Рабочая программа по русскому языку. 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Подшивалова Светлана Михайловна

Рабочая программа составлена по учебнику Р.Н. Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk-5.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и принято на

МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ____

от «___»_____________2014 г.

Согласовано.

Зам. директора по УВР

____________

С.М. Подшивалова

«____»_____________2014 г.

Утверждаю.

Директор школы

_____________

В.В. Дружинина

Приказ № _____

от «___»____________2014 г.

Рабочая программа

по русскому языку

5 класс  (базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год

Составитель программы:  

Подшивалова С.М.

Марьино

2014

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

  1. Пояснительная записка.

       

        Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы «Образовательная программа «Школа 2100»

под редакцией Р.Н. Бунеева, Л.Ю. Комиссаровой, Е.В. Бунеевой, И.В. Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева «Программа по русскому языку для  основной школы. 5-9 классы» в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и входит в состав УМК. Программа  рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

        Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник по русскому языку для 5 класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Л.Ю. Комиссарова, Е.В. Бунеева, И.В. Текучева, 2011 г.

        Согласно действующему учебному плану в 5 классе по русскому языку предполагается всего часов:  в год  170, из них на развитие речи 27, из них контрольных  8,  в неделю 5 часов.

        Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность обучающихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

          Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

         А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

         Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

        В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности

в творчестве и умений творчества.

        Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим

продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития обучающихся средствами предмета «Русский язык».

           Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– Формирование у обучающихся языковой интуиции.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

           Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность обучающегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

            Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного

запаса обучающихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

             Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

             Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

            Все перечисленные линии развития обучающихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

            Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и

навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

        На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу обучающихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая,

В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах

      Курс подразделяется на две части:

1) 5–7-й классы;

2) 8–9-й классы.

      В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.

      Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

      Основная часть курса 5–7 классов содержит следующие темы:

– слова со значением «предмет»;

– слова со значением «действие» или «состояние»;

– слова со значением «количество»;

– слова со значением «признак»;

– слова со значением «признак признака»;

– слова со значением «признак действия»;

– слова со значением «дополнительное действие».

      Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

      Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

      В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.

      Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

      Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность.      Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.

      Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.

      В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря обучающихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

  1. Содержание программы

5-й класс (170 ч)

Роль языка в жизни общества. Красота, выразительность и эстетические

возможности русской речи

Слово в языке и речи

(повторение и углубление курса начальной школы)

Слово и его звуковая оболочка.

Звуки языка, гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные.

Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).

Обозначение звуков на письме. Алфавит.

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.

Слог, слогоделение. Ударение.

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.

Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.

Нормы произношения звуков речи.

Орфоэпический словарь.

Буквы ё, о после шипящих в корне слова.

Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии (ознакомление).

Слово и его лексическое значение.

• Лексика. Лексическое значение слова.

Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.

Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Многозначные слова и омонимы.

Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).

Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение).

Антонимы. Словарь антонимов.

• Морфемика. Словообразование.

Морфема – значимая часть слова.

Основа как носитель лексического значения слова.

Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и

согласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а и о (-лаг- –

-лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-).

Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения

слова. Правописание гласных и согласных в приставках.

Значение приставок пре- и при-. Буквы е и и в приставках пре- и при-.

Буквы з, с на конце приставок.

Буквы ы, и после приставок на согласные.

Значения суффиксов.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение).

Правописание сложных слов.

Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.

• Грамматическое значение слова.

Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.

Морфологические признаки слов.

Часть речи как группа слов, имеющих:

1) одно и то же общее грамматическое значение;

2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки.

Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов.

Междометия.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).

Слово в предложении.

Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения.

Интонация, смысловая роль интонации.

Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Предложение распространенное и нераспространенное.

Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.

Однородные члены предложения. Интонация перечисления.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Обращение как смысловой отрезок предложения.

Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.

Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление).

Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения.

Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление).

Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.

Запятая между частями сложного предложения.

Слово в тексте.

Развитие речи.

• Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок.

Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.

• Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.

Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.

Текст-повествование.

Подробное изложение текста-повествования.

• Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений.

Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).

Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.

• Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.

Знаменательные (самостоятельные) слова

Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи.

• Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных.

• Общее грамматическое значение имени существительного.

Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет».

Опредмеченный признак, действие.

Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

• Морфологические признаки имен существительных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные.

Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками.

Род имен существительных. Существительные общего рода.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только

множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа.

Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи.

Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен

существительных на -ия, -ий, -ие.

• Сочетательные возможности имен существительных.

Лексическая сочетаемость имен существительных.

Грамматическая сочетаемость имен существительных.

Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).

• Роль имени существительного в предложении.

Имя существительное в качестве подлежащего.

Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.

Имя существительное в качестве определения (ознакомление).

Имя существительное в качестве обстоятельства.

Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.

• Текст. Текстообразующая роль имен существительных.

Указательные слова-местоимения

Местоимения – существительные

Местоимение в языке и речи.

• Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений (ознакомление).

• Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).

Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений.

Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.

Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях.

Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

• Роль меcтоимений-существительных в предложении.

Местоимения в тексте.

Слова со значением

«действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи.

• Глагол как часть речи.

Лексическое значение глаголов.

• Общее грамматическое значение глагола.

Основные способы словообразования глаголов.

• Морфологические признаки глагола.

Постоянные и непостоянные признаки.

Неопределенная форма глагола.

Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Буквы е и и в

корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- – -кос-. Лексическое значение глаголов

разных видов.

Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.

Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.

Наклонение. Способы образования форм наклонения.

Раздельное написание частицы бы(б) с глаголом в условном наклонении. Буквы ь и и в

глаголах повелительного наклонения.

Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

Прошедшее время глагола. Род.

Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени.

Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени.

Безличные глаголы.

• Глагол в предложении.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).

• Глагол в тексте.

Глагол в художественном тексте.

Развитие речи.

• Взаимодействие типов речи.

Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.

Сочинение-рассказ о случае из жизни.

• Текст-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

• Повторение пройденного в 5-м классе.

  1.  Результаты 5-го года обучения

Обучающиеся должны уметь:

по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, -повествований,

-рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

  1.  Тематическое планирование

№ п\п

Раздел и тема программы  

Всего часов

р/р

к/д, к/р, п/р

1

Введение

1

 

Введение

1

2

Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы)

 

Слово и его звуковая оболочка

12

3

1

Слово и его лексическое значение

23

1

1

Грамматическое значение слова

3

Слово в предложении

21

2

1

Слово в тексте

11

10

3

Слова со значением «предмет»

Знаменательные (самостоятельные) слова

Имя существительное в языке и речи

34

4

2

4

Указательные слова – местоимения

Местоимения-существительные в языке и речи

16

1

1

5

Слова со значением «действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи

42

6

2

Повторение

7

ИТОГО:

170

27

8

  1. Учебно-методическое обеспечение

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Русский язык. 5 класс, учебник в 2-х частях. - М., БАЛАСС, 2013

2. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. - М., БАЛАСС, 2006

3. Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык». 5 класс - М., БАЛАСС, 2009

4. Е.С. Барова. М.Р. Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс, в 2-х частях. - М., БАЛАСС, 2013

5. С.А. Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М., Школьная пресса, 2002

6. Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку, 5 класс. - М., Экзамен, 2006

7. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие учащихся на уроках  русского языка, 5 класс. - Киров, 2002

8. КИМ. Русский язык, 5 класс/ Авт.-сост.Н.В.Егорова. -  М., Вако, 2010

9. И.Б. Голуб. Русский язык. 5 класс. Карточки-задания в 2-х частях. – М., Владос, 2003

10.Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004 г.


VI. Календарно-тематическое планирование.

№ урока по п/п

Раздел и § учебника

Тема урока

Кол-во часов

Материал учебника

РАЗДЕЛ 1. Введение

Тема 1. Введение (1 ч)

1

 (1 ч)

Язык как средство общения. Роль родного языка в духовной жизни человека. Р/р Повторение признаков  текста. Типы речи. Устный  рассказ на предложенную  тему

1

Эпиграф, упр. 1–5

РАЗДЕЛ 2. Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы)

Тема 2. Слово и его звуковая оболочка (12 ч)

2

§ 1 (1 ч)

Звуки языка. Гласные и согласные звуки. В.К. Тредиаковский – исследователь  русского произношения. Р/р План текста

1

Упр. 7–15

3

§ 2 (1 ч)

Звук и буква. Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

Упр. 17-25

4

§ 3 (1 ч)

Звук и слог. Р/р Учебно-научный текст.  Правила переноса слов. Фонетический разбор слова

1

Упр. 27–29

5

§ 4 (5 ч)

Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы.  Проверяемые согласные в  корне слова

1

Упр. 33–35

6

Проверяемые, непроверяемые и непроизносимые согласные в корне слова

1

Упр. 37-41

7

Р/р Описание. Подробное  изложение текста-описания

1

Упр. 43-44

8

Условия выбора орфограммы. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. Разделительные ь и ъ

1

Упр. 45-47

9

Р/р Текст-описание. Сочинение-описание по личным  впечатлениям

1

Упр. 49-50

10

§ 5 (1 ч)

Нормы произношения звуков речи

1

Упр. 51-57

11

§ 6 (2 ч)

Буквы  о, ё в корне слова после шипящих

1

Упр. 59-65

12

Р/р Сочинение-описание  пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

Упр. 68

13

(1 ч)

Диктант

1

-

Тема 3. Слово и его лексическое значение (23 ч)

14

§ 7 (3 ч)

Лексика. Лексическое значение слова. Способы толкования лексического значения  слова. В.И. Даль – составитель толкового словаря.

1

Вопросы на с. 41.

Упр. 69–72,  74–80

15

Многозначность слова. Прямое и переносное значение  слова

1

Упр. 82–87

16

Многозначные слова и омонимы

1

Упр. 89–93

17

§ 8 (1 ч)

Синонимы. Словарь синонимов

1

Упр. 95–99

18

§ 9 (1 ч)

Антонимы. Словарь антонимов

1

Упр. 101–105

19

§ 10 (1 ч)

Морфема – значимая часть слова

1

Упр.  107–110

20

§ 11 (1 ч)

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в  корне слова

1

Упр. 112–115

21

§ 12 (7 ч)

Буквы а–о в корне -лаг- – -лож-

1

Упр. 117–121

22

Буквы а–о в корне -раст- (-ращ-) – -рос-

1

Упр. 123–133

23-24

Буквы а–о в корне -гар- – -гор-

2

Упр. 135–138

25-26

Буквы а–о в корне -зар- – -зор-

2

Упр. 141–145

27

Р/р Свободный диктант

1

-

28

§ 13 (1 ч)

Значения приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с)

1

Упр. 147–152

29

§ 14 (2 ч)

Буквы е, и в приставках пре-, при-

1

Упр. 154–157

30

Развитие орфографических  умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

Упр. 159–162

31

§ 15 (1 ч)

Буквы с и з на конце приставок. Р/р Свободный диктант

1

Упр. 164–170

32

§ 16 (1 ч)

Буквы ы, и  после приставок

1

Упр. 172–175

33

§ 17 (1 ч)

Значения суффиксов

1

Упр. 177–181

34

§ 18 (1 ч)

Приставочный и суффиксальный способы образования слов

1

Упр. 183–186

35

§ 19 (1 ч)

Сложные и сложносокращённые слова, образование  и правописание

1

Упр. 188–192

36

(1ч)

Контрольный диктант

1

-

Тема 4. Грамматическое значение слова (3 ч)

37

§ 20 (1 ч)

Окончание. Форма слова. Р/р Сочинение-описание по  опорным словам

1

Упр. 194–198

38

§ 21 (1ч)

Морфологические признаки слов (самостоятельных  частей речи)

1

Упр. 200–208

39

§ 22 (1 ч)

Служебные части речи

1

Упр. 210–212

Тема 5. Слово в предложении (21ч)

40

§ 23 (1 ч)

Слово в словосочетании и предложении

1

Упр. 214–223

41

§ 24 (1 ч)  

Слово как член предложения. Главные члены предложения

1

Упр. 225–228

42

§ 25 (3 ч)  

Второстепенные члены предложения. Определение

1

Упр. 230–233

43

Дополнение

1

Упр. 235–237

44

Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление)

1

Упр. 239–244

45

§ 26 (3 ч)  

Роль знаков препинания в  письменной речи. Однородные члены предложения –  смысловые отрезки, их признаки. Знаки препинания в  предложениях с однородными членами

1

Вопросы на с. 132.

Упр. 246–251

46-47

Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова  перед однородными членами

2

Упр. 253–256

48

§ 27 (2 ч)  

Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения

1

Упр. 258–262

49

Знаки препинания в предложениях с обращением

1

Упр. 263–267

50-51

§ 28 (2 ч)  

Вводные слова – смысловые  отрезки, их признаки. Значение вводных слов (уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения). Знаки препинания в предложениях с вводными словами  (ознакомление)

2

Упр. 269–276

52

§ 29 (1 ч)  

Синтаксический разбор простого предложения

1

Упр. 278

53

§ 30 (4 ч)

Сложное предложение. Части сложного предложения – смысловые отрезки.

1

Упр. 279

54-55

Р/р Подробное изложение текста-повествования

2

Упр. 280

56

Синтаксический разбор  сложного предложения.  Знаки препинания и их роль  в письменной речи (завершение, разделение, выделение) – обобщение

1

Упр. 284-289

57

§ 31 (3 ч)

Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения.  Сложносочинённые предложения (ознакомление)

1

Упр. 291–294

58

Бессоюзная связь между  частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения (ознакомление)

1

Упр. 296–299

59

Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые  предложения (ознакомление)

1

Упр. 301–305

60

 (1 ч)

Диктант

1

-

Тема 6. Слово в тексте (11 ч)

61

§ 32 (3 ч)

Художественный и научный текст.

1

Упр. 307–309

62-63

Р/р Подробное изложение  художественного текста-описания

2

Упр. 311

64-65

§ 33 (2 ч)

Р/р  Учебно-научный  текст. Изучающее чтение (отработка приёмов изучающего  чтения и понимания учебно-научного текста)

2

Упр. 312–316

66-67

§ 34 (2 ч)

Р/р Монологическая  и  диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении  диалога на письме

2

Упр. 317–322

68

§ 35 (4 ч)

Р/р  Нейтральные  и  стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль

1

Упр. 324–328

69-70

Р/р Подробное изложение  текста, включающего диалог

2

Упр. 330

71

Р/р Сочинение-повествование с элементами описания

1

Упр. 331

КНИГА 2

РАЗДЕЛ 3. Слова со значением «предмет»

Знаменательные (самостоятельные) слова

Тема 7. Имя существительное в языке и речи (34 ч)

72

§ 36–3(1 ч)

Лексическое  значение  имени существительного. Имя  существительное как часть  речи

1

Упр. 332–337

73

§ 38 (1 ч)

Способы образования имён существительных

1

Упр. 339– 345

74

§ 39 (1 ч)

Гласные в суффиксах имён существительных -ек, -ик

1

Упр. 347–351

75

§ 40 (1 ч)

Буквы щ и ч в суффиксе имён существительных -чик-  (-щик-) 

1

Упр. 353–356

76-77

§ 41 (2 ч)

Буквы е и о в суффиксах и окончаниях существительных после  шипящих и ц

2

Упр. 260–264

78

§ 42 (2 ч)

Имена существительные собственные и нарицательные.  Большая буква и кавычки в  именах собственных

1

Упр. 366–370

79

Имена существительные  одушевлённые и неодушёвленные

1

Упр. 371–372

80

§ 43 (2 ч)

Род имён существительных

1

Упр. 374–376

81

Имена существительные общего рода

1

Упр. 377–381

82

§ 44 (3 ч)

Число имён существительных. Нормы образования  и употребления форм числа имён существительных.  Имена существительные,  которые имеют форму только множественного числа

1

Вопросы на с. 29.

Упр. 383–390

83

Имена существительные,  которые имеют форму только единственного числа

1

Упр. 392–395

84

Р/р Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны,  освещённые солнцем»

1

Упр. 396

85

 (1 ч)

Контрольный диктант

1

-

86

Пишем правильно (работа  над ошибками, допущенными в контрольном диктанте)

1

-

87

§ 45 (3 ч)

Падеж. Склонение имён существительных

1

Упр. 398–403

88

Разносклоняемые имена существительные

1

Упр. 404–407

89

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных

1

Упр. 409–415

90

§ 46 (3 ч)

Буквы  е, и в падежных окончаниях имён существительных

1

вопр. на  с. 45–46.

91

Правописание существительных на -ия, -ие, -ий

1

Упр. 417–423

92

Развитие орфографических  умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

Упр. 424–426

93

§ 47 (1 ч)

Имя существительное как  член предложения. Имя существительное в роли подлежащего. Однородные подлежащие и знаки препинания  при них

1

Вопросы на с. 50.

Упр.  428–432

94

§ 48 (1 ч)

Имя существительное в роли  дополнения. Прямое и косвенное дополнение

1

Упр.  434–438

95

§ 49 (1 ч)

Имя существительное в роли  определения (ознакомление)

1

Упр.  440–441

96

§ 50 (1 ч)

Имя существительное в  роли обстоятельства. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными

1

Вопросы на с. 58.

Упр.  443–447

97

§ 51 (1 ч)

Имя существительное в роли  сказуемого (ознакомление).  Составное именное сказуемое

1

Упр.  449–451

98-99

§ 52 (2 ч)

Тире между подлежащим и сказуемым

2

Упр. 452–455

100

(1 ч)

Диктант

1

-

101

§ 53 (1 ч)

Морфологический разбор имени существительного

1

Упр.  457–459

102

§ 54 (4 ч)

Имена существительные в тексте

1

Упр. 461–464

103-104

Р/р Подробное изложение текста-повествования с элементами описания

2

Упр. 465

105

Р/р Сочинение-рассказ о случае из своей жизни

1

Упр. 466

РАЗДЕЛ 4. Указательные слова – местоимения

Тема 8. Местоимения-существительные в языке и речи (16 ч)

106-107

§ 55 (2 ч)

Разряды местоимений.  Местоимения-существительные. Личные местоимения-существительные

2

Упр. 467–475

108

§ 56 (1 ч)

Возвратное местоимение-существительное себя

1

Упр. 477–480

109

§ 57 (1 ч)

Вопросительные местоимения-существительные  что и кто

1

Упр. 483–486

110

§ 58 (3 ч)

Неопределённые местоимения-существительные

1

Упр. 488

111

Слитное написание приставки не в неопределённых местоимениях-существительных.

1

Упр. 489–493

112

Дефисное написание неопределённых местоимений-существительных

1

113-114

§ 59 (4 ч)

Отрицательные местоимения-существительные

2

Упр. 495–500

115-116

Раздельное написание  не и ни в отрицательных местоимениях-существительных

2

Упр. 502–507

117

§ 60 (1 ч)

Роль  местоимений-существительных в предложении

1

Упр. 509–511

118

§ 61 (1 ч)

Морфологический  разбор местоимений-существительных

1

Упр.  513–515

119

 (1 ч)

Диктант

1

-

120

§ 62 (2 ч)

Местоимения-существительные в тексте

1

Упр. 518

121

Р/р. Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных

1

Упр. 520

РАЗДЕЛ 5. Слова со значением «действие или состояние предмета»

Тема 9. Глагол в языке и речи (42 ч)

122

§ 63 (3 ч)

Лексическое значение глагола.

1

Упр. 521–523

123-124

Р/р Сочинение-описание  по картине В.Д. Поленова  «Московский дворик»

2

Упр. 526

125-126

§ 64 (2 ч)

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола

2

Упр. 527–531

127-128

§ 65 (2 ч)

Способы  образования  глаголов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный)

2

Упр. 533–536

129

§ 66 (1 ч)

Глаголы переходные и непереходные

1

Упр. 538–539

130-131

§ 67 (2 ч)

Возвратные глаголы

2

Упр. 541–544

132

§ 68 (2 ч)

Вид глагола

1

Упр. 547–551

133

Видовые пары глаголов

1

Упр. 553–554

134-135

§ 69 (2 ч)

Гласные в суффиксах глаголов -ыва-(-ива-) и -ова-(-ева-)

2

Упр. 556–562

136-138

§ 70 (3 ч)

Буквы е–и в корнях с чередованием

3

Упр. 564–570

139

§ 71 (1 ч)

Буквы а–о в корне -кас- – -кос-

1

Упр. 572–576

140

§ 72 (1 ч)

Спряжение глаголов

1

Упр. 578–579

141

 (1ч)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

-

142-143

§ 73 (4 ч)

Правописание  безударных гласных  в личных окончаниях глаголов

2

Упр. 583–588

144

Развитие орфографических  умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

Упр. 590–593

145

Р/р Свободный диктант

1

Упр. 594

146

§ 74 (5 ч)

Наклонение  глагола.  Изъявительное наклонение глагола

1

Упр. 596–597

147

Условное наклонение глагола  

1

Упр. 598–601

148

Повелительное наклонение  глагола

1

Упр. 603–605

149

Правописание глаголов в  форме повелительного наклонения

1

Упр. 606–614

150

Р/р Сочинение-рассуждение

1

Упр. 611

151-152

§ 75 (2 ч)

Время глагола. Настоящее и будущее время  глагола Лицо и число

2

Упр. 616–621

153

§ 76 (3 ч)

Прошедшее  время  глагола. Род

1

Упр. 623–625

154

Гласные буквы перед суффиксом  -л- в глаголах прошедшего времени

1

Упр. 627–629

155

Р/р Свободный диктант

1

Упр. 630

156

§ 77 (1 ч)

Безличные глаголы

1

Упр. 631–634

157

§ 78 (1 ч)

Глагол  как  член  предложения. Сказуемое. Личные и  безличные глаголы в роли  сказуемого

1

Упр. 636–639

158-159

§ 79 (2 ч)

Простое глагольное и составное глагольное сказуемое  (ознакомление)

2

Упр. 641–645

160

§ 80 (1 ч)

Морфологический разбор глагола

1

Упр. 647–649

161

§ 81 (2 ч)

Глаголы в тексте

1

Упр. 651–653

162

Р/р Сочинение-рассуждение  (учебно-научный текст) «Богатство и выразительность  глаголов в русском языке»

1

Упр. 654

163

 (1ч)

Контрольный диктант

1

-

Тема 10. Повторение (7ч)

164

§ 82 (1 ч)

Повторение синтаксиса и пунктуации

1

Упр. 655–660

165

§ 83 (1 ч)

Повторение морфологии

1

Упр. 661–664

166

§ 84 (1ч)

Повторение фонетики, состава слова и словообразования

1

Упр. 665–667

167

§ 85 (1 ч)

Повторение лексики

1

Упр. 668–670

168

§ 86 (1 ч)

Повторение орфографии

1

Упр. 671–674

169

§ 87 (1 ч)

Текст

1

Упр. 675–676

170

Итоговый урок

1

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....