворение укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться этой победы. Однажды к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого  маленькую комнатку. И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка. Первое, что видел каждый, были слова стихотворения И. С. Тургенева « Русский язык». Запишите его по памяти. Найдите местоимения, укажите их роль. Сделайте фонетический разбор существительного язык

III. Проверка работы по карточкам.

IV. Проверка работы класса по тексту  стих. И . С. Тургенева на экране компьютера.

-Внимательно посмотрите на экран, сверьте свои записи  с текстом стихотворения, устраните, если есть, ошибки.

- Какова основная мысль стихотворения?

-Какую роль в нём играют местоимения?

V. Учитель ставит цель урока.

 Сегодня нам предстоит повторить сведения о глаголе, его формах.  На экране компьютера  появляется сигнальная опора «Глагол и его формы»

-Глагол занимает в языке 2-е место после существительных: 35% русских слов являются в словаре глаголами. Что же нам известно о глаголе?

(1-й ученик отвечает о глаголе по сигнальной опоре, 2-й ученик дополняет ответ, исполняя частушки о спряжении глагола).

Частушки о спряжении глагола:

                                  На глагольной улице,                                                                      

                                  Всем на удивление,

                                  Жили-были две подружки,

                                   Звали их Спряжения.

                                                                          2.  Но поссорились подружки :

                                                                                Надоело вместе жить.

                                                                                      И тогда они решили

                                                                                      Все глаголы поделить.

                                3.  Тут спряженье № 2

                                   Дверью хлопнуло со зла,

                                   Здесь не стало больше жить,

                                   Взяв глаголы все на  - ить

                                                                                 4.  А предатели-глаголы

                                                                                      С ними бросились бежать.

                                                                                       Я могу вам их назвать:                  

                                                                                     « 7 на  – еть , 4-ать:

                                5.   Гнать, дышать, держать, зависеть,

                                    Видеть, слышать, ненавидеть,

                                   А ещё терпеть, вертеть,

                                  И  обидеть, и смотреть.

                                                                       6.  Брить, стелить в то время спали

                                                                              И скандала не слыхали.

                                                                               Чуть поплакали они,

                                                                                Но из дома не ушли.      

-Ребята, теперь мы готовы выполнить выборочный диктант  по вариантам. 1в.- Из диктуемых слов выбрать  глаголы 1-го спряжения и записать их в форме 2-го лица ед. числа; 2в.- Из диктуемых слов выбрать глаголы 2-го спряжения и записать их в форме 3-го лица   ед. числа.

Брить, пахать, строить, взбираться, зависеть, кланяться, видеть, полёт, хлопотать, учиться, колоть, дышать, бег, кормить.

VI .Самостоятельная работа класса.

 На  экране появилось предложение:

Зам…ра..т2  сер…це   ветерана когда слыш…т3  он  ра…сказы о в…йне4.

Сделать морфологический разбор слова  слышит,  разобрать по составу слово замирает, объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы,   сделать синтаксический разбор предложения.                                                                                                                                                                                                            

 Ученик исполняет песню о синтаксическом разборе предложения .

1.Мы язык родной свой изучаем

И багаж тихонько пополняем.

Многое нам надо повторить,

 Чтоб о предложении говорить.

                                                   2.  Напрягаем мы воображенье,

                                                        На экране снова предложение.

                                                       Можем приказать, сказать, спросить,

                                                      Чтоб ошибок здесь не допустить.

3 .Если всё о предложении знаем,

Быстренько по членам разбираем.

Главное – основу отыскать.

Кто? иль  Что?  Что делает? опять.

                                                        4.Встретятся  коль члены здесь другие,

                                                          Установим связи мы иные.

                                                          Чёткие вопросы задаём

                                                           И характеристику даём.

5. Учитель исполняет следующий куплет:  

Чтобы мысли вновь пришли в движенье,

Предлагаю в этом предложении

Быстро всем основу отыскать.

Может кто-то и получит «5».

VII. Лингвистическая задача.

-Запишите глагол говорите.

Внимание. Поспорили 2 ученика.

- Глагол  говорите  изъявительного наклонения.

-Нет, повелительного.

Кто из них прав?

VIII. Объяснительный диктант.

Задание: запишите предложение под диктовку, определите наклонение глаголов, объясните их правописание.

Оттолкнитесь посильнее и прыгните подальше. Если удачно прыгните, то не упадёте.

IX Формы глагола.

Грамматическая задача.

Задание: Определите часть речи по суффиксам:

- л -, -в-, -вши-, -а-, -я-, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.(на экране появляется запись: играл, падающий,  загадавший, решив, прыгая, шуршащий, настрадавшись, звенящий, сначала.

-Что обозначает причастие?

-Что обозначает деепричастие?

На примере причастия  (1-вариант) улыбающийся указать признаки глагола.

На примере  причастия (2 вариант)  выученный указать признаки прилагательного.

Задание: при помощи имеющихся у вас алгоритмов образовать все возможные формы причастия  и деепричастия от следующих глаголов:

Читать, прочитать, купаться, выкупаться.

X. Корректирование ошибок.

Задание:  исправить орфографические и пунктуационные ошибки в следующем предложении, составьте его схему.

 ( на  экране появляется предложение).

Юность опаленая  вайной будет  долго снится  ветеранам.  

-А чем отличаются условия обособления причастного и деепричастного оборотов?

XI Ученик исполняет песню о деепричастном обороте.

1. Что за странное явленье -  части речи в тупике.

Началось обособленье обстоятельств в языке.

Оборот деепричастный я не спутаю ни с чем,

Хоть и кажется для многих он одной из трудных тем.

2.Оборот деепричастный для меня вопрос простой.

И всегда он в предложении обособлен запятой.

Хвастать я сейчас не стану, только всё-таки скажу,

Что с закрытыми глазами оборот вам покажу.

На экране появляется предложение:

 (Не) дочитанная  вчера книга (не)  давала мне покоя напоминая о войне.

Учитель предлагает ученику-хвастуну с «закрытыми глазами», т.е. легко  найти деепричастный оборот в следующем предложении, а также объяснить орфограммы. Учащиеся записывают предложение в тетради и тоже отыскивают деепричастный оборот, отделяют его запятой, делают  морфологический разбор причастия не дочитанная (1-й вар.), деепричастия напоминая (2-й вар.).

XII Подведение итогов урока.

-Какую роль играют глаголы и его формы в нашей речи?

XIII. Оценки за урок.

Дом. задание: составить сочинение на тему: « Как я готовлюсь к экзамену по русскому языку», используя в нём глаголы и его формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...