Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Ступина Татьяна Владимировна

Данная рабочая программа по русскому языку для 6  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы  В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_babaytseva.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 6  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы  В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

1

Русский язык-один из богатейших языков мира.

1

2

Повторение изученного в 5 классе

10+4

3

Морфология. Самостоятельные части речи.

3

4

Имя существительное

19+3

5

Глагол

45+9

6

Имя прилагательное

27+6

7

Имя числительное

15+5

8

Наречие

19+3

9

Имя состояния

3

10

Местоимение

20+4

11

Повторение изученного в 6 классе

13+1

итого

175+35

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

  • определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
  • выразительно читать художественные и научно – учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить письменное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;
  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  • определять вид связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
  • использовать транскрипцию;
  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;
  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
  • давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;
  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
  • определять синтаксическую роль изученных частей речи.
  • правильно применять изученные пунктуационные правила;
  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005
  2. Русский язык. Практика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.К.Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2011
  3. Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2001

Для учителя

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005
  2. Русский язык. Практика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.К.Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2011
  3. Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2001
  4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под ред. С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2008

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 6

Учитель Ступина Татьяна Владимировна

Количество часов:

всего 210 , в неделю 6 час

Плановых контрольных уроков _9, зачётов -, тестов 5.

Планирование составлено на основе

Программы:  Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9класс, 10-11класс/сост. Е.И. Харитонова—М.: Дрофа, 2011.

Тема урока

Дата

Русский язык-один из богатейших языков мира (1)

Русский язык-один из богатейших языков мира.

Повторение изученного в 5 классе (10+4)

Повторение  правописания гласных  в слове.

Повторение правописания согласных в слове.

Повторение и обобщение изученного по орфографии.

Повторение и обобщение изученного по морфологии

Повторение и обобщение изученного по морфемике.

Повторение по теме «Лексика»

Р.Р.  Признаки текста

Р.Р.  Темы широкие и узкие.

Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации.

Обобщение знаний по орфографии и пунктуации

Контрольная работа по теме «Повторение в начале года»

Анализ контрольного диктанта.

Р.Р.  Подготовка к изложению (упр. 43)

Р.Р.  Написание изложения (упр. 43)

Морфология. Самостоятельные части речи. (3)

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные и служебные части речи

Слово и его формы.

Имя существительное (19+3)

Понятие об имени  существительном

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Род, число имён существительных

Падеж и склонение имён существительных.

Склонение  существительных в единственном числе.

Склонение существительных во множественном числе.

Разносклоняемые  имена существительные.

 Неизменяемые существительные.

Образование существительных с помощью суффиксов.

Правописание  в существительных суффиксов -чик-щик, -ек-ик

Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных.

Обобщение по теме «Правописание суффиксов в именах существительных».

Р.Р.   Простой и сложный план

Р.Р.   Подготовка к написанию изложения «Шорох листьев»

Р.Р.   Написание изложения «Шорох листьев»

Образование существительных с помощью приставок.

Правописание  НЕ с существительными.

Образование существительных при помощи сложения.

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

Анализ контрольного диктанта.

Глагол (45+9)

Понятие о глаголе.

Понятие о глаголе.

Роль глаголов в речи. Группы глаголов по значению.

Правописание НЕ с глаголами.

Инфинитив.

Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

Р.Р.   Изложение по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Желтый свет»

Р.Р.   Изложение по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Желтый свет»

Возвратные глаголы.

Правописание –тся –ться в глаголах.

Виды глагола

Образование видов глагола

Правописание корней с чередованием звуков

Закрепление темы «Правописание корней с чередованием звуков»

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение

Времена глагола

Прошедшее время

Гласные перед суффиксом  -л в глаголах.

Настоящее и будущее время

Настоящее и будущее время

Р.Р.   Что такое эпиграф?

Лицо и число глагола.

Ь знак в глаголах 2 лица единственного числа

Спряжение глагола.

Урок-практикум «Спряжение глаголов»

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глагола.

Закрепление по теме «Правописание безударных гласных в личных окончаниях глагола».

Контрольный диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

Анализ контрольного диктанта»

Р.Р.   Сравнение, метафора, эпитет. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям.

Р.Р.   Написание сочинения «Удивительное рядом»

Разноспрягаемые глаголы.

Условное наклонение

Правописание глаголов условного наклонения.

Повелительное наклонение.

Мягкий знак после согласных в формах повелительного наклонения.

Суффикс И в форме повелительного наклонения.

Р.Р.   Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

Безличные глаголы.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола

Словообразование глаголов.

Правописание суффиксов глаголов

Правописание суффиксов глаголов

Р.Р.   Официально-деловой стиль.

Р.Р.   Рассказ. Домашнее сочинение «Как я однажды…»

Правописание суффиксов глаголов.

Повторим изученное по теме «Глагол».

Тестирование по теме «Глагол»

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»

Контрольная работа по теме «Глагол»

Анализ контрольного диктанта.

Р.Р.   Как создавать киносценарий?

Имя прилагательное (27+6)

Понятие о прилагательном

Понятие о прилагательном

Р.Р. Описание природы. Зима

Разряды прилагательных по значению

Разряды прилагательных по значению

Полные и краткие прилагательные

Правописание кратких прилагательных

Склонение полных прилагательных

Склонение полных прилагательных

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ИЙ

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ИН- (-ЫН-), -ОВ- (-ЕВ-)

Р.Р. Сочинение по картине (на выбор) (А.А.Пластов «Первый снег», К.Ф.Юон «Русская зима. Лигачево»)

Р.Р. Написание сочинения

Степени сравнения прилагательных

Степени сравнения прилагательных

Самостоятельная работа по теме «Степени сравнения прилагательных»

Морфологический разбор прилагательного

Повторение  изученного по теме «Имя прилагательное»

Тестирование по теме «Имя прилагательное»

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов

Словообразование прилагательных с помощью суффик-сов. Правописание Н и НН

Словообразование прилагательных с помощью суффик-сов. Правописание Н и НН

Образование прилагательных с помощью суффиксов -К- и -СК-

Словообразование прилагательных с помощью приставок

Р.Р. Описание помещения

Р.Р.Описание помещения

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Повторение и обобщение изученного по пунктуации

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Р.Р. Описание одежды, костюма

Анализ контрольного диктанта

Имя числительное (15+5)

Понятие о числительном.

Простые, сложные и составные числительные

Простые, сложные и составные числительные

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных

Р.Р.  Рассказ на основе картины

Р.Р.  Написание сочинения по картине   Ф.П.Решетников «Опять двойка»)

Собирательные числительные

Собирательные числительные

Порядковые числительные

Порядковые числительные

Дробные числительные

Р.Р.  Описание книги

Р.Р.   Написание сочинения  «Описание книги»

Морфологический разбор имени числительного

Тестирование по теме «Имя числительное»

Повторение и обобщение изученного об имени числительном

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Р.Р.   Рассуждение в разных стилях речи

Наречие (19+ 3)

Понятие о наречии

Понятие о наречии

Степени сравнения наречий

Степени сравнения наречий

Самостоятельная работа по теме «Степени сравнения наречий»

Словообразование наречий

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Правописание Н и НН в наречиях на -О- (-Е-)

Буквы О и А на конце наречий

Дефис между частями слова в наречиях

Самостоятельная работа по теме «Орфография наречий»

Р.Р.   Рассуждение в разных стилях речи

Р.Р.   Подготовка к написанию сочинения.

Р.Р.   Написание сочинения (упр. 141)

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Морфологический разбор наречия

Повторение и обобщение изученного о наречии

Тестирование по теме «Наречие»

Повторение и обобщение изученного о наречии

Повторение и обобщение изученного о наречии

Контрольная работа по теме «Наречие»

Анализ контрольного диктанта

Имя состояния (3)

Понятие о словах категории состояния

Группы слов категории состояния по значению.

Сходство и различие наречий и слов категории состояния.

Местоимение (20+4)

Понятие о местоимении

Понятие о местоимении

Морфологические средства связи предложений

Личные местоимения

Личные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Возвратное местоимение

Вопросительные местоимения

Относительные местоимения

Неопределённые местоимения

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения

Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения (Ю.Яковлев «Солнце с белыми лучами»)

Р.р. Написание сжатого изложения «Солнце с белыми лучами»

Самостоятельная работа по теме «Разряды местоимений»

Определительные местоимения

Указательные местоимения

Морфологические средства связи

Морфологические средства связи

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Р.р. Написание сочинения по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Повторение и обобщение изученного о местоимении

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Повторение изученного в 6 классе (13+1)

Части речи в русском языке

Словообразование самостоятельных частей речи

Словообразование самостоятельных частей речи

Употребление знаменательных частей речи

Употребление знаменательных частей речи

Правописание НЕ с различными частями речи

Повторим орфографию.

Повторим пунктуацию

Итоговое тестирование

Повторение и обобщение знаний по орфографии и пунктуации

Повторение и обобщение знаний по орфографии и пунктуации

Итоговая контрольная работа

Р.р. Урок творчества по теме «Лето»

Словари русского языка. Отражение норм русского литературного языка  разных типах лингвистических словарей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....