Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

ЖАНГАЛИЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д.Дейкина,Т.М.Пахнова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10kl_russk.yaz_.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, а также на основе авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой  (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум–М, 2009г.)

Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; Осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально – этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка.

Задачи программы:

  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных  ситуациях общения,  нормами речевого этикета, обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • Совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом обучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствие с этим в 10 классе предполагается развивать коммуникативную, языковую и лингвистическую, рефлексивную. Целостно – ориентированную компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми  умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве. Развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться лингвистическими словарями.

Курс русского языка для 10 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение знаний  о языковой системе и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно – ориентированного, деятельного подходов к обучению родному языку:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этике;
  • Формирование умение опознавать. Анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

            Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся  сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Базовый учебник: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник – практикум  для 10 -11 классов, 8-е изд., исправленное  и дополненное – М: Вербум-М, 2009.

Формы организации учебного процесса:

  • Групповые
  • Коллективные
  • Индивидуальные

            Формы контроля:

  • Тестирование
  • сочинения

Требования к уровню подготовки  учащихся, обучающихся по данной программе

К концу 10 класса обучающиеся  должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно – политической и морально – этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
  • по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
  • по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико- орфографическим словарем;
  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7классах орфограммами, слова общественно – политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

                                                                                        Содержание тем учебного курса

О русском языке, о русской речи ( 8ч +1 к/т +1 р/р)

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.Типы речи. Стили речи. Русский язык и язык художественной литературы.

Текст как речевое произведение (6ч +1 р/р)

Текст как результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин (первое предложение)

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и теаста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Средства выразительности в художественном тексте. Стилистические возможности языковых средств. Понимание  текста- процесс творческий. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение – это тоже текст.

Система языка ( 1ч)

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).  Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые –лингвисты.

Фонетика.  Орфоэпия.  Графика. ( 3ч +1р/р)

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Звуковая организация поэтического текста. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Лексика.  Фразеология ( 3ч)

Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные  и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

Состав слова и словообразование  (2ч +1р/р)

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования. Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.

Морфология  (4ч)  

Знаменательные  и служебные части речи, их текстообразующая роль. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Местоимение как средство связи между предложениями.

Глагол. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

Причастия действительные и страдательные. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния.

Служебные части речи. Междометие. Морфологический анализ слов.

Обобщение и систематизация изученного ( 3ч + 1 к/т)

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия ( лексическая и грамматическая).Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.

                                                                                            Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

предмет

Класс___10___

Учитель: Жангалиева Ирина Николаевна

Количество часов

Всего  __35_ ч.; в неделю  _ 1_ч.

Плановых контрольных уроков (диктант, изложение, сочинение)__6 _ч.

Административных контрольных уроков______ ч.

Планирование составлено на основе    Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку ,а также на основе авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой  (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум–М, 2009г.)                                                                                    программа

Учебник

«Учебник- практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд. «Вербум,2009г.

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

Обучение в 10-11 классах по учебнику А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой "Русский язык. 10-11 классы" (А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова, Н. В. Трефилова)

название, автор, издательство, год

  Календарно – тематическое планирование

п/п

   Наименование

 раздела и тем

Кол-во

час.

  Основные

  понятия

Использование

         ИКТ

     ЕГЭ

Проектная

деятельность

         Вид

  контроля

       Дата

план

факт

1.

Язык и речь. Роль языка в обществе и в жизни каждого человека

1

Знать структуру учебника, справочный аппарат. Текст- размышление о роли русского языка

Общие сведения о форме итоговой аттестации; текст -рассуждение

Творческая работа по данному началу

2.09.13

2.

Русский  язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. Культура речи. Языковая норма

1

Знать языковые нормы как культуру речи. Особенности словарей

презентация

Лексическое значение слова – А12; слово в контексте –А31

Лингвистическое сообщение – пре-зентация

9.09

3.

Типы речи. Стили речи.

1

Знать типы и стили речи, их характерные признаки, изобразительные средства

Тип и стиль речи-А30; паронимы- А30; главные члены предложения –А9

 Проект «Лингвистический анализ текста».Проб-лематизация

Работа с текстами: доказательство принадлежности к данному стилю и типу речи

16.09

4.

Контрольное  тестирование по материалам КИМов. Типы речи. Стили речи.

1

Выполнение заданий по материалам КИМов

Часть А.    Задания А-9; А30

Работа по материалам КИМов

23.09

5.

Подготовка к уроку- семинару по теме «Язык и речь»

1

Языковые нормы как культура речи. Типы и стили речи, их характерные признаки

КИМы  ЕГЭ

Определение цели и задачи проекта

Работа по материалам КИМов

30.09

6.

Урок-семинар по теме «Язык и речь»

1

Языковые нормы как культура речи

А12-18

 Работа по материалам КИМов

7.10

7.

Р/р Контрольное сочинение –рассуждение по предложенному тексту

1

Знать признаки текста, способы связи предложений в тексте, типы и стили речи

А19-А23

Текст на заданную тему

14.10

8.

Анализ сочинения на морально-эти-ческую тему

1

Сочинение это тоже текст

Часть С

Планирование

Анализ текста,структурный,лексический, пунктуационный

21.10

9.

Текст как речевое произведение

1

Знать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте,типы и стили речи

Построение текста-А7,А8; проблема, позиция автора-С1 (К1,К3)

Коллективное обсуждение проекта

Текст на заданную тему с соблюдением норм речи: способы и средства связи

28.10

10.

Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом

1

Знать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте

В1-4

Рефлексия

Комплексный анализ текста

11.11

11.

Р/р От анализа текста – к изложению

1

Элементы изложения, способы связи, речевые формулы элементов сочинения по тексту

Решение задач по типу А6, А12, А31, А14, А24

Защита проекта

«Лингвистический анализ текста»

Работа с текстами: определение роли первого предложе-ния в тексте, первого абзаца

18.11

12.

Р/р Сочинение –это тоже текст: отавторского замысла – к тексту

1

Знать сочинение-это тоже текст: авторский замысел, особенности зачина текста

презентация

Часть С

Анализ текста: структурный,  лексический, орфографический, пунктуационный

25.11

13.

Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

1

Аргументация собственной позиции

Часть С

Редактирование сочинения

2.12

14.

Урок-семинар на тему «Система русского языка: её единицы, их функции»

1

Понятие «система».

Единицы языковой системы.

презентация

Часть А

А2, А3-5

Работа с текстом

9.12

15.

Контрольное тестирование по материалам КИМов

1

Тестовые задания

тест

КИМы

16.12

16.

Значение понятия языковой системы. Уровни языковой системы

1

Связь и взаимодействие языковых единиц

Часть А

А6-А8

Работа с текстом

23.12

17.

Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи

1

Знать разграничение звуков и букв, особенностей ударения в русском языке

Орфоэпические  нормы А2

Лингвистический рассказ по схеме «Звуки русского языка»

13.01.

14

18.

Средства звуковой выразительности. Орфоэпические нормы языка

1

Орфоэпические нормы языка

Значение слова – А31; В8

Тестовое задание

20.01

19.

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

1

Аргументация собственной позиции

Часть С

Работа с текстом

27.01

20.

Анализ сочинения –рассуждения на нравственную тему

1

Определение позиции автора

Часть С

Редактирование сочинения

3.02

21.

Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики

1

Знать понятия:

а)лексическое значение; б) смысловые отношения;г)употребление

Часть А

А-12; А-29; А-31

Характеристика слова.

Определение темы, основной мысли текста

10.02

22.

Слово в словаре. Стилистическая окраска слов. Лексический разбор слова

1

Признаки различия  общеупотребительной и необщеупотребительной лексики

презентация

Часть В

В8

Работа с текстом

17.02

23.

Лексические средства художественной изобразительности

1

Языковые средства связи между предложениями в тексте

Состав слова-А13; языковые средства-В8

Работа с текстом

24.02

24.

Лексические средства связи между предложениями в тексте

1

Средства связи между предложениями в тексте, уметь их находить

презентация

А-13; В-8

Тестовые  задания

3.03

25.

Состав слова. Словообразование

1

Словообразова-ние

А-13; А-15; А-16; В-1

Характеристика слова в контексте

10.03

26.

Способы словообразования

1

Словообразова-тельная цепочка

презентация

Часть А

А-17; В-1

Работа с текстом

17.03

27.

Морфология. Система частей речи. Основные категории частей речи

1

Уметь систематизиро-вать изученные ранее части речи

Проект

«Морфологи-ческие нормы употребления форм слова»

Проблематиза-ция

Языковые особенности текста – В-8

7.04

28.

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

1

Определение позиции автора

Часть С

Цель и задачи проекта

Работа с орфограммами текста

14.04

29.

Анализ сочинения-рассуждения по предложенному тексту

1

Способы связи предложений в тексте

Часть С

Определение источников, способов сбора информации

Работа с текстом

21.04

30.

Типы склонения именных частей речи. Спряжение глаголов. Правописание окончаний

1

Признак Типы склонения именных частей речи.Морфологичес- кие  признаки глагола

Часть А

А-17; А-18

Реализация

Работа с текстом

28.04

31.

Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи

1

Роль слов, относящихся к разным частям речи

А-17; А-18

Реализация

Работа с текстом

5.05

32.

Орфографический разбор текста

1

Орфографичес-кий разбор  текста

Рефлексия

Работа с текстом

12.05

33.

Пунктуационный разбор текста

1

Пунктуацион-ный разбор  текста

А-10; А-22; А-25; А-26

Защита проекта «Морфологи-ческие нормы употребления форм слова»

19.05

34.

Контрольное тестирование по материалам КИМов

1

Проверка знаний, умений, навыков

тест

тест

26.05

35.

Повторение и обобщение изученного материала

1

Систематизиро-вать изученные части речи

КИМы, решение тестов

30.05

                                                                  Перечень учебно – методического обеспечения

            1.Учебник- практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд. «Вербум,2009г.

2.Быстрова Е.А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. Изд. «Просвещение», 1994г.

3.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, 4.М.А.Матюшина. М: Рус.яз., 1994г.

5.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений

      6.Учебный словарь синонимов русского языка. Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др.

                                          Список литературы

  1. Практический курс. Программа, методические материалы Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. изд. «Вербум»
  2. Изложения по русскому языку; 10 класс /Е.А.Влодавская. – М: Издательство «Экзамен», 2008г.
  3. Стилистика современного русского языка. Голуб И.Б. М: «Просвещение» 1999г.
  4. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной,Т.М.Пахновой «Русский язык» 10-11классы / Составитель В.П.Сычева, -М: 2007г

Интернет – ресурсы:

  1. http: ege. edu. ru. – Портал информационной поддержки ЕГЭ
  2. http: // wwwschool.edu.ru.- Российский образовательный портал
  3. http: // repetitor.1c.ru – Репетитор по русскому языку
  4. Интернет Урок. Ру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 10 класса на основе авторской программы авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой  (Русский язык в старших классах: Программа. ...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой) на 2013-2014 учебный год. Рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.

Рабочая программа по русскому языку для 11 «А» класса составлена  в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....