Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Кевля Светлана Витальевна

Рабочая программа составлена по УМК под редакцией Т.М. Пахновой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmam_po_russkomu_yazyku_10_klass.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку рабочая программа

к УМК Т. М. Пахновой

«Русский язык и литература. Русский язык» для 10 класса (базовый   уровень)

        Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования на 68 часов (2 часа в неделю) в 10-11 классах.

        В настоящее время изучение русского языка рассматривается как часть (важнейшая, основная) единой образовательной области «Филология», что предполагает осуществление органичной связи языка и литературы, русского и иностранных языков. Изучая новый курс «Русский язык и литература. Русский язык», старшеклассники должны прийти к пониманию, что филология - это наука, которая на основе работы с текстом развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому.  Филология учит понимать не только родную культуру, но и культуру другого народа, видеть, как связаны разные культуры, разные тексты. Глубокое филологическое понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Такое «общение» с текстом, естественно, происходит как на уроках русского языка, так и при изучении литературы. Однако основы анализа художественного текста как явления искусства слова закладываются именно при изучении русского языка. Деятельность учащихся на основе текста является решающим фактором формирования языковой личности.

      Курс русского языка для 10-11 классов (базовый уровень) преемственно связан с курсом для основной школы (5-9 классы), усовершенствованным в настоящее время на основе требований ФГОС ООО. Преемственность проявляется прежде всего в направленности курсов на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Курс русского языка, представленный в линии новых учебников для 10-11 классов (базовый уровень), - это важная часть системы непрерывного образования.

     Преемственность проявляется и в том, что курс русского языка для старших классов разработан с учетом необходимости реализации таких современных подходов, которые продиктованы убеждением, что это совсем особый этап обучения, очень важное, необходимое звено в системе непрерывного образования. Курс русского языка в 10-11 классах направлен на повышение уровня общей культуры учащихся и, в частности, на совершенствование культуры речевой деятельности во всех ее видах и формах, а также культуры учебного труда, самостоятельности и вместе с тем сотрудничества, взаимодействия друг с другом в процессе учебной деятельности, на воспитание этики общения, способности к диалогу.

      Курс русского языка в 10-11 классах предполагает прежде всего формирование коммуникативной компетенции, т. е. овладение языком как средством общения, следовательно, речью. Речь развивается в процессе деятельности, в процессе речевой практики. Эта речевая среда формируется благодаря отбору текстов и заданий к ним, цель которых - развитие чувства языка, творческих способностей при восприятии и создании текстов, являющихся «свободным откровением личности» (М. М. Бахтин).

       Задания к упражнениям направлены на то, чтобы сам процесс понимания текста стал творческой деятельностью, не только отражающей, но и развивающей индивидуальные особенности личности, способной почувствовать эстетическую ценность слова (процесс восприятия текста, по мнению С. С. Аверинцева, «неизбежно субъективен»).

        При отборе текстов и заданий к ним принимались во внимание возрастные особенности старшеклассников, характер социокультурной среды. Тексты, как правило, настраивают на позитивное, светлое восприятие жизни, на стремление ощутить себя в гармонии с окружающим. Отбор дидактического материала, естественно, зависит и от содержания курса литературы для 10-11 классов, а также от важной задачи - необходимости повышения интереса к урокам русского языка в современных условиях.

         В курсе русского языка на современном уровне решаются вопросы соотношения воспитания, развития учащихся в процессе обучения; теории и практики; изучения системы языка и процесса развития речи, изучения языка и приобщения к культуре. В центре внимания — взаимосвязанное овладение всеми видами речевой деятельности и приобщение к культуре, а также направленность на достижение основных результатов в изучении языка и овладении речью на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

       Система упражнений ориентирована на решение  следующих задач:

  • формирование представления о родном языке как духовно-нравственной, культурной ценности (язык рассматривается как неотъемлемая часть национальной культуры);
  • воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к слову, устойчивого интереса к его изучению;
  • развитие способности извлекать из разных источников необходимую информацию, преобразовывать ее, сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать, отбирать материалы для презентации с использованием современных средств;
  • формирование потребности совершенствовать свою речь, расширять культуроведческий кругозор; осознавать, как соотносятся понятия «любовь к родине» и «любовь к родному языку», «изучение языка» и «процесс самопознания»; развития, совершенствования языковой интуиции, чувства слова (без чего невозможен процесс речевого развития);
  • усиление внимания к рассмотрению языковых явлений в единстве семантики, структуры, функции; глубокого осмысления понятий «эстетическая функция языка», «русский речевой идеал», «эстетическая ценность слова».

      Последовательно и целенаправленно осуществляется текстоориентированный подход при изучении языка и обучении речи. Текст рассматривается как опорное, ключевое понятие курса русского языка. Творческая, исследовательская работа с текстом направлена на осмысление признаков текста как единицы языка и речи, на реализацию функционального подхода при изучении языковых явлений. В процессе работы с текстами на уроках создается речевая среда, способствующая воспитанию, развитию каждого ученика как языковой личности.  

       В курсе представлены тексты разных стилей, типов речи, содержание которых направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, на расширение их фоновых знаний, на становление ученика как языковой личности.  Развитие памяти — важная часть работы по формированию языковой личности. При написании сочинений и других творческих работ происходит актуализация того, что хранится в памяти.

       При организации учебной деятельности старшеклассников особое внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы. Этому способствует такая формулировка за-

даний, которая усиливает мотивацию выполнения упражнений, вызывает интерес к подготовке исследовательских проектов. Для организации собственно самостоятельной работы ученика служат и алгоритмы, памятки, в которых представлены способы действий в определенных ситуациях. Развитию навыков самостоятельной работы способствует овладение системой учебных действий (по образцу, на основе памяток), творческое применение этой системы действий в иных ситуациях. Задания к упражнениям учат тому, как осуществлять контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), как планировать свою учебную деятельность.

          Комплексная работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органичную взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных (интеграционных) связей. Один из важных вопросов при создании курса — это вопрос о соотношении теории и практики при обучении на базовом уровне.

          В основе разработанного курса — система взаимодействия ученика с текстами, направленная на организацию творческой, исследовательской деятельности, в процессе которой школьник постепенно становится языковой личностью. Последовательно и целенаправленно осуществляется текстоориентированный подход (также логоцентрический принцип) при изучении языка и обучении речи.

          Текст, слово рассматриваются как опорные, ключевые понятия курса русского языка. Творческая, исследовательская работа с текстом, взаимосвязь в изучении слова и текста направлены на осмысление признаков текста как единицы языка и речи, на реализацию функционального подхода при изучении языковых явлений. Постепенная подготовка к экзаменам, к итоговой аттестации осуществляется в процессе комплексной работы с текстом, когда ученику предлагается выполнять задания с вы бором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Разнообразные задания к текстам разных стилей и типов речи – это не только повторение изученного по лексике, фонетике, морфологии, синтаксису, но и (а это главное!) возможность углубления знаний.

     Итак, разнообразные задания к тексту дают возможность постоянно повторять изученное, углубляя и расширяя знания.  Таким образом, содержание курса «Русский язык и литература. Русский язык» для базового уровня направлено на осуществление целей:

  • воспитание любви к русскому языку, литературе, интереса к изучению русского слова, культуры; потребности постоянно совершенствовать свои знания, свои способности, направленные на то, чтобы стать языковой личностью;
  • воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за состояние речевой культуры, речевой среды; понимание того, как соотносятся понятия «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
  •  развитие творческих, исследовательских способностей на основе работы с текстом, с разными источниками получения информации; понимание эстетической ценности слова; приобщение к основам филологии как «службы понимания», к «науке наук», к этике филологии;
  •  формирование коммуникативной, культуроведческой, языковой, лингвистической компетенций;
  •  развитие языковой интуиции, чувства языка как основы речевого, личностного развития;
  •  достижение результатов не только на предметном, но и метапредметном, личностном уровнях;
  • формирование универсальных учебных действий — коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных.

               Содержание курса направлено на осуществление цели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, что реализуется в процессе решения задачи формирования языковой личности, ориентированной на овладение базовыми национально-культурными ценностями.

              Система изучения языка и обучения речи ориентирована на решение задач:

  • формирование представления о родном языке как духовно-нравственной, культурной ценности (язык рассматривается как неотъемлемая часть национальной культуры, это особенно важно принимать во внимание, если в школе, в классе полиэтническая, поликультурная среда);
  •  понимание метапредметной роли русского языка (русский язык помогает изучать другие предметы, формировать универсальные учебные действия);
  •  воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к слову, устойчивого интереса к его изучению;
  •  развитие способности извлекать из разных источников необходимую информацию, преобразовывать ее, сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать, отбирать материалы для презентации с использованием современных средств;
  •  формирование потребности совершенствовать свою речь, расширять культуроведческий кругозор; глубоко осознавать, как соотносятся понятия «любовь к родному языку» и «любовь к Родине», «изучение языка» и «процесс самопознания»;
  •  развитие, совершенствование языковой интуиции, чувства слова (без чего невозможен процесс речевого развития);
  •  усиление внимания к рассмотрению языковых явлений в единстве семантики, структуры, функции;
  •  глубокое осмысление понятий «эстетическая функция языка», «русский речевой идеал», «эстетическая ценность слова».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:

  • воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
  • формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
  • понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;
  • осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
  • формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
  • осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
  • опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
  • понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;
  • осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:

  • определять тему, основные мысли текста;
  • объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
  • находить ключевые слова в тексте;
  • определять стиль текста, тип речи;
  • находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
  • определять способ связи между предложениями в тексте;
  • находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
  • производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
  • производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
  • объяснять орфограммы и знаки препинания;
  • владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 КЛАСС

ОСОБЕННОСТИ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Старшие классы — важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность. Универсальные учебные действия (УУД). Метапредметная роль курса «Русский язык и литература. Русский язык». Единая образовательная область «Филология». Филология как  служба понимания. Этика филологии. 

Язык помогает мне стать личностью.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА - ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ

Что значит быть языковой личностью. Умение общаться. Основные виды речевой деятельности. Связь понятий «любовь к языку» и «любовь к Родине». Высказывания писателей о русском языке. Русский язык как средство духовного становления личности. «Творческий текст - свободное откровение личности». Эстетическая функция языка. Изобразительно-выразительные средства. Роль памяти.

Сочинение — это тоже текст. Умение самостоятельно сформулировать тему сочинения. Качества хорошей речи. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений.

МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)

Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет-пространство. «Компьютерный разум» и особенности человеческого мышления. Роль интуиции, ассоциаций. Отношение к чтению в современном мире.

ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

(ПОДВЕДЕМ ИТОГИ)

Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности. Развитие умения оценить результаты изучения раздела «Язык помогает мне стать личностью» на основе обсуждения вопросов, выполнения заданий учебника. Планирование предстоящей деятельности, связанной с потребностью научиться универсальным учебным действиям (личностным, познавательным, коммуникативным, регулятивным). Анализ памятки «Как самостоятельно сформулировать тему сочинения (доклада, исследовательского проекта, выступления, реферата)».

В пространстве текста

ТЕКСТ - «СЛОВЕСНАЯ ТКАНЬ»

Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Понимание текста - процесс творческий.

Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема. Абзац.

Роль первого предложения (зачина) в тексте.

Замысел автора. Лексические, грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки.

Интонация текста. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Перифразы и их роль в тексте.

Анализ памятки «Средства связи между предложениями в тексте».

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ В ТЕКСТЕ.

СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ

Лексические повторы. Однотематическая лексика. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные (текстовые, контекстные) синонимы и антонимы.

Слово и контекст. Оценочная лексика.

Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом.

Взаимодействие слова и текста.

Работа со словарями. Самостоятельный отбор материала для лексического разбора. Самостоятельная формулировка заданий, связанных с изучением лексики и фразеологии.

Анализ памяток «Примерный план лексического разбора слова», «Как произвести лексический разбор текста» и образцов разбора.

ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ-СЕМИНАРАМ И УРОКАМ-ЗАЧЕТАМ

Самостоятельный выбор темы научного сообщения для уроков-семинаров, а также для конференции, для исследовательских проектов. Отбор материалов для презентаций.

Особенности научного стиля. Текст-рассуждение.

РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ЗАЧИНА) В ТЕКСТЕ

Особенности зачина в тексте-рассуждении. Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические особенности предложений, с помощью которых формулируется тезис.

Использование в качестве зачинов (начала текста или абзаца):

  • вопросительных предложений;
  • конструкций, включающих цитирование;
  • назывных предложений;
  • сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными, когда придаточное предшествует главному (обычно с союзами когда, если, чтобы...)

Анализ текстов-образцов. Отбор материала для памятки «Как начать текст».

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Анализ высказываний писателей (отрывков из писем, дневников, из записных книжек), о «тайнах творчества», об особенностях работы над словом, о «муках слова» и о радости творчества, о роли образцов...

Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, из книг, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета.

ТЕКСТ И РЕЧЕВАЯ СРЕДА

Развивающая речевая среда как пространство культуры. Чтение — это общение с «целебными источниками нашего русского языка».

Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой среды. Эстетическое воздействие текстов. Урок русского языка как речевое произведение. Развивающий потенциал урока. Критерии отбора текстов.

Выразительное чтение как искусство звучащего слова.

Роль речевой среды в формировании языковой личности.

РЕЧЕВАЯ СРЕДА И ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ

Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды. Интонационные особенности русского языка. Слово голос в словаре и в художественном тексте. Интонация как одно из средств выразительности русской речи. Роль выразительного чтения.

Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос.

БЛАГОЗВУЧИЕ. АЛЛИТЕРАЦИЯ. АССОНАНС

Интонация и ритмико-мелодическая сторона речи. Роль интонации как средства выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Выражение через интонацию субъективного отношения, эмоциональной оценки.

Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и порядок слов в предложении. Ключевые слова в тексте.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Понимание поэтического текста как творчество. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения».

Анализ поэтического текста — путь к постижению авторского замысла.

«В поэзии язык раскрывает все свои возможности» (Ю. Лотман). «Поэзия — один из могучих двигателей в развитии языка» (Б. Томашевский).

Анализ памятки «Средства художественной изобразительности».

РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА - ЭТО ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

Комплексная работа с текстами, содержание которых создает условия для погружения в развивающую речевую среду как в пространство культуры. Возможность охарактеризовать эту речевую среду с помощью слов эстетическая, духовная, воспитывающая, языковая, культурная,социальная, интеллигентная, обучающая.

Наблюдения над ключевыми словами, которые объединяют разные тексты как единое пространство: культура, нравственность, совесть, интеллигентность, память, личность, речевая среда.

ОБОБЩИМ ИЗУЧЕННОЕ.

ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ-СЕМИНАРАМ

Формирование универсальных учебных действий: обобщать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формулировать тезис, логически выстраивать систему доказательств. Интерпретация сведений, полученных из разных источников информации. Планирование деятельности по подготовке научных сообщений на уроках-семинарах.

«ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ»

«Метод медленного чтения». Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции. «Диалог с текстом» - это прежде всего диалог читателя с самим собой.

КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ

Особенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры («Музы ходят хороводом» Ю. Лотман). Изучение языка и приобщение к культуре. Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре. Приобщение к культуре –средство духовно-нравственного совершенствования. Язык как отражение национально-самобытной культуры.

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГАЕТ ПОСТИГАТЬ ДРУГИЕ НАУКИ

Метапредметная роль уроков русского языка. Формирование УУД (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Анализ высказываний А. П. Чехова о том, что помогает овладеть языком, хорошей речью, научиться писать. Роль чтения. Необходимость редактирования, кропотливой работы над черновиком.

СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТОВ

Конспект. Тезисы. План текста, сравнение разных вариантов плана текста. Использование частичного цитирования при составлении плана. Культуроведческое комментировение текста. Роль словарей, справочников. Ключевые слова. Подготовка реферата на основе информационной переработки текстов.

Пересказ текста. Изложение (подробное, сжатое, выборочное). Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом.

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ АННОТАЦИИ

Приемы сжатия текста. Выбор вариантов сжатия текста на основе анализа образцов. Роль частичного цитирования. Использование элементов сжатия анализируемого текста при написании рецензии. Роль синтаксиса в процессе преобразований исходного текста. Использование синонимичных конструкций. Редактирование текста.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

Слово - «первоэлемент литературы». Культура чтения. Любовь к слову, интерес к изучения языка - это то, что помогает стать талантливым читателем. Духовное становление личности. Работа памяти и ее влияние на деятельность речетворческой системы. Память как важная «часть текстообразующего механизма» (Ю. Лотман). Роль текстов - «безукоризненных образцов» (Л. Щерба) как средства создания развивающей речевой среды. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Русская художественная литература - вершина национального языка. Язык писателей -источник развития языка. Чтение как сотворчество. Творческое отношение к родному языку.

ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

(ПОДВЕДЕМ ИТОГИ)

Оценка в процессе анализа творческих, исследовательских работ, оценка текстов с точки зрения их соответствия теме высказывания, использования лексических и грамматических средств связи между предложениями, наличия информативности, завершенности.

Роль самоконтроля в процессе развития самостоятельности при выборе тем для сочинения, для участия в конференциях, уроках-семинарах, при отборе материалов для исследовательских проектов.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Анализ разных источников информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения. «Диалог с текстом». Подготовка к сочинению-отклику на предлагаемый текст в процессе выполнения заданий с выбором ответа и с кратким ответом. Сочинение-отклик как «текст о тексте». Анализ изобразительно-выразительных средств. Особенности текста-рассуждения. Роль «фоновых знаний», полученных в результате обучения, чтения книг, изучения культуры, анализа собственного жизненного опыта. Редактирование черновика. Качество хорошего текста (соответствие теме, проблеме; связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность). Ключевые слова в тексте.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ - К СОЧИНЕНИЮ И ИЗЛОЖЕНИЮ

Деятельность по самопроверке в системе формирования УУД. Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Сочинение-отклик – это «текст о тексте», созданный на основе разных источников информации. «Диалог с текстом». «Метод медленного чтения». Изложение. Сжатое изложение как часть сочинения. Планирование учебных действий, когда есть возможность выбора. Самооценка (взаимооценка).

Подведение итогов. Осознание целостности, взаимосвязи всех разделов учебника.

Поурочно-тематическое планирование уроков русского языка

10 класс

№ П/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

1.

Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность.

1 час

§1 с.13-15,упр.1,2

2.

Универсальные учебные действия. Филология. Этика филологии.

1 час

С.13-16(теория)

3.

Что значит — быть языковой личностью. Умение общаться.

1 час

С.19,упр.6

4.

Основные виды речевой деятельности.

1 час

С.21-26,упр.8

5.

Изобразительно-выразительные средства.

1 час

 С.54,упр.36

6.

Язык и речь как каналы для передачи информации.

1 час

С.50,упр.32

7.

Мое особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем).

1 час

§2 с.59-60,упр.41

8.

Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности.

1 час

С.61-63,упр.43

9.

Словари и справочники.

1 час

С.66-68,упр.49

10.

Оцениваем результаты изучения раздела (подведем итоги).

1 час

§2 с.69,задание

С.57-58,упр.39,40

11.

Умение самостоятельно сформулировать тему сочинения. Качества хорошей речи.  Редактирование текста.

1 час

С.61-63, упр.43

12.

Изучение языка - процесс воспитания и самовоспитания

1 час

С.64,упр.46

13.

Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета.

1 час

С.66-68,упр.49

14.

Текст - «словесная ткань»

1 час

§3 с.72,упр.53

15.

Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста.

1 час

С.74,упр.54

16.

Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема.

1 час

С.75,упр.55

17.

Абзац.

1 час

С.76,упр.57

18.

Роль первого предложения (зачина) в текс -те. Замысел автора.

1 час

С.77,упр.58

19.

 Лексические средства связи в тексте. Лекси ческие повторы.

1 час

§4 стр. 78, упр. 59

20.

Однотематическая лексика.

1 час

Стр. 81-82, упр.61

21.

Антонимы. Контекстуальные (текстовые, контекстные) синонимы и антонимы.

1 час

Стр.83, упр.62

22.

Слово и контекст. Оценочная лексика. Взаи- модействие слова и текста.

1 час

Стр.86-87, упр.65

23.

Грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

1 час

Стр.89, упр.68

24.

Особенности текстов научного стиля (лекси ческие и грамматические). Роль терминов.

1 час

Стр.96-98, упр.75

25.

Текст-рассуждение Особенности зачина в тексте-рассуждении.

1 час

§6 Стр. 105-107,

упр. 80

26.

Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказу- емым.

1 час

Стр. 110-112, упр.82

27.

 Формулировка тезиса (синтаксические особенности таких  предложений)

1 час

Стр.119, упр.89

28.

Развивающая речевая среда как прост- ранство культуры. Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой

среды. Эстетическое воздействие текстов.

1 час

§7

Стр.125-127, упр.91

29.

Речевая среда и звучащая речь. Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды.

1 час

§8

Стр. 134-135,  упр. 97

30.

Интонационные особенности русского языка. Звуковые средства выразительности.

1 час

§9

Стр. 145-146, упр. 107

31.

Благозвучие. Аллитерация. Ассонанс.

1 час

Стр. 146-147, упр. 108

32.

Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и

порядок слов в предложении. Ключевые слова в тексте.

1 час

Стр. 148-149, упр. 110

33.

Особенности поэтического текста. Анализ поэтического текста — путь к постижению авторского замысла.

1 час

§10 стр. 150-151, упр.111

34.

Развивающая речевая среда - это прост- ранство культуры

1 час

§11 стр.162-163,упр.119

35.

Урок-семинар «Текст. Культура. Речевая среда. Культура учебного труда и твор-

чество.»

1 час

Стр.168-171, упр.125, 126

36.

Урок-семинар «Особенности текстов науч-

ного стиля. Роль терминов. Работа со словарями.»

1 час

Стр.154-156,упр.114

37.

Урок-семинар «Исследовательские проекты. «Ключевые слова (их взаимосвязь)»

1 час

Стр.183-185-упр.139

38.

«Диалог с текстом»  и чувство языка.

1 час

§12стр.187-188,упр.140

39.

Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции.

1 час

Стр. 190, упр.144

40.

Особенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры.

1 час

§13 стр. 191,упр.146

41.

Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре.

1 час

Стр. 192,упр.147

42.

Язык как отражение национально-самобыт- ной культуры.

1 час

Стр. 210, упр.164

43.

Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках.

1 час

Стр. 214, упр.166

44.

Связь науки и искусства. Роль образов. Приобщение к науке и речевая деятельность

1 час

§14 стр.224, упр.175

45.

Способы информационной переработки

текстов.

1 час

§15 стр.228, упр.180

46.

Конспект.

1 час

Стр. 230, упр.181

47.

Тезисы.

1 час

Стр.231, упр. 182

48.

План текста, сравнение разных вариантов плана текста. Использование частичного цитирования при составлении плана.

1 час

Стр. 234, упр. 183

49.

Подготовка реферата на основе информационной переработки текстов.

1 час

Стр. 236, упр. 184

50.

Пересказ текста.

1 час

Стр. 237, упр. 185

51.

Изложение (подробное, сжатое, выбороч- ное).

1 час

§16

Стр. 239, упр. 186

52.

Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом.

1 час

Стр. 241, упр. 187

53.

План. Сжатое изложение.

1 час

Стр. 243, упр. 188

54.

Аннотация.

1 час

§17

Стр. 245, упр. 189

55.

Ключевые слова в тексте. Обоснование вы-

бора темы исследования, сочинения, рефе- рата.

1 час

Стр. 246, упр. 191

56.

Русский язык и литература как единое прост ранство культуры

1 час

§18

Стр. 248, упр. 192

57.

Роль текстов - «безукоризненных образцов»

(Л. Щерба) как средства создания развивающей речевой среды. Развивающая речевая среда как пространство культуры.

1 час

Стр. 252, упр. 195

58.

Язык писателей - источник развития языка. Чтение как сотворчество. Творческое отношение к родному языку

1 час

Стр. 263, упр. 209

59.

Урок-семинар «Язык, литература, культура, речевая среда, языковая личность как ключевые понятия.»

1 час

Стр.267, упр. 210

60.

Разнообразные источники информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения.

1 час

Стр. 271, упр.214

61.

Урок-семинар «Сочинение - отклик как «текст о тексте». Изобразительно-выразительные средства. Особенности текста- рассуждения.»

1 час

Стр. 275, упр. 218

62.

Разнообразные источники информации.

1 час

Стр. 285, упр. 225

63.

Культура восприятия текста.

1 час

Стр.291, упр. 229(у)

64.

Особенности текста- рассуждения.

1 час

Стр. 292, упр.230

66.

Редактирование черновика.

1 час

Стр.294, упр.231

67-68.

Качества хорошего текста (соответствие

теме, проблеме; связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность).

2 часа

 Стр.301, упр.233-237

69-70.

Задания с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами.

2 часа

Стр. 297-300

Литература для учителя

1. Б а х т и н М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,2006.

2. Б е л ь ч и к о в Ю. А. Лексическая стилистика. — М., 2000.

3. Г а л ь п е р и н И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 2010.

4. Г о л о в и н Б. Н. Основы культуры речи. — М., 2000.

5. Г о р б а ч е в и ч К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 2010.

6. К о ж и н а М. Н. Стилистика русского языка. — М., 2010.

7. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 2010.

8. Лингвистические знания — основа умений и навыков / сост. Т. А. Злобина. — М., 2010.

9. Л о с е в а Л. М. Как строить текст. — М., 2010.

10. Л о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. — М., 2000.

11. Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 2008.

12. М а к с и м о в Л. Ю. О языке и композиции художественного текста: Язык и композиция художественного текста / отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.

13. М о с к а л ь с к а я О. И. Грамматика текста. — М., 2010.

14. О д и н ц о в В. В. Стилистика текста. — М., 2010.

15. П л е н к и н Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 2010.

16. Р а х м а н и н Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — М., 2000.

17. Р о з е н т а л ь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 2001.

18. Р о з е н т а л ь Д. Э., Д ж а н д ж а к о в а Е. В.,К а б а н о в а Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 2002.

19. С е н к е в и ч М. П. Литературное редактирование научных произведений. — М., 2000.

20. С и к о р с к и й Н. М. Теория и практика редактирования. — М., 2001.

21. С о л г а н и к Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М., 2010.

22. Ц е й т л и н С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 2002.

 

 

 

 

 Литература для учащихся:

1. Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 2008.

3. Д е й к и н а А. Д. А. С. Пушкин на уроках русского языка. 10 класс. — М., 2010.

4. К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 2008.

5. К р ы с и н Л. П. Жизнь слова. — М., 2000.

6. Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 2008.

7. С е р г е е в В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 2000.

13. С к в о р ц о в Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2010.

14. С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 2010.

Словари

1. А л е к с а н д р о в а З. Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1999.

2. Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.

3. К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 2010.

4. Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010.

5. Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 2008.

6. Л а п а т у х и н М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 2008.

7. Лексические трудности русского языка: словарь-справочник / А. А. Семенюк, И. Л. Городецкая, М. М. Матюшина и др. — М., 2000.

8. О ж е г о в С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2010.

9. П а н о в Б. Т., Т е к у ч е в А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 2010.

10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. — М., 2011.

11. Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М., 1997.

12. С а я х о в а Л. Г., Х а с а н о в а Д. М., М о р к о в к и н В. В. Тематический словарь русского языка. — М., 200013. С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.

14. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. — М., 2001—2002.

15. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. — М.—Л., 2001.

16. У ш а к о в Д. Н. Орфографический словарь. — М., 2013.

17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / cост. М. В. Панов. — М., 2005.

18. Энциклопедический словарь юного лингвиста. — М., 2006.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:

  1. http://www.drofa.ru - сайт издательства «Дрофа».
  2. http://www.philology.ru -  «Филологический портал».
  3. http: //www. gramma.ru - сайт «Культура письменной речи».
  4. http://www.wikipedia.org  - универсальная энциклопедия «Википедия».
  5. http://www.krugosvet.ru -  универсальная энциклопедия «Кругосвет».
  6. http://www.rubricon.com  - энциклопедия «Рубрикон».
  7. http://www.slovari.ru  - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
  8. http://www.gramota.ru -  «Грамота. ру» (справочно-информационный портал «Русский язык»).
  9. http://www.rusword.com.ua -  сайт по русской филологии «Мир русского слова».
  10. http://www.about-russian-language.com - сайт по культуре речи. http://www.languages-study.com/russian.html - база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по

      русскому языку).

  1. http://www.etymolo.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
  2. http://www.orfografus.ru - видеоуроки русского языка.
  3. http://www.wordsland.ru  - сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
  4. http://www.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  5. http://www.urokirus.com - уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи                         по филологии, словари,  тестирование).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....