Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Платонова Людмила Викторовна

Разработка урока русского языка в 8 классе на тему "Повторим орфографию. Правописание суффиксов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rusyaz_8_kl.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Платонова Людмила Викторовна, МБОУ «КСОШ №4», учитель русского языка и литературы, предмет.

Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.

РУССКИЙ ЯЗЫК  8 б КЛАСС

ТЕМА: Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

ЦЕЛЬ урока: активизировать знания учащихся о правописании суффиксов различных частей речи, гласных о-е-ё после шипящих в суффиксах, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных.

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР урока – 80 (Раздел «Простое осложненное предложение»)

ТИП урока: повторительно-обобщающий урок, урок-практикум.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ: игровая технология

ЗАДАЧИ урока:

  1. Образовательные: 

а) знаниевые: активизировать знания учащихся о правописании суффиксов различных частей речи;

б) специальные: упражнение  в написании суффиксов разных частей речи;

в) общеучебные: умение коллективно работать; управлять работой коллектива.

             2.  Воспитательные: формировать мотивы социального поведения.

       3.  Развивающие: развивать умственную деятельность (способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки).

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийный  проектор, презентация к уроку.

Кубик, указатели групп суффиксов, оценочные листы, сертификаты участникам урока.

Раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группе).

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы  и целей урока (с использованием презентации).
  3. Объяснение правил учебной игры.
  4. Повторение консультантами правил правописания суффиксов (с использованием презентации).
  5. Консультанты определяют порядок выполнения заданий с помощью кубика, раздаю оценочные листы.
  6. Выполнение командами заданий, предложенных консультантами (4 группы заданий выполняются по очереди определенное время) (учитель проверяет выполненные задания и подводит итоги выполнения в оценочном листе).
  7. Физкультпауза.
  8. Тест.
  9. Итог урока (с использованием презентации).

-Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели: повторить правила правописания суффиксов, поупражняться в их написании?

  • Сегодня мы на уроке русского языка образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, причастий, прилагательных и существительных, использОВАли алгоритмы, доказЫВАли выбор гласной  в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе.

10. Домашнее задание.

  • По материалам упражнений 297-309 составить словарный диктант из 25 слов на правописание суффиксов разных частей речи. Выделить суффикс, подчеркнуть орфограмму, указать часть речи.
  • Принести «Русскую речь».

11.Оценивание учащихся.

Вручение сертификатов.

Приложение

Сообщения консультантов (с использованием презентации)

1 консультант

Чтобы определить гласную в суффиксах –ек –ик, надо изменить  форму слова.

Определи,  «убегает» ли гласный.

Если да, пиши –ек-, если нет, пиши –ик-

Цветочек-цветочка.        

    Тортик-тортика.

Суффиксы –чик- - -щик-  обозначают человека по профессии и роду занятий.

Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик, обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съёмщик, докладчик, пулемётчик, грузчик, разносчик,

перебежчик, забойщик, пильщик,

Суффикс –чик пишется после букв д-т, з-с, ж, в  остальных случаях –щик.

2 консультант

Правописание суффиксов прилагательных.

Одна Н пишется в суффиксах -ан-, -ян- (кожаный, ледяной).

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Одна Н пишется в суффиксе -ин- (гусиный, куриный) и в прилагательных, не имею-

щих суффикса: (юный, зеленый)

Две Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на н

(СОННЫЙ), а также в суффиксах -ОНН- -ЕНН- (УТРЕННИЙ, АВИАЦИОННЫЙ)

Исключение: ветреный

Суффиксы -чив-  и –лив-

Эти суффиксы не имеют парных суффиксов с другими гласными

3 консультант

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

Сначала необходимо определить, от какой части речи образовано слово

От глагола? От глагола образуются отглагольные прилагательные и причастия.

Определи, есть ли:

1) на конце -ованный, -ёванный;

2) приставка, кроме «не»;

3) зависимое слово;

4) образовано ли оно от глагола  совершенного вида.

Если да, пиши нн, это причастие

Если нет, пиши н, это отглагольное прилагательное

  1. газированный;
  2. непрочитанная книга;
  3. сушённые в печке грибы;
  4. решённый – решить (сов. вид)

но  

1) -

  1. некрашеный пол;
  2. сушёные грибы;
  3.  жареный – жарить (несов. вид)

4 консультант

Правописание суффиксов глагола

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется –ыва-(-ива-).

рассказываю-рассказывать-рассказывал

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ую(-юю), то в

неопределенной форме  и в прошедшем времени  пишется –ова-(-ева-)

командую-командовать-командовал

Запомните: суффиксы  -ива-  -  -ыва- крепкие, как дерево ива

Н. вр. и Б.вр. 1л.,ед.ч. оканчивается на  –ываю-(иваю-)

Воспитывать – воспитываю -ОВА-(-ЕВА-)

 Н.вр. и Б.вр. 1л.,ед.ч.  -ую(-юю) Участвовать- участвую

Алгоритм правописания суффиксов
     -ова- (-ева-),  -ыва-(-ива-)

           гор.вать,  доклад.вать

  1. Ставлю глагол в форму

наст.  или   буд.вр   1-го лица   ед.ч.

                         

           Я  

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

    -ую,   -юю                              -ываю, -иваю

 

      -ова-, -ева-                             -ыва-,   -ива-.

5 консультант

О-е-ё в суффиксах после шипящих

  • После шипящих в суффиксах существительных, прилагательных (суффикс     –ов-) и наречий пиши о под ударением, е без ударения. Исключение: ещё
  • В суффиксах глаголов, причастий, отглагольных прилагательных и существительных под ударением ё, без ударения е.
  • В суффиксе существительного -ёр всегда ё.
  • Ретушёр, но мажор.

       Физкультпауза (сидя за партой)

1.И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться в и.п. Повторить 8 раз.

2.И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону. Повторить 8 раз.

3. .И.п. – стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8 раз.

4. И.п. – стоя. Круговые движения глазами в одну и другую сторону. Повторить 10 раз в каждую сторону.

Раздаточный материал (по группам)

1) Пирожок, книжонка, реченька, бечевка, грачонок, рубашонка, одежонка, девчонка, стажёр, речонка, василечек, вечерочек, резчик, кровельщик, фрезеровщик. 15 баллов

2) Дворцовый, ежовый, камышовый, плюшевый, грошовый, бежевый, ситцевый, образцовый, авиационный, багряный, бесчисленное, восторженный, деревянный, дискуссионный, длинный,

15 баллов

3) Глаженая, разрезанные, ношеная, сушеные, удлиненная, сорванные, стиранная, крашеная, мороженные, вязаная, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, гружённая дровами машина, груженная машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, асфальтированная. 25 баллов

4) Оправдывать, атаковать, воспитывать, торжествовать, лакировать, испытывать, докладывать, исследовать, записывать, чувствовать, негодовать, откусывать, действовать, образовывать, повелевать, чувствовать боль в сердце, наказывать жестоко, всматриваться в ночную мглу, одолевать противника, советовал другу, беседовал с мамой, интересоваться техникой, развевался красный флаг, заночевать в лесу, участвовать в состязаниях,          25 баллов

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1 команда

Брыкина Дарья, Юдина Екатерина, Лучников Владислав, Лебедев Вадим, Кирилова Даша, Иванов Саша

Орфограмма

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Суффиксы существительных

Суффиксы прилагательных

Суффиксы причастий и отглагольных прилагательных

Суффиксы глаголов.

О-е-ё в суффиксах после шипящих

Всего баллов

Оценка


Тесты

1 вариант

ФИ

гуси…ые

размеж…вать

грош…вый

выкорч…ва…ый

дириж…р

ещ…

корч…вка

дорож…нька

заботл…вый

лома…ая

2 вариант

ФИ

лебеди…ый

проб…вать

алыч…вый

расстрое…ый

ретуш…р

певуч…

туш…нка

горош…к

завистл…вый

краше…ая

3 вариант

ФИ

стекля…ый

корч…вать

холщ…вый

согласова…ый

маж…р

общ…

сгущ…нка

человеч…к

вдумч…вый

некоше…ый

4 вариант

ФИ

бесчисле…ый

раскорч…вать

деш…вый

выкоше…ый

ухаж…р

горяч…

печ…нка

медвеж…нок

доверч…вый

стира…ое

5 вариант

ФИ

болезне…ый

рассматр…вать

кумач…ый

поджаре…ый

стаж…р

ноч…вка

свеж…

крюч…к

опрометч…вый

стира…ый

6 вариант

ФИ

безветре…ый

выздоравл…вать

груш…вый

отпиле…ый

пугающ…

ретуш…р

копч…ность

стриж…нок

восприимч…вый

пиле…ый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...