Рабочая программа по русскому языку,11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Сергеевых Светлана Анатольевна

Данная программа, возможно, окажется методическим подспорьем для учителей, которые приступят к работе в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_a_b_russkiy_yazyk_2_vlasenkov_sergeevykh_.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа                                                                         по русскому языку в  11 а, б  классах.

Учебник : Русский язык. Грамматика. Текст. Стили.  10 -11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.,М. – Просвещение, 2011.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена  на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» /А.И.Власенков// Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11классы // Сост. Л.М.Рыбченкова. М.: Дрофа, 2003.

Структура документа

 Рабочая программа включает следующие разделы:                                                               - пояснительная записка,                                                                                                              - тематический план,

- требования е уровню подготовки учащихся,

- методическое обеспечение учащихся и учителя.

Основные цели и задачи обучения:

  • содержание курса русского языка средней  (полной) школы максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности;
  • особенностью курса является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка;
  • центральным разделом лингвистики становится культура речи.

Предполагаемые формы обучения.

Различные виды диктантов и творческих работ, орфографические пятиминутки, все виды грамматического разбора, составление текстов с различной стилистической принадлежностью, умение анализировать текст, находить в нём микротемы, формулировать идею, определять, с какой целью используются средства художественной выразительности.

Предполагаемые результаты обучения.

Предполагаемые результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 11 класса, которые содержат компоненты, связанные с умениями и навыками, необходимыми выпускнику средней школы в дальнейшей жизни.

Место предмета в федеральном базисном плане.

Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка отводится 68 часо, из расчёта 2 часа в неделю.

Тематический план.

1. Общие сведения о языке    2 ч.

2. Синтаксис и пунктуация      20 ч.

3. Общие понятия о стилистике как о разделе науки о языке    15 ч.

4. Функциональные стили речи   15 ч.

5. Повторение изученного в 11 классе материала.  16 ч.

Содержание программы.                                                                                        

  Общие сведения о языке –2ч.

 Синтаксис и пунктуация – 20 ч.

     

Пунктуация как система правил правописания. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативная постановка знаков препинания. Орфоэпические нормы. Лексическое значение слов. Лексическая норма. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

   Общие понятия о стилистике как о  разделе русского языка –  15ч.

 Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка, вызванной функцией речи. Место стилистики в лингвистике.

Близость стилистики и культуры речи. Основные понятия функциональной стилистики.

Стилистические ресурсы языка. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимы, их стилистические возможности. Изобразительно-выразительные речевые средства.

Средства словесной образности. Тропы и стилистические фигуры.

Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз.

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.    

  Функциональные стили речи –  15 ч.

Внеязыковые и языковые признаки понятия стиля речи. Понятие подстилей.

Жанры того или иного стиля.

  Научный стиль. Сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля. Разновидности научного стиля: собственно научный, научно-популярный, научно-учебный.

Особенности научно- популярного подстиля речи. Научно-популярные книги на русском языке как разновидности научного стиля речи.

Основные жанры научного стиля. Словарная статья как разновидность текста научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации.

Фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Типичные нарушения норм научного стиля.

Официально-деловой стиль.  Сфера его использования, назначение,

основные признаки. Основные жанры официально-делового стиля:   заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения.

 Публицистический стиль. Сфера его использования, назначение. Признаки публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональная оценочность, призывность. Языковые особенности: фонетические, словообразовательные, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические.

Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк (портретный, путевой, проблемный), репортаж.

 Художественный стиль речи. Сфера его применения. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка: эмоционально-эстетическое воздействие на слушателей, читателей. Основные признаки художественной речи: образность, фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексические и фразеологические(эмоционально-экспрессивная лексика, метафоры, олицетворения, сравнения и др.), морфологические, синтаксические (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и др.) Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественных произведениях.

Речь персонажей как средство создания образа в художественном произведении.

 Систематизация и обобщение изученного в 11 классе – 16 ч.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен:                        

знать/понимать

 - связь языка и истории, культуры русского языка и других народов;                                            - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;                                                                                                              - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;                              - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в различных сферах общения;

уметь

-воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст;                - использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;                                                                                                                                                               - осознавать языковые, графические особенности текста;                                                                  - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;                       - передавать содержание любого текста в виде планов, пересказа, схем, таблиц конспектов и т.д. ; уместно употреблять цитирование;                                                                       - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;                                                                                                    - формулировать основную мысль высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;                                                                            - выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;                                                                        - проводить разные виды языкового разбора;

- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;                                                                                                                                                                             - соблюдать  основные нормы современного русского литературного языка  в устной и письменной речи;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-участвовать в спорах, дискуссиях, диспутах, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

-использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

Литература

Для учащихся

1.Владимирская Г.Н. Тренажёр для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11кл. Г.Н.Владимирская, С.И.Райский. – М.: Новый учебник, 2004.

2.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11кл. общеобраз. учрежд. / А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.: Просвещение,2001г.                                                                                                 3.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа,2006г.                                                                                                                                                    4. Пучкова Л.И. Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь.- М.: Просвещение, 2006.  

                                                                                                                                                                                       Для учителя                                                                                                                       

 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».- М.: Просвещение, 2004 г.                                                                                                                                                                            2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».- М.: Просвещение.2004г.  

   3. Дейкина А.Д., Пахнова Т. М.  Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов»  при изучении предмета на базовом и профильном уровнях.- М.: Вербум-М. 2004г.

4. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.- М.: Аквариум   ЛТД,2001г.

5.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.- М.: Ральф, 1996г.

6.Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.- М.- Просвещение, 1978г.

7.Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл.       Пособие для учителя.- М.:- Мнемозина, 2003г.                                                                                     8.Единый государственный экзамен-2006.Русский язык. Учебно-тренировочные материалы  для подготовки учащихся/ Рособрнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект-Центр,2006г.                                                                                                                                    9.Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку:9-11кл.- М.- Вербум-М,2003г.                        

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 11 а, б классах

на 2014-2015 учебный год.

С        Сроки прове-дения

Скоррек-тирован-ные сроки

№ урока

                                      Тема урока

Общие сведения о языке – 2 ч.

1-2

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Инструктаж по ТБ на уроках.

Повторение.  Синтаксис и пунктуация –  20 ч.

3

Пунктуация как система правил правописания. Принципы русской пунктуации.

4

Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Порядок слов в предложении                          

5

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.                  

7

Главные члены предложения. Сказуемое. Типы сказуемых в русском языке. Тире между подлежащим и сказуемым.

8

Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.

9

Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.

10

Контрольная работа по теме  «Односоставные предложения».

11

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

12

Однородные и неоднородные определения.

13, 14

Обособленные члены предложения.                               Обособление определений.

15,16

Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточных определительных.

17

Обособление приложений.

18

Обособление обстоятельств.

19

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Пунктуация при обращениях.

20

Слова-предложения и выделение междометий в речи.

21,22

 Итоговая контрольная работа по пунктуации и её анализ

Общие понятия о стилистике как о разделе русского языка  -- 15 ч.

23

Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка, вызванной функцией речи. Место стилистики в лингвистике

24

Близость стилистики и культуры речи. Основные понятия стилистики

25

Стилистические ресурсы языка. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимы, их стилистические возможности.

26

Изобразительно-выразительные речевые средства. Средства словесной образности.

 Тропы и стилистические фигуры

27,28

Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия; гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз.

29,30

Р/Р    Анализ текста : нахождение тропов в тексте

31,32

Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза; градация, инверсия, эллипсис, умолчание

33

Стилистические фигуры: риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие

34,35

Повторение изученного материала о тропах и стилистических фигурах

36,37

Контрольная работа по теме «Стилистические ресурсы языка» ( анализ художественного текста и нахождение в нём тропов и стилистических фигур) и её анализ

Функциональные стили речи – 15 ч.

38

Стили речи. Внеязыковые и языковые признаки понятия стиля речи.

Работа с презентацией учащихся по теме                           «Стили речи».

39

Научный стиль, сфера его применения, назначение. Основные признаки научного стиля Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного  подстиля речи. Научно-популярные книги как разновидности научного стиля речи

40

 Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного  подстиля речи. Научно-популярные книги как разновидности научного стиля речи. Основные жанры научного стиля. Словарная статья как разновидность текста научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации

41

Фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля

42

Р/Р  Анализ текста научного стиля

43

Официально-деловой стиль, сфера его применения, назначение. Основные признаки официально-делового стиля

44

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура официального документа

45

Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения

46

Публицистический стиль, сфера его использования, назначение. Признаки публицистического стиля.  Основные жанры публицистического стиля.

Работа с «псевдотекстами». Вычленение из «псевдотекстов» текстов различных стилей.

Работа с презентацией с использованием мультимедийной техники                                        

47

 Фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля                                        

48

Р/Р  Анализ текста публицистического стиля

49

Художественный стиль речи  и сфера его применения.

50

Роды и виды текстов художественного стиля

51

Активность использования  средств словесной образности, тропов, стилистических фигур в художественных текстах

52

Стихи и проза. Ритм и рифма. Стихотворная  речь                      как верхний предел интонационно-ритмической организации художественного текста

Повторение изученного в 11 классе материала – 16 ч.

53.

 Текст и его комплексный анализ. Сочинение на основе исходного текста    в формате ЕГЭ.

54

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика»

55

Систематизация знаний, умений по разделу «Орфоэпия»

56

Повторение. Морфология.

57

Повторение. Морфемика и словообразование.

58

Повторение. Морфемика и словообразование.

59

Повторение. Орфография.

60

Повторение. Орфография.

61

Повторение. Орфография.

62

Повторение. Пунктуация.

63

Повторение. Стилистика.

64,65

Итоговая контрольная работа. Анализ текста: его тема, основная мысль. Стиль, тип речи. Изобразительно-выразительные средства языка

66

Повторение. Синтаксис.

67

Повторение. Синтаксис.

68

Рекомендации к сдаче ЕГЭ

                               

 

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....