Рабочая программа по русскому языку 10 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Лебедева Валентина Борисовна

Материал будет полезен молодомуу учителю  при составлении рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10_klass.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Варьёганская общеобразовательная средняя школа»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

_______________________

Протокол №_____ от«___»_______2013г

СОГЛАСОВАНО:

зам. дир. по УР        __________________

«___»_________2013г

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы

__________________

«___»_________2013г

Рабочая программа

по русскому языку

(наименование учебного предмета/курса)

для 10класса

на 2013-2014 учебный год

Лебедевой Валентины Борисовны

Учебник: 

Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных  учреждений / А.И.Власенков,  Л.М.Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,   2006.- 350 с.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- 40-е изд. – М.: Просвещение, 2000.- 286 с.

Варьёган

2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для  10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Рабочих программ  по русскому языку. 5 –11классы. (по программам  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова)  / сост. Г.М.Вялкова._ 3-е изд. – М.: Глобус, 2009.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных  учреждений / А.И.Власенков,  Л.М.Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,   2006.- 350 с.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- 40-е изд. – М.: Просвещение, 2000.- 286 с.

Срок реализации рабочей программы 1 учебный год.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Программа рассчитана на 4 часа   в неделю (175 ч.  в год).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

   Формы обучения:

1)Фронтальная форма учебной деятельности;

2)Групповая форма учебной деятельности;

3)Индивидуальная форма учебной деятельности;

4)Коллективная форма учебной деятельности.

      Методы обучения:

1)Метод наблюдения( демонстрация, ИКТ);

2)Словесный( рассказ, беседа, лекция);

3)Метод практической деятельности;

4)Метод дидактических задач( объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, исследовательский).

 

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИИ, УМЕНИИ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Большое воспитательное значение для учащихся имеет объективная, правильная и своевременная оценка Их знаний, умений и навыков. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в то время как завышение и занижение оценки знаний учащихся вызывают у них неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у отдельных школьников иждивенческой психологии, а в дальнейшем потребительского отношения к жизни.

В целях преодоления формализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2)' единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4)  количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.    

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знании
учащихся по русскому языку. Развернутый ответ  ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную
тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень, осознанности, понимания изученного;

        3) языковое оформление ответа.

Отметка 5» ставится, если, ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», З») может ставится не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90—100 слов, для VI класса — 100—11О, для VII—11О120, для VIII—120—150, для IX класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

      Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25. для VII класса — 25—30, для VIII класса —  30—35, для IX класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен   включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, я также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти «Града, проверяют подготовку учащихся, как правило  по  всем изученным темам.

Для   контрольных диктантов следует подбирать такие  тексты, в которых изучаемые в данной теме   орфограммы    и  пунктограммы были бы представлены 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями

  пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм,

в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм,

в VII классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В  диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI — VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класс

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;

4 )  в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про-
водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: срапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)в исключениях из правил;

  1. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  2. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  3. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

 5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...;не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как
и др.);

  1. в собственных именах нерусского происхождения;
  2. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или нарушениях последовательности

Необходимо учитывать также повторяемость и    однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокорённых слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного

слова

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода -- воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

О т м е т к а  «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

 Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «З» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «З» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка сЗ» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и

6        пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные н негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до

7        орфографических н 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

• При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем  количестве  ошибок диктант оценивается баллом «1».

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 1OO—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200— 250. в VIII классе — 250—350, в IX классе — 350—450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1, в VI классе— 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: Ц умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое  единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов Орфографическая и пунктуационная   грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для  оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если: 1) содержание работы полностью  соответствует  теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается  последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

 5) достигнуто стилевое единство и выразительность  текста

В работе допускается I недочет в содержании, 1—2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отм е т к а «4» ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует' теме (имеются 'незначительные отклонения от  темы  2)  содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

 2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «4» и «5» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа (как классная, так и домашняя) при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку, усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку-ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».

В старших классах обе отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Примечание.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных  и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля,

измерители

Дата

ЗУН по разделу

План

Факт

Раздел №1. Общие сведения о языке (3 часа)

Знать: Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Уметь: Соблюдать  нормы литературного языка в речевой практике.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: словарей,  учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

1

Русский язык в современном мире

1

2

История развития русского языка

1

3

Формы существования русского национального языка

1

Раздел №2. Культура речи. Понятие о системе языка (67 час.)

Знать: Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и нормы современного русского литературного языка;

4

Понятие о системе языка

1

5

Основные единицы языка и речи

1

6

Основные уровни языка

1

7

Понятие о взаимосвязях  и отношениях единиц разных уровней языка

1

8

Текст и его место в системе языка и речи

1

9

Текст – самая крупная единица синтаксической системы.

1

10

Абзац

1

11

Культура речи

1

12

Понятие о коммуникативной  целесообразности, точности и выразительности речи

1

13

Нормативный, коммуникативный и этический аспект речи

1

14

Языковая норма и ее основные особенности

1

15

Входной контрольный диктант

1

Контр.диктант №1

16

Основные виды языковых норм

1

17

Орфоэпические  и акцентологические нормы

1

18

Роль орфоэпии в устном общении

1

19

Произносительные нормы

1

20

Акцентологические нормы

1

21

РР. Подробное изложение

1

Изложение №1

22

Лексические нормы

1

23

Употребление паронимов

1

24

Ограниченное употребление диалектизмов и жаргонизмов

1

25

Взаимосвязь языка и культуры

1

26

Орфографические нормы

1

27

Раздел русской орфографии и основные принципы написания

1

28-30

Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок

3

31

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант №2

32-33

РР. Сочинение-рассуждение

2

Сочинение №1-2

34-36

Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи

3

37-38

Слитные, дефисные и раздельные написания

2

39

Контрольный тест

1

Контрольный тест №1

40

Слитные, дефисные и раздельные написания

1

41-42

Грамматические нормы

2

43

Нормативное употребление форм слова

1

44-45

Нормативное построение словосочетаний

2

46

Синтаксические нормы при построении предложений

1

47-48

РР. Сочинение-рецензия

2

Сочинение №3-4

49

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим

1

50-51

Синтаксические нормы при построении осложненного предложения

2

52-53

Синтаксические нормы при построении сложного предложения

2

54-55

РР.  Изложение с элементами сочинения

2

Изложение №2-3

56

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности

1

57

Нормативные словари современного русского языка

1

58

РР. Аннотация

1

РР №1

59-60

Пунктуационные нормы

2

61

Контрольная работа

1

Контрольная работа №1

62

Принципы русской пунктуации

1

63-64

Знаки препинания в конце  предложений и внутри простого предложения

2

65-67

Знаки препинания  в сложном предложении

3

68

Абзац как пунктуационный знак

1

69-70

РР. Сочинение-рассуждение

2

Сочинение №5-6

Раздел №3. Культура речи.  Речевое общение (31 час.)

Знать: обусловленность общения как основного элемента культуры, общение как деятельность, функции человека как субъекта общения; виды и формы общения

Уметь: оценивать реализацию цели общения в диалоге; понимать и воспринимать другого человека, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

Знать: функциональные разновидности языка,  нормы культурной речи.

Уметь: оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм  и лексическое богатство русского языка.

71

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их деятельности

1

72

Функции человека как субъекта общения

1

73

РР. Устное развернутое сообщение

1

РР №2

74

Виды и формы общения

1

75

Виды общения по знаковой системе

1

76

Речевая ситуация и ее компоненты

1

77

Условия речевого общения

1

78

РР. Устное выступление «Что речь может  рассказать о человеке?»

1

РР №3

79

Формы речи: устная и письменная

1

80

Основные особенности устной и письменной речи

1

81

Виды  речи: монолог и диалог

1

82-83

Текст  (высказывание) как единица общения

2

84-85

РР. Анализ текстов-образцов

2

РР №4-5

86-87

РР. Рассказ «Случай из жизни»

2

РР №6-7

88

Контрольный тест

1

Контрольный тест №2

89-90

Структурные элементы текста

2

91-92

Тема, основная мысль текста (идея)

2

93-94

Проблема текста

2

95-96

Основные нормы построения текста

2

97-98

РР. Сочинение-эссе

2

Сочинение №7-8

99

Языковые способы и средства организации текста

1

100

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Контрольный диктант №3

101

Анализ диктанта

1

Раздел №4. Функциональные разновидности языка (39 час.)

102

Разговорная речь, сфера ее использования.

1

103

Признаки разговорной речи

1

104

Невербальные средства общения

1

105

Интонационные особенности разговорной речи

1

106-107

РР. Изложение

2

Изложение №4-5

108

Совершенствование культуры разговорной речи

1

109

Типичные ситуации речевого общения

1

110

Основные жанры разговорной речи

1

111

РР. Устное сообщение «Речевая культура использования  технических средств коммуникации»

1

РР№ 8

112-113

РР Сочинение-эссе «Занятия спортом: грань между пользой и вредом»

2

Сочинение № 9-10

114-115

Контрольный тест

2

Контрольный тест №3-4

116

Речевая деятельность героев литературных произведений.

1

117-118

РР. Устное сочинение- рассуждение

2

Сочинение №11-12

119

Культура устной и письменной речи

1

120

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант №4

121-122

РР. Изложение с элементами сочинения

2

Изложение №6-7

123

Основные качества хорошей речи

1

124

Языковая норма

1

125-126

РР. Редакторская правка

2

127-128

Контрольный тест.

2

Контрольный тест №5-6

129-130

Текст как единица общения

2

131

Общие сведения о языке

1

132-133

Фонетика, Орфоэпия. Графика.

2

134-135

Лексика. Морфемика. Словообразование

2

136

Контрольная работа

1

Контрольная работа №2

137-138

Морфология и орфография

2

139-140

Орфография и пунктуация

2

Выполнение практической части рабочей программы

 

Количество

Дата

Экскурсия

-

Контрольная работа

2

Контрольный диктант

4

Контрольный тест

6

Зачет

-

Практическая работа

-

Проект

-

Развитие речи

8

Творческие работы

17

Изложения

7

Сочинения

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....