рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

 

Аннотация к рабочей программе
по русскому языку

Класс: 7

Уровень изучения учебного материала: базовый

УМК, учебник:

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального государственного стандарта,
  • примерной программы     БАЗОВОГО УРОВНЯ в “Сборнике нормативных документов. Русский язык”. “Дрофа” Москва,
  • авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, опубликована в сборнике      “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы». Москва. “Просвещение”

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М.

Количество часов для изучения: 170

Основные разделы (темы) содержания:

  • Русский язык как развивающееся явление
  • ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
  • МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • Причастие
  • Деепричастие
  • Наречие
  • Категория состояния
  • СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • Предлог
  • Союз
  • Частица
  • Междометие. Звукоподражательные слова
  • ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

Требования к уровню подготовки учащихся

 

1. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изучен­ных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил,

 обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

2. К концу VII класса учащиеся должны о в л а д е т ь сле­дующими у м е н и я м и   и   н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами

 (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

      - составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

      - соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и

 исправлять орфографиче­ские ошибки.

      Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

      По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й  р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты

 с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные

 сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_po_rus_7.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Обоянского района Курской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чекмарёвская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО:

Решением педсовета,

Протокол №1 от 30.08.2013 года

Председатель педсовета:

____________Н.Г. Картамышева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 7

Количество часов: 170часов               Уровень: базовый

Учитель:Тутова Марина Васильевна

Программа разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта, Примерной программы основного общего

образования по русскому языку. Русский язык 7 класс. Учебник для

общеобразовательных учр. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Москва «Просвещение»2010.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский .

Сопоставление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении грамматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета. Необходимо также включить следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;

совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

Русский язык как развивающееся явление (1)

Повторение изученного в 5 – 6 классах (9+2)

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПРИЧАСТИЕ (21+5)

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

3. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+2)

1. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3. Рассказ по картине.

НАРЕЧИЕ (19+6)

1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на –о и е; не и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и – е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

                2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение правильно использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

                3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые        особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (4+2)

                1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

                2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1)

ПРЕДЛОГ (7+2)

         1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов    в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Текстообразующая роль предлогов.

         Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). дефис в предлогах из-за, из-под.

        2. умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

        Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

        3. рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

СОЮЗ (11+2)

1.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

        Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

        2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

        3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

ЧАСТИЦА (13+4)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая функция частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

        Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

        2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

        3. Рассказ по данному сюжету.

МЕЖДОМЕТИЕ (3+2)

        1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

        Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

        Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

        2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА (8+2)







ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Р. р. Текст.

Р. р. Стили литературного языка.

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью»

Р. р. Публицистический стиль.

Р. р. Описание внешности человека.

Р. р. Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»

Р. р. Написание сочинения-описания по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»

Р.р. Контрольное выборочное изложение (упр. 130)

Контрольный диктант№2 по теме «Причастие»

Р.р.Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь".

Р.р. Написание сочинения по картине С. А. Григорьева «Вратарь».

Контрольный диктант№3 по теме «Деепричастие»

Р.р.Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

Р.р.Написание сочинения по картине И. Попова  «Первый снег».

Контрольный диктант№4 по теме «Наречие»

Р.р.Изложение (или сочинение-рассуждение по видимому тексту) «Когда были открыты драгоценные камни».

Р.р .Описание действий.

Р.р .Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья».

Р. р. Написание сочинения по картине Е. Н. Широкова «Друзья».

Контрольная работа№5 по теме «Наречие»

Р.р. Изложение (описание действия).

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

Р.р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

Р. р. Написание сочинения по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

Р.р. Контрольное сочинение «Книга – наш друг и советчик».

Р.р. Написание контрольного сочинения «Книга – наш друг и советчик».

Контрольный диктант№6 по теме «Союз»

Р.р. Контрольное сочинение «Как мне стать чемпионом».

Р. р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Р.р. Написание сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Р. р. Сочинение по данному рассказу.

Контрольный диктант№7 по теме «Частица»

Р. р. Контрольное изложение.

Р. р. Написание контрольного изложения.

Р.р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона «Всемирные законы жизни».

Р.р. Написание рецензии по тексту из книги Д. Тенмплтона «Всемирные законы жизни».

Контрольный итоговый диктант№8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Повторение изученного в 5-6 кл.

2/1

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3/2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4/3

Лексика и фразеология.

2

5/4

6/5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

2

7/6

8/7

Словообразование и орфография.

1

9/8

Морфемный и словообразовательный разбор.

1

10/9

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

11/10

Морфология и орфография.

2

12/11

13/12

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

14/13

Р. р. Текст.

1

15/14

Р. р. Стили литературного языка.

1

16/15

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью»

1

Причастие

17/1

Причастие как часть речи.

1

18/2

Морфологические признаки у причастий. Признаки глагола у причастий.

1

19/3

Морфологические признаки у причастий. Признаки прилагательного у причастий.

1

20/4

Р. р. Публицистический стиль.

1

21/5

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

22/6

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте.

2

23/7

24/8

Р. р. Описание внешности человека.

1

25/9

Р. р. Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»

1

26/10

Р. р. Написание сочинения-описания по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»

1

27/11

Действительные и страдательные причастия.

1

28/12

Действительные причастия настоящего времени.

1

29/13

Действительные причастия прошедшего времени.

1

30/14

Страдательные причастия настоящего времени.

1

31/15

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

32/16

Краткие страдательные причастия.

1

33/17

Гласные перед н  в полных и кратких страдательных причастиях.

1

34/18

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

35/19

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

1

36/20

Формирование орфографических умений и навыков (урок-игра)

1

37/21

Морфологический разбор причастий.

1

38/22

Обучающий диктант.

1

39/23

Анализ диктанта.

1

40/24

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

41/25

Р.р. Контрольное выборочное изложение (упр. 130)

1(к.и.)

42/26

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

43/27

Повторение темы «Причастие».

2

44/28

45/29

Самостоятельная работа по теме «Причастие».

1

46/30

Контрольный диктант№2 по теме «Причастие»

1

47/31

Работа над ошибками.

1

Деепричастие

48/1

Деепричастие как часть речи.

1

49/2

Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

50/3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

51/4

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

52/5

Деепричастия несовершенного вида.

1

53/6

Деепричастия совершенного вида.

1

54/7

Р.р.Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь".

1

55/8

Р.р. Написание сочинения по картине С. А. Григорьева «Вратарь».

1

56/9

Морфологический разбор деепричастий.

1

57/10

Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие".

1

58/11

Контрольный диктант№3 по теме «Деепричастие»

1

59/12

Работа над ошибками.

1

Наречие.

60/1

Наречие как часть речи.

1


61/2

Смысловые группы наречий.

2

62/3

63/4

Способы образования наречий.

1

64/5

Р.р.Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

1

65/6

Р.р.Написание сочинения по картине И. Попова  «Первый снег».

1

66/7

Степени сравнения наречий.

2

67/8

68/9

Морфологический разбор наречия.

1

69/10

Контрольный диктант№4 по теме «Наречие»

1

70/11

Работа над ошибками.

1

71/12

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О - Е.

2

72/13

73/14

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

2

74/15

75/16

Р.р.Изложение (или сочинение-рассуждение по видимому тексту) «Когда были открыты драгоценные камни».

1

76/17

Н и НН в наречиях на –О(-Е).

1

77/18

Р.р .Описание действий.

1

78/19

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

79/20

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.

2

80/21

81/22

Р.р .Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья».

1

82/23

Р. р. Написание сочинения по картине Е. Н. Широкова «Друзья».

1

83/24

Дефис между частями слова в наречиях.

2

84/25

85/26

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных, местоимений и количественных числительных.

1

86/27

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.

1

87/28

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

88/29

89/30

Повторение темы «Наречие».

4

90/31

91/32

92/33

Контрольная работа№5 по теме «Наречие»

1

93/34

Работа над ошибками.

1

Категория состояния

94/1

Категория состояния.

1


95/2

Слова категории состояния.

1

96/3

Морфологический разбор категории состояния.

1

97/4

Р.р. Изложение (описание действия).

1

98/5

Повторение темы «Категория состояния».

1

99/6

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

1

Служебные части речи.

100/1

Служебные части речи.

1

Предлог.

101/1

Предлог как часть речи.

1

102/2

Употребление предлогов.

1

103/3

Непроизводные и производные предлоги.

1

104/4

Простые и составные предлоги.

1

105/5

Морфологический разбор предлога.

1

106/6

Р.р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

107/7

Р. р. Написание сочинения по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

108/8

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

109/9

11010

Повторение темы «Предлог».

2

111/11

112/12

Обучающий диктант по теме «Предлог».

1

113/13

Работа над ошибками.

1

Союз

114/1

Союз как часть речи.

1

115/2

Простые и составные союзы.

1

116/3

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

117/4

Запятая в сложном предложении.

2

118/5

119/6

Сочинительные союзы.

2

120/7

121/8

Подчинительные союзы.

2

122/9

123/10

Морфологический разбор союзов.

1

124/11

Р.р. Контрольное сочинение «Книга – наш друг и советчик».

1(к.с.)

125/12

Р.р. Написание контрольного сочинения «Книга – наш друг и советчик».

1(к.с.)

126/13

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

2

127/14

128/15

Повторение темы «Союз».

2

129/16

130/17

Контрольный диктант№6 по теме «Союз»

1

131/18

Работа над ошибками.

1


Частица.

132/1

Частица как часть речи.

1

133/2

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

134/3

Смысловые частицы.

2

135/4

136/5

Закрепление орфографических умений и навыков.

1

137/6

Р.р. Контрольное сочинение «Как мне стать чемпионом».

1(к.с.)

138/7

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

139/8

140/9

Р. р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

141/10

Р.р. Написание сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2

142/11

Морфологический разбор частиц.

1

143/12

Отрицательные частицы не и ни.

2

144/13

145/14

Различение частицы не и приставки не.

2

146/15

147/16

Р. р. Сочинение по данному рассказу.

1

148/17

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

1

149/18

Повторение темы «Частица».

2

150/19

151/20

Повторение правописания служебных частей речи.

1

152/21

Контрольный диктант№7 по теме «Частица»

1

153/22

Работа над ошибками.

1

Междометие.

154/1

Междометие как часть речи.

1

155/2

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.

1

156/3

Урок-игра по теме «Междометие».

1

157/4

Р. р. Контрольное изложение.

1(к.и.)

158/5

Р. р. Написание контрольного изложения.

1(к.и.)

Повторение в конце учебного года

159/1

Разделы науки о языке.

1

160/2

Текст. Стили речи.

1

161/3

Р.р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона «Всемирные законы жизни».

1

162/4

Р.р. Написание рецензии по тексту из книги Д. Тенмплтона «Всемирные законы жизни».

1

163/5

Фонетика и графика.

1

164/6

Лексика и фразеология.

1

165/7

Словообразование.

1

166/8

Морфология.

1


167/9

Орфография.

1

168/10

Контрольный итоговый диктант№8

1

169/11

Синтаксис, пунктуация.

1

170/12

Итоговый урок.

1


Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

Обучающиеся должны:        

знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
            АУДИРОВАНИЕ        

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

             ЧТЕНИЕ

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста,  выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
  • составлять тезисный план исходного текста;
  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

              ГОВОРЕНИЕ

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного  литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении в речевой ситуации.

             ПИСЬМО        

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и

выразительные языковые и речевые средства;

-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, лаконичности  и выразительности речи;

 - писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного  характера;

 -соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского

литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в ином тексте;

-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

-        редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

              ТЕКСТ:

-        анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;  
  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста,  средства связи предложений в тексте;

             ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
-  правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

             МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

-определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

- доставлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

             ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство установления неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

            МОРФОЛОГИЯ:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и выполнять  морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения морфологического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания;

-        аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и  по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  • различать и конструировать сложные предложения с  союзами;
  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

        Количество ошибок

«5»      

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

 

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

ü соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

ü полнота раскрытия темы;

ü правильность фактического материала;

ü последовательность и логичность изложения;

ü правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

ü богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

ü стилевое единство и выразительность речи;

ü правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2006.
  2. Русский язык 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Москва «Просвещение» 2010.
  3. Поурочное планирование по русскому языку 7 класс Н.Г. Горашова. «Экзамен» Москва 2006.
  4. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. М: ООО «ИТИ Технологии» 2008.
  5. Нормы русского литературного языка. Практический материал к урокам. О.В. Загоровская. М: «Просвещение»2006.
  6. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. Л.Д. Чеснокова, С.П. Чесноков. – М. Дрофа 2007.
  7. Школьный орфографический словарь. Т.М. Жукова. – М.: ООО «Полюс» 2002.
  8. Слова с удвоенными согласными. Словарь-справочник. Н.П. Колесников. Ростов-на-Дону «Феникс» 1995.
  9. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?/Д.Э. Розенталь. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование» 2008.
  10.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....