Демонстрационный вариант по русскому языку ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Дурасова Галина Петровна

Демоверсия КИМ  ЕГЭ по русскому языку 2015 года под редакцией  И.П.Цыбулько. Вариант 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КИМ ЕГЭ 2015г.по русскому языку 36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015г.

Вариант 1

Часть 1

 Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа о т номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.                                                                                                                                                      

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В  начале  ХIХ  века Французская  академия  вынесла  постановление  не  рассматривать работы, содержащие описание камней,  падающих с неба: учёным  казалось, что все описания  метеоритов  -  «небесных  камней»  -  плод фантазии,  <…>  камням   неоткуда   падать.  (2)Это  очень  опасный  путь  -  отрицать всё,  что ещё не нашло  объяснения.  (3)Отрицание  существования  непонятного  не раз  тормозило  развитие  науки.

1.   В  каких из приведённых ниже  предложений  верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Наука отрицает то, чему не находит объяснения, стремясь избежать опасных путей.

2)  В  начале ХIХ  века  Французская  академия  вынесла  постановление  не  рассматривать  работы, содержащие  описание камней, падающих с неба.

3)  Постановление Французской  академии  об  отказе изучать  метеориты лишь один из примеров того, как отрицание непонятного  тормозило развитие  науки.

4)  В  ХIХ  веке  все  описания  метеоритов  -  “небесных камней»  -  считались плодом  фантазии.

5)  Отрицание того,  что ещё не нашло  объяснения,  не  раз  тормозило  развитие  науки, что подтверждает  и  постановление  Французской  академии  об  отказе  изучать  метеориты.

Ответ:____________________________.

2.  Какое из приведённых  ниже слов  (сочетаний слов)  должно стоять  на  месте  пропуска   в  первом  (1)  предложении текста?  Выпишите это  слово  (сочетание  слов)

Даже                                   тем  не  менее

Поскольку                         зато

Хотя

Ответ:______________________________________________.

3.  Прочитайте фрагмент  словарной статьи,  в  которой  приводятся  значения  слова  ПЛОД.   Определите значение,  в  котором  это  слово  употреблено  в  первом  (1) предложении  текста.   Выпишите цифру,   соответствующую  этому  значению  в  приведённом  фрагменте  словарной  статьи.

ПЛОД,  -а, м.

  1. Часть растения,  развивающаяся  из  завязи  цветка  и  содержащая  семена.

Односемянный,  многосемянный  п.  Сочные  плоды  (фрукты,  ягоды).  Сухие  плоды (бобы, стручки, орехи, жёлуди).  Зрелый, незрелый  п.  Съедобные  плоды.

2)Организм  человека  (животного)  в  утробе матери (самки). Развитие плода.

3)перен.,     чего.     Порождение, результат  чего-н.   Плоды размышлений. П.  многолетнего  труда. П.  небрежности.

Ответ:___________________________________.

4. В одном  из  приведённых  ниже  слов  допущена  ошибка  в  постановке  ударения:

НЕВЕРНО  выделена  буква,  обозначающая  ударный  гласный  звук.  Выпишите  это  слово.

слИвовый        нАчал       свеклА         красИвее          вероисповЕдание

Ответ:_____________________________________________.

5. В одном  из  приведённых  ниже  предложений  НЕВЕРНО  употреблено  выделенное  слово.  Исправьте  ошибку  и  запишите  слово  правильно.  

Дизайнеру  очень  важно  для  внутренней  отделки  помещения  правильно  подобрать  цвета,  то  есть  сделать  УДАЧНЫЙ  цветовой  выбор.

Состоявшаяся  международная  встреча  ещё  раз  подтвердила  ЭФФЕКТНОСТЬ  работы  российских  дипломатов.

Детские  врачи  рекомендуют переводить ребёнка  на  ИСКУССТВЕННОЕ  питание  с  десятимесячного  возраста.

Лидер  должен  быть  обаятельной,  яркой, ЦЕЛЬНОЙ  личностью.

Новая  эстетика,  которая  возникла  в  творчестве  художников-авангардистов,  КОРЕННЫМ  образом  изменила  прежние  греко-римские представления  о  художественной  ценности  искусства.

Ответ:_______________________________.

6.  В одном  из  выделенных  ниже  слов  допущена  ошибка  в  образовании  формы слова.  Исправьте  ошибку  и  запишите  слово  правильно.

Свежие  ТОРТА

КРАСИВЕЕ   всех

Менее ЧЕТЫРЁХСОТ  лет

Нет  ЯБЛОК

ЛЯГТЕ  поудобнее

Ответ:  ________________________________________________.

7.  Установите  соответствие  между  предложениями  и  допущенными  в  них  грамматическими  ошибками:  к  каждой  позиции  первого  столбца  подберите  соответствующую  позицию  из  второго  столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) О  первом  космонавте  Земли  рассказывает  Л.Обухова  в статье  «Любимце  века».

Б) Ноги  спортсмена  должны  быть  слегка  согнуты,  держась  за  буксирную  верёвку.

В) Благодаря  имеющихся  источников  литературоведы  пришли  к  выводу  о  реальном  факте  награждения  М.Ю.Лермонтова  боевой  наградой  за  участие  в  бою  при  Валерике.

Г) Один  из  фактов  биографии  А.П.Чехова,  ставшие  недавно известными,  -  строительство  им  на  свои  средства  четырёх  сельских  школ.

Д) Каждый  из  тех,  кто  побывал  на  международном  кинофестивале  в  Москве, увидели  лучшие  отечественные  и  зарубежные  кинофильмы  года.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ

1)неправильное  употребление  падежной  формы  существительного  с  предлогом

2)нарушение  связи  между  подлежащим  и  сказуемым

3)нарушение  в  построении предложения  с  несогласованным  приложением

4)ошибка  в  построении  предложения  с  однородными  членами

5)неправильное  построение  предложения  с  деепричастным  оборотом

6)нарушение  в  построении  предложения  с  причастным  оборотом

7)неправильное  построение  предложения  с  косвенной  речью  


Запишите  в  таблицу  выбранные  цифры  под  соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:    








8. Определите  слово,  в  котором  пропущена  безударная  проверяемая  гласная  корня.

Выпишите  это  слово, вставив  пропущенную  букву.

Разг…реться                          оштр…фовать
прил…гать                             прик…снуться
к…ламбур

Ответ:___________________________________________.

9. Определите  ряд,  в  котором  в  обоих  словах  в  приставке  пропущена  одна  и  та  же  буква.  Выпишите  эти  слова,  вставив пропущенную  букву.

Пр…уныть,   пр…града                          пр…крепил,   пр…умный
обе…болить,   во…дать                        о…дать,   на…строить
раз…брать,   н…дорвал

Ответ:________________________________________________.

10. Выпишите   слово,   в   котором  на   месте   пропуска пишется буква   И.

Завистл…вый

Овлад…вать

Затм…вать

Глянц…вый

Ключ…вой

Ответ:________________________________________________.

11.Выпишите   слово,   в   котором   на   месте   пропуска   пишется  буква  И.

Скле…нный

Бор…шься

Выуч…нный

Сопоставля…мый

Знаком…шься

Ответ:_____________________________.

12. Определите  предложение,  в  котором   НЕ  со  словом  пишется  СЛИТНО.  Раскройте  скобки  и  выпишите  это  слово.

Ещё  (НЕ)УСПЕВШИЕ  отцвести  георгины  побиты  ранними  заморозками.

Над  городом  повис  уже  (НЕ)ЯРКИЙ, а  бледный  месяц.

В  сквере  рядом  с  гостиницей  уже  (НЕ)БЫЛО  отдыхающих.

Тимохин  с  испугом  и  (НЕ)ДОУМЕНИЕМ  посмотрел  на  своего  командира.

(НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ  в  дверях, гости  сразу  проходили  в  зал.

Ответ:  ________________________________________.

13. Определите  предложение,   в  котором  оба  выделенных  слова  пишутся  СЛИТНО.

Раскройте  скобки  и  выпишите  эти  два  слова.

Удивительное  создание  -  кошка! Она  часто  идёт  (НА)ВСТРЕЧУ  опасности.

(В)ОТЛИЧИЕ  от  других  животных,  этот зверёк  необычайно  терпелив  и  вынослив.

Ловлей  гусениц  воробьи  занимаются  (В)ТЕЧЕНИЕ  трёх  недель,  пока  птенцы  не  вырастут,  а  когда  они  оперятся,  то   (В)СЛЕД  за родителями  будут  добывать  себе  корм  сами.

Заливы   Онежского  озера  обладают  совершенно  необыкновенной  формой.  Один  из  них  (НА)ПОДОБИЕ  хобота слона,  другой  представляется  многим  туристам  (В)ВИДЕ  клешни  огромного  рака.

Герой  комедии  Мольера  Дон  Жуан  явился  в  пьесе  полным  атеистом,  (ПРИ)ЧЁМ  остроумнейшим,  бесстрашным  и  неотразимо  привлекательным,  (НЕ)СМОТРЯ  на  свои  пороки.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ  всего  вечера  в  саду  нежно  звенели  трели  КАКОЙ(ТО)  птицы.

Ответ:________________________________________.

14. Укажите  цифру(-ы),  на  месте  которой(-ы)  пишется  НН.

И  густое  молоко,  льющееся  из  глиня(1)ого  кувшина,  и  пышный  каравай  в  искусно  сплетё(2)ой  корзине,  и  сползающая  салфетка  выписа(3)ы  художником  во  всех  деталях  и  с  особой  выразительностью.

Ответ:___________________________________________.

15. Расставьте  знаки  препинания.   Укажите  номера  предложений,  в  которых  нужно  поставить  ОДНУ  запятую.  

1)  Всё чаще  дуют  злые  и  холодные  ветры  и  обрывают  листву.

2)  Поэзия  воспевает  то  величавые  дали  то  неисчерпаемую  россыпь  звёзд.

3)  Давно  б  я  этот  портсигар  кому-нибудь  подарил  да  не  решаюсь.

4)  Вдалеке  он  увидел  деревушку  из  пяти  или  шести  дворов.

5)  В  походе  я стал  много  читать  и  во  мне  пробудился  интерес  к  литературе.

Ответ:____________________________________________.

16. Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры, на  месте  которых  в  предложении  должны  стоять  запятые.

Ветер  (1)  шумя  и  шелестя  в  березняке  (2)  перебегал  в  поля  (3)  покрытые  белыми  цветами  (4)  впитывая  ароматы  трав.

Ответ:___________________________________________.

17. Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры, на  месте  которых  в  предложении  должны  стоять  запятые.

Этические  искания  Льва  Толстого  (1)  конечно  (2)  до  сих  пор  сохраняют  своё  значение.  Сейчас  (3)  на  мой  взгляд  (4)  особенно  важно  сделать  всеобщим  достоянием  толстовский  принцип  нравственного  самовоспитания.

Ответ:____________________________________________.

18. Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в  предложении  должна(-ы)  стоять  запятая(-ы)е.

В  одной  из  бухт  Тихого  океана  (1)  был  обнаружен  гигантский  кальмар  (2)  диаметр  глаза  (3)  которого  (4)  равен  четверти  метра.

Ответ:______________________________________.

19.  Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры, на  месте  которых  в  предложении  должны  стоять  запятые.

Крепкий  был  человек  Гуляев  (1)  и  (2)  когда  он  вернулся  на  Урал  (3)  то  за  ним  тянулась  блестящая  слава  миллионера  (4)  которому  доступно  всё.

Ответ:________________________________________.

Прочитайте  текст  и  выполните  задания  20-25.

(1)Город  горит.  (2)Даже  не  город, а весь  берег  на  всём  охватываемом  глазом  расстоянии.  (3)Трудно  даже  сказать  -  пожар  ли  это.  (4)Это  что-то  большее.  (5)Так,  вероятно,  горит  тайга  -  неделями, месяцами  на  десятки,  сотни  километров.  (6)Багровое  клубящееся  небо,  чёрный,  точно  выпиленный  лобзиком  силуэт  горящего  города.  (7)Чёрное  и  красное.  (8)Другого  нет.  (9)Чёрный  город  и  красное  небо.  (10)Волга  красная.  (11) «Точно  кровь», - мелькает  в  голове.

(12)Пламени  почти  не  видно, только  в  одном  месте,  ниже  по  течению, короткие  прыгающие  языки.  (13)И  против  нас  измятые,  точно  бумажные  цилиндры  нефтебаков,  опавшие,  раздавленные  газом.  (14)И  из  них  пламя  -  могучие  протуберанцы  отрываются  и  теряются  в  тяжёлых  клубящихся  фантастических  облаках  свинцово-красного  дыма.

(15)В  детстве  я  любил  рассматривать  старый  английский  журнал  периода  войны  четырнадцатого  года.  (16)У  него  не  было  ни  начала,  ни  конца,  зато  были  изумительные  картинки  -  большие,  на  целую  страницу:  английские  томми  в  окопах,  атаки,  морские  сражения  с  пенящимися  волнами  и  таранящими  друг  друга  миноносцами,  смешные,  похожие  на  этажерки,  парящие  в  воздухе  «блерио»,  «фарманы»  и  «таубе».  (17)Трудно  было  оторваться.

(18)Но  страшнее  всего  было  громадное,  на двух  средних  страницах,  до  дрожи  мрачное  изображение  горящего  от  немецких  бомбардировок  Лувена.  (19)Тут  были  и  пламя,  и  клубы  дыма,  похожие  на  вату,  и бегущие  люди,  и  разрушенные   дома,  и  прожекторы  в  зловещем  небе.  (20)Одним    словом,  это  было  до  того  страшно  и  пленительно, что  перевернуть  страницу  не  было  никаких  сил.  (21)Я  бесконечное  количество  раз  перерисовывал  эту  картинку,  раскрашивал  цветными  карандашами,  красками,  маленькими  мелками  и  развешивал  потом  эти  картинки  по  стенам.

(22)Мне  казалось,  что  ничего  более  страшного  и  величественного  быть  не  может.

(23)Сейчас  мне  вспоминается  эта  картинка:  она  неплохо  была  исполнена.

(24)Я  до  сих  пор  помню  в  ней  каждую  деталь,  каждый  завиток  клубящегося  дыма,  и  мне  вдруг  становится  совершенно  ясно,  как  бессильно,  беспомощно  искусство.

(25)Никакими  клубами  дыма,  никакими  лижущими  небо  языками  пламени  и  зловещими  отсветами  не  передашь  того  ощущения, которое  испытываю  я  сейчас,  сидя  на  берегу  перед  горящим  Сталинградом.

(По  В.П.Некрасову*)

*Виктор  Платонович  Некрасов  (1911-1987 гг.)  -  русский  писатель,   автор  произведений  о  войне.

20. Какие  из  высказываний  соответствуют  содержанию  текста?  Укажите  номера  ответов.

1)  Только  талантливый  художник  способен  выразить  в  своём  произведении  все  те  ощущения,  которые  испытывает  человек  на  войне.

2)  В  тексте  описаны  события  Великой  Отечественной  войны  в  хронологической  последовательности.

3)  Картина,  запечатлевшая  происходящее  на войне,  произвела  на  рассказчика  сильное  впечатление.

4)  Произведение  искусства  может  надолго  остаться  в  памяти  человека.

5)  Великая  Отечественная  война  началась  в  1941году.

Ответ:________________________________________.

21.  Какие  из  перечисленных  утверждений  являются  верными?  Укажите  номера  ответов.

1) Предложение  4  поясняет  мысль,  высказанную  автором  в  предложении  3.

2) В  предложениях  6-7  содержится  описание.

3) В  предложениях  12-14  представлено  повествование.

4) В  предложениях  18-19  содержится  повествование.

5) Предложение  25  подтверждает  выраженную  в  предложении  24  мысль.

Ответ:___________________________________.

22.  Из  предложений  15-17  выпишите  антонимы  (антонимическую  пару)

Ответ:________________________________________.

23.  Среди  предложений  15-20  найдите  такое,    которое  связано  с  предыдущим  при  помощи  личного  местоимения.  Напишите  номер  этого  предложения.

Ответ:________________________________________.

Прочитайте  фрагмент  рецензии,  составленной  на  основе  текста,  который  Вы  анализировали,  выполняя  задания  20-23.

В  этом  фрагменте  рассматриваются  языковые  особенности  текста.

Некоторые  термины,  использованные  в  рецензии,  пропущены.  Вставьте  на  места  пропусков  (А, Б, В, Г)  цифры,  соответствующие  номеру  термина  из  списка.  Запишите  в  таблицу  под  каждой  буквой  соответствующую  цифру.

Последовательность  цифр  запишите  в  БЛАНК  ОТВЕТОВ  №1  справа  от  номера  задания  24, начиная  с  первой  клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов.

Каждую  цифру  пишите  в  соответствии  с  приведёнными  в  бланке  образцами.

 

24. «Стремясь  отразить  в  своём  произведении  страшные  картины  войны,  автор  использует  разнообразные  выразительные  средства,  среди  которых  тропы: (А)_______ («багровое  клубящееся  небо»  в  предложении  6,  «в  тяжёлых, клубящихся  фантастических  облаках  свинцово-красного  дыма»  в  предложении  14) и  (Б)__________ ( «точно  выпиленный  лобзиком»  в  предложении  6,  «точно  кровь»  в  предложении  11).  Описывая  изображающую  ужасы  войны  картину,  которая  произвела  на  него  в  детстве  незабываемое  впечатление,   В. Некрасов  использует  синтаксическое  средство  __  (В)_____________  (предложение  19).  Противопоставляя  этому  впечатлению  ощущения  человека,  оказавшегося  на  войне,  видящего  её  воочию,  автор  использует  приём____(Г)___________  («никакими»  в  предложении  25)».

Список  терминов:

1)контекстные  синонимы

2) эпитеты

3)фразеологизмы

4)сравнения

5) риторический  вопрос

6) лексический  повтор

7) ряд  однородных  членов

8) вопросно-ответная  форма  изложения

9) восклицательное  предложение

А

Б

В

Г

Ответ:

Не   забудьте  перенести  все  ответы  в  БЛАНК  ОТВЕТОВ   №1

В  соответствии  с  инструкцией  по  выполнению  работы

Часть  2

Для  ответа  на  это  задание  используйте  БЛАНК  ОТВЕТОВ  №2

25. Напишите   сочинение  по  прочитанному  тексту.

      Сформулируйте  и  прокомментируйте  одну  из  проблем, поставленных  автором  текста  (избегайте  чрезмерного  цитирования).

Сформулируйте  позицию  автора  (рассказчика).   Напишите,  согласны  или  не  согласны  Вы  с  точкой  зрения  автора  прочитанного  текста.  Объясните  почему.

Своё  мнение  аргументируйте,  опираясь  в  первую  очередь  на  читательский  опыт, а   также  на  знания  и  жизненные  наблюдения  (учитываются  первые  два  аргумента).

Объём  сочинения – не  менее  150  слов.

Работа,  написанная  без  опоры  на  прочитанный  текст  (не  по  данному  тексту),  не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или  полностью  переписанный  исходный  текст   без  каких бы  то  ни  было  комментариев,  то  такая  работа  оценивается  нулём  баллов.

Сочинение  пишите  аккуратно, разборчивым  почерком.

Ответы к заданиям  части 1

Вариант  1

задания

Ответы

1

35< или >53

2

поскольку

3

3

4

свёкла

5

эффективность

6

торты

7

35162

8

оштрафовать

9

Обезболитьвоздать <или > воздатьобезболить

10

завистливый

11

знакомишься

12

Недоумением < или >недоумение

13

Причёмнесмотря < или >несмотряпричём

14

2

15

23< или > 32

16

1234 < или > любая  другая  последовательность  этих  цифр

17

1234 < или > любая  другая  последовательность  этих  цифр

18

2

19

134 < или > любая  другая  последовательность  этих  цифр

20

34< или >  43

21

125 <или  > любая  другая  последовательность  этих  цифр

22

Началаконца <или>  концаначала<или  > началоконец

<или>конецначало

23

16

24

2476

Информация  о  тексте  части  2

ВАРИАНТ 1

Примерный круг проблем

Авторская  позиция

1. Проблема  неспособности  искусства  отразить  чудовищную  реальность  военных  дней.  (Почему  невозможно  отразить  на  картине  страшную  правду  войны?)

1.Чудовищную  реальность  военных  дней  невозможно  запечатлеть  на  картине, потому  что  не  поддаются  описанию  те  тяжёлые  ощущения,  которые  испытывает  человек  на  войне  при  виде  горящего  города  родной  страны.

2.Проблема  силы  воздействия  на  человека  произведения  искусства  и  суровой  реальности.  (Какое  воздействие  оказывают  на  человека  произведение  искусства  и  картины  реальности?)

2.Произведение  искусства,  на  котором  запечатлены  военные  события,  производит  на  человека  очень  сильное  впечатление, но  даже  это  впечатление  по  своей  силе  не  может  сравниться  с  теми  ощущениями,  которые  испытывает  человек  на  войне,  видя её  неумолимую  страшную  правду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...


 

Комментарии

Дурасова Галина Петровна

КИМ представлены с учётом изменений ЕГЭ в 2015г.