Урок русского языка в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Данный  урок входит в систему уроков "Повторение пройденного в 5 классе".Чтобы вспомнить изученное о спряжении глагола,использую сказку , которая развивает мотивацию к исследовательской деятельности.Для закрепления навыков правописания личных окончаний глагола используются различные упражнения , которые способствуют закреплению навыков правописания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_v_5_klasse.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

                                                                                         

Подготовлен   учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ №4»г.Ржева Тверской области Зайцевой С.Ю

Тема урока: «Личные окончания глагола».

Цель урока: развивать умение определять спряжение глаголов; закреплять навыки правописания глаголов, развивать мотивацию к аналитической деятельности.

1. Организационный момент.

2. Разбор предложения.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Почему в предложении все глаголы пишутся без Ь?

Назовите окончания глаголов, объясните их написание.

Мы записали русскую пословицу, а мудрые пословицы, забавные потешки и загадки сочинял на протяжении многих веков великий поэт – русский народ. И сегодня мы с вами окажемся в мире сказки.

3. Работа по теме урока.

В некотором царстве, в некотором государстве жили глагольчики-лилипутики. И имена у них были совсем коротенькие: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). А еще – -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Все они очень дружили между собой.

И вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон. Он потребовал привести к нему на съедение несколько лилипутиков  потолще. Лилипутики -у(-ю), -ешь(-ёшь), ет(-ёт), -ем(-ём), -ете (-ёте) и -ут(-ют) посовещались и решили задобрить дракона, зато лилипутики -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят), вооружившись мечами и копьями, пошли войной на дракона и победили. Лилипутики-трусишки остались в прежнем городе и назвали его Первоспряженск, а лилипутики-смельчаки построили себе отличный новый город и назвали его Второспряженск. Так они и живут до сих пор.

- А кто такие лилипутики?

- Это личные окончания глаголов.

-  Почему они называются личными?

- А глагол изменяется по лицам.

- Изменение глагола по лицам и числам называется…

- Спряжением.

- Вам нужно запомнить, что глаголы с окончанием  у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют), относятся к I спряжению и живут они а Первоспряженске, а глаголы с окончаниями -ишь,   -ит, -им, -ите, -ат(-ят) относятся ко второму спряжению и живут во Второспряженске. А правит городами мэр Ударение.

          Чтоб определить спряжение,

          Посмотри на окончание.

          И еще на ударение

          Обрати свое внимание!

          Когда окончание под ударением,

          Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Итак, определяем спряжение глаголов: шалишь, торчат, жмёшь, несём, ползут, творишь, живёте, найдут, стоят.

Однажды лилипутики отправились в лес и заблудились.  К утру они вышли на поляну и увидели рыцаря на белом коне. Посмотрели глагольчики на флаг и прочли: «Неопределенная форма глагола».

- Мы, глагольчики, без нашего мэра, без Ударения, не можем вспомнить, из какого мы города?

- Если у глагола безударное окончание, нужно:

1. поставить глагол в неопределенную форму;

2. определить, какая гласная стоит перед –ть.

Если глагольчик в неопределенной форме оканчивался на -ить, рыцарь отвозил его в город смельчаков, а если в неопределенной форме перед -ть была другая какая-нибудь буква, то рыцарь отвозил глагольчик в город трусишек.

Вот только глагольчики: терпеть, вертеть, обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и смотреть да еще слышать, дышать, держать, гнать- наотрез отказались ехать в город, где живут трусы, зато глагольчики брить и стелить решили не возвращаться во Второспряженск.

3.1. Работа по таблице(стр.43)

3.2. Спряжение глаголов говорить, петь

3.3. Подобрать синонимы к глаголу видеть и поставить их в 3 лице единственного числа

Видеть – смотреть, глядеть, следить, замечать, созерцать, наблюдать.

Поставить глагол в 1 лицо множественного числа: таять, слышать, клеить, чуять, бороться, ездить, стелить, замирать, чувствовать.

3.4. Объяснительный диктант.

Читаешь учебник, борется с ленью, стирает белье, строит дом, клеит конверты, стелется туман, лед растает.

3.5. Списать предложения, обозначить условия выбора гласных в окончаниях глаголов.

1) Конь вырв.тся – догон.шь, а слОва сказанного не ворот.шь.

2) Скаж.шь – не ворот.шь, напиш.шь – не сотрёшь, отруб.шь – не пристав.шь.

3) Словами, что листьями, стел.шь, а стеблем в глаза кол.шь.

4) Не по словам суд.т, а по делам.

Объясните смысл пословиц.

3.6 Составьте предложения ,используя в них глаголы-исключения.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие ошибки вы еще делаете при написании личных окончаний глаголов?

Как вы определяете написание безударных личных окончаний глагола?

5. Домашнее задание: п.19, упр.80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...