Рабочая программа по русскому языку 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Лебедева Валентина Борисовна

Вниманию педагогов предлагается рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_11_klass.rar35.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Варьёганская общеобразовательная средняя школа»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

_______________________

Протокол №_____ от«___»_______2013г

СОГЛАСОВАНО:

зам. дир. по УР        __________________

«___»_________2013г

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы

__________________

«___»_________2013г

Рабочая программа

по русскому языку

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год

Лебедевой Валентины Борисовны

Учебник: 

Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных  учреждений / А.И.Власенков,  Л.М.Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,   2006.- 350 с.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- 40-е изд. – М.: Просвещение, 2000.- 286 с.

Варьёган

2013г

Рабочая  программа

по русскому языку для 11 класса

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по русскому языку для 11 класса создана на основе Примерной программы и   федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Программа рассчитана на 140 часов (из расчета  4 часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Нормы оценки знаний,

умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

  1. Единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной

      формами русского языка (критерии оценки орфографической  

      и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания,

      содержания высказывания);

  1. Единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
  2. Объем различных видов контрольных работ;
  3. Количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются::

  1. Знание полученных сведений о языке;
  2. Орфографические и пунктуационные навыки;
  3. Речевые умения

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  1. Полнота и правильность ответа;
  2. Степень осознанности, понимания изученного;
  3. Языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и  за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается:

  • для 5 класса – 90-100 слов,
  • для 6 класса – 100-110 слов,
  • для 7 класса – 110-120 слов,
  • для 8 класса – 120-150 слов,
  • для 9 класса – 150-170 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

  • для 5 класса - 15-20,
  • для 6 класса - 20-25,
  • для 7 класса - 25-30,
  • для 8 класса - 30-35,
  • для 9-11 классов - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:

  • в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,
  • в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,
  • в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,
  • в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,
  • в 9-11 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть

  • в 5 классе – не более 5 слов,
  • в 6-7 классах – не более 7 слов,
  • в 8-9 классах – не более 10 различных слов
  • в 10-11 классах – не более 15 слов

с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании Ы и И после приставок;
  6. В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

  • для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
  • для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),
  • для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
  • Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
  • Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
  • Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
  • Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
  • Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
  • Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-11 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения:

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

  • в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
  • в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
  • в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
  • в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
  • в 9 - 11 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

  1. Умение раскрывать тему;
  2. Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  3. Соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Правильность фактического материала;
  • Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • Стилевое единство и выразительность речи;
  • Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

  1. Степень самостоятельности учащегося;
  2. Этап обучения;
  3. Объем работы;
  4. Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля,

измерители

Дата

ЗУН по разделу

План.

Факт.

Раздел №1. Общие сведения о языке (4 часа)

1-2

Литературный язык и язык художественной литературы

2

Анализ текстов

Знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов. Литературный язык как исторически сложившаяся высшая (образцовая) форма национального языка. Соотношение понятий «язык художественной литературы» и «литературный язык».

Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

3-4

РР. Составление текста по высказыванию.

2

РР №1-2

Раздел №2. Функциональные стили речи.

Научный стиль  (25 час.)

5-6

Научный стиль, сферы его использования, назначение.

2

Тест

Знать:

цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной (доклад,  лекция, научное сообщение) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедии) речи;

основные признаки научнорй речи: логичность изложения, точность, строгая аргументированность, отвлеченность и обобщенность, объективность, языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

Уметь: анализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания,  структуры,  стилевых особенностей; создавать собственные тексты в научном стиле; составлять план, конспект научной книги или статьи; работать со словарями, со справочной литературой.

7-8

РР. Анализ текстов научного стиля.

2

РР №3-4

9-10

Основные признаки научного стиля

2

Фронтальный

11-12

Разновидности научного стиля

2

Анализ текста

13

Входной контрольный диктант

1

Контрольный диктант №1

14

Особенности научно-популярного подстиля речи.

1

Сообщения

15

Научно-популярные книги на русском языке как разновидности научного стиля речи

1

Текущий

16

Основные жанры научного стиля.

1

Самостоятельная работа

17

Словарная статья как разновидность текста научного стиля

1

Тест

18-19

РР. Изложение с элементами сочинения

2

Изложение №1-2

20

Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации

1

Практическая работа

21-22

Контрольный тест

2

Контрольный тест №1-2

23-24

РР. Рецензия на научно-популярную книгу о языке.

2

РР №5-6

25

РР. Аннотация к словарной статье

1

РР №7

26

Совершенствование культуры  учебно-научного общения в устной и письменной форме.

1

Текущий

27

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля.

1

Самостоятельная работа

28

РР.Устное сообщение на лингвистическую тему

1

РР №8

29

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант №2

Раздел №3. Официально-деловой стиль (12часов)

30

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение

1

Фронтальный

Знать: основные черты официально-делового стиля: точность, стандартизованность,  стереотипность построения текста, предписывающий характер деловых документов; языковые признаки; форму и структуру деловых документов, требования, предъявляемые к ним.

Уметь: опознавать тексты официально-делового стиля, анализировать  их с точки зрения языковых и стилистических особенностей, использовать при создании собственных текстов устойчивые сочетания, особую лексику (канцеляризмы, официальную лексику); составлять деловые документы; владеть нормами речевого  поведения в различных ситуациях делового общения.

31

Основные черты официально-делового стиля речи

1

Текущий

32

Основные жанры официально-делового стиля

1

Практическая работа

33

Форма и структура делового документа

1

Текущий

34-35

РР. Сочинение-рассуждение

2

Сочинение №1-2

36

Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме

1

Фронтальный

37

РР. Деловое письмо

1

РР №9

38

Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения

1

Фронтальный

39

РР. Резюме

1

РР №10

40-41

Контрольный тест

2

Контрольный тест №3-4

Раздел №4. Публицистический стиль (25 час)

42

Публицистический стиль, сфера его  использования, назначение.

1

Практическая работа

Знать: цель публицистического высказывания (информирование с одновременным воздействием на читателя или слушателя), сферы применения (общественно-политические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность, эмоциональная оценочность, призывность), языковые особенности; основные жанры  стиля, их характерные особенности;  основные жанры публицистического стиля.

Уметь: анализировать тексты публицистического стиля; определять жанр текста стиля, характерные для публ.стиля выразительные средства языка; различать путевой, портретный, проблемный очерк; создавать собственный текст в жанре путевых записок или путевого очерка; аргументировано отстаивать свою точку зрения, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации.

43

Признаки публицистического стиля

1

Фронтальный

44

РР. Составление текстов в публицистическом стиле речи

1

РР №11

45

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Контрольный диктант №3

46

Основные жанры публицистического стиля

1

Фронтальный

47

Путевой очерк

1

Анализ текста

48-49

РР. Сочинение - путевой очерк

2

Сочинение №3-4

50

Портретный очерк

1

Анализ текста

51-52

РР. Сочинение – портретный очерк

2

Сочинение №5-6

53-54

Проблемный очерк

2

Анализ текста

55-56

РР. Сочинение – проблемный очерк

2

Сочинение №7-8

57

Публичное выступление.

1

Фронтальный

58

Композиция публичного выступления

1

Текущий

59

Выбор языковых средств в оформлении публичного выступления.

1

Практическая работа

60

Овладение культурой публичной речи

1

Самостоятельная работа

61

Особенности речевого этикета в публицистических сферах общения

    1

Зачет

62

РР. Устное публичное выступление

1

РР№12

63

Текст и его комплексный анализ

1

Анализ текста

64-65

РР. Сочинение на основе исходного текста

2

Сочинение №9-10

66

Контрольная работа

1

Контрольная работа №1

Раздел № 5. Художественный стиль (20 час.)

67

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

1

Фронтальный

Знать:  особенности языка художественной литературы по цели высказывания (эмоционально-эстетическое воздействие на слушателей, читателей), специфичные языковые средства: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексические и фразеологические (эмоционально-экспрессивная лексика, метафоры, олицетворения, сравнения и др.), морфологические, синтаксические (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги).

Уметь: анализировать художественные тексты; адекватно воспринимать информацию и понимать тексты, определять позицию автора; находить изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте; создавать собственные тексты в художественном стиле.

68

Особенности языка художественной литературы по цели высказывания

1

Текущий

69-70

РР. Сочинение-рассуждение

2

Сочинение №11-12

71

Основные признаки  художественной речи

1

Взаимоконтроль

72-73

РР. Анализ текста

2

РР №13

74-75

Использование изобразительно-выразительных средств в  художественной речи

2

Практическая работа

76

Использование  разных стилей в художественных произведениях

1

Тест

77-78

Контрольный тест

2

Контрольный тест № 5-6

79

Культура письменного общения

1

Анализ текста

80

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров

1

Самостоятельная работа

81-82

РР. Разноаспектный анализ текста (смысловой, речеведческий, языковой)

2

РР №15-16

Анализ текста

83-84

РР. Изложение с элементами сочинения

2

Изложение № 3-4

85-86

Контрольная работа

2

Контрольная работа № 2-3

Раздел № 6. Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Разделы русской орфографии и основные принципы написания  (11 час.)

87-88

Правописание корней

2

Фронтальный

Знать: ведущие принципы русской орфографии; орфограммы в корнях, приставках, суффиксах  и окончаниях.

Уметь: обнаруживать орфограммы в морфемах слова, группировать слова по видам орфограмм; выбирать правильный способ действия при выборе написания; соблюдать нормы орфографии на письме.

89-90

Правописание приставок

2

Индивидуальный

91-92

Правописание окончаний

2

Тест

93

Правописание суффиксов различных частей речи

1

Практические задания

94-95

РР. Сочинение-эссе

2

Сочинение №13-14

96

Слитное,  дефисное и раздельное написание слов и их частей

1

Фронтальный, тестирование

97

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант № 4

Раздел №7. Пунктуация как система правил правописания (11 час.)

98-99

Пунктуация как система правил правописания

2

Фронтальный

Знать: основные принципы пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям: отделительные, разделительные и выделительные; соблюдать пунктуационные нормы литературного языка.

100-101

Принципы русской пунктуации

2

Текущий

102-103

Знаки препинания и их функции

2

Тест

104

Одиночные и парные знаки препинания

1

Самостоятельная работа

105

Сочетание знаков препинания

1

Анализ текста

106

Вариативная постановка знаков препинания

1

Фронтальный

107-108

Контрольный тест

2

Контрольный тест № 7-8

Раздел №8. Обобщающее повторение  (32 час.)

109-110

Орфоэпические нормы

2

Самоконтроль

Знать: орфоэпические, фонетические, лексические, морфологические и синтаксические  нормы.

Уметь: производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм; производить лексический анализ слова;  производить морфологический анализ слов, определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

111

Фонетический анализ слова

1

Практическая работа

112-113

Лексическое значение слова

2

Тест

114

Лексическая норма

1

Фронтальный

115-116

РР. Сочинение-рассуждение

2

Сочинение № 15-16

117-118

Морфологический анализ слова

2

Текущий

119

Морфологические нормы

1

Анализ текста

120-121

Контрольный тест

2

Контрольный тест № 9-10

122-123

Синтаксические нормы

2

Самоконтроль

124

Словосочетание

1

Проверочная работа

125-127

Предложения разных синтаксических конструкций

3

Тестирование

128

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант №5

129-130

Тема, основная мысль текста. Стиль, тип речи.

2

Фронтальный

131-134

Изобразительно-выразительные средства языка

4

Проверочная работа

135-136

Контрольная работа

2

Контрольная работа №4

137-140

Обобщение и систематизация изученного материала

4

Итого:

140 часов

Выполнение практической части рабочей программы

 

Количество

Дата

Экскурсия

-

Контрольная работа

4

Контрольный диктант

5

Контрольный тест

10

Развитие речи:

16

Творческие работы:

Из них:

20

Изложения

4

Сочинения

16

Литература

Для учащихся

  1. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных  учреждений / А.И.Власенков,  Л.М.Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,   2006.- 350 с.
  2.   Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- 40-е изд. – М.: Просвещение, 2000.- 286 с.
  3. Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.- М.: Вербум-М, 2002.
  4. Иссерс О.С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. – М.: Дрофа, 2005
  5. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  7. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11 классы.: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.
  8. ЕГЭ 2011. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий / АВТ.-сост. И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: Эксмо, 2010.

Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
  3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А.Ипполитовой.- М.: ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
  4.  Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие: Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
  5. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994.
  6. ЕГЭ 2011. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий / АВТ.-сост. И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: Эксмо, 2010.
  7. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 класс. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003.
  8. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. – М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....