Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д.Дейкина,Т.М.Пахнова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10kl_russk.yaz_.docx | 46.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, а также на основе авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум–М, 2009г.)
Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; Осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально – этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка.
Задачи программы:
- Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- Совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом обучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствие с этим в 10 классе предполагается развивать коммуникативную, языковую и лингвистическую, рефлексивную. Целостно – ориентированную компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве. Развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться лингвистическими словарями.
Курс русского языка для 10 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение знаний о языковой системе и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно – ориентированного, деятельного подходов к обучению родному языку:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этике;
- Формирование умение опознавать. Анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Базовый учебник: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник – практикум для 10 -11 классов, 8-е изд., исправленное и дополненное – М: Вербум-М, 2009.
Формы организации учебного процесса:
- Групповые
- Коллективные
- Индивидуальные
Формы контроля:
- Тестирование
- сочинения
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
К концу 10 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно – политической и морально – этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико- орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7классах орфограммами, слова общественно – политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
О русском языке, о русской речи ( 8ч +1 к/т +1 р/р)
Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.
Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.Типы речи. Стили речи. Русский язык и язык художественной литературы.
Текст как речевое произведение (6ч +1 р/р)
Текст как результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин (первое предложение)
Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и теаста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Средства выразительности в художественном тексте. Стилистические возможности языковых средств. Понимание текста- процесс творческий. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение – это тоже текст.
Система языка ( 1ч)
Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис). Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые –лингвисты.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. ( 3ч +1р/р)
Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Звуковая организация поэтического текста. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.
Лексика. Фразеология ( 3ч)
Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.
Состав слова и словообразование (2ч +1р/р)
Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования. Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.
Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.
Морфология (4ч)
Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.
Местоимение. Местоимение как средство связи между предложениями.
Глагол. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.
Причастия действительные и страдательные. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.
Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.
Наречие. Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния.
Служебные части речи. Междометие. Морфологический анализ слов.
Обобщение и систематизация изученного ( 3ч + 1 к/т)
Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия ( лексическая и грамматическая).Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Класс___10___
Учитель: Жангалиева Ирина Николаевна
Количество часов
Всего __35_ ч.; в неделю _ 1_ч.
Плановых контрольных уроков (диктант, изложение, сочинение)__6 _ч.
Административных контрольных уроков______ ч.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку ,а также на основе авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум–М, 2009г.) программа
Учебник
«Учебник- практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд. «Вербум,2009г.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
Обучение в 10-11 классах по учебнику А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой "Русский язык. 10-11 классы" (А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова, Н. В. Трефилова)
название, автор, издательство, год
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во час. | Основные понятия | Использование ИКТ | ЕГЭ | Проектная деятельность | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||||||
1. | Язык и речь. Роль языка в обществе и в жизни каждого человека | 1 | Знать структуру учебника, справочный аппарат. Текст- размышление о роли русского языка | Общие сведения о форме итоговой аттестации; текст -рассуждение | Творческая работа по данному началу | 2.09.13 | |||
2. | Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. Культура речи. Языковая норма | 1 | Знать языковые нормы как культуру речи. Особенности словарей | презентация | Лексическое значение слова – А12; слово в контексте –А31 | Лингвистическое сообщение – пре-зентация | 9.09 | ||
3. | Типы речи. Стили речи. | 1 | Знать типы и стили речи, их характерные признаки, изобразительные средства | Тип и стиль речи-А30; паронимы- А30; главные члены предложения –А9 | Проект «Лингвистический анализ текста».Проб-лематизация | Работа с текстами: доказательство принадлежности к данному стилю и типу речи | 16.09 | ||
4. | Контрольное тестирование по материалам КИМов. Типы речи. Стили речи. | 1 | Выполнение заданий по материалам КИМов | Часть А. Задания А-9; А30 | Работа по материалам КИМов | 23.09 | |||
5. | Подготовка к уроку- семинару по теме «Язык и речь» | 1 | Языковые нормы как культура речи. Типы и стили речи, их характерные признаки | КИМы ЕГЭ | Определение цели и задачи проекта | Работа по материалам КИМов | 30.09 | ||
6. | Урок-семинар по теме «Язык и речь» | 1 | Языковые нормы как культура речи | А12-18 | Работа по материалам КИМов | 7.10 | |||
7. | Р/р Контрольное сочинение –рассуждение по предложенному тексту | 1 | Знать признаки текста, способы связи предложений в тексте, типы и стили речи | А19-А23 | Текст на заданную тему | 14.10 | |||
8. | Анализ сочинения на морально-эти-ческую тему | 1 | Сочинение это тоже текст | Часть С | Планирование | Анализ текста,структурный,лексический, пунктуационный | 21.10 | ||
9. | Текст как речевое произведение | 1 | Знать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте,типы и стили речи | Построение текста-А7,А8; проблема, позиция автора-С1 (К1,К3) | Коллективное обсуждение проекта | Текст на заданную тему с соблюдением норм речи: способы и средства связи | 28.10 | ||
10. | Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом | 1 | Знать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте | В1-4 | Рефлексия | Комплексный анализ текста | 11.11 | ||
11. | Р/р От анализа текста – к изложению | 1 | Элементы изложения, способы связи, речевые формулы элементов сочинения по тексту | Решение задач по типу А6, А12, А31, А14, А24 | Защита проекта «Лингвистический анализ текста» | Работа с текстами: определение роли первого предложе-ния в тексте, первого абзаца | 18.11 | ||
12. | Р/р Сочинение –это тоже текст: отавторского замысла – к тексту | 1 | Знать сочинение-это тоже текст: авторский замысел, особенности зачина текста | презентация | Часть С | Анализ текста: структурный, лексический, орфографический, пунктуационный | 25.11 | ||
13. | Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1 | Аргументация собственной позиции | Часть С | Редактирование сочинения | 2.12 | |||
14. | Урок-семинар на тему «Система русского языка: её единицы, их функции» | 1 | Понятие «система». Единицы языковой системы. | презентация | Часть А А2, А3-5 | Работа с текстом | 9.12 | ||
15. | Контрольное тестирование по материалам КИМов | 1 | Тестовые задания | тест | КИМы | 16.12 | |||
16. | Значение понятия языковой системы. Уровни языковой системы | 1 | Связь и взаимодействие языковых единиц | Часть А А6-А8 | Работа с текстом | 23.12 | |||
17. | Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи | 1 | Знать разграничение звуков и букв, особенностей ударения в русском языке | Орфоэпические нормы А2 | Лингвистический рассказ по схеме «Звуки русского языка» | 13.01. 14 | |||
18. | Средства звуковой выразительности. Орфоэпические нормы языка | 1 | Орфоэпические нормы языка | Значение слова – А31; В8 | Тестовое задание | 20.01 | |||
19. | Р/р Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1 | Аргументация собственной позиции | Часть С | Работа с текстом | 27.01 | |||
20. | Анализ сочинения –рассуждения на нравственную тему | 1 | Определение позиции автора | Часть С | Редактирование сочинения | 3.02 | |||
21. | Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики | 1 | Знать понятия: а)лексическое значение; б) смысловые отношения;г)употребление | Часть А А-12; А-29; А-31 | Характеристика слова. Определение темы, основной мысли текста | 10.02 | |||
22. | Слово в словаре. Стилистическая окраска слов. Лексический разбор слова | 1 | Признаки различия общеупотребительной и необщеупотребительной лексики | презентация | Часть В В8 | Работа с текстом | 17.02 | ||
23. | Лексические средства художественной изобразительности | 1 | Языковые средства связи между предложениями в тексте | Состав слова-А13; языковые средства-В8 | Работа с текстом | 24.02 | |||
24. | Лексические средства связи между предложениями в тексте | 1 | Средства связи между предложениями в тексте, уметь их находить | презентация | А-13; В-8 | Тестовые задания | 3.03 | ||
25. | Состав слова. Словообразование | 1 | Словообразова-ние | А-13; А-15; А-16; В-1 | Характеристика слова в контексте | 10.03 | |||
26. | Способы словообразования | 1 | Словообразова-тельная цепочка | презентация | Часть А А-17; В-1 | Работа с текстом | 17.03 | ||
27. | Морфология. Система частей речи. Основные категории частей речи | 1 | Уметь систематизиро-вать изученные ранее части речи | Проект «Морфологи-ческие нормы употребления форм слова» Проблематиза-ция | Языковые особенности текста – В-8 | 7.04 | |||
28. | Р/р Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1 | Определение позиции автора | Часть С | Цель и задачи проекта | Работа с орфограммами текста | 14.04 | ||
29. | Анализ сочинения-рассуждения по предложенному тексту | 1 | Способы связи предложений в тексте | Часть С | Определение источников, способов сбора информации | Работа с текстом | 21.04 | ||
30. | Типы склонения именных частей речи. Спряжение глаголов. Правописание окончаний | 1 | Признак Типы склонения именных частей речи.Морфологичес- кие признаки глагола | Часть А А-17; А-18 | Реализация | Работа с текстом | 28.04 | ||
31. | Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи | 1 | Роль слов, относящихся к разным частям речи | А-17; А-18 | Реализация | Работа с текстом | 5.05 | ||
32. | Орфографический разбор текста | 1 | Орфографичес-кий разбор текста | Рефлексия | Работа с текстом | 12.05 | |||
33. | Пунктуационный разбор текста | 1 | Пунктуацион-ный разбор текста | А-10; А-22; А-25; А-26 | Защита проекта «Морфологи-ческие нормы употребления форм слова» | 19.05 | |||
34. | Контрольное тестирование по материалам КИМов | 1 | Проверка знаний, умений, навыков | тест | тест | 26.05 | |||
35. | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | Систематизиро-вать изученные части речи | КИМы, решение тестов | 30.05 |
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Учебник- практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд. «Вербум,2009г.
2.Быстрова Е.А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. Изд. «Просвещение», 1994г.
3.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, 4.М.А.Матюшина. М: Рус.яз., 1994г.
5.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений
6.Учебный словарь синонимов русского языка. Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др.
Список литературы
- Практический курс. Программа, методические материалы Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. изд. «Вербум»
- Изложения по русскому языку; 10 класс /Е.А.Влодавская. – М: Издательство «Экзамен», 2008г.
- Стилистика современного русского языка. Голуб И.Б. М: «Просвещение» 1999г.
- Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной,Т.М.Пахновой «Русский язык» 10-11классы / Составитель В.П.Сычева, -М: 2007г
Интернет – ресурсы:
- http: ege. edu. ru. – Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http: // wwwschool.edu.ru.- Российский образовательный портал
- http: // repetitor.1c.ru – Репетитор по русскому языку
- Интернет Урок. Ру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс по А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 10 класса на основе авторской программы авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Русский язык в старших классах: Программа. ...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой) на 2013-2014 учебный год. Рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.
Рабочая программа по русскому языку для 11 «А» класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....