Урок обобщения по ССП
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Цели: 1. Повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам , о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП.

2. Развивать творческие способности (лингвистическую речь, мышление, умение конструировать текст, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства)

3. Воспитывать интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ССП62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Обобщение по теме : «Сложносочинённые предложения»

Цели: 1. Повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам , о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП.

2. Развивать творческие способности (лингвистическую речь, мышление, умение конструировать текст, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства)

3. Воспитывать интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова .

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, таблица «Сочинительные  союзы», компьютер и мультимедийный проектор, карточки с творческими заданиями, инструментальная музыка.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Традиционно считается, что сложные предложения характерны для литературного языка, а простые- для разговорного. Это справедливо в том смысле, что различные типы СП широко используются в литературном языке. Бессоюзная связь типична и для разговорного языка и достаточно широко используется в языке художественной литературы.

Из двух же способов союзной связи – сочинения и подчинения – первый более принадлежит разговорному языку, второй – литературному. Но средства связи ССП могут быть и литературными.

На примерах из поэзии М. Ю. Лермонтова мы и будем это доказывать, обобщая и закрепляя знания о ССП.

(Запишите в тетрадь дату и тему нашего урока «Обобщение по теме «Сложносочинённые предложения».)

Ювелирное совершенство стихов М. Ю. Лермонтова поражает как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли. И это требует особых языковых форм выражения.

Подбирая дома примеры ССП с различными союзами из поэзии и прозы Лермонтова, вы убедились, что форма конструирования ССП была излюбленной формой поэта.

II Проверка индивидуального домашнего задания:

  1.  Сообщение учащимся о ССП с соединительными союзами.

(Устный анализ примеров на м\м доске).

Есть сила благодатная

В созвучных слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них

«Молитва»

- Какие чувства, какое состояние лирического героя помогает нам передать ССП с союзом и?

Вывод учителя: ССП с союзом и даёт возможность поэту выразить    состояние просветление, озарения, небесной благодати, сошедшей на лирического героя стихотворения во время произнесения молитвы

                                   (т. е. одновременно с произнесением её).

Раздумья о жизни, образ небесно- земного часто встречается у Лермонтова.

2.   Сообщение учащихся о ССП с разделительными союзами.

(Устный анализ примеров на м\м доске)

То сам себя не понимал я,

То мир не понимал меня.

- Почему наиболее точно эту мысль можно выразить с помощью ССП с  союзом то-то?

Вывод учителя:       Союз то – то в этом ССП помогает выразить чувства поэта, в жизни которого чередовались периоды, когда он был сам собой не в ладу, находился в творческом поиске, и периоды, когда его творчество не было понято, и поэтому не принято обществом.

Мотив одиночества, разобщённости с миром с самим собой, раздумье о роли поэзии и предназначение поэта часто встречаются в стихотворениях Лермонтова.

3. Сообщение учащихся о ССП с противительными союзами.

(Устный анализ примеров на м\м доске)

Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза провернуть

Моё оружие…

«Мцыри».

- Как конструкция ССП с противительным союзом но, выбранная Лермонтовым в данном случае, влияет на смысл предложения.

Вывод учителя:  Союз но в данном ССП указывает на то, что одно событие отменяет другое или мешает его осуществление. Мцыри успевает предотвратить удар барса.

ССП с противительными союзами нужны поэту для выражения мятежного пафоса, мотив борьбы, подвига -ещё один мотив лирики М. Ю. Лермонтова.

Только наш язык богатый обилием форм помог излиться из глубины души поэта , его чувствам, противоречивым, подчас пророческим.

III. Объяснительный диктант.

1. Слово учителя.   Чтение отрывка из книги Ильи Розанова.

Илья Розанов в своей книге «Лермонтов – мастер стиха» пишет : «… У каждого поэта своя пунктуация, и не мешает знать, какое значение придаёт поэт тому или иному знаку… Для Лермонтова очень характерно тире (-)… Другой поэт в некоторых случаях поставил бы запятую, но Лермонтов при помощи тире, очевидно, считая нужным подчеркнуть особую паузу…»

Давайте проследим, как поставка тире в стихотворениях Лермонтова логически совпадает с правилами постановки тире между частями ССП.

1.          И полон ум желаний и страстей,

             И  кровь кипит – и слёзы из очей,

   Как звуки, друг за другом льются.

«Сосед».

    1)            2)                        3)

И [ = - ] , и  [- = ] - и  [- = ].

- Найдите метафору в этом предложении?

Объясните.

- Почему автор сравнивает слёзы в порыве сильнейшего эмоционального волнения со звуками?

Вывод учителя :  Как правило, результатом сильнейшего эмоционального волнения бывают слёзы, всё равно из – за чего волнение : от радости, с горя .  Это состояние лирического героя в стихотворении «Сосед» передаёт автор при помощи данной конструкции ССП).

2.   Лишь изредка олень пугливый

Через пустыню пробежит

Или коней табун игривый

Молчанье дола возмутит.

Вывод учителя :  Конструкция ССП со словом «изредка» в роли общего второстепенного члена помогает глубже понять мотив изгнанничества, странничества, скитальчества, который так часто встречается в поэзии М.Ю. Лермонтова.

IV. Работа с деформированными текстами м\м на доске (самостоятельная)

(Запишите название следующей работы :«Самостоятельная работа»

Списать предложения, вставить буквы, раскрыть скобки. Расставить знаки препинания.

1)…Вдруг (по) ней

М…елькнула тень и двух огней

Пр…мчались искры и потом

 Какой (то) зверь одним прыжком

Из ч…щи выск…чил и лёг

Играя навзнич… на песок.

«Мцыри»

2) зрачки его (не) движных глаз

Бл…снули грозно и потом

Закрылись тихо вечным сном.

«Мцыри»

- Какое значение знаку тире придаёт Лермонтов в этих предложениях?

- Какое из предложений соответствует данной схеме? Почему?

(Потому что это не ССП, а синонимичная ему конструкция простого предложения однородными      сказуемыми)

Вывод учителя:  В данном (2) предложении Лермонтов поставил тире, потому что это синонимичные конструкции и значение быстрой смены событий и результативности, характерное для ССП со знаком тире между простыми предложениями, поэт вложил в форму ПП с однородными сказуемыми.

        Это авторское употребление знаков препинания.

V. Пунктуационный разбор предложений.

1. Слово учителя

Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы.

Неудивительно, что тема родины – одна из центральных тем его творчества.

Перед вами стихотворение «Родина», выпишите из него одно ССП и выполните его разбор по образцу в учебнике  с. 137.

2. Индивидуальная работа у доски

(Два человека у доски выполняют синтаксический разбор ССП из стихотворения «Родина» и из стихотворения «Как часто пестрою толпою окружён…»). 

3. Проверка выполнения этой работы, сверка с доской.

Примерный ответ учащегося: В конце предложения ставится знак завершения точка так как предложения повествовательное, невосклицательное . Это предложение сложное между простыми предложениями ставится знак разделения- запятая, это ССП, средство связи ПП союз и ,обозначает последовательность событий .Первое простое предложение (дв.) осложнено распространённым обособленным определением,

                                                               Х

которое относится к слову (отрадой, (какой?) /многим незнакомой/) этот оборот выделяется запятыми. Также первое предложение осложнено причастным оборотом, который находится после

          Х

определяемого слова (избу (какую),/покрытую соломой/)поэтому выделяется запятыми. Кроме того первое простое предложение осложнено однородными дополнениями :

                               Вижу (что?) гумно, избу, окно, между ними ставится разделительная запятая, т. к. они не связаны союзами.

Второе простое предложение осложнено уточняющим обстоятельством времени (в праздник (когда именно?) вечером росистым), которое тоже выделяется запятыми с двух сторон.

1)          Х        распр. об. опред.

1)  С отрадой /многим незнакомой/,

Я вижу полное гумно,

Избу, /покрытую соломой/,

С резными ставнями окно,

         2)  когда?                                       когда именно?

     И в праздник , /вечером росистым/,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

1)          

2)  Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

(Повествовательное, невосклицательное. Состоит из 3-х  ПП. союз а (сопоставил. союз и (последовательное )).

3) Вывод учителя : Просмотрите, как в описании картин русской сельской жизни и природы взгляд поэта скользит сверху вниз. Сначала взгляд охватывает картины, видные лишь с высоты: степи, колыханье лесов, разливы рек. По мере приближения к земле видны «огни печальных деревень». И только в непосредственной близости можно разглядеть с разными ставнями окно. И позволяют поэту таким способом построить описание ПП с однородными членами и ССП с соединительным союзом и со значением последовательности событий.

VI. Творческая работа (дифференцированная).

1. Слово учителя

Последнее задание, которое мы будем сегодня с вами выполнять, будет творческая работа.

«Творческая работа»

2. Сейчас вы получите листы с заданием. Из шести простых предложений вам нужно составить три ССП с различными союзами и различных конструкций учитывая при выборе смысловые отношения между простыми предложениями, а расставить знаки препинания между частями ССП. Кроме того, вы должны будете раскрыть скобки и определить Н и НН пишется в словах.

3. Слабые ученики в это время получают карточки с несколько другим творческим заданием.

4. А одна сильная ученица попробует написать мини- сочинение на тему «Читая Лермонтова».

Из 3 – 4 предложений, желательно ССП.

5. Проверка выполнения творческой работы  (групповой).

-  Правильно ли определены смысловые отношения, а, следовательно, и расставлены знаки препинания.

-    Какие орфограммы вам встретились в тексте?

6. Проверка выполнения (индивидуальной) творческой работы.

-    Знание каких правил было необходимо для выполнения задания по орфографии.

-    О чём сочинение? Есть ли в нём ССП?

VII.    Итог урока. Заключительное слово учителя.

В основе  творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти,   но , с другой стороны, - дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины.

Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить , не используя сложные предложения, в частности ССП.

Д/з (единое).

Придумать упражнение по теме «Сложносочинённые предложения с заданием по типу упр. 11 или 12. Текст или отдельные предложения должны быть по теме «Творчество  М. Ю. Лермонтова».

Лирический герой раннего Лермонтова – поэт, вечный странник, «свободы друг», но  и разочарованный демон (противопоставление).

Лирический герой боли позднего периода творчества Лермонтова – романтик , и потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, совершенного мира населённого «чистейшими , лучшими существами».(одновременность).

Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова  сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого – и это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. (результативность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...