рабочая программа по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

  Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение,2008.) и Примерной программы по русскому ( родному) языку для основной школы ( Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 112с.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                                Пояснительная записка

  Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение,2008.) и Примерной программы по русскому ( родному) языку для основной школы ( Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 112с.)

  Федеральный базисный ( образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации ( вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского ( родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе – 175 ч.

Согласно учебно-календарному графику ГБОУ  СОШ с.  Васильевка 2012-2013 учебный год имеет 34 учебные недели. Поэтому данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса представлена на 170 учебных часов. Сокращение произошло за счёт уплотнения материала:

Раздел

Кол-во часов по прим. программе

Кол-во ч по раб. прогр.ГБОУ СОШ с.Васильевка

Язык и общение

3ч.

2ч.

Вспоминаем.  Повторяем. Изучаем.

20 ч.

17 ч.

Повторение и систематизация изученного.

7 ч.

6 ч.

Объединены темы: « Язык и человек», « Общение устное и письменное», « Читаем учебник»; « Что мы знаем о тексте», « Тема текста», « Основная мысль текста»; « Графика и « Алфавит».

    Целями и задачами изучения русского языка в 5 классе являются:

-- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свою родину, осмысляющего родной язык как основное средство общения;

--  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;

-- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения;

-- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо,

-- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, организационных;

-- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

     Учебно-методическое обеспечение данной рабочей программы:

Ладыженска Т.А., БарановМ.Т., Тростенцова Л.А. «Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учрежден. В 2 ч.» -- М.: Просвещение, 2012.

ТростенцоваЛ.А., СтракевичМ.М., ЛадыженскаяН.В. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.

Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.

Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки – задания. 5 класс.

            Планируемые результаты освоения предмета

   Личностными результатами  являются

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  2. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому совершенствованию;
  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметными результатами являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

- понимание основного содержания небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

-владеть техникой чтения;

-выделять в тексте главную и исходную информацию;

-разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительными и изучающими видами чтения;

-прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

-правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении вслух;

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонаций;

-подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- - делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты ( сочинения –миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

-пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

-выражать своё отношение к предмету речи;

-находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

                           - подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

                           - использовать элементарные условные обозначения речевых                ошибок

                            исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

                                                               

           

                           

      2) Применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни;

        способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим     предметам, применять полученные знания , умения, навыки на межпредметном уровне ( на уроках ин. яз., литературы и др.)

      3)Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участие в спорах, обсуждениях.

Предметными результатами являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка.
  2. Понимание места и роли  родного языка в образовании в целом.
  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке.
  4. Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог.
  5. Овладение основными нормами русского литературного языка( орфоэпическими: ---правильно произносить гласные и согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи,

-работать с орфоэпическим словарём,

-находить в худ. тексте явления звукописи,

-не смешивать звуки и буквы,

- давать фонетическую характеристику звукам.

 Лексическими:

- объяснять лексическое значение слов разными способами( описание, краткое толкование слов, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета.  Орфографическими:

- находить орфограммы в морфемах,

-группировать по видам орфограмм,

- владеть правильным способам подбора однокоренных слов,

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения,

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

 Пунктуационными:

-соблюдать верную интонацию конца предложений,

- опознавать предложения , осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами,

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью,

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации,

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения,

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

  6) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  7) проведение различных видов анализа слова ( фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

  8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

  9) Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов худ. литературы.

                        Учебно-тематическое планирование.

Название разделов программы

Кол.час.

Содержание

Универсальные учебные действия

Язык и общение

2 ч.

Язык – важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе. Взаимосвязь языка и культуры.

Осознать роль речевой культуры, обще-

ния, коммуникативных умений в жизни человека.

Читать,  осознавать и озаглавливать текст. Писать мини-сочинения.

 Узнать основные особенности устной и письменной речи, особенности разговорной речи, языка худ. литературы, понятие речевого этикета.

Пересказывать текст. Овладевать приёмами работы с учебной книгой.

Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания.

Вспоминаем. Повторяем. Изучаем.

17ч.

Звуки и буквы. Произношение и написание. Орфограмма. Правописание проверяемых  безударных гласных в корне. Правописание проверяемых согласных в корне. Правописание непроизносимых согласных в корне. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительный ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Что мы знаем о тексте. Части речи. –ться и –тся в глаголах. Личные окончания глаголов.

Осознать соотношение произношения и правописания.

Читать текст, определять его тему.

Познакомиться с понятием   транскрипция.

Учиться делать транскрипцию слов.

Познакомиться с понятием  морфема и орфограмма.

Учиться опознавать разные виды орфограмм, графически выделять морфемы.

Повторить морфологические  признаки изученных в нач.  школе частей речи.

Делить текст на абзацы. Списывать тексты, выделяя орфограммы-пробелы и орфограммы-буквы. Писать изложение по плану.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30 ч.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложения с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке худ. произведений. Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.  Нераспространенные и распространенные члены предложения.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Овладевать основными понятиями синтаксиса, пунктуации.Списывать тексты, писать изложения. Анализировать тексты с точки зрения в них знаков препинания.

Распознавать словосочетания в составе предложения.

Определять главное и зависимое слова в словосочетании.

Учиться  определять границы предложе-

Ний. Анализировать интонационные конструкции. Определять главные и второстепенные члены предложения.

Учиться распознавать виды предложений  по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Учиться распознавать  опознавательный признак употребления тире  между главными членами предложения.

Учиться различать  распространённые и нераспространённые предложения.

Познакомиться с видами  второстепенных членов.

Учиться выделять графически второст. члены предлож.

Определять что такое однородные члены предложения.

Учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Познакомиться с  основными функциями обращения.

 Выделять пунктуационно на письме и интонационно в устной речи обращения.

Учиться различать простые и сложные предложения. Определять средства связи в сложных предложениях. Строить схемы сложных предложений.

Выделять в предложениях  прямую речь.

Учиться выделять в предложениях прямую речь. Составлять схемы предложений с прямой речью.

Познакомиться с понятием диалога. Работать со схемами предложений. Отвечать на контр. вопросы.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15ч.

Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения  и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука. Связь фонетики с графикой и орфографией. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русс. Яз.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные , дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Овладевать основными понятиями  фонетики.

Распознавать гласные и согласные звуки.

Анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой /мягкой согласной.

Выделять повествование как функционально-смысловой тип  текста.

Доказывать принадлежность к определённому типу текста.

Составлять план текста.

Характеризовать согласные звуки

Осознать значение письма в истории человечества. Анализировать и объяснять важность графики и каллиграфии.

Активизировать знания алфавита.

Располагать слова в алфавитном порядке. Отрабатывать навыки поиска слов в словаре. Пересказывать текст.

Выделять описание как функционально-смысловой тип речи. Писать сочинение, описывая предмет.

Опознавать смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализировать орфографические правила, связанные с употреблением ь..

Распределять слова на группы согласно виду орфограмм.

Делать фонетич. разбор слов, в которых есть буквы е,ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

Осознать важность нормативного произношения для культурного человека. Сформулировать важнейшие произносительные нормы.  Анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения, исправлять произносительные ошибки.

 

Лексика. Культура речи.

8 ч.

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав. Отличие слова от других  языковых единиц. Основные способы передачи  лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса именования. Основные виды тропов.  Наблюдение за использованием  переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи.  Смысловые и стилистические различия синонимов. Использование синонимов как средство связи предложений в тексте и как ср-во неоправданного повтора. Учёт лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного , уместного и выразительного словоупотребления.  

Овладеть базовыми понятиями лексикологии. Понять роль слова в формировании выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснять различие лексического и грамматического значения слова.

Пользоваться толковыми словарями. Объяснять лексическое значение слов.

Озаглавливать текст, составлять план, анализировать содержание и структуру текста.

Различать однозначные и многозначные слова. Составлять словосочетания с многозначными словами.

Определять функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста.

Различать прямое и переносное значение слова. Выбирать в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составлять словосочетания, используя слово в прямом и переносном значении. Составлять сложные предложения. Писать диктанты и изложения.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22 ч

Морфема как минимальная значимая  единица языка. Виды морфем. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание – формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений  в структуре слова.

Овладевать основными понятиями морфемики.  Делить слова на морфемы и обозначать соответствующими знаками.. Осознать роль морфем в процессах формо-и словообразовании.

Подбирать однокоренные слова. Пересказывать тексты. Опознавать окончание как формообразующую морфему. Выделять в словах окончания и их грамматическое значение.

Выделять основу в слове.

Определять стиль текста. Писать сочинения, изложения и диктанты.

Опознавать корень как главную значимую часть слова. Выделять корни в словах. Исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

Выделять рассуждение как  функционально-смысловой тип речи.

Опознавать суффикс как словообразующую морфему. Обозначать суффиксы в словах.

Опознавать приставку как словообразующую морфему. Обозначать приставки в словах.

Получить представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме. Подбирать слова с чередующимися согласными и гласными. Определять при каких условиях происходит чередование. Определять случаи появления беглых гласных при чередовании. Определять части слов, являющиеся вариантами морфем. Выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок и суффиксов.

Выделять основу в слове.

 Усваивать правило написания гласных и согласных в приставка. Усваивать правило написания букв а –о в корнях –лаг- -лож-.

Усваивать правило написания букв а –о в корнях  -раст- -рос- . Отрабатывать данные орфограммы на практике.

Усваивать правило написания букв ё-о после шипящих в корне. Усваивать правило написания  букв и-ы  после ц.

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела.

Им. существительное

21 ч.

 Им. сущ. как часть речи. Род имён существительных. Существительное общего рода. Существительное, не имеющее родовой характеристики. Число им. сущ. Сущ., которые имеют форму только ед. или множ. числа. Склонения им. сущ., падеж им. сущ. Правильное употребление существит. в речи.

Определять имя сущ. как самостоятельную часть речи,  характеризовать морфологические признаки им.сущ., его синтаксическую роль. Определять род, склонение , падеж им. сущ.

Определять доказательство как структурную часть рассуждения. Анализировать тексты. Писать сочинение-рассуждение.

Учиться распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существ.   Составлять предложения с одуш. и неодуш. Сущ.

Учиться распознавать им. сущ. собсвенные и нариц. Рассказывать об им. сущ. по плану.

Учиться определять род им. сущ., распознавать сущ., имеющие только множ. или ед.ч. Озаглавливать и пересказывать тексты, находить в них сущ.

Формировать умение определять тип склонения им. сущ.Составлять таблицу на это провило.

Учиться определять падеж им. сущ.

Усваивать правило написания безударнх гласных в падежн. окончаниях. существит. в ед ч. Составлять словосочетания и предложения с сущ., склонять им. сущ. по падежам. Анализировать текст. Работать с рисунками.

Усваивать правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существит. Записывать текст в форме диалога. Писать диктант.

Делать морфологический разбор сущ. Отвечать на контр. вопросы. Писать отзыв на устное сочинение товарища.

Им. прилагательное

14 ч.

Им. прилагательное как часть речи. Зависимость рода, числа и падежа прил. от существительного. Правильное употребление им. Прил. в речи. Синтаксическая роль. Правописание гласных в падежных окончаниях им. прил.

Определять  морфологические признаки им. прил., его синтаксическую роль. Анализировать словосочетания, предложения, тексты с им. прил.. Составлять предложения с прил. Готовить устный рассказ о прил. как о части речи. Усваивать правило написания гласных в падежн. окончан. Прил. Применять усвоенное правило  при выполнении упражнений. Писать сочинение-описание. Писать диктанты. Писать изложение по тексту, в котором есть описание животного.

Распознавать полные и краткие формы им. прил. Образовывать краткие формы прил.  Составлять предложения с краткими прил. Составлять устное  повествование  с элементами описания по картине. Делать морфологический разбор прил. Выписывать из словарей прилаг. С непроверяемым написанием. Списывать текст. Писать сочинение – описание животного.

Глагол

35 ч.

Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Виды глагола. Время глагола. Спряжение. Правописание -ться, -тся. Не с глаголами. Правописание безударных личных окончаний глаголов.  Правильное употребление глаголов в речи.

Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определять глаголы-сказуемые в предложениях, характеризовать глаголы по времени, лицу, числу. Указывать ,как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

Усваивать правило написания не с глаголом. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовить рассказ о признаках глагола. Придумывать устные рассказы на заданные темы.

Распознавать неопределённую и личную формы глагола. Составлять памятку, используя глаголы в неопредел. форме.

Усваивать правило написания  -тся, -ться в глаголах. Составление предложений и связных текстов.

Распознавать глаголы совершенного и несовершенного виде. Подбирать в орфограф. словаре глаголы с приставками  раз-, рас-, составлять с ними словосочетания. Образовывать от глаголов глаголы другого вида. Составлять предложения с данными глаголами.

Усваивать правило написания букв е-и в корнях глаголов с чередованием.

Познакомиться с рассказом от первого лица. Писать  сочинение.

 Определять время глаголов. Описывать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначать вид и время глаголов.

Повторение и систематизация изученного

6 ч.

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Заполнять, анализировать, составлять таблицы. Обозначать морфемы в словах. Составлять план сообщений об одной из частей речи. Анализировать тексы.  Писать сочинение. Систематизировать орфограммы в приставках, и корнях слов. Списывать тексты, выделяя графически изученные орфограммы. Выбирать им. собственные из текстов. Повторять знания о системе правил употребления знаков препинания . Учить стихотворения наизусть и записывать его по памяти.

                                 

Требования к уровню подготовки учащихся  5 класса.

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Речевая деятельность:

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль,  структурной части исходного текста.

Чтение:

- владеть техникой чтения,

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию,

-разбивать текст на смысловые части и составлять простой план,

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста,

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения,

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника,

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон в речи при чтении текста вслух.

Говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

-подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- - делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты ( сочинения –миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

-пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

-выражать своё отношение к предмету речи;

-находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

                           - подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

                           - использовать элементарные условные обозначения речевых                       ошибок

                            исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика орфоэпия:

- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

-различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощённой транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные и согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарём.

Графика:

- правильно произносить буквы русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика:

-выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём значения морфем, словарём морфемного строения слов;

-объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология:

-объяснять лексическое значение слов разными способами ( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).

-пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

-отличать омонимы от многозначных слов;

- различать прямое и переносное значение слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

-  находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными  оборотами русского языка;

- использовать синонимы как средство связи предложения в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Морфология:

- различать части речи;

-правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать , образовывать форму времени и т.п.

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография:

-находить орфограмму в морфемах;

-группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

-  самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний  изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами,;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях ( в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов ( предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя» ), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, тематических сочинений, сочинений по картинам, подробных и сжатых изложений.

-

-

                                                               

 

       

-

 

 

       

-

 

 

 



Предварительный просмотр:

                      Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Результаты обучения

                                                                                                                                   Язык и общение 2 ч.

1

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник.

Роль речевой культуры, общения, коммуникат. умений в жизни человека. Основные особенности  устной и письменной речи. Знакомство с приёмами работы с учебной книгой.

Осознать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Знать основные особенности устной и письменной речи. Анализировать устные и письменные высказывания с точки зрения их цели. Овладеть приёмами работы с книгой.

2

Слушаем на уроке. Стили речи.

Знакомство с приёмами и правилами эффективного слушания устой монологич. речи и речи в ситуации диалога. Знакомство с особенностями разговорной речи, языка худ. литературы. И стилей речи. Понятие речевого этикета.

Овладеть приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Знать особенности разговорной речи, языка худ. литературы и стилей речи. Уметь устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Знать понятие речевого этикета.

                                                                                                     Вспоминаем. Повторяем. Изучаем. (17 ч.)

3

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Осознание соотношения  произношения и правописания. Знакомство с понятием транскрипция. Чтение и списывание текста, определение его основной мысли.

Осознать соотношение произношения и правописания. Знать что такое транскрипция. Уметь читать, списывать текст и определять его главную мысль.

4

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Знакомство с понятием орфограммы , её признаками. Знакомство с понятием морфемы. Опознание различных орфограмм в словах. Знакомство с правилом написания безударных гласных в корне.

Знать что такое орфограмма. Уметь выделять в словах разные виды орфограмм. Знать что такое морфемы, уметь графически их выделять. Усвоить правило написания безударных гласных в корне. Уметь подбирать проверочные слова.

5

Р.Р. Сочинение « Как я провёл летние каникулы».

Размышление над темой сочинения. Составление плана. Самостоятельное написание текста. Проверка написанного.

Уметь описывать свои впечатления. Составлять план  и сочинение по нему.

6

Правописание проверяемых согласных в корне. Правописание непроизносимых  согласных в корне.

Знакомство с правилом написания проверяемых согласных в корне. Работа со словарными словами. Знакомство с правилом  написания непроизносимых согласных в корне слов.

Знать правило  написания  проверяемых согласных в коне. Знать правило написания непроизносимых согласных в корне. Запомнить правописание словарных слов: косьба, молотьба,просьба,футбол, хоккей, матч, вокзал, рюкзак, спортсмен, баскетбол.

7

Буквы и, у, а после шипящих.

Активизация правила написания  букв и, у, а после шипящих. Знакомство со словами-исключениями.

Знать правило написания букв и, у, а после шипящих. Знать слова-исключения.

8

Разделительный ь иъ. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Повторение правила написания ъ и ь знаков в словах. Активизация правила раздельного написания предлогов с другими словами. Выделение в словах орфограммы-буквы, орфограммы –пробелы.

Знать правило написания ъ и ь . Знать правило раздельного и дефисного написания предлогов.

9

Диктант.

Чтение текста учителем. Запись текста по предложениям. Самопроверка.

Уметь применять изученные орфограммы на практике.

10

Что мы знаем о тексте. Тема текста. Основная мысль текста.

Определение признаков текста. Способы выражения основной мысли текста.

Знать признаки текста. Уметь определять тему текста и основную мысль.

11

Р.Р. Изложение « Хитрый заяц». Упр. 70.

12

Части речи. Глагол.

Характеристика слов с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомство со всеми частями речи. Списывание текста, разбив на абзацы. Определение морфологических признаков глагола. Определение лица и времени глаголов. Неопределённая форма.

Уметь характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Уметь разбивать  текст на части и списывать. Знать морфологические признаки глаголов. Уметь определять лицо, время глаголов, ставить глаголы в неопр. Ф.

13

-Тся, -ться в глаголах.

Активизация правила написания  -тся, -ться.

Уметь правильно писать –ться –ться в глаголах.

14

Личные окончания глаголов.

Активизация знаний о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Повторение написания не с глаголами. Составление предложений с глаголами. Выделение окончаний в глаголах.

Уметь выделять личные окончания глаголов. Знать личные окончания глаголов 1 и 2 спр. Уметь составлять предложения с глаголами.

15

Имя существительное.

Повторение морфологических признаков им. сущ. Определение рода, числа, склонения , падежа существит. Правописание ь на конце существит. Выделение окончаний им. сущ.

Знать морфологические признаки им. сущ.  Уметь определять род, число, падеж, скл. им. существ. Знать правило написания ь на конце существит.

16

Имя прилагательное.

Определение морфологических признаков прилагательного. Согласование им. прил с им. существит. Составление предложений с им. прил. Выделение окончаний в прилагательных. Определение рода, числа, падежа прил.

Знать морфологические признаки им. при.  Уметь согласовывать им. прил с им. существит. Уметь выделять окончания в прилагательных, определять их род и число.

17

Местоимение.

Определение морфологических признаков местоимения. Определение лица, числа и падежа местоимений , приведённых в упражнениях. Чтение и пересказывание текста.

Знать морфологические признаки местоимений. Уметь указывать лицо, число и падеж местоимений. Уметь читать и пересказывать текст.

18

Диктант.

Письмо диктанта.

Проверить сформированность навыка правописания изученных орфограмм.

19

Работа над ошибками . Повторение.

Анализ ошибок диктанта. Ответы на контрольные вопросы.

Осознать ошибки. Повторить орфограммы.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 ч. )

20

Синтаксис.

Овладение основными понятиями синтаксиса. Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.

Знать что такое синтаксис. Уметь отличать текст от предложения, предложение от словосочетания, словосочетание от слов.

21

Пунктуация.

Овладение знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознание значения знаков препинания  для понимания текста. Списывание текстов.

Знать что такое пунктуация. Понять основное значение знаков препинаний для понимания текста. Уметь списывать текст.

22

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Определение словосочетания. Обозначение смысловой связи между главными и зависимыми словами в словосочетании.  

Знать определение словосочетания. Уметь обозначать смысловые связи между главным и зависимым словами в словосочетаниях.

23

Предложение

Определение границ предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.  Анализ интонационных конструкций. Определение главных членов в предложениях.

Уметь определять границы предложений. Знать способы их передачи в устной и письменной речи.

Уметь находить главные члены предложений.

24

Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 144.

Чтение текста . Составление плана. Краткий пересказ по плану. Запись изложения в тетрадь.

Уметь кратко письменно пересказывать текст.

25

 Виды предложений по цели высказывания.

Распознавание видов предложений по цели высказывания. Характеристика смысловых и интонационных особенностей повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.

Знать виды предложений по цели высказывания, характеристику смысловых и интонационных особенностей повествовательных, побудительных и вопросительных предложений.

26

Восклицательные предложения.

Распознавание видов предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные ). Соотношение эмоциональной окраски предложения с целью высказывания.

Знать виды предложений по эмоциональной окраске. Уметь соотносить эмоциональную окраску предложения и целью высказывания.

27

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

Выделение главных и второстепенных членов предложений.  Нахождение основ в предложениях. Способы выражения подлежащего, его признаки, связь подлежащего со сказуемым. Определения сказуемого, способы его выражения.

Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. Находить основы предложений.  Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, их определения.

28

Р.Р. Изложение. Упр.168

Чтение текста. Озаглавливание его. Пересказ. Запись изложения.

Уметь пересказывать и записывать текст.

29

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знакомство с опознавательным признаком употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительным падеже.  Отработка в упражнениях навыков определения главных членов предложения.

Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами.

30

Нераспространённые и распространённые предложения.

Различение распространённых и нераспространённых предложений. Составление нераспространённых предложений и распространение их однородными членами.

Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения. Уметь распространять однородными членами нераспространённые предложения.

31

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Распознавание видов второстепенных членов предложения. Определение дополнения. Составление схем распространённых предложений.

Знать виды второстепенных предложений. Знать определение дополнения. Уметь графически выделять дополнение. Уметь составлять схемы предложений.

32

Р.Р. Сочинение по картине Пластова « Летом»

Рассматривание картины. Составление плана. Рассказ по плану. Запись сочинения. Проверка.

Уметь писать сочинения по картине.

33

Определение

Понятие определения как второстепенного члена предложения. Распространение предложений определениями.

Знать что такое определение. Уметь графически выделять определения. Уметь распространять предложения определениями.

34

Обстоятельство.

Определение обстоятельства. Распространение предложений обстоятельствами..

Знать определение обстоятельства. Уметь графически обозначать обстоятельства. Распространять предложения обстоятельствами.

35

Предложения с однородными членами.

Характеристика предложений с однородными членами. Интонация при однородных членах предложения. Составление предложений с однородными членами.

Знать что такое однородные члены предложения. Уметь графически их обозначать. Уметь составлять предложения с однородными членами предложения.

36

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Выявление обобщающих слов перед однородными членами предложения и постановка знака препинания  после обобщающих слов. Обозначение опознавательных признаков постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Уметь выявлять обобщающие слова перед однородными членами и ставить двоеточие .

37

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Выявление обобщающих слов перед однородными членами предложения и постановка знака препинания  после обобщающих слов. Обозначение опознавательных признаков постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Уметь выявлять обобщающие слова перед однородными членами и ставить двоеточие .

38

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Выявление обобщающих слов перед однородными членами предложения и постановка знака препинания  после обобщающих слов. Обозначение опознавательных признаков постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Уметь выявлять обобщающие слова перед однородными членами и ставить двоеточие .

39

 Предложения с обращениями.

Определение обращения. Основные функции обращения. Знакомство с правильной интонацией при чтении предложений  с обращением. Составление предложений с обращением.

Знать определение обращения, его функции. Уметь составлять предложения с обращениями и пунктуационно выделять его на письме.

40

Предложения с обращениями.

Повторение основных функций обращения. Отработка постановки знаков препинания  в предложениях с обращением при выполнении упражнений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

41

Письмо.

Различение писем по цели и назначению. Определение стилей речи текстов писем, употребление обращений в письмах. Написание письма товарищу.

Знать цели и назначения писем. Уметь составлять письма, используя обращения.

42

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

Характеристика простого предложения по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным , однородным членам и обращениям. Выполнение письменного и устного разбора предложений. Определение знаков завершения, разделения и выделения в простом предложении. Выполнение устного и письменного пунктуационного разборов предложений.

Знать характеристику простого предложения. Уметь делать письменный и устный разбор предложения. Отличать в простом предложении знаки завершения, разделительные и выделительные.

43

Простые и сложные предложения.

Различение простых и сложных предложений. Определение средств связи в сложных предложениях.

Уметь различать простые и сложные предложения. Уметь определять средства связи в сложном предложении.

44

Простые и сложные предложения.

Выделение сложных предложений из текста. Объяснение расстановок знаков препинания. Построение схем сложных предложений и составление сложных предложений по схемам.

Уметь выделять сложные предложения из текста. Уметь расставлять знаки препинания в сложных и простых предложениях. Составлять схемы сложных предложений.

45

Синтаксический разбор сложного предложения.

Характеристика сложного предложения по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполнение устного и письменного разбора предложений.

Уметь давать характеристику сложному предложению. Выполнять устный и письменный разбор предложений.

46

Прямая речь

Выделение прямой речи после слов автора и перед ним. Объяснение знаков препинания. Характеристика интонационных особенностей прямой речи. Составление схем предложений с прямой речью.

Уметь выделять пунктуационно прямую речь на письме. Знать интонационные особенности прямой речи.

47

Диалог

Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Моделирование диалога. Работа со схемами диалога.

Знать отличие между диалогом  и предложением с прямой речью. Уметь оформлять диалог в письменной речи.

48

Диктант

Запись под диктовку.

49

Работа над ошибками. Контрольные вопросы для повторения раздела.

Ответы на вопросы. Работа со схемами предложений.

Закрепление изученных тем раздела.

                                       Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15 ч.)

50

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки.

Овладение основными понятиями фонетики. Распознавание гласных звуков. Ударные и безударные гласные. Составление таблицы « Гласные звуки». Распознавание согласных звуков. Шипящие согласные.

Знать основные понятия фонетики. Уметь различать гласные и согласные звуки.  Ударные и безударные гласные звуки.

51

Изменение звуков в потоке речи.

Распознавание гласных и согласных в сильных и слабых позициях. Правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

Знать что такое позиционные чередования гласных и согласных.

52

Согласные твёрдые и мягкие.

Распознавание  твёрдых и мягких согласных. Анализ смыслового различия слов, отличающихся только твёрдой / мягкой согласной.

Уметь выделять твёрдые и мягкие согласные. Должны понимать смысловое различие слов , отличающихся только твёрдой/мягкой согласной.

53

Повествование.

Выделение повествования как функционально-смыслового типа речи. Обоснование принадлежности текста к определённому стилю.

Знать такой функционально-смысловой тип текста как повествование. Уметь обосновывать принадлежность текста к определённому стилю.

54

Согласные звонкие и глухие.

Распознавание звонких, глухих, сонорных согласных и их смыслоразличительную функцию. Характеристика согласных звуков..

Понимать смыслоразличительную функцию согласных звуков. Уметь характеризовать согласные звуки.

55

Р.Р. Изложение. Упр.283.

Пересказ текста. Запись изложения.

Уметь пересказывать и записывать текст.

56

Графика. Алфавит.

Значение письма в истории человечества. Важность графики и каллиграфии. Активизация знания алфавита. Сопоставление буквенного и звукового состава слова. Расположение слов в алфавитном порядке. Отработка навыка поиска  слов в словаре.

Понимать значение письма в истории человечества.  Знать важность каллиграфии и графики.  Знать алфавит. Уметь производить поиск слов в словарях.

57

Описание предмета.

Выделение описания как функционально- смысловой тип речи. Редактирование текста-описания.

Знать, что описание –функционально-смысловой тип речи. Уметь редактировать текст-описание.

58

Р.Р. Сочинение. Упр. 302.

Письмо сочинения, описывая предмет.

Уметь описывать предмет.

59

 Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

Смыслоразличительная функция ь в слове.  Анализ орфографических правил , связанных с употреблением ь. Распределение слов на группы согласно виду орфограммы.

Понять смыслоразличительную функцию ь в словах. Уметь правильно писать слова с ь.

60

Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Фонетический анализ слов, в котороых буквы е,ё, ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

Уметь делать фонетический разбор слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

61

Орфоэпия.

Осознание важности нормативного произношения для культурного человека.  Формулирование важнейших произносительных норм. Анализ и оценка речи с орфоэпической точки зрения. Исправление произносительных ошибок.

Знать важность нормативного произношения для культурного человека.

Знать важнейшие произносительные нормы. Уметь анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения.

62

Фонетический разбор слов.

Выполнение устных и письменных фонетических разборов слов.

Уметь делить слова на слоги, характеризовать гласные и согласные звуки в составе слов, ставить ударение.

63

Диктант.

Запись под диктовку.

Уметь применять орфограммы на письме.

64

Работа над ошибками. Повторение .

Ответы на вопросы. Выполнение упражнений.

Закрепить изученные темы.

                                                     Лексика. Культура речи. (8ч.)

65

Слово и его лексическое значение.

Овладение базовыми понятиями лексикологии. Осознание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснение  различия лексического и грамматического значений слов. Объяснение лексических значений слов с использованием толкового словаря. Работа с текстом. Разгадывание кроссворда.

Знать базовые понятия лексикологии. Понять роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Понимать различие лексического и грамматического значений слов. Уметь пользоваться толковыми словарями.

66

Однозначные и многозначные слова.

Различение однозначного и многозначного слова. Составление словосочетаний с многозначными словами, используя разные значения. Определение стиля и типа текста.

Знать отличие однозначного слова от многозначного. Уметь определять тип и стиль текстов.

67

Прямое и переносное значение слов.

Различение прямого и переносного значений слов. Работа с толковыми словарями. Составление словосочетаний и сложных предложений со словами в переносном значении.

Уметь определять прямое и переносное значение слов. Работать с толковыми словарями. Уметь составлять словосочетания, сложные предложения со словами в переносном значении.

68

Омонимы.

Знакомство с омонимами. Подбор омонимов по толковому словарю.

Знать что  такое омонимы. Уметь находить их по толковому словарю.

69

Синонимы

Знакомство с синонимами. Установление смысловых и стилистических различий синонимов. Составление слов с синонимами.  Выполнение упражнений

Знать определение синонимов.  Уметь составлять предложения с синонимами.

70

Антонимы.

Знакомство с антонимами. Описание с помощью антонимов происходящего на рисунке. Работа со словарями антонимов.

Знать определение антонимов. Уметь пользоваться словарями антонимов. Уметь составлять предложения , используя антонимы.

71

 Повторение.

Выполнение заданий по теме раздела. Объяснение омонимов. Подбор антонимов к словам. Работа со словарями.

Повторить темы раздела.

72

Изложение « Первый снег» Упр. 374.

Составление плана. Пересказ текста по плану. Запись.

Уметь письменно пересказывать текст.

                                                                                                        ЧАСТЬ 2

                                                                 Морфемика. Орфография. Культура речи. (22 ч.)

73

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Знакомство с основными понятиями морфемики. Морфема – значимая единица языка. Деление слов на морфемы и графическое их обозначение.

Знать основные понятия морфемики.Уметь делить слова на морфемы и графически их обозначать.

74

Изменение и образование слов.

Осознание роли морфем в процессах формо-и словообразовании. Подбор однокоренных слов. Деление слов на группы ( однокоренные и форма одного и того же слова).

Знать роль морфем в процессах формо- и словообразовании. Уметь подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренное слово от формы одного и того же слова.

75

Окончание.

Определение окончания. Выделение окончаний в словах и его грамматических значений.

Знать определение окончания. Уметь выделять в словах окончания и определять его грамматическое значение.

76

Основа слова.

Выделение основы в словах. Работа с текстами. Списывание текста, расставляя знаки препинания.

Уметь находить основу в словах. Уметь списывать текст, расставлять знаки препинания.

77

Корень слова.

Определение корня слова. Выделение корней в словах. Формирование групп однокоренных слов.

Знать определение корня слова. Уметь выделять корни в словах. Уметь подбирать однокоренные слова.

78

Рассуждение

Выделение рассуждения как функционально-смысловой тип речи.  Работа с текстом.

Знать что такое рассуждение. Уметь определять этот тип текста.

79

Р.Р. Сочинение- рассуждение. Упр. 400.

Обсуждение структуры сочинения. Самостоятельное письмо сочинения.

Уметь писать сочинение-рассуждение.

80

Суффикс.

Определение суффикса. Обозначение суффикса в словах. Подбор однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

Знать определение суффикса. Уметь находить суффиксы в словах и обозначать их графически.  Уметь подбирать однокоренные слова , образованные суффиксальным способом.

81

Приставка.

Определение приставки.  Обозначение приставки графически в словах. Подбор однокоренных слов , образованных приставочным способом.

Знать определение приставки. Уметь обозначать приставку графически. Уметь подбирать однокоренные слова, образованные приставочным способом.

82

Чередование звуков.

Представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбор слов с чередующимися согласными и гласными. Определение при каких условиях происходит чередование

 Знать что такое чередование звуков. Уметь подбирать слова с чередующимися согласными и гласными.

83

Беглые гласные.

Определение случаев появления беглых гласных при чередовании. Выделение частей слов, в которых  могут появиться беглые гласные при чередовании.

Знать что такое беглые гласные. Уметь выделять части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании.

84

Варианты морфем.

Определение частей слов , являющиеся вариантами морфем. Запись однокоренных слов с вариантами корней, приставок, суффиксов.

Знать что такое варианты морфем. Уметь определять части слов , являющиеся вариантами морфем.

85

Морфемный разбор слова.

Выделение основ в словах. Определения окончания и его значение. Выделение приставки, суффикса и их значение, корень. Подбор однокоренных слов. Устный и письменный морфемный разбор слов.

Уметь делать устный и письменный разбор слов.

86

Правописание гласных и согласных в приставках.

Чтение правила написания гласных и согласных в приставках  Обозначение приставок в словах.  Подбор слов с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.

Знать правило написания гласных и согласных в приставках. Уметь находить приставки с беглыми гласными. Уметь работать с орфографическим словарём.

87

Буквы з и с на конце приставок.

Правило написания букв з, с на конце приставок. Упражнение в написании слов , где присутствует изучаемая орфограмма.

Знать правило написания букв з,с на конце приставок. Уметь применять его на письме.

88

Буквы а—о в корнях –лаг-, -лож-.

Правило написания а – о в корне –лаг-, -лож- . Упражнение в написании слов с данной орфограммой. Работа с орфографическим словарём.

Знать правило написания а –о  в корнях –лаг-, -лож-. Уметь применять это правило на письме. Уметь работать со словарём.

89

Буквы а – о в корне –раст-, -рос-.

Правило написания а – о в корнях –раст-, -рос-.  Запись слов на данную орфограмму. Упражнение в написании слов с чередующимися согласными.

Знать правило написания а –о в корнях раст-, -рос- . Уметь применять это правило на письме.

90

Буква ё – о  после шипящих в корне.

Правило написания букв е –ё  после шипящих в корне. Запись слов на данную орфограмму. Составление диктанта, в котором потребуется применить правила , изученные в разделе  « Словообразование».

Знать правило  написания букв е –ё после шипящих. Уметь применять данное правило на письме.

91

Буквы и – ы после  ц.

Правило написания букв и-ы после ц.  Запись слов на данную орфограмму.

Знать правило написания  букв и-ы после ц. Уметь применять это правило на практике.

92

Повторение.

Выполнение заданий по теме раздела. Работа над контрольными вопросами. Анализ текста.

93

Диктант.

Письмо под диктовку.

Проверить сформированность навыка правописания по темам раздела.

94

Р.Р. Сочинение по картине Кончаловского  « Сирень в корзине».

Рассматривание картины. Письмо сочинения.

Уметь писать сочинение по картине.

                                                                                    Морфология. Орфография. Культура речи.

                                                                                             Имя существительное (21 ч. )

95

Имя существительное как часть речи.

Определение им. сущ. Характеристика морфологич. признаков сущ., его синтаксической роли.  Определение рода,числа и падежа им. существительного.

Знать определение им. существительного.  Уметь характеризовать морфологические признаки.

96

Имя существительное как часть речи.

Группировка существительных по морфологическим признакам. Определение рода, числа, падежа, склонения им. сущ. Составление распространенных предложений.

Уметь определять морфологические признаки им. сущ. Уметь составлять распространенные предложения.

97

Доказательства в рассуждении.

Знакомство с доказательством как структурной части рассуждения. Анализ текста, выделяя тезис, доказательства и вывод.

Уметь доказывать тезис. Уметь выделять структурные части текста-рассуждения.

98

Р.Р. Сочинение. Упр. 484.

Письмо сочинения.

Уметь писать сочинение-рассуждение.

99

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Группировка существительных  на одушевлённые и неодушевлённые. Комментированное письмо. Составление словосочетания с одушевлёнными и неодушевлёнными существит.

Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. Уметь составлять словосочетания.

100

Имена существительные собственные и нарицательные.

Разделение  существительных  на собственные и нарицательные.  Письмо под диктовку с комментированием. Рассказ об им. сущ. по плану.

Уметь различать им. сущ. собственные и нарицательные. Писать им. сущ. собственные с прописной буквы.

101

Имена существительные собственные и нарицательные.

Разделение им. сущ. на собственные и нарицательные.  Объяснительный диктант.

Уметь различать им. собственные и нарицательные. Выделять им. сущ. собственные на письме.

102

Род имён существительных

Определение рода им. существительных. Составление словосочетаний и предложений.

Уметь  определять род им. существительных.

103

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Знакомство с им. существительными, имеющими форму только множественного числа. Выделение таких существительных в текстах, составление с ними предложений. Работа с текстом.

Уметь находить им. сущ., имеющие форму только множ. числа. Уметь составлять с ними предложения.

104

Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 513.

Письмо изложения.

Уметь писать сжатое изложение.

105

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Знакомство с им. сущ., имеющими форму только единственного числа. Составление предложений с такими им. сущ. Работа с упр. учебника.

Уметь находить им. сущ., имеющие форму только единственного числа.

106

Три склонения имён существительных.

Определение типа склонения им. существительных. Составление таблицы на основе данной в учебнике.

Уметь определять тип склонения им. сущ. и склонять им. существительные.

107

Падеж имён существительных.

Определение падежа им. сущ. Выделение падежных окончаний.

Уметь определять падеж им. сущ. Уметь выделять падежные окончания.

108

Падеж имён существительных.

Определение падежа им. сущ. Составление словосочетаний с им. сущ. в род. Падеже.

Уметь определять падеж им. сущ. Уметь выделять падежные окончания.

109

Падеж мён существительных.

Определение падежа им. сущ.  Выделение падежных окончаний. Комментированное письмо.

Уметь определять падеж им. сущ. Выделять падежные окончания.

110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе.

Знакомство с правилом написания гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе. Выполнение упражнений на это правило.

Знать правило написания гласных в падежных окончаниях существит. в ед. ч. Уметь применять это правило на письме.

111

Множественное число имён существительных.

Определение морфологических признаков множ. числа им. сущ. Склонение им. сущ во множ числе по падежам.

Знать морфологические признаки множественного числа им. сущ. Уметь склонять им. сущ. множ. числа.

112

Правописание о –е после шипящих и  ц  в окончаниях существительных.

Знакомство с правилом написания  о-е  после шипящих и ц в окончаниях существительных. Выполнение  упражнений на данное правило.

Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существит. Уметь применять это правило на практике.

113

Морфологический разбор имени существительного.

Характеристика им. существительного по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Объяснительный диктант.

Уметь делать устный и письменный морфологический разбор им. существительного.

114

Повторение.

Работа над контрольными вопросами, выполнение заданий по теме раздела. Словарный диктант.

Повторить все изученные орфограммы и правила.

115

Р.Р. Сочинение по картине Нисского « Февраль. Подмосковье»

Беседа по картине. Составление плана. Самостоятельная запись

Уметь писать сочинение по картине.

                                                                              Имя прилагательное (14 ч.)

116

Имя прилагательное как часть речи.

Определение морфологических признаков им. прилагательных, его синтаксической роли. Составление предложений с им. прилагательными.

Знать морфологические признаки им. прилагательного. Уметь составлять предложения с прилагательными.

117

Имя прилагательное как часть речи.

Устный рассказ о прилагательном как о части речи. Выполнение упражнений.

Знать морфологические признаки им. прилагательного.

118

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Знакомство с правилом написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

Знать правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Уметь применять это правило на письме.

119

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Выполнение упражнений с применением правила написания гласных в падежных окончаниях им. прил.

Уметь правильно писать безударные окончания им. прилагательных.

120

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Словарный диктант. Объяснительный диктант с грамматическим заданием: выделять окончания им. прилагательных.

Уметь правильно писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Уметь выделять окончания прилагательных.

121

Описание животного.

Письменное  описание любимого домашнего животного.

Уметь описывать животного.

122

Р.Р. Изложение. Упр. 585.

Письмо изложения.

Уметь писать изложение.

123

Прилагательные полные и краткие.

Знакомство с полными и краткими им. прилагательными. Выполнение упражнений на распознание полных и кратких прилагательных.

Уметь отличать краткие и полные формы прилагательных.

124

Прилагательные полные и краткие.

Образование кратких форм прилагательных от полных. Синтаксическая роль им. прилагательных.

Уметь образовывать краткие формы прилагательных от полных. Знать синтаксическую роль кратких прилагательных.

125

Прилагательные полные и краткие.

Составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Выполнение упражнений.

Уметь составлять словосочетания и предложения с краткими прилагательными.

126

Р.Р. Сочинение по картине Комарова « Наводнение».

Беседа по картине. Составление плана. Запись сочинения.

Уметь писать сочинение по картине.

127

Морфологический разбор имени прилагательного.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора.

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор прилагательных.

128

Диктант.

Письмо диктанта.

Уметь применять изученные орфограммы на письме.

129

Работа над ошибками. Повторение.

Выполнение заданий по теме раздела. Ответы на контрольные вопросы. Работа со словарём.

Повторить изученные орфограммы и правила .

                                                                                                     Глагол. (35 ч. )

130

Глагол как часть речи.

Знакомство с морфологическими признаками глагола, его синтаксической ролью.  Характеристика глаголов по времени, лицу, числу.

Знать морфологические признаки глагола. Уметь  определять время, лицо, число глаголов.

131-132

Не с глаголами.

Знакомство  с правилом написания не с глаголами. Выполнение упражнений на данное правило. Составление предложений , используя глаголы с не.

Знать правописание не с глаголами. Уметь применять это правило на письме.

133

Рассказ.

Работе с иллюстрацией. Отвечая на последовательные вопросы , создать текст. Придумывание юмористического устного рассказа.

Уметь составлять юмористический рассказ.

134-135

Неопределённая форма глагола.

Разграничение неопределённой и личных форм глаголов. Образование глаголов в неопределённой форме. Составление памятки. Работа с текстом. Сообщение о неопределённой форме глагола по плану.

Уметь различать неопределённую и личные формы глаголов. Уметь образовывать неопр. Форму глагола.

136

Р.Р.Изложение упр. 630

Письмо изложения

Уметь писать изложение.

137

Правописание –тся, -ться.

Знакомство с правилом написания тся-, ться-, в глаголах. Выполнение упражнений на данное правило. Составление связного текста на тему « Если хочешь быть футболистом.». Заучивание стихотворения наизусть.

Знать правило написания тся-, ться- в глаголах. Уметь применять его на письме. Уметь составлять устно рассказ

138-139

Виды глагола.

Знакомство с глаголами совершенного и несовершенного вида. Подбор из орфограф. словаря глаголы с приставкой раз-, рас-, составление с ними словосочетаний. Образование от данных глаголов из упр. глаголы другого вида. Составление предложений с данными  в упр. Глаголами.

Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида. Повторить правописание приставок раз-, рас-.

140-141

Буквы  е – и в корнях с чередованием.

Знакомство с правилом написания букв е – и в корнях глаголов с чередованием.  Выполнение упражнений на данное правило.

Знать правило написания букв е –и  в корнях глаголов с чередованием. Уметь применять его на письме.

142

Невыдуманный рассказ о себе.

Знакомство с рассказом от первого лица. Анализ приведённого в упражнении  изложения ученика, указывая недочёты, записывая исправленный вариант текста.

Знать что такое рассказ от первого лица. Уметь исправлять стилистические , фактические и речевые ошибки.

143

Р.Р. Сочинение « Как я однажды…»

Написание сочинения от первого лица.

Уметь писать сочинение от первого лица .

144

Время глагола.

Упражнения в определении времени глаголов. Описывание происходящего  в классе в прошедшем, настоящем, будущем времени. Определение вида и времени глаголов.

Уметь определять время, вид  глаголов.

145

 Прошедшее время.

Знакомство со способом образования глаголов прошедшего времени. Выделение суффиксов в глаголах прошедшего времени. Упражнения в образовании глаголов в прошедшем времени от глаголов неопределённой формы. Запись глаголов в прошедшем времени , которые часто произносятся неправильно.

Знать как образуются глаголы прошедшего времени. Уметь образовывать глаголы прошедшего времени.

146

Настоящее время.

Упражнения в определении настоящего времени глаголов. Составление текста на тему «Новости дня». Отработка правильного произношения глаголов  в настоящем времени.

Уметь образовывать глаголы настоящего времени.

147

Будущее время.

Упражнения в образовании форм будущего времени глаголов. Устный рассказ на тему « Кто рано встал, тот не потерял». Подбор слов на тему «Спорт».

Уметь образовывать будущее время глаголов.

148

Спряжение глаголов.

Упражнения в определении типа спряжения глаголов. Спряжение глаголов с ударным окончанием. Составление с ними словосочетаний и предложений.

Уметь определять тип спряжения глаголов. Составлять с ними словосочетания.

149-153

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Знакомство с правилом определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполнение упражнений , руководствуясь усвоенным правилом. Устный рассказ по картинкам. Запись глаголов, обозначить спряжение глаголов. Письмо диктанта с продолжением.  Составление предложений с однородными сказуемыми, выраженными глаголами настоящего времени.Упражнения  в определении спряжения глаголов с безуд. Личным окончанием.

Знать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Уметь применять это правило на письме.

154

Р.Р. Сочинение « Нарушитель».

Письмо сочинения.

Уметь писать сочинение.

155

Морфологический разбор глагола.

Характеристика глаголов по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Устный и письменный разбор глаголов.

Уметь делать устный и письменный  морфологический разбор глаголов.

156

Р.Р. Сжатое изложение . Упр. 688.

Письмо изложения.

Уметь писать сжатое изложение.

157-

158

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.ч.

Знакомство с правилом написания ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед. ч. Выполнение упражнений на данное правило.

Знать правило написания ь на конце глаголов после шипящих. Уметь применять его на практике.

159

Употребление времён.

Использование в рассказе глаголов в прошедшем, будущем и настоящем времени. Письмо  продолжения спортивного репортажа.

Уметь употреблять глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

160-161

Повторение

Ответы на контрольные вопросы и выполнение заданий по теме раздела. Составление словосочетаний и схем предложений. Составление письменно рассказа по рисунку.

Повторить все изученные орфограммы и темы раздела.

162

Диктант.

Письмо диктанта с граммарическим заданием.

Проверить усвоение  изученных орфограмм.

163

Работа над ошибками

        Повторение. Систематизация изученного. ( 7 ч.)

164

Разделы науки о языке.

Систематизация знаний , полученных при изучении разных разделов науки о языке. Составление таблиц. Сообщение на тему « Изучайте русский язык». Морфемный разбор.Выявление лексического и грамматического значения слов. Анализ текстов.

Систематизировать знания. Повторить морфемный  и морфологический разборы слов.

165

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Систематизация знаний об  орфограммах в приставках и в корнях слов и установление связи между выбором орфограмм и разделами науки о языке. Графическое обозначение орфограмм. Заполнение, анализ и составление таблиц.

Систематизировать   орфограммы в разных частях слова. Уметь графически их обозначать.

166

Орфограммы в окончаниях слов.

Систематизация орфограмм в окончаниях слов и установление связи между выбором орфограммы и разделами науки о языке.  Подбор примеров на изученные орфограммы. Составление таблиц. Комментированный диктант.

Систематизировать орфограммы в окончаниях слов. Уметь подбирать примеры на изученные орфограммы.

167

Употребление ъ и ь.

Повторение и систематизация знаний об употреблении ъ и ь. Заполнение таблиц. Обозначение орфограмм. Выбор имен собственных из текста упр.

Повторить и систематизировать знания об употреблении ъ и ь. Повторить имена собственные.

168

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Повторение знаний о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывание текстов, расставляя знаки препинания. Письмо по памяти.

Повторить знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении.  Закрепить навыки постановки знаков препинания.

169

Контрольный диктант.

Письмо диктанта и выполнение грамматического задания.

Проверить сформированность навыка правописания  изученных орфограмм.

170

Работа над ошибками.

Анализ сделанных ошибок.

Исправление ошибок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....