Урок русского языка в 5 классе на тему «БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Дубоносова Анджелика Викторовна

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шварцевская СОШ»

 администрации Киреевского района

Урок русского языка в 5 классе на тему

«БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц»

        Урок разработан учителем

                русского языка

                и литературы:

                Дубоносовой А.В.

Шварцевский 2014

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА « БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц"

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и – ы- после –ц-”; указать, что наличие звука –ц- также является “сигналом” орфограммы.
  2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

  • Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц».
  • Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Использован УМК:

  1. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и  др.– М. «Просвещение», 2012.
  2. Г.А.Богданова «Уроки русского  языка в 5  классе: к учебнику Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.: Издательский дом «Генжер», 2006.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (СЛАЙД № 4- 6)
  2. Учитель:

Свой урок мы начнём с лингвистической разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Лицо, руководящее оркестром или хором?

Опытный, бывалый, испытанный в боях воин?

Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира?

Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся.

Устно составьте с ними предложения

  1. НЕМНОГО ИСТОРИИ (СЛАЙД № 9)

В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (СЛАЙД № 8)
  • Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
  • Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.
  • Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/

  1. ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ - ИСКЛЮЧНИЯМИ.
  2. (СЛАЙД №10)
  • Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.

Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

  • Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

  • Какие условия написания  буквы И после Ц вы узнали?
  1. Когда пишется буквы Ы после Ц?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

  • Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы.

Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания слов.

  1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (СЛАЙД № 11)
  2. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ (СЛАЙД № 12)
  3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД № 13)
  4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД (№ 14 – 15)

Ц..ферблат                        Проказниц..

Ц..тировать                       Революц..я

Ц..плячий                          Ц..клон

Лекц..я                               Ц..ганские

Синиц..н                            Акц..я

  1. ПРОВЕРЬ СЕБЯ (СЛАЙД № 16)
  2. ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ (СЛАЙД № 17)

А)Ра..писание

Бе..болезненный

Во..стание

И..парение

Б)Р..стение

Прор..сли

Отр..сль

Выр..щенный

В)Ра..брелись

Ра..таял

Бе..полезно

..делать

Г)Ц..тата

Ц..пячий

Лекц..я

Ц..клоп

7. ИГРА «ЭРУДИТ» (СЛАЙД №18)

Составьте слово

Прилетел (приставка)

Земля        (корень)

Вилять      (суффикс)

Решаешь   (окончание)

Светится   (постфикс)

Составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.

/Например: На арену цирка приземляется воздушный акробат./

8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ (СЛАЙД № 19)

1.В свои висячие дворц..  летят хозяева скворц.. .

2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!

3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.

4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.

5. Отец привез детям гостинц.. .

6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ (СЛАЙД № 20)

  1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

  1. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

  1. В какой группе слов пишется И:

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД № 21)

УРОВЕНЬ 1- составьте текст  из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.

УРОВЕНЬ 2- упражнение 447.

VI. РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» (СЛАЙД № 22)

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

VII. СПАСИБО ЗА УРОК (СЛАЙД № 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Ы и И после Ц".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса в соответствии с  ФГОС по теме "Буквы Ы и И после Ц"...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок русского языка в 7 классе по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий" (повторение по теме).

Представлен урок русского языка по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени."...

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....

конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»

Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа....


 

Комментарии