Разработка урока.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Смурыгина Елена Васильевна

Разработка урока развития речи  для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu_opisaniyu_po_kartine.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 8 класс.

Тема:  описание памятника культуры.

Подготовка к домашнему сочинению.

Цели и задачи урока:

         -познакомить с творчеством художников С. А. Баулина и С. В. Герасимова;

         -вырабатывать умение писать сочинение-описание по картине;

         -формировать навык поиска и отбора материалов для творческой работы учащихся;

         -обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию их речи;

        -развивать творческие способности восьмиклассников;

        -способствовать пробуждению стойкого интереса к истории и культуре родной земли;

                                                         

                        Ход урока

I. Организационный момент

-Прозвенел звонок. Здравствуйте, ребята, садитесь. Для работы нам понадобятся рабочая тетрадь и учебник.

-Откройте свои тетради. Запишите дату, обозначьте вид работы.

II. Сообщение темы и целей урока

-Запишите тему урока развития речи: "Описание памятника культуры". Мы уже делали подобную работу, вспомните: описание одного из зданий нашего села, описание картины. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать цели урока.

-На уроке мы должны определить, что такое "памятник культуры", познакомиться с некоторыми такими памятниками, собрать материалы к сочинению-описанию одного из архитектурных памятников культуры нашей страны. Итогом нашей работы станет ваше домашнее сочинение-описание.

III. Работа над сочинением-описанием

1. Работа со словарём

-Чтобы описать памятник культуры, нужно четко понимать, что же это такое? И тут на помощь нам приходят словари. Мы можем воспользоваться обычной бумажной версией словаря, а можем обратиться к онлайн-версии: набрать в поисковике интересующее слово

и выбрать словарь.

-Раз мы говорим о памятнике культуры, посмотрим, как Ожегов определяет понятие "культура".

-Посмотрите на доску. С каким языковым явлением мы столкнулись? (Многозначность.)

-Прочитайте каждое значение слова "культура". Какое из них мы будем использовать по отношению к словосочетанию "памятник культуры"?

-Слово "памятник" тоже многозначное. Прочитайте имеющиеся значения. Какое значение мы будем использовать?

-А теперь попробуйте объединить два понятия. Что же такое "памятник культуры"? Дайте определение.

-Памятник культуры-сохранившийся предмет прошлого, отражающий производственные и духовные достижения человечества.

-Какие здания можно считать архитектурными памятниками культуры? Какие памятники архитектуры вам знакомы?

-Чем эти строения отличаются от окружающих их современных построек? Почему мы обращаем на них особое внимание, чем они выделяются?

-Что символизируют храмы, соборы и церкви?

-Кого называют зодчими?

-Что хотели показать зодчие своими творениями? (Храмы символизируют превосходство духовного начала в человеке над материальным.)

-Еще раз обратимся к словарю. Являются ли слова "храм", "собор",

"церковь" синонимами? Докажите свою точку зрения.

-Как синонимичность данных слов поможет вам в работе над сочинением, какой речевой ошибки поможет избежать?

2. Сообщение учителя о новом периодическом издании "Православные храмы.Путешествие по святым местам"

-Мы определились с понятием "памятник культуры" и понимаем, что будем описывать один из них. А вот как описывать такой памятник - давайте разбираться.

-Перед вами несколько выпусков журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Это новое издание - с августа этого года оно выходит еженедельно. Каждый номер - это своебразное описание отдельно взятого памятника культуры - православного храма.Давайте посмотрим, как строится описание в журнале и начнем работу над планом к сочинению - описанию.

3. Групповая работа с журналом

-Я предлагаю вам разделиться на группы: 1 ряд - группа №1, 2 ряд - группа №2, 3 ряд - группа №3.

-Каждая группа получает задание:

1. Просмотреть один из выпусков. Подготовить тематический обзор статей.

2.Определить стилистическую принадлежность текстов. Доказать свою точку зрения примерами - словосочетаниями со способом связи ....(1р. - примыкание, 2р. - управление, 3р. - согласование)

Ответственные в группах - .....

Вместе с заданием вы получаете бумагу для записей. Время работы - 5 мин..

-Закончили работу. Ответственные за работу группы, назовите отвечающих.

-Пока вы слушаете, можете делать пометки в своих тетрадях. Возможно, что-то из услышанного покажется вам интересным, и вы захотите включить эти материалы в своё сочинение.

4. Работа со словарными словами

-Используя слова, относящиеся к высокой лексике, в своём сочинении, обратите внимание на написание некоторых из них:

                                            вел..к..лепный

                                            пр..красный

                                            ф..нт..стический

                                            ун..кальный

-Прочитайте. Как вы понимаете слово "уникальный"?

-Придумайте и запишите 3 словосочетания с данными словами.

5. Работа над планом сочинения

-Назовите разделы, встречающиеся в каждом  журнале.

-Опираясь на полученные сведения, выделите те разделы, которые вы бы включили в план к сочинению-описанию.

-С чего бы вы начали сочинение?

-Что бы написали в основной части?

-Как бы вы закончили свою работу?

-Запишите план в тетради.

                                               План.

                 1. Вступление

                 2. Основная часть:

                  а) история создания ;

                  б) происхождение названия;

                  в) декор церкви

                 3. Заключение

7. Работа над картинами

а) сообщение учителя

-Нам предстоит описание двух картин -  С.В. Герасимова и С.А. Баулина. Работа над картиной - занятие увлекательное. Мы приобщаемся к миру прекрасного, включаем воображение, пытаемся понять ход мыслей творца, обогащая тем самым и себя.

-Откройте вкладку в учебнике. С.В. Герасимов - знаменитый художник - пейзажист, известный иллюстратор и педагог. Его пейзажи известны всему миру. Он написал одну из картин, над которой мы будем работать.

-Вторая работа -  С.А. Баулина. Художник очень трепетно относится ко всему, что связано с памятниками древнего зодчества. Всю свою жизнь он собирал коллекцию иллюстраций разных художников с изображениями православных храмов.

-Рассмотрите картины. Что на них изображено? Чем церковь отличается от других соборов и храмов?

-Храм Покрова на Нерли во Владимирской области возводился на месте слияния двух рек очень давно. Интересно, что холм, на котором возвышается храм, рукотворный. Весной, во время разлива, когда всё вокруг покрывалось вешней водой, церковь Покрова на Нерли не подтапливалась. Такова была задумка архитекторов.

б) сообщения учащихся

- Прослушайте сообщение об истории создания храма. Запишите основную мысль сообщения, ограничившись одним предложением.

-Следующее сообщение о происхождении названия храма. Запишите основную мысль выступления.

в) беседа  по вопросам

-Чем отличаются картины художников?

-В каких тонах написаны картины?

-Каким настроением проникнуты работы двух авторов?

-По какой картине вы написали бы своё сочинение?

г) работа со словарём

-Чтобы описать храм, нужно знать некоторые специальные терми-

ны. На слайде вы видите храм Покрова на Нерли. Сколько куполов имеет церковь? Как называются такие храмы? ( Одноглавые.)

-На что похож купол храма?

-Как называются такие купола? ( Луковицы.)

-Какое завершение имеет церковь? (Луковичное.) Назовите собор,

имеющий шатровое завершение.

-Что вы скажете о высоте храма? Какие элементы декора создают ощущение полета, устремлённости ввысь?

-Множество вертикальных линий, действительно, создает такое ощущение. Колонны, о которых вы говорили, тоже имеют своё

название. Откройте толковый словарь в учебнике. Прочитайте, что такое "пилястры"? Покажите пилястры на слайде. Придумайте словосочетание с этим словом. Запишите его.

- Прочитайте, что такое "барабан" церкви? Почему эта деталь так названа? В чём его назначение как элемента декора? Покажите барабан церкви на слайде.

-Придумайте и запишите словосочетание с этим словом.

-Как украшена верхняя часть сооружения? Прочитайте, как называется такое украшение?

-Запишите словосочетание со словом "фриз".

-На какие ещё элементы убранства вы обратили внимание?

-Что изображено на фресках и барельефах?  

д) устное сочинение по картине

-Ещё раз рассмотрите картины. Какие чувства  вызывает каждая из работ?

-Что хотел выразить каждый из художников в своей работе?

-Опираясь на план к сочинению-описанию подготовьте устное сочинение по понравившейся картине.

IV. Итог урока

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие виды работы помогли вам понять, как работать над сочинением?

-Остались ли вопросы к учителю по теме?

-Я бы написала сочинение по картине В.С. Герасимова. А начала бы я его так:

"Покоем и умиротворением веет от картины В.С. Герасимова. Так и рвутся из самого сердца слова знаменитого русского поэта Н. Рубцова: "Тихая моя родина". Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности. Именно такой предстаёт Россия на полотне В.С. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли".

V. Домашнее задание

Написать сочинение-описание по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...