Урок русского языка в 8 классе
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Шкодкина Ольга Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 8 классе посвящен теме "Предложение. Понятие о предложении". Это первый урок в разделе "Предложение как единица синтаксиса". На уроке рассматривается такое сложное для понимания восьмиклассников понятие как предикативность. Особое внимание уделяется актуализации изученного материала. На этом уроке важно еще раз обратить внимание на различие словосочетания и предложения, что в дальнейшем пригодится обучающимся при выполнении заданий ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс. Программа С.И. Львовой.  Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2012.

Тема: «Предложение. Понятие о предложении»

Урок №1 (в разделе «Предложение как единица синтаксиса»)

Задачи: 

дать понятие о предложении как единице синтаксиса, обобщить имеющиеся знания

о предложении и ввести понятие предикативности;

развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать устную и  письменную  речь;

формировать филологическую грамотность.

Словарь: коммуникативный, предикативность

Содержание урока

I. Актуализация опорных знаний.

Слово – словосочетание – предложение

Слово

Словосочетание

Предложение

называет абстрактный предмет, признак, действие

называет конкретный предмет, признак, действие

выражает законченную мысль, которая связана с конкретной ситуацией общения.

воздух

бодрый

движется

свежий воздух

довольно бодрый

быстро движется

Воздух (после дождя очень)  свеж.

Марш был довольно бодрый.

Туча движется быстро.

Признаки предложения:

1) ГО

2) Законченная мысль

3) Интонационная завершенность.

Вывод: Что называется предложением?

II.Мотивация учебной деятельности.

Мы вспомнили признаки слова, словосочетания и предложения, потому что сегодня предстоит узнать о других очень важных признаках предложения.

Это понятие предикативности. Но об этом чуть позже. А сначала надо еще раз обратиться к признакам предложения.

III. Закрепление понятия предложения.

Предложение – слово или группа слов, выражающая законченную мысль, имеющая ГО     и  интонационную завершенность. Предложение – средство коммуникации, т.е. общения.

Коммуникативный – значит относящийся к общению.

Коммуникативный замысел, коммуникативное средство.

Упр. 211. (Показать на примерах признаки предложения. Чем предложение отличается от словосочетания)

Пример: Зеленеет трава.

1) есть ГО;

2)есть законченная мысль;

3)слова объединены интонацией повествования.

Он согрел чай и разбудил своих спутников.

1)                                                   2)                                               3)

Вывод: Что называется предложением?

Филологическая минутка

1) Прочитайте, соблюдая правила произношения:

баловАть                    звонИт  

вЕрба                          звонИшь

включИт                     позвонИт

включИшь                  позвонИшь

2) В каких парах слова рифмуются?

Танцовщица – кладовщица

Кремень – плетень

Живее – красивее

Щавель – колыбель

Тигровый – багровый

 IV.Работа над понятием предикативность

- Сравните предложения. Можно ли определить время того, о чем говорится в предложении?  

Осень.  Осень наступила.  Наступит осень.

1) Вывод: в предложении всегда можно определить время (даже если в предложении нет сказуемого!)

- Сравните предложения. Можно ли определить лицо, которое производит действие?

Я расскажу о себе.

Ты бывал в Москве? Вы приезжаете на Кавказ и восхищаетесь его природой.

Он занимается изучением восточных языков.

2) Вывод: в предложении действие, как правило, соотносится с каким-либо лицом – 1, 2 или 3 (я-мы, ты-вы, он-они).

3) Содержание предложения всегда связано с конкретной ситуацией, т.е. с действительностью. Это выражается категорией модальности (указывает на отношение действия  к реальности):

Изучение отечественной истории бывает всегда поучительно.   ( Наст. вр.)

Изучение отечественной истории было бы для нас поучительно.   (Усл. накл.)

Без сомнения, изучение отечественной истории будет поучительно.  (модальные, или вв. сл.)

Вывод:

категория времени, категория лица и категория модальности составляют

понятие предикативности.               

От какого слова предикативность (изучение материала по учебнику)

Предикативность – это указание на время, лицо и модальность (наклонение).

Предикативность заключена в грамматической основе (ГО), поэтому её  называют по-другому предикативная основа.

V. Закрепление понятия предикативность

Упр. 213.

- В каких словах предложения заключена предикативность?

- Как вы понимаете, что такое коммуникативный? Приведите словосочетания с этим словом.

- Что обозначает понятие предикативность? Приведите примеры.

VI. Рефлексия.

- С какими трудностями встретились на уроке?

- Что понял, преодолевая эти трудности?

Экспромт ученика на тему словарных слов:

Следуя замыслу коммуникативному,

Изучаем основу предикативную.

Чтобы подготовиться  к государственной аттестации,

Изучаем средства коммуникации.

Домашнее задание:  стр.102-104, определения по тетради, упр. 214 (1,2), повторить

наклонения глагола.

Инд. задание: сообщение об ИНВЕРСИИ, привести примеры из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...