Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Фирсова Елена Михайловна

Данный урок представляет систематизацию знаний и умений учащихся по работе над сжатым изложением. Проведён в рамках районного семинара директоров школ. Отмечен Благодарностью комитета образования и науки Курской области в областном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста "За нравственный подвиг учителя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_-tekst.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc624.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchenika.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

                                             УЧИТЕЛЬ.

     
Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии такое дано!»
     «Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.
       Ан не тут-то было! На уроке литературы учитель заставил всех нас подряд читать вслух по две минуты из «Дубровского»  и «Бородина». Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая  толстыми линзами очков: «Орясина! Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
       На уроке русского языка учитель наш так разошёлся, что проговорил о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумлённо поглядев на часы, махнул рукой: «Ладно, диктант напишем завтра».
       Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.
       Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять – пятнадцать, и мы всё чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.
       Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не  зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.
       Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провёл летние каникулы. Класс заскрипел ручками.
       Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я и назвал своё школьное сочинение «Жив».
       Никогда ещё я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась всё меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух моё сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»
       Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

                                                                 ( В.П. Астафьев)



Предварительный просмотр:

МОУ « Калиновская средняя общеобразовательная школа»



ОТКРЫТЫЙ УРОК

   РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

                 «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ –

ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКЗАМЕНА                                                                        ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

(ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ИЗУЧЕННОГО)

              РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
                     
ФИРСОВОЙ ЕЛЕНЫ МИХАЙЛОВНЫ


                             
 КАЛИНОВКА 2010

Тема урока: 
Сжатое изложение – одна из составляющих экзамена по русскому языку (повторение и систематизация изученного).
Цели урока: 
1. Познавательные:   повторить теоретические знания о приёмах компрессии текста; повторить через анализ текста  следующие понятия: тема, основная мысль текста.
2. Практические: совершенствование умения    использовать  приёмы содержательной  компрессии текста; совершенствование языковой и коммуникативной компетенций.
3. Общепредметные : развивать внимание, память, логическое мышление; развивать монологическую речь и творческие способности учащихся. Воспитывать уважительное   отношение к учителю.
Оборудование:
  ноутбук, проектор, экран; рабочий лист ученика; текст изложения; рабочие папки учащихся; книга произведений А. Платонова; листы бумаги; карточки с домашним заданием. 

                            Ход урока.

I.Организационный этап.

Слово учителя.
- Сегодняшний урок русского языка станет ещё одной  ступенью подготовки к ГИА по предмету. Урок пройдёт под девизом: «Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли». Мы вспомним теоретические сведения,    необходимые для написания сжатого изложения, и выполним практическую работу.

II. Теоретическая часть урока.

1. Изложение: взгляд со стороны ученика.

- Мы  с вами провели анкетирование, в котором выразили   своё отношение к изложению. Послушаем мнение некоторых учащихся. Итак, изложение: взгляд со стороны ученика.

( Демонстрация слайда 1.)
         2.Изложение как жанр.
- Вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид учебной работы.
- Что лежит в основе этой работы?
 В основе лежит воспроизведение содержания  чужого текста, создание
 вторичного текста.
 
(Демонстрация слайда 2. )
- Запишите определение изложения в рабочих листах.

- С чем нельзя путать изложение? Почему?
 У сочинения и изложения разные задачи и разная специфика.
 Поэтому   ничего, чего нет в исходном тексте в изложении быть не  
 должно. Запишите этот вывод в рабочих листах.


3.Способы сжатия текста.
 -Что значит «сжать» текст?

(Демонстрация слайда 3)

- Запишите вывод в рабочих листах.

- Назовите основные способы сжатия текста.  
- Какие действия выполняем при исключении, обобщении, упрощении?

(Демонстрация слайда 4,5.)

- Запишите данную информацию в рабочий лист.

- Какой способ сжатия использовать, будет зависеть от особенностей текста. Но необходимо правильно применить   не менее 2 разных приёмов сжатия текста или 1 приём на  протяжении всего текста. Запишите эту информацию в рабочий лист.

III. Презентация «Спасибо   Вам,   учитель,         за   урок !»
1.Вступительное слово учителя.


- Ребята, вы знаете, что 2010 год – это Год учителя.     Многие из вас принимали участие в церемонии открытия  Года учителя.
А к сегодняшнему уроку Юлия Брынцева  подготовила небольшую презентацию «Мои учителя». Предлагаю посмотреть презентацию.

2. Просмотр  презентации.
- Презентацию было интересно смотреть. Спасибо, Юля, за доставленную радость.


IV. Практическая часть урока.
- Переходим  к практической части урока.
1. Работа с текстом.

А) Установка перед слушанием.
- Текст, с которым мы будем работать, называется «Учитель». Что отражает заголовок?
Автор данного текста – В.П. Астафьев, известный писатель. Текст имеет особенность: он автобиографичен. Что    значит «текст автобиографичен»?

Б) Слушание текста.
- Послушайте текст «Учитель» и постарайтесь    представить то, о чём пишет автор. Укажите количество микротем.

В) Запись микротем. 
- Сколько микротем в тексте? Запишите их.

(Самостоятельная работа учащихся)
- Прочитайте записанные вами микротемы текста.
(Демонстрация слайда 6,7)

- Прочитай те микротемы, которые демонстрируются на экране. Сравните с теми, что составили вы. Какой вывод можете сделать?
- Если микротемы записать развёрнуто, то впоследствии легче будет воспроизвести содержание исходного текста.
Запишите этот вывод в рабочий лист.

Г) Этап определения темы и идеи текста.


- Тему текста мы определили по заголовку. Её также    можно определить по началу текста, по ключевым словам, эпизодам, по поступкам и размышлениям героев или автора.
Определим идею (основную мысль) текста. Сформулировать идею нам помогает общий тон звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям.
- Зачем  В. П. Астафьев написал текст? Какую мысль он хотел выразить?

- Хорошо, что в жизни В. П. Астафьева был такой учитель, как И. Д. Рождественский, который привил ученикам  уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

2. Этап моделирования сжатого изложения.
- Я прочитаю вторично 1 часть текста, а вы запишите ключевые слова.


- Перескажите сжато, опираясь на записанные ключевые  слова, 1 часть текста. Какой приём сжатия текста
 применили?

- Прочитайте 4 предложение. Перестройте данное предложение, применив упрощение.
- 2,3 части текста проанализируем коллективно по плану:

- прочитать часть вслух;

- определить способ сжатия;
- «сжать» текст;

- пересказать.


- 4 -7 части текста проанализируйте самостоятельно по группам (групповая работа).
Перескажите сжато эти части.

Какие приёмы сжатия применяли, готовя пересказ? Достаточно ли этого, чтобы получить за этот критерий самый высокий бал?

-Перескажите сжато весь текст.
Чтение сжатого текста учителем.

V.Чтение учителем стихотворения И. Д. Рождественского «Мои ученики».

          Мои друзья, мои ученики,
         Мои питомцы, вечно дорогие,
         О если б знали, как вы мне близки,
         Встречаю вас в любом краю России.
         (…)
         Тетрадки ваши с давних лет храню
         И сочиненья, словно талисманы,
         Я в вас нашёл любимую родню,
         Я к вам иду сквозь ливни, сквозь бураны.

         Вы запевалы самых главных дел,
         Мне с вами никогда не разлучиться,
         Я счастлив тем, что в вас вдохнуть сумел
         Своей души горячую частицу.


- Дети, спустя много лет  мне бы хотелось вам сказать именно эти слова. Верю, что так и будет.


VI. Итог урока.
- Чему сегодняшний урок научил каждого из вас? Поделитесь своими мыслями.


VII. Домашнее задание.
- Прочитайте рассказ А. Платонова «Ещё мама». Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему Апполинария Николаевна стала дорогим человеком для первоклассника?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного рассказа, подтверждающие ваши рассуждения.

VIII. Заключительный этап. Анкетирование.
(Демонстрация слайда 8)

Если бы вам предложили выбрать самостоятельно форму экзамена по русскому языку, вы бы выбрали:
- сочинение;
- изложение с творческим заданием;
- устный экзамен;
- тестирование;
- ГИА;
- диктант.

    Всех благодарю за работу!



Предварительный просмотр:

                        РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА


1. Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Сжать» текст -  ____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Основные способы сжатия текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необходимо правильно применить ____________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Запишите микротемы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...