Рабочая программа по русскому языку 10 класс по А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 10 класса на основе авторской программы авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой  (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум-М, 2007)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10_klass_deykina.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 10 класса  составлена  в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, на основе Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, а также на основе авторской программы авторской программы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой  (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум-М, 2007) и инструктивно-методического письма о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

Задачи:

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса;

совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.       

Базовый учебник: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник - практикум для старших классов. 7-е изд., стереотипное - М.:  Вербум-М, 2007.

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю –1

I полугодие

II полугодие

Итого

сочинение

2

2

4

тестирование

2

1

3

Самостоятельные и проверочные работы распределены на год по усмотрению учителя

Формы организации учебного процесса:

групповые;

коллективные;

индивидуальные.

Формы контроля: тестирование, сочинения

Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 10 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

                                                                                                                                                       

Раздел III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                        

№ урока

Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки  прохождения

Подготовка

к ЕГЭ

Примечание

1

Язык и речь.

Роль языка в обществе и в жизни каждого человека.

1

Общие сведения о форме итоговой аттестации; текст-рассуждение

2

Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа.

Культура речи. Языковая норма. Качества хорошей речи.

1

Лексическое  значение слова –

А12; лексикология, слово в контексте-

А31

3

Типы речи. Стили речи.

1

Тип и стиль речи-А30; паронимы-А30; главные члены предложения-А9; морфология, частеречная принадлежность –А11, В2

4

Контрольное тестирование по материалам  КИМов

Типы речи. Стили речи.

1

Тип и стиль речи-А30; паронимы-А30; главные члены предложения-А9

5

Подготовка к уроку-семинару по теме «Язык и речь»

1

КИМы ЕГЭ

6

Урок-семинар по теме «Язык и речь»

1

А12-18

7

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

1

А19-23

8

Анализ сочинения на морально-этическую тему

1

Часть С

9

Текст как речевое произведение.

1

Построение текста-А7,А8; проблема, позиция автора-С1(К1,К3)

10

Понимание текста - процесс творческий. Диалог с текстом

1

В1-4

11

Р/р От анализа текста – к изложению

1

Решение задач по типу А6, А12, А31, А14, А24

12

 Р/р Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла - к тексту

1

Редактирование сочинения, аргументация собственной позиции – С1, С2

13

Р/р Контрольное сочинение - рассуждение по предложенному тексту

1

Редактирование сочинения, аргументация собственной позиции – С1, С2

14

Урок-семинар на тему «Система русского языка: её единицы, их функция и иерархия»

1

Фонетический разбор-А1, А2; словообразовательный анализ- В1; морфологический анализ –А11, В2; значение слова- А12, А31

15

Контрольное тестирование по материалам  КИМов

1

16

Значение понятия языковой системы. Уровни языковой системы.

1

17

Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи

1

фонетика, орфоэпические нормы – А1, А2

18

Средства звуковой выразительности. Орфоэпические нормы языка.

1

фонетика, орфоэпические нормы – А1, А2;

Значение слова- А31; языковые средства- В8

19

Р/р Контрольное сочинение - рассуждение по предложенному тексту

1

Часть С

20

Анализ сочинения-рассуждения на нравственную тему по предложенному тексту

1

Часть С

21

Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики

1

Значение слова – А12; лексикология – А31; паронимы – А3; стили речи - А29

22

Слово в словаре. Лексическая сочетаемость. Стилистическая окраска слов. Лексический разбор слова.

1

В8

23

Лексические средства художественной изобразительности. Переносное значение как основа тропов. Контекстуальные синонимы и антонимы

1

Состав слова – А13; языковые средства – В8; лексикология –А31

24

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

1

25

Состав слова. Словообразование

1

Состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16; способы словообразования- В1

26

Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка.

1

Правописание суффиксов-А17; способы  словообразования- В1

27

Морфология. Система частей речи. Основные категории частей речи.  

1

морфология, частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста- В8

28

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

1

Часть С

29

Анализ сочинения-рассуждения по предложенному тексту

1

Часть С

30

Системы форм изменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний

1



Правописание падежных окончаний сущ. и прилаг.; личные окончания глаголов и суффиксы причастий, глаголов –А17, А18

31

Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи.

1

Правописание падежных окончаний сущ. и прилаг.; личные окончания глаголов и суффиксы причастий, глаголов –А17, А18

32

Орфографический разбор текста.

1

33

Пунктуационный разбор текста.

Основа предложения –А10; обособленные члены предложения – А22; пунктуация в сложном предложении – А21, А25, А26; пунктуация в ССК –А27

34

Контрольное тестирование по материалам КИМов

1

35

Повторение и обобщение изученного материала.

1

КИМы, решение тестов

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

О русском языке, о русской речи (8 + 1К/Т + 1Р/Р )

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка.

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (6 + 1Р/Р)

Текст как результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Средства выразительности в художественном тексте. Стилистические возможности языковых средств. Понимание текста — процесс творческий. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение — это тоже текст.

СИСТЕМА ЯЗЫКА (1)

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис). Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые-лингвисты.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА  (3+ 1Р/Р)

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Звуковая организация поэтического текста. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ  (3)

Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов.

Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ  (2 + 1Р/Р)

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования. Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова, Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.

МОРФОЛОГИЯ  (4)

Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Местоимение как средство связи между предложениями.

Глагол. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

Причастия действительные и страдательные. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Текстообразующая роль наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Междометие. Морфологический анализ слов.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО  (3 + 1К/Т)

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.

Раздел V. Формы и средства контроля

1. Контрольное тестирование по материалам  КИМов.  Типы и стили речи. (урок 4) (Контрольно-измерительные материалы взяты из сборника: ЕГЭ-2013. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (Федеральный институт педагогических измерений)/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров. – М.: Астрель, 2012.)

Вариант 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвОним        2) бантЫ        3) завИдно        4) рвАла

А2.  В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.

В июле стояла жара, и, когда по зелёной листве сначала медленно и неуверенно, а затем всё настойчивей застучали капли ЖИВУЧЕЙ влаги, вся природа встрепенулась и потянулась навстречу дождю.

Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.

На летние месяцы школьников отправляют в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь, одно из основных направлений деятельности которого - изучение иностранных языков.

А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двухстами предметами; 2) килограмм помидоров;

3) серьёзнейшее замечание; 4)поезжайте в город

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Создавая роман-трилогию,

привлекались документально подтверждённые данные.

писатель использовал подлинные документы эпохи.

были использованы подлинные документы эпохи.

документы эпохи подтверждали достоверность событий.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Мир   животных,   изучаемый   зоологией   и   некоторыми   другими   науками, отличается огромным разнообразием.

Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения.

Вопреки прогноза установилась ясная погода.

В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.

Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.

Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)... (2)Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (З)Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4)Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (б)Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6)... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.

         А7.    Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

До сих пор о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем о космосе, и шансов когда-либо проникнуть в подземный мир не так уж и много.

Нашу планету покрывает каменная оболочка — земная кора, которую М.В. Ломоносов образно называл «черепом Земли».

Как космический объект Земля обладает различными физическими полями.

Учёные предполагают, что внешнее ядро Земли находится в жидком состоянии, а её внутреннее ядро  представляет собой твёрдое тело.

А8.  Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Например,        2) Наоборот,       3) Кроме того,        4) Зато

А9.   Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?

А10.   Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

простое осложнённое        3) сложноподчинённое

сложносочинённое        4) бессоюзное сложное

А 11. Укажите значение слова атмосфера (предложение 4).

воздушная оболочка, окружающая Землю.  2) окружающие условия, обстановка

единица измерения давления газов безвоздушное пространство

А 12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

д..лголетие, п..йзаж, рассм..треть        3) г..лосование, п..норама, разб..раться

р..систый, разб..влять, д..ление        4) б..снословный, к..ридор, осв.лщать

А 13. В каком варианте  ответа правильно указаны все цифры,  на месте которых пишется НН?

В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.

1) 1, 2        2) 1, 3        3) 1, 2, 3        4) 2, 3

А14.   В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

д..лголетие, п..йзаж, рассм..треть        3) г..лосование, п..норама, разб..раться

р..систый, разб..влять, д..ление        4) б..снословный, к..ридор, осв.лщать

А 15.  В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..увеличивать, пр..школьный, пр..подавать                  2) и..черпать, распределить, бе..цельный

3) пре..писание, по..клеить, о..давать                                     4)дезинфекция, подытожить, небезызвестный

А16.   В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

раздел..шь, колебл..мый        3) откус..шь, раскраш..нный

бор..шься, выключ..вший        4) подкле..шь, слыш..мый

А17.  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. причудл..вый        В. глянц..вый

Б. оцен..вать        Г. ослаб..вать

1) А, Б, Г        2) А, Б        3) А, В, Г        4) В, Г

А18.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.

По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.

Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит    продолжить (не) оконченную вчера работу.

Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

Вариант 2

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) врУчишь        2) крАны        3) довЕрху        4) налИла

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ,  когда мышь покинет своё убежище.

Никакая  работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для  этого  блестяще  образованного  и высокоорганизованного человека больших затруднений.

Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) смотрев вперёд                              2) лучшие парикмахеры

3) о трёхстах участниках                  4)около двух килограммов

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

                   Готовясь к экзамену,

1) была проведена серьёзная работа.               2) ученики провели серьёзную работу.

3) выпускникам пришлось нелегко.                 4)ожидали большие трудности.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.

Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.

Все  накопленные  знания  о  мире  животных  не  сможет  вместить  ни  одна энциклопедия.

На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».

2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.

3) А.И.  Куинджи был из тех мастеров,  которые умели схватить,  запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

4) В.И. Даль — человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12

(1)... (2)Мантийные потоки медленно поднимаются вверх от ядра, затем растекаются в стороны вдоль поверхности и, сходясь в других областях, вновь погружаются вглубь. (3)В результате хрупкая земная кора раскалывается на блоки и плиты. (4)Эти части земной коры перемещаются в горизонтальном направлении. (5)Скорость перемещения так называемых литосферных плит чрезвычайно мала: она составляет миллиметры, максимум несколько сантиметров в год. (6)... это движение определяет внешний облик планеты и многие процессы, происходящие на ней.

А7.   Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Вопрос о том, твёрдым или жидким является ядро Земли, отнюдь не праздный и не может быть решён однозначно.

Вещество Земли постоянно находится в движении.

Звуковые волны образуют так называемое сейсмическое поле.

С глубокой древности величайшие умы человечества стремились узнать, что находится у нас под ногами, что служит основанием окружающего нас мира.

А8.   Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Кроме того            2) Поэтому    3)Вследствие того что          4) Но именно

  А9.   Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) погружаются вглубь (предложение 2)                      2) эти части перемещаются (предложение 4)

3) скорость мала (предложение 5)                                4)определяет облик (предложение 6)

А10.    Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое осложнённое        3) сложноподчинённое

2) сложносочинённое                     4) бессоюзное сложное

А13.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ПН?

С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости.

1) 1, 2                     2) 1, 3                      3) 1, 2, 3                      4) 2, 3

А 11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ЧРЕЗВЫЧАЙНО (предложение 5)

1)        краткое прилагательное        3) наречие

2)        частица                                 4) страдательное причастие

А.12. Укажите значение слова ЯДРО (предложение 2).

внутренняя часть плода в твёрдой оболочке

внутренняя, средняя, центральная часть чего-либо

важнейшая часть клетки животного и растительного организма

сущность, основа чего-либо

А13.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости.

1) 1, 2        2) 1, 3        3) 1, 2, 3        4) 2, 3

А14.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) г..рбарий, раст..рать, засл..нять                      2) р..скошный, см..риться, отп..лить

3) оз..рить, препод..ватель, к..личество              4)осозн..вать, зав..ршать, в...негрет

А15.   В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Без..нициативный, сверх..нтересный, пред..стория

Пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться

Бе..порядочный, ра..жигать, и..целить

По..ключить, пре..положительный, о..брасывать

А16.   В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

разлож..шь, устро..вший        3) отгон..шь, выращ..нный

напиш..шь, муч..мый        4) постел..шь, умнож..вший

А17.  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. растра..ваться        В. завистл..вый

Б. овлад..вать        Г. сирен..вый

1) А, Б        2) А, Б, Г        3) А, В        4) В, Г

А18.   В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.

Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов,  (не) делающих тому чести.

Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.

Хозяева  накормили  (не)ожиданно  приехавших  гостей  вяленой  олениной  и печёной           картошкой, напоили топлёным молоком.

Ключи к тестам

Вар.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

1

3

2

1

2

3

2

3

3

3

1

2

1

3

2

2

4

2

3

2

2

3

1

2

1

3

2

4

3

1

3

2

3

2

2

1

3

2

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания, − 18.

Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку

Количество баллов

менее 9

10-12

13-15

16-18

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

2. Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту (урок 7) (Контрольно-измерительные материалы взяты из сборника: ЕГЭ-2013. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (Федеральный институт педагогических измерений)/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров. – М.: Астрель, 2012.)

Милосердие

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность. .. она состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным. Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...

Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моем детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

                                                                                                          (Д. Гранин)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа не оценивается.

3. Контрольное сочинение - рассуждение по предложенному тексту (урок 13) (Контрольно-измерительные материалы взяты из сборника: ЕГЭ-2013. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (Федеральный институт педагогических измерений)/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров. – М.: Астрель, 2012.)

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

4. Контрольное сочинение - рассуждение на нравственную тему по предложенному тексту (урок 19) (Контрольно-измерительные материалы взяты из сборника: ЕГЭ-2013. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (Федеральный институт педагогических измерений)/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров. – М.: Астрель, 2012.)

        Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

Лейтенант решил воспользоваться этим. Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.

– За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!

Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось.

Неожиданно быстро доехали до площади Революции. Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. Пора выходить.

Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. «Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… Но вот снова твёрдый пол под ногами.

Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.

Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. Лейтенанта это всерьёз тревожило. Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…

По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

 Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву*)

*Евгений Захарович Воробьёв (1910 – 1991) − прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, является автором многих книг, посвящённых военному времени.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

5. Контрольное сочинение-рассуждение по предложенному тексту (урок 28) (Контрольно-измерительные материалы взяты из сборника: ЕГЭ-2013. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (Федеральный институт педагогических измерений)/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров. – М.: Астрель, 2012.)

      Прости меня, мама,.. Мамы давно уже нет... А я все еще мысленно говорю: «Прости меня, мама...». Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын; очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал позвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам... «Я понимаю, как ты устал!» Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

Однажды Паустовский подарил мне стихотворение, переписанное его рукой из какого-то сборника. То были стихи молодого поэта Бориса Лебедева, который словно провидел свою судьбу: он ушел из жизни в самом ее начале.

Двадцать дней и двадцать ночей. Он жить продолжал, изумляя врачей...

Но рядом с ним была его мать. Она не сводила с него очей. Утром, на двадцать первые сутки,           она вздремнула на полминутки. И чтобы не разбудить ее, Он сердце остановил свое...

— Выучи эти стихи наизусть, — посоветовал Константин Георгиевич.

    Я выучил.

    Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н.А, Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Все пройдет...» — шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. Прости меня, мама...

                                                                                                                         (Л. Алексин)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

6. Контрольное тестирование по материалам КИМов (урок 34) (Контрольно-измерительные материалы взяты из сборника: ЕГЭ-2013. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (Федеральный институт педагогических измерений)/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров. – М.: Астрель, 2012.)

Вариант 1

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) камбалА                2) бензопровОд                 3) ворожеЯ                 4) факсИмиле

А2. В каком предложении вместо слова ИСКУССТВЕННЫЙ нужно употребить ИСКУСНЫЙ?

1) Любовь была не настоящая, ИСКУССТВЕННАЯ, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая.

2) В этом году мы решили нарушить традицию и поставить ИСКУССТВЕННУЮ ёлку.

3) Он был ИСКУССТВЕННЫМ мореплавателем, а потому ни разу его шхуна не села на мель.

4) И новый плащ Веры Петровны был тоже хорош, хоть и сделан из ИСКУССТВЕННОЙ кожи.

А3.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Пользуясь логарифмической линейкой,

1) я произвел расчет быстро и легко.

2) расчет производится быстро и легко.

3) у нас расчет получился быстро и легко.

4) нам нравится быстро и легко получать расчет.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают чётко зафиксирова(4)ы кинокамерой.

1)1,2,3,4                              2)2,4                         3)2,3                         4)3,4

А5.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.

2) (Не)понятное нам правило трудно запомнить.

3) Ещё видны остатки (не)растаявшего снега.

4) Так и (не)появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

А6.В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Мы решили идти (ПО)ЭТОМУ маршруту, потому что он был лучше других изучен нами.

2) Молодые исполнители пришли (НА)ВСТРЕЧУ с композитором.

3) Я тоже обратил внимание на этого человека, который (В)ТЕЧЕНИЕ всего пути не сказал ни слова.

4) ЧТО(БЫ) разбить газон, нужно много потрудиться, но сколько радости вам принесут первые всходы травы!

А7.В каком ряду во всех словах пишется буква У(Ю)?

1) они пол...т грядки, ненавид...щий взгляд                                      2) стел...щий, ученики смотр...т в окно

3) они слыш...т, кол...щее оружие                                              4) брезж...щий вдалеке, ветры ве...т

А8.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно   потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.

            1) 3, 4             2) 2, 3, 4            3) 1, 3             4) 1, 3, 4      

А9.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Река (1) вдоль которой мы шли (2) то и дело круто поворачивала (3) так что  поблескивающее зеркало ее упиралось вдали (4) то в заросли ивняка (5) то в песчаный обрыв.

        1) 1, 2, 5             2) 2, 3                3) 1, 2, 3, 5               4) 2, 4    

                   

 А 10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он был причесан и одет безукоризненно и ослеплял свежестью лица белья перчаток и фрака.

2) Молнии не столько вспыхивали сколько трепетали как крыло умирающей птицы.

3) Надо и знать и любить и беречь свою землю.

4)  А Балтийское море хотя и неглубоко но обширно.  

Внимательно прочитайте текст и выполните заданияВ1- В5 . Ответы на задания запишите словами или цифрами.

     (1)  Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

     (2)  Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба обычно бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

     (8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(В. Астафьев)

Определите, каким способом образовано слово «сделанную» ( предложение 7).

Назовите вид подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ (предложение 7).

Из предложения 7 выпишите подчинительный союз.

Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных. Напишите его номер.

Какое выразительное средство использовано в предложении 8.

                                                                       Ключ к тесту

А1-1

А6-3

В1-суффиксальный,

А2-3                        

А7-4

В2 -примыкание

А3-1                        

А8-3

В3-чтоб

А4-4                        

А9-3

В4-2

А5-4                        

А10-4

В5 – антоним/ развёрнутое сравнение

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания, − 15.

Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку

Количество баллов

менее 7

8-10

11-13

14-15

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Вариант 2

А1.        В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) генЕзис                        2) арАхис                         3) красИвейший                         4) фетИш

А2.        В каком предложений вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ?

1) ДЛИННАЯ, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи.            2) Песня его была очень ДЛИННОЙ.

3) И самый ДЛИННЫЙ день в году должен был когда-то закончиться.  4) Его болезнь требовала ДЛИННОГО лечения.

А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется не сразу.                2) была дана оценка тексту.

3) определите сначала главную мысль текста.       4) анализируются языковые средства выразительности текста.

А4.        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

1)1,2,4                                2)2,4                         3)3                         4)3,4

А5.        В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)исследованные геологами районы весьма перспективны.

2) На выставке Зверев показал (не)похожие на прежние работы акварели.

3) Перед нами лежала (не)широкая дорога.

4) Васильев (не)годующе посмотрел на старика.

А6.        В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

4) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

А7.        На каком основании в прилагательном дистиллированная (вода) следует писать НН?

1) в слове есть приставка                                                           2) есть зависимые слова

3) есть суффикс -ова- (-ева-), -ирова-                                       4) образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в  предложениях должны стоять запятые?

Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2)  и бегать сначала по двору (3) а потом (4) и по саду.

               1) 1, 2, 3              2) 1, 3, 4           3) 3, 4           4) 1, 3                      

А9.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла у округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

            1) 1, 2, 4, 5          2) 1, 2, 3, 5           3) 1, 2, 5          4) 2, 4, 5  

10.   Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

            Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того,    о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.                                    

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5.

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:                    

                             Духовной жаждою томим,

                             В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.  (13) Точно также может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение. (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполняются полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

                                                                                        (С. Соловейчик)

1.Определите, каким способом образовано слово «духовность»?  

2. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «желания приобрести».

3. Какой частью речи является слово «бездуховность»?

4.Среди предложений 14-22 найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

5. Какое выразительное средство использовано в предложении 2?

Ключ к тесту.

А1-1             А7-3                                                     В1-суффиксальный,

А2-4             А8-4                                                     В2 -примыкание

А3-3             А9-1                                                     В3-существительное

А4-4             А10-3                                                   В4-19

А5-1                                                                          В5 – эпитет/инверсия

А6-2

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания, − 15.

Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку

Количество баллов

менее 7

8-10

11-13

14-15

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Дейкина А.Д, Пахнова, Т.М. Русский зык в старших классах: Программа. Методические материалы. - М.: Вербум-М, 2007.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник - практикум для старших классов. - 7-е изд., стереотип.- М.:  Вербум-М, 2007.

Дополнительная литература

Воробьева  К.В., Сергеева, Е.В.  Практикум по русскому языку. Культура речи. – СПб.: Союз, 2001.

Григоренко О.В. Русский язык: Тесты для подготовки к ЕГЭ. В 2-х частях. ВГПУ, Центр русского языка. – Воронеж: Научная книга, 2007.

Загоровская О.В., Григоренко О.В.  Русский язык. В 3-х частях. Изд. 4-е, испр. – Воронеж: Научная книга, 2007.

Ивашова О.Д.  Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию : уч. – метод. пособие. / Коллектив авторов. – 4-е., перераб.  и  доп. – М.: Экзамен, 2007.

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1991.

Пучкова Л.И.  Русский язык. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2006.

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012/ Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

Угроватова Т.Ю.  Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. - М.: Эксмо, 2007.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

http://www.mapryal.org/ - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://www.navigator.gramota.ru/ -  Навигатор. Грамота.ру

http://www.philology.ru/default.htm - Русский филологический портал

Оборудование и приборы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой) на 2013-2014 учебный год. Рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.

Рабочая программа по русскому языку для 11 «А» класса составлена  в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова

Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д.Дейкина,Т.М.Пахнова...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....