Урок русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы з и с на конце приставок» и компьютерная презентация к нему разработаны для использования в общеобразовательном классе учителями, преподающими русский язык по УМК  Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой.

     Тип урока: Урок открытия нового знания.

    Целью методической разработки является:

- оказание помощи учителю в организации деятельности учащихся по изучению правописания приставок, умению применять правило на практике,

- развитие мыслительных операций, умений осуществлять анализ, классификацию.   

   Актуальность и новизна данной работы в том, что на уроке используются:  1) компьютерная презентация, которая представляет собой интерактивное пособие;

2) технологии деятельностного типа: урок основан на комплексном применении технологий ОС «Школа2100»: оценивания образовательных результатов, проблемно-диалогической, продуктивного чтения. Он формирует и развивает УУД: познавательные, личностные,    , представленные в Приложении-кодификаторе УУД.

     Использование на уроке презентации делает урок ярким, информативным. Слайды презентации связаны между собой, что позволяет многократно обращаться к одним и тем же информационным объектам, провести обучающегося по заранее определенному маршруту усвоения знаний

    Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности  урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.   

 Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения, он учит ребёнка применять свои знания и умения, самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимую информацию, анализировать её, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и реализовывать их, адекватно оценивать свою деятельность.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bukvy_s_i_z_na_kontse_pristavok.ppt652.5 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: БУКВЫ З и С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

Слайд 2

Прочитайте ключевые слова урока. Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный, звонкий согласный. Определяем проблему урока На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока. Узнать новую орфограмму – букву согласного в приставке; научиться правильно писать слова с новой орфограммой в приставке.

Слайд 3

Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему? Уточните главный вопрос урока. Какую букву – з или с – нужно писать на конце приставок? Обсудите в парах. Сравните. бе з/с дельник, бе з/с порядок, в з/с трепенуться, бе з/с конечный, ра з/с жалобить, и з/с чезнуть

Слайд 4

Проанализируйте следующий за приставками звук и установите закономерность в выборе буквы на конце приставки. (Подсказка: вспомните ключевые слова урока.) Сравните. Чем отличаются приставки в парах слов? безбрежный – бессильный вздохнуть – вспорхнуть возрождение - восклицание избежать – истолковать раздать – распустить низвергать – нисходить Решаем проблему, открываем новые знания без - ( бес -) вз - ( вс -) воз - ( вос -) из - ( ис -) раз - ( рас -) низ - ( нис -) без б режный – бес с ильный вз д охнуть – вс п орхнуть воз р ождение – вос к лицание из б ежать – ис т олковать раз д ать – рас п устить низ в ергать – ни с ходить Запишите обобщённую графическую модель орфограммы.

Слайд 5

Назовите основное условие выбора букв з и с на конце приставок. Сделайте вывод о правописании букв з и с на конце приставок и сравните с правилом в учебнике. √ √ … . З звон.согл. …. С глух.согл. Различай приставки! С ….. З / С от гл./зв. согл . не зависит зависит с д елать раз д елить с ш ить бес к райний

Слайд 6

Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: з или с ? а) разгрызть, б) чересполосица * , в) исчерпать, г) безголосый Выпишите только слова с с . 2. Найдите « лишнее » слово. а) сбросить, б) взрастить, в) возмужать, г) распушить 1. б) чере с полосица*; в) и с черпать. 2. Найдите « лишнее » слово. а) сбросить ; б) взрастить; в) возмужать; г) распушить. Рефлексия * Чересполосица – расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА.

Ф.И.О. учителя: Мандрыченко Наталья Александровна,

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Тема урока:  Буквы з и с на конце приставок.

УМК:  Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова.

Класс: 5 класс.

Цели:

- содержательные:

1) Формирование представления  о правописании букв з и с на конце приставок.

 2)Развитие орфографической зоркости обучающихся.

- деятельностные:

1) Развитие мыслительных операций, умений осуществлять анализ, классификацию.

Оборудование:

Учебник, интерактивная доска, презентация к уроку.

 

        

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Творческий диктант.

Учитель диктует словосочетания, а ученики должны так изменить первое слово, чтобы в нём была изученная орфограмма :

(Пре)интересный фильм, (при)остановить движение,(при)уральские растения, не(пре)одолимые преграды, красивый (пре)красный вид, (пре)спокойно отнестись,(при)щуриться на солнце.

Ученики записывают, изменяя первое слово так, чтобы в нём была изученная орфограмма,

 

Работают в парах: проверяют работы друг друга по ключу, оценивают.

П7,П9

К3,К5,К9

Р1,Р2

Л7,Л9,Л11

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в действии.

Учитель предлагает выполнить морфемный разбор слов:

бесшумный, бездельник

и ответить на вопрос:

Чем сходны записанные слова? Чем отличаются приставки данных слов?

Двое учащихся работают у доски (разбирают слова), класс проверяет работу и включается в беседу по предложенному вопросу, отмечая, что сходство слов-в наличии у них приставки, но приставки-разные (раз- и рас-)

П3, П10, П14

К5,К12,

Р1,Р7

Л9

     3. Этап выявления места и причины затруднения.

Учитель обращает внимание учащихся  на ключевые слова:

ПРИСТАВКА,

ОРФОГРАММА-БУКВА СОГЛАСНОГО,

ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ,

ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

  и предлагает спрогнозировать цель урока, использует для этого презентацию и учебник (п.16)

СЛАЙД 2

Ученики работают в парах,сравнивают свои результаты, формулируют проблемный вопрос урока (Узнать новую орфограмму-букву согласного в приставке, научиться писать слова с новой орфограммой в приставке.)

П4, П7,

Р1, Р2,

К5,К9, К12

  1. Этап  построения выхода из затруднения

Учитель предлагает организовать работу в парах: подобрать к каждому отрезку слова подходящую для него приставку и прочитать получившиеся слова, проанализировать следующий за приставками звук и установить закономерность в выборе буквы на конце приставки

…дельник,

 …порядок,

 …трепенуться,

…конечный,

…жалобить

,…чезнуть

С какой проблемой вы столкнулись?

Учащиеся работают в парах, ищут пути решения проблемы, делают вывод

П4,П14

К2,К5,К13

Р1

Л9

  1. Реализация построенного проекта

Физминутка

Беседа на углубление понимания:

-Каков опознавательный признак для орфограмм-букв согласных в приставках?

-Приведите примеры приставок, в которых встречается орфограмма-буква З или С.

- Подходит ли под это правило приставка С-? Почему?

СЛАЙДЫ 4-5

На  зарядку, пятый класс.

Мы присядем восемь раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.

Ответы на вопросы

Работа с графической моделью орфограммы (слайд презентации)

Выполняют зарядку.

П3,П7

К1,К3

Р4

  1. Первичное закрепление.

Учитель предлагает поработать с учебником ( упр.169)

-Выполнение упр.169

Проверка осуществляется с помощью презентации: на слайде появляются необходимые выделения:ПРИСТАВКИ, БУКВЫ З,С.

Ученики под руководством учителя формулируют основное условие выбора букв З,С на конце приставок.

-Чтение правила по учебнику и сравнение выводов учеников с правилом в рамке.

П4,

Р2

К5

  1. Самоконтроль

Учитель  нацелил детей на самостоятельную работу

-Самостоятельная работа с учебником:
-упр.170 (неосложнённое выборочное списывание),

-работа в парах: составление алгоритма написания букв З,С на конце приставок с последующей проверкой.

-упр.172 ( выборочно)

-Свободный диктант (выборочный по упр.175), самопроверка по учебнику

П5

П8

Р8

  1. Включение в систему знаний и повторения

Учитель предлагает составить предложения, употребив в них слова  с изученной орфограммой

Ответы учащихся, проговаривание нового правила.

П5

П8

Р6

  1. Рефлексия

1 Организация беседы с классом по вопросам:

-Какую проблему мы решили на уроке?

-Сформулируйте правило, которое мы вывели на уроке.

-Было ли вам сегодня трудно?

-Дайте совет младшим по вопросу рациональной организации работы на уроке.СЛАЙД 6

2 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Составить кроссворд или тест по теме « Правописание приставок на З и С»,

-Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор)

3Оценивание

Отвечают на вопросы

Записывают задание на дом

Самооценка собственной работы на уроке

К12

Л6, Л8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...