Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Тема урока "Лексика.Значение слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

                Пояснительная записка

Предмет

Русский язык

Тема урока

Слово и его лексическое значение

Класс

 5

УМК

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2009 г.

Рабочая программа

Разработана на основе учебной программы «Русский язык. 5 – 9 класс» автор Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Л.И. Тростенцова. Программа создана на основе ФГОС 2004года.

Кол-во часов

На изучение курса русского языка в 5 классе отводится 210 часов (из расчета 6 ч. в неделю).

Раздел «Лексика. Культура речи»  -  8ч + 2ч (культура речи)

      Это первый урок в разделе  «Лексика», на которую отведено 10 часов. Из курса начальной школы учащиеся много знают о лексике, различных группах слов, имеют представление о словарях. Данный урок дал возможность ввести учащихся в тему, пробудить интерес к изучению нового материала.

       В классе пять учащихся (4 девочки и 1 мальчик),  микроклимат  хороший. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны, особенно отмечается дух творчества. 3 уч-ся занимаются прилежно, серьёзно относятся к выполнению домашнего задания, а также к работе на уроке. У 2 уч-ся  уровень опорных знаний более низкий. Из-за количества уч-ся выбрала тип урока  - «круглый стол», что позволило привлечь всех учащихся к работе, при этом развивать коммуникативные навыки.

      Используемые методы, приемы, формы проведения урока  позволили привлечь всех учащихся к работе, при этом развивать коммуникативные навыки,  отстаивать свою точку зрения.

    Главный акцент на уроке сделан  на единице языка – слове, его лексическом значении. Учащиеся усвоили, насколько разнообразна лексика, уяснили понятия  «слово», «лексика», «лексическое значение».

Этап урока

Методы, приемы

Время

1

Организационный

Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

словесные

3

2

Актуализация знаний урока 

Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Активные формы, проблемная задача

6

3

Освоение новых знаний

Цель для учителя: показать функцию слова Цели для учеников: значение терминов «слово», «лексика», «лекс.знач.».

проблемно-поисковый, деятельностные формы, работа с текстом, практические

8

4

Закрепление новых знаний

 Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение работать со словарями. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

репродуктивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические.

фронтальный опрос, индивидуальный опрос, разноуровневые задания, межпредметная связь

15

5

Рефлексия. Итог урока

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы

словесные, наглядные, практические, межпредметная связь.

7

6

Информация о домашнем задании, инструктаж

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

словесные

3

Предлагала  ребятам задания, способствующие формированию личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.

                                                     

Сценарий  урока

 Цель урока: познакомить учащихся с понятиями лексика, лексическое значение слова и способами его толкования
Задачи:
- обучающие: знать, что такое лексика, лексическое значение слова, сформировать навык определения лексического значения слова, используя разные способы его толкования
- развивающие: умение работать в коллективе при обсуждении проблем урока, давать развёрнутые ответы и обосновывать их, умение работать самостоятельно
- воспитательные: повышение уровня интереса к предмету, любовь к родному краю Форма урока: изучения нового материала

 Тип урока: круглый стол

 Список ЭОР: Презентация «Лексика»

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Оборудование: словари

                                                           Ход урока

                                                                    Эпиграф:   Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших  слов и названий»

                                                                                                                                          К.Г. Паустовский

                                      1.Организационный этап

                                                        Приветствие.

Учитель: А вы знаете сколько звезд на небе?

 Уч-ся: Много! Сколько слов на земле.

 Учитель: Нарисуем настроение.  ( Приложение№1)

                                Запись в тетради (число, тема, эпиграф)

 

                                    2.   Актуализация знаний

  Учитель: Отгадайте, что это?

          Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать, пропеть, нарисовать, им можно приласкать, огорчить, приободрить.

 Учитель: О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Уч-ся: о слове, его значении, о лексике)                            (Слайд1)

Учитель: Чему должны научиться? Что вы ждете от сегодняшнего урока?

 Уч-ся: познакомиться с понятиями лексика, лексическое значение слова и способами его толкования.
                                             
3.Освоение новых знаний

  Учитель. Организация  работы «круглого стола»

1) Что вы знаете о словах? Обсудите ответ. (условие- предложить не менее двух позиций)

               Один уч-ся     выступает с сообщением, другие по желанию добавляют.

2)   Задание: изучить оглавление учебника по нашей теме, обсудить, что уже знаете, что предстоит узнать по теме «Лексика» и заполнить таблицу.  

                                                   (Приложение2) (слайд2 )

  Учитель: Мы сейчас вместе познакомимся со статьёй учебника параграф 63 и запишем в тетрадях значение терминов: слово, лексика, лексическое значение.

                                                                     (слайд 3)

                                             4.Закрепление новых знаний

     Учитель: подберите однокоренные слова к слову ЛЕКСИКА.  Запишем новые слова и разберём их по составу.
                                     
Словарная работа (1 ученик у доски)


http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1269/d-1268871/1268871_html_3a8b78fb.png
 Учитель: Что же такое лексическое значение слова?(Фронтальный устный опрос)

 Уч-ся: Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слов.

 Учитель: Вспомним, как еще связаны слова в предложении?Уч-ся:Грамматически.

Учитель делает вывод: слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? Уч-ся: значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

Учитель:Посмотрите на доску.В каком случае будет текст, а в каком – набор слов?(Слайд 4 )

1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

Учитель:Узнали? Что за сказка? Автор? А «намек» сказки в чем?

         -Где здесь ТЕКСТ? (1)  Какова тема  текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка) Ответы уч-ся

         -Значение слова СУСЕКА. Ответы уч-ся. Запись в тетрадь. (слайд 5 )

Вывод: Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы).

 Составление в тетрадях кластера.                                  Приложение №3    (слайд 6,7)                             

Учитель: Я хочу вам зачитать высказывание Анатоля Франса о словаре: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё"
Ребята, вы обратили внимание на выставку толковых словарей. Это только лишь малая их часть.
      Словари- это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

(Уч-ся:        просмотр словарей на столе)

Учитель: найти в параграфе что такое словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову, вынесенному в её заглавие).  

Уч-ся читают самостоятельно.
                Фронтальный опрос: Из чего состоит словарная статья.

 Ответы уч-ся: 1) заголовочное слово 2) грамматические пометы 3) толкование лексического значения  

                             Вывод делают

 уч-ся: для чего нужна словарная статья

Учитель: лексический диктант.    По словесному описанию отгадать слово. Слова
словарные, изученные нами, поэтому проверяем свои знания. Два

 ученика будут
писать за закрытой доской, остальные пишут в тетради.

  1. Небольшая книжка (брошюра).
  2. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках (жюри).
  3. Спортивное состязание между двумя или несколькими противниками, командами (матч).
  4. Транспортное средство для перевозки пассажиров или груза, приспособленное к движению на колесах по рельсам (вагон).
  5. Цитрусовый сочный ароматный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета (апельсин).
  6. Помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

Вывод: Проверка правописания. Легко ли определить по словесному описанию слово

Учитель предлагает   разноуровневое задание. Самостоятельно выполняют.

1 гр. №319 Самим определить лексическое значение слов  Поземка, изморозь, пурга. (Лина и Оля)

                     Проверить по словарику учебника. Придумать и записать словосочетания  с  данными словами.

2 гр. №320 Определить слова по их лексическому значению, составить словосочетания или предложения. (Настя, Настя и Саша)

                  Вывод по выполненной работе делают уч-ся: как работать со словарем

                                                5. Рефлексия. Итог урока.   

Учитель: Эпиграф (прочитать и подумать над словами КГ Паустовского). (слайд 8)

              - Какие слова для вас существуют ХОРОШИЕ СЛОВА?  Выслушать ответы уч-ся. (Мама, дом, счастье, семья. Родина, деревня).

               - Что они значат?

 Учитель делает вывод: Нашей счастливой и спокойной жизни мы во многом обязаны  нашим героям-землякам А. Андрееву и Л. Константинову.

                Оцените свою работу: ставим плюс, если отвечаем «Да», минус «Нет» (отвечает каждый ученик)

1.Я знаю, как называется единица языка.

 2.Лексика – это все слова языка.

3.Внешняя сторона слова – это его звуковой состав

 4. Лексическое значение – внутренняя сторона слова.

5. Лексическое значение слова изучается в разделе «Морфология»

6.Грамматичекое значение слова изучается в разделе «Лексика».

         Взаимопроверка (У каждого учащегося по 4 плюса- оценка  «5» и т.д.) (Слайд 9)                      Вывод: кто лучше усвоил материал

Учитель:  Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению.

(Приложение 4)

Выставление оценок.

                               6. Информация о домашнем задании, инструктаж

Учитель: 1) Составить план параграфа и пересказать по этому плану (стр.126).

2) исследовать: какие словари предлагает Интернет? Какие словари есть в домашней библиотеке? Какие словари есть в школьной библиотеке?

 

 Технологическая карта урока «Лексика. Слово и его значение»

Этапы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

1.Организационный

 Информатор

  Проверяет готовность учащихся к уроку

 Записывают тему, эпиграф в тетрадь, рисуют настроение

Беседа

2.Актуализация знаний

 

Определение темы урока, целеполагание.

Определили, что уже знают по данной теме, исходя их изученного в начальной школе

Выявили, что предстоит изучить в 5 классе

Учитель предлагает отгадать загадку

Учитель предлагает представителю   выступить с сообщением,  изучить оглавление учебника по  теме, обсудить, что  знают, что предстоит узнать по теме «Лексика». Заполнить таблицу  

 

 Активное слушание, отгадывание загадки, объяснение, определение темы и постановка цели

 

Исследуют оглавление, обсуждают, договариваются, заполняют таблицу

Беседа, проблемно-поисковый

Работа с учебником

3.Освоение новых знаний. 

Конкретизировали понятия «слово», «лексика», «лексикология».

 Учитель организует работу «круглого стола»

Прочитать статью учебника Параграф 55. Записать в тетрадях значение терминов: слово, лексика, лексикология.

 

Обсуждают, что знают о словах

Деятельностные формы:читают, выбирают материал,  

Словесный Частично-поисковый, работа с учебником

 

4.Закрепление новых знаний.

Расширение словаря учащихся;

развитие речи;

опыт работы со словарем;

закрепление грамматических понятий;

 Повторение орфографии

Контроль

 Предлагает работу со словом ЛЕКСИКА, устно опрашивает уч-ся

Указывает на отличие ЛЗ и ГЗ

Показывает на значение слова в тексте

Делает вывод  составлением кластера

Знакомит словарями

Проводит  лексический диктант

 Учитель предлагает   разноуровневое задание

Подбирают однокоренные слова,   отвечают на вопросы

Работают с текстом

составляют кластеры  

 работают со словарем определяют слова по лексическому значению, составляют и записывают предложения в тетрадях;

работа у доски, проверка

Работают самостоятельно

репродуктивный

Составление кластеров

Письменная работа

5.Рефлексия. Итог урока.   

6. Информация о домашнем задании

   Совместное обсуждение

  Совместное обсуждение

Конкретизация

 Обращает внимание на эпиграфу

 

Выставляет оценки

 

инструктаж

 Читают, высказывают свое мнение

 Рефлексия и самооценка  

 

Запись в дневниках

Аналитическая беседа

Частично-поисковый

 

исследовательский  

Урок построен на использовании различных  педагогических образовательных  технологии, методов,приемов обучения.                   

Приемы и методы обучения

 По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые.

 Методы устного контроля и самоконтроля:  фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Главный акцент на уроке сделан на деятельностных приемах,  учащиеся исследовали  оглавление, обсуждали, договаривались, заполняли таблицу,  читали, выбирали материал, составляли кластеры.  Активно-деятельностные формы: работа со словарем, запись словосочетаний или предложений в тетрадях.

Организация творческой деятельности уч-ся

 Стержневая задача урока - активизация учащихся, пробуждение интереса к новой теме.    

Идеи и инициативы

Методические инициативы: педагог с помощью изменения содержания, методов   быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.

Технологические (общепедагогические) инициативы организация «круглого стола».

Общественно-образовательные (социально-педагогические) :личный пример учителя, пример земляков - героев

Информационные технологии

При проведении данного урока использована презентация по теме «Лексика».

Педагогические образовательные технологии

Здоровьесберегающие  технологии: рациональное распределение её во времени

игровая технология: активизация в начале урока

Технология   проблемного обучения : постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования

Информационные технологии: развитие навыков коллективной работы, исследовательский характер, сотрудничество между учащимися и учителями.

Компьютерная технология.

Оценка эффективности урока

 Учащимся предложена самооценка, в результате которой сделан шаг в развитии  аналитических способностей.

РЕЦЕНЗИЯ

На урок русского языка в 5 классе на тему:

«Лексика. Слово и его значение»

Гизитдиновой  Рашиды Галиулловны ,

учителя русского языка и литературы МКОУ

«Борисоглебская средняя школа» Убинского района Новосибирской области

16  января 2014 года на базе  МКОУ «Борисоглебская СОШ» учителем русского языка Гизитдиновой Р.Г. был проведен  открытый урок на тему «Лексика. Слово и его значение».

          Цель урока: познакомить учащихся с понятиями лексика, лексическое значение слова и способами его толкования.
         В начале урока учитель создает хороший эмоциональный фон, дети приступили  в хорошем настроении. Учащиеся сами сообщают тему и формулируют цель урока.

          Учитель использует такие методы, приемы, формы, которые  позволили привлечь всех учащихся к работе: поисковый, частично-поисковый;  задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения, работа с о словарями. В основном вся учебная деятельность строилась на активных формах: работа с учебником, с интерактивным текстом, фронтальный опрос, индивидуальная работа.        На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: подача справочного материала, осуществление самопроверки, взаимопроверки, визуальное восприятие информации.

         Рашида Галиулловна  на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе, прослеживалась четкая связь «учитель-ученик». Дети  активны.  В конце урока была проведена рефлексия,    сами  оценили свою деятельность и достигнутые результаты.   Урок достиг поставленной цели и заслуживает самой высокой оценки.

 Зам.дир. по уч.-воспитательной работе________Москалец АП

Директор школы_______________________Гизитдинов ГШ

Отзыв

на урок русского языка в 5 классе

по теме «Лексика. Слово и его значение»,

 проведенный Гизитдиновой Рашидой Галиулловной.

      Педагог сумел заинтересовать обучающихся в начале урока, ребята работали активно. Учитель использует разные методы и приемы, поэтому детям было интересно.

      Рашиде Галиулловне удалось создать благоприятный климат: доброжелательное отношение   к обучающимся. Удачно выбран тип урока -  «круглый стол».

        Скучающих   от работы не было. Темп урока высокий,  учитель постоянно следил за временем, которое отводилось на выполнение заданий.

Дети не только оценивали себя, но написали о своем настроении на уроке.

Цель занятия конкретна. Содержание оптимально: научно и доступно. Оценки учащимся объявлены.

Учитель русск. яз. и литературы (1кат.)__________Шниткова  АА

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Борисоглебская                       средняя общеобразовательная школа»

 

Районный конкурс профессионального мастерства

 «Современный урок – 2014»

Гуманитарное направление

Лексика. Слово и его значение.

(урок русского языка в 5 классе)

                                                                        Разработчик: Гизитдинова Рашида Галиулловна

                                                                         учитель русского языка и литературы

                                       первой категории

                                                 Контактный телефон:

                                                                                                8 383 66 49 123

                                      С. Борисоглебка,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...


 

Комментарии

Кирилина Галина Васильевна

Интересный, наполненный урок! Можно использовать и в 4 классе некоторые материалы. Спасибо!

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Спасибо, Галина Васильевна!