Разработки уроков
план-конспект урока по русскому языку на тему

Татьяна Ивановна Калинина

1.Обобщающий урок по теме "Причастие". 6 класс. Программа С.И. Львовой

2. Урок развития речи. Сочинение по картине В.Шибанова "Празднование свадебного договора". 6 класс. Программа Т.Ф. Курдюмовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Причастие».

Путешествие в город Причастия

Цели урока

1. Систематизация знаний по теме «Причастие».

2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

3. Формирование практических умений и навыков шестиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.

4. Воспитание бережного отношения к слову.

Задачи урока

1. Закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки.

2. Совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии.

3. Совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

Карта следования.

1. Дорога к городу «Причастия»

2. Словесная дуэль у городских ворот.

3. Водная преграда.

4. Строительство моста.

5. Центральная площадь города и жители

6. Наведения порядка

7. Стражник перед замком «Пятерочка»

8. Путешествие по замку.

9. Отдых у камина.

Ход урока.

1. Организационный момент (цели и задачи урока, актуализация знаний учащихся).

2. Словесная дуэль у городских ворот.

- Причастие- это..

- Глагольными признаками причастия являются…..

- Именными признаками причастия являются…..

- Причастия делятся на…….

- В предложении причастия являются…

3. Водная преграда.

Чтобы пройти к замку, нужно из слов выбрать причастия и распределить их по разрядам (действительные и страдательные).

Жаждущий, танцующий, глупый, мой, вымытый, школьный, уснувший, поющий, первый, твой, говорящий, деревенский, одетый, объемный, потертый, чумазый, плачущий, умный, обманутый, вывезенный, удивляющийся, недоверчивый, пятый, лосины, крупный, синеющий, синий, седой, седеющий, мохнатый, ничей, двадцатый, каждый.

 

4. Строительство моста. (начертить схемы)

Чтобы построить мост, нужно вспомнить от чего зависит выбор гласной в суффиксах настоящего времени действительных и страдательных причастий.

Записать под диктовку словосочетания, объяснить правописание суффиксов:

 Невидимый (образовано от глагола 2 спряжения – исключения) самолет, пенящиеся (образовано от глагола 1 спряжения) волны, колеблемые (1 спр.) ветром, в стелющемся (1 спр.) тумане, неведомый (1 спр.) мир, незабываемое(1 спр.) впечатление, ненавидящий (2 спр.) неправду.

Но мост еще не готов. От чего зависит  выбор гласной перед НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Выкачанная вода – выкаченная бочка

Выслушанное замечание – высушенное растение

Замешанный в преступлении – замешенное тесто.

5. Центральная площадь и жители города.

Разведите жителей города по их домам (нарисовать дом и заполнить жителями –н- и –нн-). Но будьте внимательны. Здесь есть гости.

Лома..ая линия,  ржа..ой хлеб, шибки исправлен..ы, горта..ый голос, зарево багря..о, недосоле..ый суп, мелко кроше..ый, броше..ый камень, письме..ая работа, квалифицирова..ый работник, волося..ой покров, комиссио..ый сбор, голуби..ое перо, лата..ая одежда, машина отремонтирова..а, сглаже..ые противоречия.

6. Наведение порядка

При помощи ластика убрать скобки и цветным карандашом соединить слова, выделить приставку или разделить и обвести в круг частицу -не-

(Не) замеченный хамелеон, никем (не)купленное ожерелье, (не)воспитанный корреспондент, еще (не)признанный талант, (не)пойманная жар-птица, (не)приготовленный мной маринад, (не)пропеченная  ватрушка, челка (не)подстрижена, (не)оторванный капюшон, желудь (не)найден.

7. Стражник перед замком.

Задание: заменить причастным оборотом ССП и определить роль причастий в предложении.

а) Лучи солнца, которые едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам.

б) Ядреный морозец, который ударил ночью, сразу все преобразил.

в) Люблю каждую травинку, которая поникла; люблю каждое деревце, которое трепещет на ветру; люблю каждое облако, которое плывет по серому осеннему небу.

Чем еще могут быть причастия в предложении. Образуйте от страдательных причастий краткую форму и составьте с ними предложения.

Сорванные, погруженный, очищенный, загроможденный, обставленные.

7. Путешествие по замку.

Работа с текстом.

Всегда ли уместно употреблять причастие. Редактирование текса.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. (фельетон Ардова «Суконный язык»)

8. Отдых у камина. Контроль знаний

Индивидуальные задания. Тесты (3 человека за компьютерами, один возле доски).



Предварительный просмотр:

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Цели и задачи урока.

1. Подготовить учащихся к сочинению по воображению на основе  описания картины М. Шибанова «Празднование свадебного договора».

2. Продолжить работу по повышению художественной и речевой компетенции учащихся.

III. Вступительное слово о художнике.

Шибанов Михаил (? – после 1789), русский живописец. Крепостной. В произведениях Шибанова условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с обрисовкой крестьянского быта («Крестьянский обед» 1774 г.)

IV. Беседа по картине.

1. Фиксация первого впечатления (предложить учащимся записать своё первое впечатление в одном – двух предложениях). В конце урока сопоставить с окончательной оценкой картины. Можно ввести и высказывание о ней присутствующих.

2. Сведения о картине (В 1777 году живописец Михаил Шибанов написал картину «Празднование свадебного договора или сговор». О самом художнике сохранились лишь отрывочные сведения: возможно крепостной, возможно, самоучка)

3. Картина называется «Празднование свадебного договора». Как вы понимаете  сочетание слов «свадебный договор» (лексическое значение слова).

4. На картине изображена группа людей:

  1. Вспомните, что такое портрет  ?
  2. Назовите известных мастеров портрета.

(ИКТ-В это время небольшая презентация «Картины известных портретистов»).

5. ИКТ- Экскурсия по картине. ( По ходу экскурсии сделать черновые записи фраз, понравившихся предложений).

- Прочитать, что вы записали ,выбрали, что запомнилось, понравилось.

6. Изобразительно – выразительные средства картины «Празднование…». ( Давайте с вами выясним, какими изобразительно- выразительные средствами, присущими живописи, передаёт художник свою мысль).

  • Не идеализировал своих героев, а наоборот подчеркивал их широту и значимость.
  • Точно знает данный ритуал (мужчины слева, женщины справа).
  • Это не парадный портрет, а естественные, живые лица.
  • Особая мягкая красота крестьянских лиц.
  • Передает ощущение праздника, радости.
  • Художник очень хотел быть понятым, чтобы зритель мог мысленно «войти» в картину, ощутить себя внутри её пространства, а не оставаться пассивным наблюдателем со стороны.
  • Шибанов создал художественный образ, в котором выразилось понимание живописцем окружающей действительности (объективный мир). Но в тоже время здесь есть и индивидуальны мир автора (субъективный мир, мир в восприятии и ощущении создателя художественного мира).

7. Композиция картины.

передний план        второй план        передний        средний        

        дальний

  • На картинах всегда присутствует фон – основной цвет и тон. Что служит фоном картины: (деревенская изба).
  • Что находится в левом углу (иконы, считается красным, святым углом).
  • Как композиционно расположил художник на картине детали

(слева мужчины, справа женщины, в углу под иконами стол. В центре жених и невеста. Они выделяются на коричневом фоне, особенно невеста – светлый, яркий наряд, вышитый серебром.

  • Что находится на столе: братина, хлеб.
  • Эти предметы символичны. Что они обозначают: достаток в доме.
  • Что ещё можно назвать символичным (молодые держатся за руки -  так, рука об руку им идти по жизни.)
  • Кроме жениха и невесты есть ещё один яркий образ – образ свахи.
  • Подберите к ней эпитеты (бойная, весёлая, знающая своё дело, деловитая, задорная).
  • О ком ещё мы не сказали ( образы старух- печальные, задумчивые, сосредоточенные, внимательные. Они следят за точностью исполнения обряда.
  • И конечно, какой же праздник без любопытных глаз детей.

V. Упражнение, помогающие вербализации впечатлений.

  1.  ИКТ- Словарный диктант.

Голубой кафтан, зеленоватое полукафтанье, вышитая рубаха, полотняная рубашка, узорчатый сарафан ,золотистая душегрея, вышитая повязка, ручной жемчуг, длинная фата, суконные зипуны, высокие кокошники.

( ИКТ-в тоже время один учащийся находит значение устаревших слов, выводит их на экран и записывает).

 ( 4 ученика выполняют словарный диктант за компьютерами: тот же словарный диктант, только с заранее заданными ошибками)

  1. ИКТ- Из словарной статьи толково – сочетаемостного словаря:

Цвет- выберете названия цветовых тонов, которыми можно охарактеризовать цветовую гамму картины: по цветовому тону, по насыщенности, по светлоте.

  1. Какими словами характеризуется свет по особенностям его движения, распространения.

Подберите слова, которые помогут вам рассказать о красоте света, создать художественный образ в своем описании картины.

Словарная статья: Свет (Толково – сочетаемостного словаря).

VI. ИКТ- Орфографически-стилистическая работа с текстом.

Уд..вительны образы молодых – жених и невеста. Лица жениха и невесты излучают радость и покой.

К..стюм невесты – сарафан, душегрея, м..нисты на рубашк.., повя..ка женщины незамужней на гол..ве, а (по)верх пл..ток – широк и пёстр ,так что ф..гура кажется ещё дороднее.

Перед ними на стол.. – «братина» - большая чаша и хлеб.

Молодые держатсяза руки - так, рука об руку им идти по жизни.

VII. Составление плана.

(вывешивается на доске)

VIII. Итог урока (дискета с рабочими материалами к уроку).

IX. Заполнение карты оценки урока.

ТЕМА УРОКА: Подготовка к написанию сочинения по воображению на основе описания картины М. Шибанова «Празднование свадебного договора».

ЦЕЛЬ УРОКА:

- подготовить учащихся к сочинению по картине М. Шибанова;

- продолжить работу по повышению художественной и речевой компетенции учащихся;

-ввести в активный словарь учащихся слова объективный мир, субъективный мир, индивидуальный мир;

- создание для учеников возможности развивать собственную фантазию и выражать в художественных образах свой взгляд на мир.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: использование мультимедийного класса, персональные компьютеры, дискеты с упражнениями, компакт-диск «Шедевры русской живописи», наглядный материал (словарно-лексическая работа), презентация «Известные русские художники-портретисты».

 

ПЛАН УРОКА:

1. Организация класса.

2.  Цели и задачи урока.

3. Вступительное слово о художнике.

4. Беседа по картине.

1. Фиксация первого впечатления.

2. Сведения о картине.

3. Лексическая работа.

4. Презентация «Художники-портретисты»

5.Экскурсия по картине (составление предложений)

6. Изобразительно- выразительные средства.

7. Композиция картины ( собирание рабочих материалов).

8. Упражнения, помогающие вербализации впечатлений.

1. Словарный диктант.

2. Работа с текстом.

3. Составление плана сочинения.

9. Итог урока.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...