Урок развития речи 2
план-конспект урока по русскому языку на тему

Гудкова Ирина Анатольевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Тема: Описание предмета. Сочинение.

Цель: Научить учащихся описывать предмет.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:

1) учить описывать предмет;

2) формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;

3) учить различению стилей при использовании соответствующих средств при описании предмета;

4) закрепить знания учащихся о стилях и типах речи русского языка;

5) формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

6) учить определять способы и языковые средства связи предложений в текстах этого типа;

7) учить разграничению описания места и описания предмета;

8) формировать умение соединять описание предмета с повествованием.

2. Коррекционно - развивающие:

1) Совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;

2)совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;

3) развивать планирующую функцию;

4) развивать мыслительную операцию синтеза;

5) развивать наглядное и образное мышление;

6) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь;

7) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов в предложении, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями;

8) развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление.

9) развивать активность и самостоятельность при наблюдении за предметами;

10) формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

11) развивать тактильные навыки и мелкую моторику;

12) развивать художественное видение.

3. Коррекционно – воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

2) воспитывать организационные умения, необходимые для продуктивной деятельности;

3) воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности.

Оборудование: оформленная доска, карточки, выставка рисунков детей, «Орфографический» словарь, тетради для творческих работ, игрушки.

Ход урока:

Организационное начало и сообщение темы урока.

Учитель:

  1. Представьте, что вы пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами. Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что вы увидели, высказывание какого типа речи вы стали бы создавать?

(Описание)

- Почему именно описание?

Описание – это изображение какого-либо явления путём перечисления и раскрытия его основных признаков (на доске).

Учитель: Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет.

Учитель: А какие ещё типы речи вы знаете? Чем они различаются?

(Повествование, рассуждение).

- Сегодня мы будем учиться описывать предметы.

2. Учитель:

- На уроке литературы мы читали произведение И.С.Тургенева «Муму». Вспомните, где поселили Герасима в городе?

(Ему отвели над кухней каморку)

- Что там находилось? Опишите предметы?

(Ученики читают текст на карточках)

Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

- Для чего автор дал нам описание этих предметов?

(Они характеризуют человека).

3. Учитель:  

- Посмотрите в окно, назовите предметы, которые вы видите (ученик со статусом КРО).

Перед вами 2 текста (на карточках). Прочитайте и сравните их. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?

  1. В лесу  на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.
  2. Кругом деревни поля ещё голые. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.

( 1 – описание места, 2 – описание предмета)

Учитель:

- В описании места предметы называются, а в описании предмета – предметы характеризуются, называются их признаки (ученик со статусом КРО объясняет по плакату).

4. Учитель:

- Теперь давайте поиграем: «Угадай, что это или кто это». (Загадайте любой предмет, который находится в классе 3-4 прилагательными). Например моя загадка: большой, деревянный, коричневый (стол) (записывают в тетради).

5. Учитель:

- Давайте посмотрим, в каком стиле мы можем употреблять описание. Вспомните, какие стили речи существуют в русском языке?

(Художественный, разговорный, научный) (У учащихся со статусом КРО карточка-подсказка с перечислением стилей и типов речи).

- Работа по учебнику стр.122 (сравнение 2 текстов).

Вопросы: Что в этих текстах описывается? (лыжи)

- В каком тексте описываются определённые лыжи, а в каком – лыжи вообще?

(в 1 лыжи вообще, во 2 – определённые).

- Как бы вы озаглавили каждый текст?

(1- Скользящие лыжи; 2 – Чудо - лыжи!)

- О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?

(сделаны из цельных брусков, клеёные, снежные, гладкая поверхность, заострённые и загнутые кверху носки).

- Как говорится об этих же признаках во втором описании?

(ни у кого таких нет, неуклюжие, широкие, тяжёлые, лучшие).

- Какое из этих описаний вы поместили бы в специальной книге для спортсменов?

(первое).

- А какое могли бы услышать в беседе друзей?

(второе).

Вывод: каждому стилю речи соответствует своё описание.

Гимнастика для глаз.

6.Учитель:

- Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему « Моя любимая вещь»? Решите, какой стиль предполагает данная тема (упражнение на карточках на разграничение художественного и научного стилей).

А) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

Б) Волк узкотелый. Остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с тёмной полосой по хребту. Посредине спины лёгкая поперечина.

- Переделайте текст так, чтобы он соответствовал художественному стилю (письменно, по вариантам).

7.Учитель:

- Прочитайте несколько предложений – ярких картинок, увиденных ребятами (на карточках).

- Сосна, как старушка, повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку. Маленькие пеньки под снегом затаились, будто белые медвежата. Осиновые листочки летят, будто маленькие парашютики.

- Какое средство языка использовано в этих предложениях? (сравнение)

Учитель:

- Оглянитесь вокруг. Выберите предметы, которые хотелось бы «нарисовать». Всмотритесь в них, постарайтесь найти яркие, точные слова, сравнения. Используйте слова КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОХОЖ (на доске).

(Задание по карточкам для учеников со статусом КРО):

- Составить словосочетания, подобрав каждому предмету (существительному) свой признак (прилагательное):

Доска, стол, окно, цветы – деревянный, зелёный, живой, большой.

(зелёная доска, деревянный стол, живые цветы, большое окно).

Физ. минутка.

8.Учитель:

- Какие части речи чаще используются при описании?

(прилагательные, существительные, наречия)

- Посмотрите на эту игрушку, потрогайте её. Давайте попробуем её описать. С чего мы начнём?

(Составление общего плана и подбор прилагательных  и сравнений, характеризующих эту игрушку.План в виде ромашки, ученики сами называют пункт плана, отрывают лепесток и сверяют с написанным).

План.

  1. Что это за предмет.

(Игрушка кот)

  1. Размер.

 (маленькая, небольшая)

  1. Из чего она сделана, какая на ощупь.

(сделана из меха, мягкая, пушистая)

  1. Цвет.

(чёрная, как трубочист, с белой мордочкой)

  1. Описание деталей:

(мордочка белая, остренькая, глаза зелёные, как пуговки, блестящие, ушки острые, стоят торчком, носик розовый, холодный; усы длинные, пушистые; туловище небольшое, продолговатое;  лапки белые, как в носочках; хвост длинный, пушистый, похож на метёлочку).

  1. Общее впечатление.

 (любимая игрушка)

Для учащихся со статусом КРО план развёрнутый:

Описание деталей: голова (глаза, ушки, нос, усы, выражение), туловище, лапы, хвост.

(Учащиеся со статусом КРО  говорят антонимы: мягкая - твёрдая).

- По этому плану по цепочке описать другой предмет.

( Двое учащихся со статусом КРО составляют своё описание игрушки).

9. Учитель:

- Прочитайте упражнение № 294. Устраните повторы, используя замену местоимением, исключением слова, подбором синонима (устно).

- Отредактируйте текст (на карточках):

А) Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз.

(Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у дерева тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви свисают вниз).

Б) Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.

(Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие.Посох блестящий, на нём нарисованы ёлочки).

10. Выводы по уроку: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым видом описания – описанием предмета.

- В каком стиле мы используем описание предмета?

- Какие языковые средства мы используем для описания предмета?

- С чего начинаем и чем заканчиваем описание предмета?

- Как избежать повторов в тексте?

11.Домашнее задание:

Учитель: Послушайте стихотворение:

Ничейные игрушки.

Ничейные игрушки
В песочнице лежат:
Ведро с помятой дужкой,
Разбитый самокат.

Ничейные игрушки
В песочнице грустят,
С обидою друг дружке
Тихонько говорят:

"Веселыми мы были -
Теперь уже не то...
Забыли нас, забыли,
Не любит нас никто".

Но мимо две подружки
Шагали на заре,
Увидели игрушки
Случайно во дворе.

- Давай-ка их поднимем
И отнесем в детсад!
- Покрасим и починим
Ведро и самокат!

Как весело живется
Игрушкам в детсаду.
Ведерко- у колодца,
И самокат - в ходу.

Порой они друг дружке
Шепнут: "И ты и я -
Счастливые игрушки,
Ведь есть у нас друзья!"

Учитель:

Домашним заданием у вас будет сочинение «Описание предмета». Напишите про ваших друзей – игрушек, которые тоже счастливы от того, что вы их любите. Можете описать те игрушки, которые вы рисовали дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...