Урок-КВН в 7 классе "Великий,могучий русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Китыз Сусанна Мадиновна

Урок-повторение изученного в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – КВН в 7-м классе

«Великий, могучий русский язык»

Цель урока:

  • Обобщение изученного материала по русскому языку за курс 6 класса;
  • Развивать умение приводить в систему языковые явления;
  • Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  • Способствовать развитию интереса к предмету, выявлять одаренных детей;
  • Воспитывать коллективизм, чувство ответственности;

Оформление доски: эпиграф: «Ты одни мне поддержка и опора, о великий, могучий русский язык»

Ход урока

  1. Организационные моменты.
  2. Учитель. В настоящем классе собрались сегодня любители русой словесности. В игре встречаются 2 команды 7 «А» класса.

Девиз нашей команды: «Выучить русский язык!» «Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В. Гоголь)

  1. Представление команд жюри

- Конкурс эмблем, представление.

      4.  Учитель: Итак, Внимание! Начинаем нашу игру!

Первый конкурс. Разминка.

Учитель: Мы, как обычно, начнем урок со словарной работы. Напишем с вами «Общий диктант». Каждый участник команды пишет 1-2 слова под мою диктовку. Словарный диктант:

  1. Искусство                                 5. Кто-нибудь                     10. Бескрайний
  2. Собирать                                   6. Инженер                         11. Сладкоежка
  3. Землетрясение                         7. Местность                       12. Грушевый
  4. Галерея                                      8. Преодолеть                    13. Шорох

                                                   9. Ледяной                          14. Цыплёнок

  1. Организационный момент (пригласить сначала учителей, распределить роли, потом-детей)

Учитель: - Ребята, сегодня у нас гости в школе, приходит районное методобъединение учителей русского языка. Дружно поздоровались.

- Уважаемые гости, хочу представить вам учащихся 7 «А» класса. Я работаю с этим классом 3-й год, сегодня мы постараемся систематизировать полученные знания за 2 года. Это будет урок-повторение, назвали мы его «Великий, могучий русский язык», а провести его решили в форме известной, популярной, молодежной игры КВН. Надеюсь, что наше путешествие в страну языкознания будет полезным и увлекательным, а ребята проявят себя, как веселые и находчивые.

В игре встречаются две команды: капитаны 1 и 2.

А девиз нашей игры – «Выучить русский язык»

Итак, займите свои места за стояками. А я пока представлю членов жюри.

Председатель   1

Члены жюри     2

                           3

«Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В. Гоголь)

Итак, мы начинаем КВН. И первый конкурс 

«Представление».

Вам надо было придумать самим название команды, девиз, эмблему.

Слово предоставляется:             первой команде

     второй команде

Подведение итогов первого конкурса

Слово жюри.

Второй конкурс  «Затранскрибируй слово, текст».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» (И. С. Тургенев)

Подведение итогов второго конкурса

Слово жюри

Третий конкурс «в мире фразеологизмов»

Учитель: Ребята, вам нужно отгадать какие фразеологизмы изображены на рисунках. Например: Водить за нос, повесить нос, лезть в бутылку. (см. приложение).

Подведение итогов третьего конкурса

Слово жюри

Четвертый конкурс  «Конкурс капитанов. Блиц – турнир»

Учитель: За 1 минуту вам нужно ответить на максимальное количество вопросов (см. приложение).

Подведение итогов четвертого конкурса

Слово жюри

  1. Музыкальная пауза.

Дети исполняют шуточную песню «Двоечник»

Пятый конкурс  «Ребусы»

Учитель: Ребята, у вас было задание – придумать ребусы. Ваша задача – разгадать ребусы противника (см. приложение).

Подведение итогов пятого конкурса.

Слово жюри

Шестой конкурс «Конкурс телефонистов»

Задание: Капитану каждой команды на ушко произносится скороговорка. Текст скороговорки передается по цепочке, последний должно быстро произнести скороговорку.

1-ой команде: «Жутко жуку жить на суку»

2-ой команде: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла»

Подведение итогов шестого конкурса

Слово жюри

Седьмой конкурс «Каламбурчик, господа!» Путешествие в лексику. Речевая роль омонимов.

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • - Что такое лексика?
  • - Что такое омонимы?
  • - Что такое каламбур?

Я предлагаю вам поиграть в слова. Используя пары слов (омонимов, омоформ, омографов, омоморфем), придумайте по 2-3 каламбура.

Подведение итогов седьмого конкурса

Слово жюри

Восьмой конкурс «Конкурс актерского мастерства»

Вниманию гостей и жюри учащиеся предлагают сценки о значении запятой (см. приложение).

Подведение итогов восьмого конкурса

Слово жюри

Девятый конкурс   а) «Кот в мешке» или   б) «Иллюстраторы»

а) Гости, члены жюри задают вопросы, а ученики должны на них ответить

или

б) Конкурс на лучшую иллюстрацию к художественным произведениям.

Подведение итогов девятого конкурса

Слово жюри

Каламбур на концовку: «Мы долго переживали, все темы пережевали».

Приложение

  1. Словарный диктант

Искусство, собирать, землетрясение, кто-нибудь, инженер, местность, преодолеть, ледяной, бескрайний, сладкоежка, грушевый, шорох, цыплёнок (14 слов).

  1. Сделать транскрипцию текста

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» (И. С. Тургенев)

  1. «В мире фразеологизмов»

  1. Конкурс капитанов

Блиц – вопросы для 1 капитана

  1. Еще одно название алфавита (азбука)
  2. Сколько гласных букв в русском алфавите (10)
  3. Школьная читальня (библиотека)
  4. Сумка первоклассника (ранец, портфель)
  5. Какая часть речи обозначает признака предмета (прилагательное)
  6. К какому склонению относится слово «печь» (III скл.)
  7. Член предложение, отвечающий на вопросы косвенных падежей (дополнение)
  8. Время в школе между переменами (урок)
  9. Школьный сигнал (звонок)
  10. Род слова «пальто» (средний род)
  11. Морфема за окончанием (постфикс)
  12. Антоним слова «холодный» (горячий)
  13. К какой части речи относится слово «тройка» (существительное)
  14. Суффикс глагола прошедшего времени (-л-)
  15.  Сколько падежей в русском языке (6)
  16. Значимая часть слова за корнем (суффикс)
  17. Какой член предложения подчеркивается волнистой чертой (определение)
  18. Какие члены предложения не изменяются (наречие, деепричастие)
  19. Сколько согласных в слове «аллея» (2)
  20. Слова той или иной местности (диалекты)

Блиц – вопросы для 2-го капитана

  1. Сколько букв в алфавите (33)
  2. Сколько согласных букв (21)
  3. Глава школы (директор)
  4. Самая неприятная вещь в портфеле школьника (дневник)
  5. К какой части речи принадлежат слова: «ах, ох,ух» (междометия)
  6. Что изучает фонетка?
  7. Какая часть речи обозначает действие предмета (глагол)
  8. Время в школе между уроками (перемена)
  9. Какой падеж отвечает на вопросы «кого? что?» (винительный)
  10. Часть слова без окончания (основа)
  11. Синоним слова «бегемот» (гиппопотам)
  12. К какой части речи относится слово «десять» (числительное)
  13. Начальная форма глагола (инфинитив)
  14. Сколько спряжений у глаголов (2)
  15. Значимая часть слова перед конем (приставка)
  16. Какой член предложения подчеркивается пунктирной чертой (дополнение)
  17. Сколько гласный в слове «лесной» (2)
  18. Последняя буква алфавита (я)
  19. Слова, используемые той или иной профессией (профессиональные)
  20. К какому спряжению относится слово «гнать» (II спр.)

  1. Песня «Двоечник»

1-й куплет: Я первый ученик среди ребят,

                    «5» в мой дневник, как ласточки летят.

                    Теряю счет, пятерки круглый год

                     И в доме уважение, и в школе мне почет.

П-в

Ха-ха, почет,

Совсем наоборот

Четыре «2» в табеле –

Позорный счет

      2-й куплет:  Умею я, друзья, строгать, пилить.

                           Могу отлично я будильник починить

                           Сосед сказал, что мастером я стал,

                           И дома даже некуда деваться от похвал.

П-в

Ха-ха, похвал,

Ну разве не бохвал.

Испортил 3 будильника,

Какой скандал.

  1. Ребусы
  2.  «Каламбурчик, господа?»

По парам омонимов, омоформ, омографов, омоморфем составить, сочинить каламбуры.

зАмок – замОк          

мукА – мУка              омографы

рОжки - рожкИ

плод – плот

код – кот

порог – порок           омофоны

рот – род

пруд – прут

надуть – надуть

брак – брак

охота – охота        

петрушка – петрушка          омонимы

ласка – ласка

тушить – тушить

рысью – рысью(сущ – глагол)

печь – печь(сущ – глагол)

чаще – чаще(сущ – нареч)                    омоформы

стекло – стекло(сущ – глагол)

ели – ели(сущ – глагол)

норка – норка    –    омоморфемы

 

«Каламбурчик, господа!»

Лексика – один из самых интересных разделов языкознания. Давайте с вами вспомним, что изучает лексика? Изучая её, вы узнали об антонимах, синонимах, о профессиональном диалоге, неологизмах. Все эти слова обогащают наш язык, делают нашу речь более насыщенной, выразительной, не являются исключением и омонимы. Говоря об омонимах, мы познакомились с вами и с омофонами, и с омоморфемами, омоформами, научились их различать.

Примеры по плакату

Люди всегда любили играть со словами и придумывали множество игр: анаграммы, буриме (калабмур). Сегодня я хочу вам предложить поиграть в слова.

Вы попытаетесь сочинить каламбуры из словаря Ожегова. «Каламбур – шутка», основанная на комическом использовании сходных по звучанию, но разных по значению слов.

В эту игру любили играть и знаменитые поэты:  Например

  1. Сбежал с горы и замер в чаще

Кругом белькают фонари

Как бьется сердце злей и чаще

Меня проищут до зари. (А. Блок)

  1. Все переменится, будет мукой

Люди утешены этой наукой

Станет мукою, что было тоской

Нет, лучше мукой (М. Цветаева)

Подобное задание вы и раньше получали. Мне хочется попросить Даче Н. прочитать каламбур, который она сочинила дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)

Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...

Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный пр...

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Урок в 4 классе по русскому языку "Отработка грамматической характеристики простого предложения"

На уроке закрепляется умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале. Учащиеся составляют алгоритм разбора предложения и по нему ...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...