Работа в СКК
статья по русскому языку по теме

Нелепова Светлана Леонидовна

Особенности преподавания русского языка в специальных коррекционных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_prepodavaniya_russkogo_yazyka_v_skk.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

   ТЕМА «Особенности преподавания русского языка в классах коррекции».

   Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – отсутствие мотивации к обучению, резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Дети, зачисленные в классы выравнивания, характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием. У них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основные формы мышления. У них отмечается сниженная работоспособность, познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации.

Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объеме, непрочна. Отмечаются функциональные нарушения речи.

 Основными задачами коррекционно – развивающего обучения являются:

Активизация познавательной деятельности учащихся;

Повышение уровня их умственного развития;

Нормализация учебной деятельности;

Коррекция недостатков эмоционально – личностного развития;

Социально – трудовая адаптация.

На уроках русского языка школьники нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Рекомендуется некоторая разгрузка программы за счет освобождения от слишком сложного для них или не имеющего первостепенного значения материала, от излишней детализации.

Целесообразно активно привлекать дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также учить детей работать с учебником. Большую роль в обучении детей с ЗПР играет составление разнообразных опорных “памяток”, словариков, таблиц, схем; определенный эффект достигается привлечением произведений художественной литературы и живописи. (на слайде опорные схемы, таблицы, памятки.)

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из приоритетных задач школы. Трудно представить себе современный  урок  без использования компьютерных технологий. Они могут  быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной работы при автоматизации поставленного звука, при введении новых знаний, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков, для ведения мониторинга.

По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30%-50%. Приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. А это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как у них недостаточно развита мнемическая деятельность, что проявляется в снижении произвольного запоминания, объема и точности.  Использование ИКТ позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения. В своей работе использую компьютер как :

- индивидуальное средство обучения;

- средство организации контроля усвоения учебного материала;

- получения информации о затруднениях, испытываемых учениками.

В специальных коррекционных классах (СКК) обучение, помимо общих целей, имеет специфические, коррекционные цели, которые следует иметь в виду при использовании компьютера. В классах СКК компьютер является не только средством обучения, но и средством коррекции. Сегодня разрабатывается множество компьютерных программ для образования с учетом различных категорий обучающихся.

А так же  использую компьютер как эффективное средство создания проблемных ситуаций, которые хорошо работают в классах массовой школы. Но с еще большим успехом применяю их в классах СКК. Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление. По моим наблюдениям у учащихся классов СКК эффективность запоминания увеличивается в два раза, так как  «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». При разработке уроков использую программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная, что очень важно для учащихся классов СКК. Обучение с использованием компьютерных программ выигрывает  по сравнению с традиционным обучением: создается творческая, положительно-эмоциональная атмосфера: дети с нетерпением ждут компьютерных моментов и мотивация высока.

Сегодня жизнь вынуждает постоянно быть в курсе новых технических разработок, следить за появлением программных средств и осваивать новые технологии в процессе обучения. Одним из современных технических направлений является интерактивная доска – мультимедийное средство нового поколения, современная технология, которую можно очень эффективно использовать в образовательной деятельности. Использование интерактивной доски на уроках позитивно влияет на познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, способствует концентрации внимания, улучшает эффективность обучения. А это крайне важно для детей с особыми образовательными способностями. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Замечено, что, благодаря интерактивной доске, меняются даже самые проблемные ученики. И тот, кому тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Трудность заключается в том, что на создание каждого интерактивного урока затрачивается много времени. Но интерактивная доска – это лишь средство, которое может стать помощником учителю. ИКТ расширяют возможности учителя, значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Методические рекомендации учителю по работе с детьми в классах коррекции.

  1. Посадить детей с учетом их особенностей.
  2. Обращаться к детям по именам.
  3. На уроке держать в поле зрения каждого, следить за посадкой.
  4. Разъяснять цели урока, в конце подводить итоги.
  5. На каждом уроке проверять домашние задания, после урока проверять тетради учащихся.
  6. Объяснять новый материал доступно, с использованием наглядных пособий и технических средств обучения.
  7. Самостоятельную работу сделать обязательным элементом каждого урока.
  8. Оказывать помощь, проявлять внимание к детям во время самостоятельной работы.
  9. Чередовать трудные и легкие задания.
  10. Предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.
  11. Создавать на уроке ситуации успеха.
  12. Давать посильные домашние задания с обязательным инструктажем, как готовить домашнее задание, и записью в дневники.
  13. Хвалить детей при классе, наказывать – наедине.
  14. Вести тетрадь ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где учитывать ошибки учащихся, отражать работу по их исправлению.
  15. Осуществлять педагогический контакт с родителями.

Практическое занятие.

2.Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед.

        Задержать дыхание. Сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладоней).

        Медленный выдох. Рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

3.Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

        Предъявляются 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов. Каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Нужно запомнить только слова к картинкам.

Картинка   слово

Корова       молоко

Курица       цыпленок

Книга         читать

Пылесос     уборка

Карандаш   острый

Игла            шить

Рыба           река

Яблоко       сад

Ландыш     душистый

Пирог         вкусный

В) Выделение существенных признаков.

        Работа с раздаточным материалом.

        Прочитайте слово, написанное перед скобками (река). Подберите к нему два слова из четырех, написанных в скобках, которые являются наиболее существенными признаками реки.

Пример: река (берег, рыба, тина, вода).

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
  2. Игра (игроки, фишки, наказания, правила)
  3. Война (самолеты, пушки, сражения, солдаты)
  4. Книга (рисунки, бумага, оглавление, текст)
  5. Больница (уколы, врач, градусник, больные)
  6. Газета (происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
  7. Пение (искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
  8. Библиотека (столы, книги, читальный зал, читатели)
  9. Лес (почва, грибы, охотник, дерево)
  10. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель)

2. Упражнения на развитие мышления.

А) Простые аналогии.

Работа с раздаточным материалом.

Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.

        Подобрать из пяти предложенных слов одно, которое подходило бы к слову «рука» так же, как слово «сапог» к слову «нога» (смотри пример).

Пример: Нога- сапог.

                Рука- калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

1.Школа – обучение.

   Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2.Песня – глухой.

   Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

3.Нож – сталь.

   Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

4.Пальто – пуговица.

   Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

5.Вода – жажда.

   Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.

6.Алмаз – редкий.

   Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

7.Волк- пасть.

   Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

8.Театр – зрители.

   Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

9.Нога – костыль.

   Голова – палка, очки, зрение, нос, слезы.

10.Спортсмены – тренеры.

   Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Б) Исключение понятий.

Работа с раздаточным материалом.

Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.

        Из пяти слов четыре чем-то похожи, у них есть что-то общее. Одно слово к ним не подходит, оно лишнее. Найдите лишнее слово и запишите в тетрадь.

  1. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
  2. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
  3. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  4. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
  5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  6. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
  7. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
  8. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
  9. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  10. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Проверка. Учитель каждый раз задает вопрос: «Почему именно это слово лишнее?»

4. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

        Написать глазами свою фамилию и имя.

Система работы в спец. коррекционных классах направлена на формирование общих способностей детей к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышению работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

При подготовке и проведении уроков русского языка в коррекционных классах необходимо учитывать особенности восприятия детьми учебного материала, специфику мотивации их деятельности.

Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.

В пятом классе ученики затруднялись в нахождении главных и второстепенных членов предложения, не могли усвоить термины “распространённое” и “нераспространённое” предложение. Помогла, как всегда, игра, которую мы придумали прямо на уроке и назвали “Выбери друзей”. Суть игры в том, что главные члены предложения (два ученика) выбирают себе слова, с которыми они могут дружить (слова предлагают остальные ученики). Когда нужные слова (дети) выбраны, все “члены предложения” строятся у доски, правильно выбрав своё место. Дети, стоящие у доски, произносят свои слова, а остальные проверяют, правильно ли составлено предложение.

Ролевые действия по воображаемой ситуации, творческие виды работ, несомненно, способствовали развитию учащихся. Игра помогала не допустить пробелов в знаниях учащихся, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться. Игра помогала создавать на уроках благоприятную атмосферу общения, снимала эмоциональное напряжение, усталость. С помощью творческих игр и заданий у детей формировался познавательный интерес.

На мой взгляд, игра – универсальное средство обучения. Дети играют – значит им интересно, в то же время они решают учебную задачу – они учатся, во время игры развиваются необходимые для успешной учёбы психические процессы – дети развиваются. Значение игры неоспоримо, и частое применение её на первом этапе обучения оправданно из-за преобладания у детей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Именно игра способствовала формированию новой ведущей деятельности – учебной, и, постепенно, учебная деятельность стала ведущей на наших уроках.

При небольшой наполняемости учащихся в коррекционных классах увеличивается время прямых контактов учителя с учащимися, что может вызвать утомляемость и снижение работоспособности учащихся. Поэтому целесообразно на уроке переключать внимание учащихся на различные виды самостоятельных работ в сочетании с объяснением учителя, с работой по учебнику, применять индивидуальную и групповую формы учебной деятельности. Для повышения уровня самостоятельности в ходе уроков можно использовать приемы взаимопроверки, самоанализа и самопроверки.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям класса СКО реализуется путем деления класса на подгруппы, тем самым осуществляя комплексный подход к каждому учащемуся.

Деление осуществляется по следующему принципу, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся

К 1 группе относятся учащиеся, которые обладают средними умственными способностями. У них неплохая память, хорошая техника чтения. На уроках эти дети активны, правда, не всегда их ответы верны.

Ко 2 группе относятся учащиеся со слабой памятью, низкой техникой чтения. Они не всегда внимательны на уроках, пассивны. Заданный текст с трудом учат наизусть.

К 3 группе относятся учащиеся, которые не умеют читать или читают по слогам. У них плохая память. Речь слаборазвита. На поставленные вопросы эти дети отвечают с трудом и почти всегда неверно. Заучивать тексты наизусть не могут.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

      1. делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

      2. разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

3. оценивании деятельности учащихся. 

Я использую дифференцированный подход на разных этапах урока. Виды заданий зависят от целей урока. При изучении нового материала создается ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в группах. Каждая группа получает задание, "работающее" на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для "слабых" учащихся. Овладеть теоретическим материалом учебника помогают и опорные схемы. Они отражают основное содержание изучаемого и помогут учащимся  строить монологические высказывания при изложении теоретических сведений.

Для реализации дифференцированного подхода предлагаются следующие приемы:

  • постоянное использование алгоритма ответа;
  • воспитание умения задавать вопросы, ориентируясь на задания авторов учебника, и по возможности, оценивать ответ одноклассника, к которому был обращен этот вопрос;
  • включение подсказывающих вопросов для обеспечения ответа на основной вопрос учителя;
  • указание главы, страницы, абзаца, в которых нужно искать слово или выражение, требуемые для ответа.

Занятия по грамматике и правописанию  неразрывно связаны с занятиями по развитию речи. При обучении русскому языку не ограничиваюсь грамматико-орфографическими упражнениями (списыванием, диктантами, грамматическим разбором). Развиваю у учащихся умение толково излагать свои мысли, чтобы обеспечить грамотное письмо. При обобщении темы мы подходим к грамматическому правилу, которое мало доступно учащимся, потому что несет в себе научную грамматическую теорию, которая включает  слова мало доступные детям с умственной отсталостью. Для того, чтобы дети умели правильно обобщить пройденное, использую на уроках опорные схемы, которые помогают вспомнить пройденное, т.к.  быстро забывают то, что было даже на прошлом  уроке. При этом дети учатся правильно, логично излагать свои мысли. Важную роль при изучении русского языка.имеет формирование у учащихся монологической речи. Овладение монологической речью обеспечивает им осознанное усвоение и накопление знаний о веществах и явлениях, позволяет овладеть способами действий, применяемыми ими затем в учебной деятельности. Одним из приемов развития монологической речи является опрос по алгоритму

Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам и мне как учителю. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая ее, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объему. Схема должна быть емкой, краткой и яркой. Они нужны при выполнении практических упражнений, во время проверочных и даже контрольных работ, для самопроверок, взаимопроверок и при выполнении самостоятельных работ.

При проведении грамматического разбора дети постоянно путают понятия названия предмета, название действия, названия признака, забывают на какие вопросы отвечает каждая категория слов, и как эти слова подчеркиваются. Составленная схема сразу облегчает работу и делает ее более интересной. Те дети, которые по уровню своего развития понимают схему и могут пользоваться схемой, с большой охотой занимаются грамматическим разбором предложений, почти не допускают ошибок. Слова обозначает, отвечает, которые учащиеся находят на схеме, облегчает им рассказ о частях речи.

Схема «Имя существительное» отражает все теоретические понятия, связанные с темой «имя существительное». Число, род, падеж и склонение являются понятиями отвлеченными, и учащиеся их не связывают в целостное понятие об имени существительном как части речи. Предлагаемая схема (№5) дает детям возможность соединить в целое разные признаки, отражающие особенности данной грамматической категории.

Имея перед глазами схему, школьники научаются последовательно излагать сведения, имеющиеся у них по данной теме.

Основное назначение схем – помощь в практической деятельности при выполнении практических письменных работ. По этим схемам ученики воспроизводят в памяти все, что нужно для выполнения задания, и проверяют правильность написанного.

При этом ученики не чувствуют себя беспомощными, у них исчезает скованность, страх перед ответом.

При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу учащихся, учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность – залог того, что занятие пройдет успешно.

Использование схем создает резерв времени на уроке, что позволяет больше заниматься практической работой, а также готовить учащихся к восприятию следующей темы.        

    В заключении хотелось сказать, что использование новых педагогических технологий, в частности применение уровневой дифференциации позволяет сохранить здоровье учащихся, учитель всегда должен помнить о том, что «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.» ( Т. Картейль )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...