Урок русского языка в 5 классе на тему "Синонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цели и задачи урока:

         Знать:

-         определение синонимов;

-         о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

-         о словарях синонимов;

-         о роли синонимов в речи.

 

Уметь:

-         подбирать синонимы к данному слову;

-         использовать синонимы в речи;

-         пользоваться словарём синонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Синонимы»

Цели и задачи урока:

        Знать:

  • определение синонимов;
  • о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
  • о словарях синонимов;
  • о роли синонимов в речи.

Уметь:

  • подбирать синонимы к данному слову;
  • использовать синонимы в речи;
  • пользоваться словарём синонимов.

Этапы урока:

  1. Устная синтаксическая работа.
  2. Объяснение новой темы: определение синонимов.
  3. Фронтальная работа с доской и тетрадью на закрепление материала.
  4. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями на закрепление изученного материала.
  5.  Работа с учебником.
  6. Знакомство со словарём синонимов.

Ход урока

  1. Устная синтаксическая пятиминутка.

На доске записаны слова:

  • Улыбаемся;
  • пылаем;
  • радуюсь;
  • барабанят;
  • шагаешь
  • Скрываем;
  • Сохраняю;
  • Смотрите;
  • Торопитесь;
  • Сердишь.

Заготовлены магнитные таблички со словами:

  • идти;
  • ликовать;
  • стучать;
  • беречь;
  • таить;
  • злить;
  • спешить;
  • смеяться;
  • гореть;
  • глядеть.


Задание: 

Подберите к каждому глаголу близкий по значению. Прочитайте их в том же числе и лице. Составьте с двумя близкими по значению глаголами предложения и схемы к ним.

  1. Объяснение нового материала.

  • Слова, которые вы сейчас назвали парами, называются синонимами. Запишите в тетрадь происхождение этого слова:

Син – «одно», онима – «имя» (греч.)

Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные:

Небольшой; Маленький;

Малый; Крошечный;

Крохотный; Микроскопический;

Миниатюрный; карликовый.

Русский язык богат и глаголами – синонимами:

Обидеть – оскорбить;

Сказать – ляпнуть;

Бояться – опасаться;

Истратить – спустить – разбазарить.

Такие группы слов называются синонимическими рядами. В каждом таком ряду имеется стержневое слово.

  1. Наблюдения (фронтальная работа на закрепление материала).

На доске : Однажды в чаще леса я видел рысь. Грациозная кошка бесшумно и быстро вскарабкалась на дерево.

  • Укажите слова, которые обозначают один и тот же предмет.
  • Какой речевой ошибки удалось избежать в результате замены слова другим, близким ему по значению? (Повтора).
  • Запишите в тетрадь эти предложения.

  1. Самостоятельная работа с использованием разноуровневых заданий.

Работа выполняется учащимися на отдельных листах бумаги. После выполнения работы – разбор заданий каждого уровня (ученики предлагают свои варианты ответов) – коллективное обсуждение.

Карточка №1

Ниже даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Назовите общее значение слов – синонимов каждого ряда.

Всадник, страна, метель, темнота, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потёмки, земля.

Карточка №2

Спишите, заменяя выделенные слоа синонимами для преодоления неоправданного повторения слов. С помощью чего оказались связанными предложения в записанном тексте.

Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.

Для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.

Карточка №3

К данным словам подберите синонимы, используя материал для справок - 1.

Назовите общее значение слов – синонимов в составленных вами рядах синонимов, используя материал для справок – 2.

Белый, вежливый, ветхий, гармоничный.

Для справок:

  1. учтивый, благозвуч(?)ный, белоснежный, обв..тшалый, молоч(?)ный, мелодич(?)ный, обветшавший, корректный, дряхлый, снежный, музыкальный, предупредительный.
  2. Имеющий белый цвет, соблюдающий правила приличия, потерявший прочность, приятный для слуха, звучащий согласно и стройно.

  1. Изучение учебного материала в учебнике.

После чтения учебного материала краткое обсуждение прочитанного.

  1. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Вопросы учителя:

  • Как построена словарная статья?
  • Что вы узнали о синонимах?
  • Чем отличаются синонимы друг от друга? (оттенками, значением, употреблением в речи).

  1. Подведение итогов.

Выставление отметок отвечавшим ученикам.

Домашнее задание:

В синонимических рядах расположите синонимы в порядке усиления признака:

  1. Холод, стужа, мороз.
  2. Метель, буран, буря, вьюга, пурга, метелица.
  3. Дуться, злиться, серчать, беситься, разъяриться.

Список используемой литературы:

  1. Арсирий А.Т. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», Москва «Просвещение»
  2. Романова С.А. «Тематическая разработка уроков русского языка» 5кл., Москва «Школа-Пресс»
  3. Ундзенкова А., Сагирова О. «Русский с увлечением», Екатеринбург, 2003г.
  4. Дидактические материалы по русскому языку 5 кл. , Москва «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...