РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

       Программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год.

 Программа составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации из расчета часов на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе: в 5 классе — 175 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_rus_bystrova_175_chasov.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Асекеевская средняя общеобразовательная школа»

Асекеевского района оренбургской области

Рассмотрено                                                            Утверждаю:

На заседании Методического                                 директор школы

совета школы                                                           _______________ Т.И.Шахмеева

протокол ( от 10.02.2014 г. №3)                             приказ от 11.02.2014 г.

                                                                                   № 01/09-25

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

                                                                Учитель: Губарева С.С.

                                                               Кв. категория: высшая


Пояснительная записка

       Программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год.

 Программа составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации из расчета часов на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе: в 5 классе — 175 часов.

      Задачи обучения русскому языку в основной школе:

● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;

● формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

● усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;

● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

             В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского  языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Значение русского языка как учебного предмета  в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней — кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.

В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; планирование последовательности действий и в случае необходимости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельности (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).

В разработанной программе реализован актуальный в современной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предполагает опору на определённые когнитивные действия и их развитие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвистических понятий, а также с развитием учебных языковых умений и навыков.

Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мыслящий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: «речь ... нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальными и вербальными структурами.

Поэтому в основе концепции разработанного курса русского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятельности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в разработанном курсе когнитивность является важнейшим компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обучения на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями, но непосредственно в процессе формирования коммуникативной компетенции ученика.

Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рассматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми такими её составляющими, как восприятие, воображение, умение рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий речевого общения. Предусматривается также овладение приёмами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Таким образом, когнитивный аспект содержания разработанного курса актуализирует направленность процесса обучения русскому языку на взаимосвязанное формирование познавательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий.

В социокультурных условиях начала XXI в. формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации и аккультурации ребёнка. В обобщённом виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие личности реализуется в направленности образовательного процесса на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Содержание коммуникативной составляющей разработанного курса русского языка направлено на существенное продвижение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы является её направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разнообразная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в разработанном курсе предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произведения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

На основе текста формируются также рецептивные виды речевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно понимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также умения и извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и скрытый смысл и т. д.

Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно, но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном пространстве употребления изучаемого материала, понимаемом как совокупность сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и употребления (функционирования). Таким образом, разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений употреблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 5—7 классах предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом. На этапе 8—9 классов формирование культурно-речевых навыков и умений происходит уже на основе освоения сведений о культуре речи как разделе лингвистики, языковой норме и её функциях.

Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, которая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусматривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире — российской) культуры, выявление общего и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуализировать в разработанном курсе межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.

В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.

Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в V классе – 136 часов (4 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В соответствии с целями и задачами содержание курса в 5–9 классах составляют содержательные линии, формирующие:

— коммуникативную компетенцию;

— лингвистическую и языковую компетенции;

— культуроведческую компетенцию.

Это выделение носит условный характер, оно отражает последовательности реализации названных линий, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.

Содержание обучения русскому языку в 5 классе (175 часов)

Система языка — 129 ч. Речь. Речевая деятельность — 46 ч

Основные сведения

 о языке и речи

Основные виды деятельности учащихся

Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч)

Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (8 ч)

Язык и речь

Речь и речевое общение

Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная

Речь диалогическая и монологическая

Речевой этикет

Осознавать различия языка и речи

Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи

Различать диалогическую и монологическую речь

Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания

Соблюдать при общении нормы речевого этикета

Речевая деятельность

Речь как деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо

Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль.

Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Составлять простой план.

Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы.

Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста* Материал, помеченный звездочкой, усваивается в разделе «Речь» и в течение учебного года.

Текст (10+3 ч)

Текст как речевое произведение.

Основные признаки текста

Тема,  структура, основная мысль текста. Микротема текста. Простой и сложный план текста

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Их  строение, смысловые и языковые особенности.

Сочетание разных типов речи в тексте

Способы развития темы в тексте

Последовательная  и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Абзац – структурно-смысловая часть текста

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение

Осознавать  основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение)

Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный  план текста

Определять функционально-смысловые типы речи.

Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи

Находить средства грамматической связи предложений в тексте

Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа  текста

Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение

На элементарном уровне анализировать языковые особенности  небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста

Система языка (128ч)

Синтаксис и пунктуация (19+5 ч)

Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания

Словосочетание, его признаки. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены  предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения

Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения

Предложения с обращением

Предложения с вводными конструкциями.

Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями

Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью

Простое и сложное предложение

Осознавать роль синтаксиса в формировании  и  выражении мысли, в овладении языком как средством общения

Распознавать словосочетание в составе предложения

Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

Конструировать изученные виды словосочетаний

Определять основные признаки предложения

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте

Выделять грамматическую основу двусоставного предложения

Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения

Разграничивать главные и второстепенные члены  предложения

Опознавать однородные члены предложения

Составлять схемы предложений с однородными членами

Осознавать основные функции обращений

Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями

Правильно интонировать предложения с прямой речью

Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение

Фонетика. Орфоэпия (9+4 ч)

Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка

Система гласных звуков. Система согласных звуков

Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики

Слог. Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков

Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове

Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции

Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи

Членить слова на слоги

Правильно переносить слова с одной строки на другую

Определять место ударения в слове

Графика. Орфография (6+1 ч)

Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы

Орфография – раздел правописания

Осознавать значение письма. Соотносить в словах звуки и буквы

Находить орфограммы в морфемах

Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне

Лексика (9+2 ч)

Лексикология – раздел лингвистики

Слово как единица языка

Лексическое и грамматическое значение слова

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья

Способы толкования

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слов

Омонимы

Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.

Антонимы

Словари синонимов, антонимов

Переносное значение слова в основе художественных тропов

Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций

Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения

Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов

Разграничивать омонимы и многозначные слова

Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов

Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски.

Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов

Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи

Осознавать художественную выразительность тропов Использовать в речи слова в переносном значении

Морфемика. Словообразование. Орфография (18+2 ч)

Морфемика – раздел лингвистики

Морфема – минимальная значимая единица языка

Словообразующие и формообразующие морфемы

Основа слова. Окончание – формообразующая морфема

Корень. Однокоренные слова. Правописание корней

Приставка, суффикс – словообразующие морфемы

Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слов. Словообразование – раздел языкознания

Производящая основа. Словообразующие морфемы.

Основные способы образования слов

Словообразовательный анализ слов

Основные выразительные словообразовательные средства языка

Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка

Опознавать морфемы, членить слово на морфемы

Различать словообразующие и формообразующие морфемы

Характеризовать морфемный состав слова

Проводить морфемный анализ слова

Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему

Определять способ образования слова

Проводить словообразовательный анализ слова

Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи

Морфология (61+11 ч)

Морфология как раздел грамматики

Части речи как лексико-грамматические разряды слов

Самостоятельные и служебные части речи

Опознавать различные части речи по их существенным признакам Разграничивать самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение

Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль  в предложении.

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного

Опознавать  имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

Производить морфологический разбор имени существительного

Имена существит. одушевлённые и неодушевлённые

Различать одушев и неодушевл сущ по значению и формальным грамматическим признакам

Имена существительные нарицательные и собственные

Правильно употреблять прописную букву при написании  имён существительных собственных

Род имён существительных. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных

Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию

Правильно употреблять  в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные

Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа

Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи

Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами

Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

Определять тип склонения имён существительных.

Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

*Правописание суффиксов существительных:

-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). 

Правильно произносить и писать  суффиксы существительных.

*Правописание не с именем существительным

Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не 

Имя прилагательное как часть речи.

Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного.

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия

Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Употреблять  прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении.

*Правописание окончаний имён прилагательных.

Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа.

Степени сравнения качественных имён прилагательных

Анализ форм сравнительной и превосходной степени прилагательных

Правильно произносить имена  прилагательные в разных степенях сравнения.

Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения.

Правописание кратких прилагательных

Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.

Образовывать краткие прилагательные.

Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи.

Словообразование и правописание имён прилагательных.

*Правописание н и нн в прилагательных.

Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.

*Правописание не с прилагательными.

Образование имен прилагательных путем сложения

Определять способы образования имен прилагательных.

Правильно писать н и нн в прилагательных.

Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.

Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными

Правильно писать сложные прилагательные

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Морфологический разбор глагола.

Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации.

*Правописание не с глаголами.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив (неопределённая форма глагола).

Определять  значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.

Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания.

*Правописание тся и ться в глаголах.

Усвоить правописание тся и ться в глаголах.

Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам.

Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

Переходные и непереходные глаголы.

Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Возвратные глаголы.

Использовать в речи возвратные глаголы.

Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное.

Выявлять  особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения. Употреблять бы с глаголами в условном наклонении.

Осознавать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения.

Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.Времена глагола: настоящее, будущее, прош

Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

Спряжение глагола

Определять спряжения глагола.

*Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения

Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). Морфемный разбор глаголов

Осознавать семантику безличных глаголов.

Употреблять предложения с безличными глаголами.

Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные.

Повторение в конце года (6 ч)

Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов по классам

Авторская программа

(175ч.)

Рабочая программа по классам

5 класс ( 175ч.)

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1

1

3

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение

8

8

4

Текст

13

13

5

Синтаксис и пунктуация

24

24

6

Фонетика.Орфоэпия

13

13

7

Графика.Орфография

7

7

8

Лексика

11

11

8

Морфемика. Словообразование. Орфография

20

20 

9

Морфология

70

70

10

Повторение в конце года

6

6

№ п/п

Раздел. Тема урока

Ссылка на ЭОР

Предполаг. дата

Фактическая дата

Вводный урок

1

Русский язык – национальный язык русского народа

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение   (8ч.)

2

Язык и речь

http://www.gramma.ru/

3.

РР Обучающее выборочное изложение

Ресурсы сайта ФЦИОР

4

Речь и речевое общение

http://www.school.edu.ru/ -

5

Речь устная и письменная

6

 Речь книжная и разговорная

Ресурсы сайта ЕКЦОР

7

Речь диалогическая и монологическая

http://www.1september.ru/ru/

8

Речевой этикет

http://repetitor.1c.ru/

9

РР Подробное изложение

http://www.school.edu.ru/ -

Текст (13 ч.)

10

Текст как речевое произведение.

Ресурсы сайта ФЦИОР

11

Тема,  структура, основная мысль текста. Микротема текста

http://www.school.edu.ru/ -

12

Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием

13

Средства связи предложений в тексте

14

Простой и сложный план текста

15

РР Сочинение «Мой четвероногий друг»

16

Типы речи

17

Повествование

18

Описание

19

Рассуждение

20

Сочетание разных типов речи в тексте

21-22

РР Подготовка и написание контрольного подробного изложения

Синтаксис и пунктуация ( 24 ч.)

23

Синтаксис и пунктуация

24

Словосочетание

25

РР Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр.93)

26

Предложение и его признаки

http://www.yamal.org/ook

27

Интонация. Логическое ударение

28

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

29-30

РР Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» (с. 95-96)

31

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения

Интерактивные  рисунки

32

Тире между подлежащим и сказуемым

http://www.yamal.org/ook

33

Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены  предложения.

34

Определение. Способы его выражения.

35

РР Сочинение по картине И.Э Грабаря  «Зимнее утро»

36

Дополнение. Способы его выражения.

Интерактивные  рисунки

37

Обстоятельство. Способы его выражения.

38

Предложения с однородными членами предложения.

39

Обобщающее слово при однородных членах предложения

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием

41

Предложения с обращением

http://www.yamal.org/ook

42

Предложения с вводными конструкциями.

43

Предложения с прямой речью.

44

Синтаксический разбор простого предложения

45

РР Обучающее изложение от другого лица «Хитрая кошка» (с.134-135)

46

Простое и сложное предложение

Фонетика. Орфоэпия. Графика (20ч.)

47

Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка

http://www.yamal.org/ook

Звуки и буквы

48

РР Изложение от 3-го лица «Журавли» (с. 149-150)

49

Фонетическая транскрипция. Отличие гласных и согласных звуков

Интерактивные  рисунки

50

Согласные звонкие и глухие

51

Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных

Интерактивные  рисунки

52

Правописание Ь

53

Позиционные чередования гласных  звуков.

Позиционные чередования согласных звуков

54-55

РР Подготовка и написание контрольного изложения от третьего лица

56

Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики

57

Произношение гласных звуков

58

Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных.

Произношение сочетаний согласных звуков

59

Выразительные средства фонетики

60

Графика- раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Орфография. Правописание гласных в корне слова.

61

Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

http://www.yamal.org/ook

62

Правописание гласных О-Ё в корне слова

63

РР Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен  этот мир»

64

Правописание согласных в корне. Правописание удвоенных согласных в корне слова.

65

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

66

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Лексика (11ч.)

67

Слово и его значения

68

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Однозначные и многозначные слова

69

Прямое и переносное значение слов

70

Омонимы

Интерактивные  рисунки

71

 Синонимы

Интерактивные  рисунки

72

РР Сжатое изложение

73

Антонимы

http://www.yamal.org/ook

74

Контрольный диктант с грамматическим заданием

http://www.yamal.org/ook

75

Эпитет

http://www.yamal.org/ook

76

Метафора. Олицетворение

http://www.yamal.org/ook

77

РР Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой»

Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч.)

78

Морфема – минимальная значимая единица языка Основа слова. Окончание – ормообразующая морфема

79

Корень. Однокоренные слова.

80

РР Обучающее изложение

81

Суффикс

82

Приставка

http://www.yamal.org/ook

83

Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков

84

Чередование Е и И в корне

85

Чередование О и А в корне слова

86

Правописание корней –раст-,-ращ-,-рос-

87

Правописание корней с чередованием

http://www.yamal.org/ook

88

Правописание приставок

89

Правописание приставок на –з,-с

http://www.1september.ru/ru/

90

Буквы Ы и И в корне после приставок

http://repetitor.1c.ru/

91

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

http://www.1september.ru/ru/

92

Буквы И и Ы после Ц

93

Способы образования слов

94

РР Сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

95

Способы образования слов. Сложение

96

Морфемный  разбор слова

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Морфология  ( 70 ч.)

98

Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.

99

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное как часть речи.

100

Имя существительное как часть речи.

http://www.yamal.org/ook

101-102

РР Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег»

103

Правописание суффиксов  -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а).

104

Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-).

105-106

Правописание не с именем существительным

107

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

108

РР Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С.Петрова-Водкина

109

Имена существительные нарицательные и собственные

110

Род имён существительных

http://www.yamal.org/ook

111

Ь после шипящих на конце имен существительных

112

РР Описание помещения (интерьер комнаты).

113

Имена существительные общего рода.

114

Род несклоняемых существительных

115

Склонение имён существительных

116

Разносклоняемые имена существительные.

117

Число имён существительных

118

Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи»

119

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

120

Правописание О,Е в окончаниях  существительных после шипящих и Ц

121

РР Сочинение-описание архитектурного памятника.

122

Морфологический разбор имени существительного

123

Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания

124

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Имя прилагательное

125

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение

126

РР Сочинение- описание внешности человека «Рассказ о друге»

127

Прилагательные качественные, относительные

Интерактивные  рисунки

128

Притяжательные имена прилагательные

Интерактивные  рисунки

129

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

130

Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения.

131

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

132

Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного

http://repetitor.1c.ru/

133

Превосходная степень имени прилагательного

http://www.1september.ru/ru/

134

Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание Н-НН в именах прилагательных

135

Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными.

136

Правописание сложных имен прилагательных

137

РР Описание  натюрморта по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»,

138

Морфологический разбор имени прилагательного

139

Повторение по теме «Имя прилагательное»

140

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Глагол

141

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета.

142-143

Правописание не с глаголами.

http://www.yamal.org/ook

144

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

145-146

Правописание -тся и -ться в глаголах

147-148

РР Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения «Книга – машина времени»

149

Виды глагола. Образование видовых пар

150

Правописание  суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-

151

Повторение по теме «Глагол». Тестовые задания

http://repetitor.1c.ru/

152

Переходные и непереходные глаголы

http://www.1september.ru/ru/

153

Возвратные глаголы.

154

Наклонения глагола:  условное (сослагательное)наклонение

155

РР Сочинение «Что было бы, если бы..»

156

Повелительное наклонение глагола

157

Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее.

158

Настоящее время глагола

159

Прошедшее время глагола

http://www.yamal.org/ook

160

Будущее время глагола

161

Повторение изученного  по теме «Глагол»

162

Контрольный диктант с грамматическим заданием

163

Спряжение глагола

164

Разноспрягаемые  глаголы

165

Безличные глаголы

166

Морфологический разбор глагола

167

РР Изложение с цитированием стихотворных строк

Повторение в конце года  ( 3ч.)

168-170

Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация

Репетиторы по рус яз Кирилла и Мефодия (серия «ЕГЭ – 2009, 2010»

171-172

Фонетика. Орфография

173-175

Лексика. Морфемика. Словобразование

ИТОГО: 175 часов   Изложений – 10

                                Сочинений-  14

                                к/д – 7 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....