Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Светикова Ирина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе В.В.Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7kl.docx94.76 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Губкина Белгородской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №15»

__________ /О.И.Павлова/

Приказ № 212

от «31» августа 2013 г.

«Рассмотрено»

Руководитель  ШМО

__________

/Л.В.Труфанова/

Протокол  №6

от «24» июня  2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /И.В.Казакова/

«26» июня 2013 г.

Рассмотрено на педагогическом совете  

МБОУ «СОШ №15»

Протокол № 1

от «31» августа 2013 г.

Рабочая программа

Русский язык

название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Учитель: Светикова Ирина Владимировна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль)

7 класс

класс (параллель), в котором изучается учебный курс

Предмет: русский язык

предмет. курс, дисциплина (модуль)

2013 год

 

Аннотация  к Рабочей программе по русскому языку для 7А, Б, В классов

Данная Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку 5-9 классы В.В. Бабайцевой и др. опубликованной  в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010. Принцип построения программы линейный.

 В соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008.
  • Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.. – М.: Дрофа, 2009.

 -    Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.:     Дрофа, 2010

Рабочая программа рассчитана на 140 (115+25р/р)  учебных часов, в неделю – 4 часа

 

 

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку 5-9 классы В.В. Бабайцевой и др. опубликованной  в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010. Принцип построения программы линейный.

Цели  обучения:

формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  •  дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; 
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
  • формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008.
  • Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.. – М.: Дрофа, 2009.
  • Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2010.

В предлагаемой программе выделяются две части: I. «Система языка» и П. «Развитие связной речи», обеспечивающие формирование языковой и лингвистической — языковедческой (преимущественно в первой) — и коммуникативной (преимущественно во второй) компетенций. Культуроведческий аспект пронизывает всю работу по изучению языка и речи.

Рабочая программа рассчитана на 140 (115+25р/р)  учебных часов, в неделю – 4 часа

Количество контрольных работ приведено в таблице.

Контрольные работы

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

7 б

7 в

7 а

7 а

7 а

7 б

диктант

1

1

1

1

1

1

изложение

1

1

1

1

1

1

сочинение

1

1

1

1

1

1

тест

1

1

1

1

1

1

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия. 

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикум

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа,
  • фронтальный опрос,
  • опрос в парах,
  • практикум,
  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
  • тесты,
  •  комплексный анализ текста,
  •  устные рассказы по плану на лингвистические темы,
  • сочинения,
  • изложения

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны: 

знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

ЧТЕНИЕ

дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

составлять тезисный план исходного текста;

владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;


ГОВОРЕНИЕ

сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении в речевой ситуации;
ПИСЬМО

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и
выразительные языковые и речевые средства;
-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, лаконичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
-соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского
литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в ином тексте;
-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, средства связи предложений в тексте;


 ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

 МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
-определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- доставлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство установления неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и выполнять морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения морфологического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

различать и конструировать сложные предложения с союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  в 7 А, Б, В классах на 2013-2014 учебный год.

п/п

№ урока в разделе

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Подготовка к ГИА

Примечание

Введение

1.

1.

Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.

2.09

А1, 2

Повторение изученного в 5-6 классах

8ч+1ч р/р

2.

1.

Повторение изученного в 5-6 классах Повторение языковых норм

4.09

3.

2.

Повторение изученного в 5-6 классах Повторение морфологии

5.09

4.

3.

Повторение изученного в 5-6 классах Повторение орфограмм-гласных

7.09

А15

5.

4.

Повторение изученного в 5-6 классах Повторение орфограмм-согласных

9.09

А15

6.

5.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

11.09

А19

7.

6.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

12.09

8.

7.

Повторение изученного в 5-6 классах Повторение синтаксиса и пунктуации

14.09

9.

8.

Повторение изученного в 5-6 классах Повторение синтаксиса и пунктуации

16.09

10.

9.

Р/р. Что такое текст.

18.09

Причастие

(34ч+7ч. р/р)

11.

1

Понятие о причастии

19.09

12.

2.

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

21.09

13.

3.

Признаки прилагательного у причастия

23.09

А10

14.

4.

Признаки прилагательного у причастия

25.09

В2

15.

5.

Признаки глагола  у причастия

26.09

В2

16.

6.

Признаки глагола  у причастия

28.09

А3

17.

7.

Причастный оборот Р/р. Типы речи. Описание общего вида местности.

30.09

В2

18.

8.

Причастный оборот

2.10

А3

19.

9.

Р/р. Типы речи. Описание общего вида местности.

3.10

20.

10.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова

5.10

В2

21.

11.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова

7.10

А20

22.

12.

Действительные и страдательные причастия.

9.10

А20

23.

13.

Действительные и страдательные причастия.

10.10

А20

24.

14.

Словообразование действительных причастий.

12.10

А20

25.

15.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

14.10

26.

16.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

16.10

А17

27.

17.

Р/р. Подготовка к контрольному сочинению по картине К.С.Петрова- Водкина «Утренний натюрморт»

17.10

А17

28.

18.

Р/р. Написание контрольного  сочинения по картине К.С.Петрова- Водкина«Утренний натюрморт»

19.10

29.

19.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

21.10

30.

20.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

23.10

А18

31.

21.

Словообразование страдательных причастий.

24.10

А18

32.

22.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

26.10

33.

23.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

28.10

А18

34.

24.

Р/р. Написание сочинения по теме

« Описание общего вида местности».

30.10

А18

35.

25.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

31.10

36.

26.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

11.11

А18

37.

27.

Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

13.11

А18

38.

28.

Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

14.11

А18

39.

29.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

16.11

А18

40.

30.

Закрепление правописания н в кратких формах страдательных причастий.

18.11

А12

41.

31.

Р/р. Описание действий(трудовых процессов).

19.11

А12

42.

32.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

20.11

43.

33.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

22.11

А15

44.

34.

Закрепление правописания нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.

25.11

А12

45.

35.

Р/р. Описание действий (в спорте).

27.11

А12

46.

36.

Правописание не с причастиями.

28.11

47.

37.

Закрепление правописания не с причастиями.

30.11

А17

48.

38.

Р/р. Написание сочинения по теме «Описание действий в спорте»

2.12

49.

39.

Повторение по теме: «Причастие»

4.12

А20

50.

40.

Контрольное  тестирование по теме: «Причастие»

5.12

51.

41.

Анализ контрольного тестирования и работа над ошибками

7.12

Деепричастие

(10ч+4ч р/р.)

52.

1.

Понятие о деепричастии

9.12

А10

53.

2.

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

11.12

В2

54.

3.

Р/р. Рассказ на основе услышанного.

12.12

55.

4.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

14.12

56.

5.

Правописание не с деепричастиями.

16.12

57.

6.

Закрепление  правописания не с деепричастиями.

18.12

А19

58.

7.

Р/р. Написание  изложения по теме «Рассказ на основе услышанного»

19.12

59.

7.

Деепричастный оборот.

21.12

60.

8.

Р/р Сообщение

23.12

61.

9.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

25.12

А5

62.

10.

Р/р. Написание сочинения по теме «Рассказ на основе услышанного».

26.12

63.

11.

Закрепление пунктуации деепричастного оборота

28.12

А5

64.

12.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида

7бв-13.01.2014г.    

65.

13.

Контрольное  тестирование по теме: «Деепричастие»

7б,в- 14.01

66.

1.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

7бв-16.01

Служебные части речи

67.

1.

Общее понятие о служебных частях речи

7б,в-17.01

Предлог

(10ч+4ч.р/р)

68.

1.

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

7б,в-20.01

69.

2.

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

7б,в- 21.01

70.

3.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

7б,в- 23.01

71.

4.

Р/р. Отзыв о книге.

7б,в- 24.01

72.

5.

Р/р.  Характеристика литературного героя.

7б,в- 27.01

73.

6.

Р/р. Подготовка к контрольному  изложению по теме: «Предлог»

7б,в- 28.01

74.

7.

Р/р. Написание контрольного изложения по теме: «Предлог»

7б,в- 30.01

75.

8.

Простые и составные предлоги

7б,в- 31.01

76.

9.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

7б,в- 3.02

77.

10.

Раздельное написание производных предлогов.

7б,в- 4.02

А20

78.

11.

Слитное написание производных предлогов.

7б,в- 6.02

А20

79.

12.

Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

7б,в- 7.02

80.

13.

Контрольный диктант по теме: «Предлог»

7б,в- 10.02

81.

14.

 Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

7б,в- 11.02

Союз

(10ч.+1ч. р/р)

 

82.

1.

Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Простые и составные союзы.

7б,в-13.02

А10

83.

2.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

7б,в- 14.02

84.

3.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные.

7б,в- 17.02

85.

4.

Р/р. Общая характеристика публицистического стиля.

7б,в-18.02

86.

4.

Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

7б,в- 20.02

87.

5.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

7б,в- 21.02

А18

88.

6.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

7б,в- 24.02

А18

89.

7.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях.

7б,в-25.02

90.

8.

Разряды подчинительных союзов по значению.

7б,в-27.02

91.

9.

Правописание составных подчинительных союзов.

7б,в-28.02

92.

10.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

7б,в- 3.03

А18

93.

11.

Р/р. Союз как средство связи предложений и частей текста.

7б,в- 4.03

А18

Частица

(17+4ч.)

94.

1.

Понятие о частицах.

7б,в-6.03

А10

95.

2.

Разряды частиц по значению и употреблению.

7б,в- 7.03

В2

96.

3.

Р/р. Общая характеристика публицистического стиля.

7б,в- 10.03

97.

4.

Правописание НЕ с существительными.

7б,в- 11.03

А17

98.

5.

Р/р. Подготовка к написанию   контрольного  сочинения по теме «Частица»

7б,в- 13.03

99.

6.

Р/р.Написание   контрольного  сочинения по теме «Частица»

7б,в-14.03

А19

100.

7.

Правописание НЕ с прилагательными.

7б,в- 17.03

А19

101.

8.

Правописание НЕ с наречиями

7б,в-18.03

А19

102.

9.

Закрепление правописания НЕ с существительными, прилагательными и наречиями.

7б,в-20.03

А19

103.

10.

Правописание НЕ с глаголами.

7б,в-21.03

А19

104.

11.

Правописание НЕ с деепричастиями

7б,в-1.04

А19

105.

12.

Правописание НЕ с краткими причастиями

7б,в- 3.04

А19

106.

13.

Закрепление правописания НЕ глаголами, деепричастиями и с краткими причастиями

7б,в- 4.04

А19

107.

14.

Правописание НЕ с полными причастиями

7б,в- 7.04

А19

108.

15.

Правописание НЕ/НИ с местоимениями

7б,в- 8.04

А19

109.

16.

Р/р. Интервью – жанр публицистики

7б,в-10.04

110.

17.

Правописание не/ни с различными частями речи

7б,в-11.04

А19

111.

18.

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.

7б,в- 14.04

А19

112.

19.

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.

7б,в- 15.04

А7

113.

20.

Диктант по теме «Правописание частиц»

7б,в-17.04

114.

21.

Анализ диктанта и работа над ошибками

7б,в-18.04

115.

1.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

7б,в-21.04

Междометие

(3ч.+1ч р/р)

116.

1.

Понятие о междометии. Основные функции междометий.

7б,в-22.04

117.

2.

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

7б,в-24.04

118.

3.

Знаки препинания при междометиях.

7б,в- 28.04

119.

4.

Р/р. Правильное употребление междометий в устных и письменных  текстах.

7б,в-25.04

Повторение изученного в 7 классе

(19ч+2ч.р/р)

120.

1.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение орфоэпических норм

7б,в- 28.04

А1

121.

2.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение орфоэпических норм

7б,в- 29.04

А1

122.

3.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение  лексических норм

7б,в-1.05

А2

0бъединить с уроком №122 и провести 29.04

123.

4.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение  лексических норм

7б,в-2.05

А2

124.

5.

Р/р. Подготовка к  контрольному  изложению по теме: «Повторение»

7б,в-5.05

А3

125.

6.

Р/р. Написание контрольного  изложения по теме: «Повторение»

7б,в- 6.05

А3

126.

7.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение морфологических норм

7б,в 8.05

127.

8.

Повторение  изученного в 7 классе. Практикум по морфологии

7б,в 9.05

0бъединить с уроком №126 и провести 8.05

128.

9.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение морфологических норм

7б,в-12.05

А3

129.

10.

Повторение  изученного в 7 классе. Практикум по морфологии

7б,в- 13.05

А3

130.

12.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение орфограмм-гласных

7б,в- 15.05

А13-16

131.

13.

Повторение  изученного в 7 классе. Практикум по орфографии

7б,в-16.05

А13-16

132.

14.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение орфограмм-согласных

7б,в- 19.05

А13-16

133.

15.

Повторение  изученного в 7 классе. Практикум по орфографии

7б,в -20.05

А13-16

134.

16.

Повторение  изученного в 7 классе. Повторение слитно-раздельно-дефисного написания

7а б- 22.05

А13-16

135.

17.

Повторение  изученного в 7 классе. Практикум по орфографии

7б,в- 23.05

А13-16

Содержание программы учебного предмета      

7 КЛАСС (115 ч +25ч)

Введение

Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1 ч).

Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч).

Причастие (34 ч)

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.

Признаки глагола  у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Деепричастие (10 ч)

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч)

Служебные части речи

Общее понятие о служебных частях речи (1ч).

                                                                                               Предлог (10 ч)

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов.

Слитное написание производных предлогов.

Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

                                                                                                  Союз (10 ч)

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы.

Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях.

Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных союзов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Частица  (17 ч)

Понятие о частицах.

Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание ней ни с различными частями речи (обобщение).

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 .)

Междометие (3 ч)

Понятие о  междометии.  Основные функции междометий.

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

                 Повторение (19ч.)

               Развитие речи (25ч.)

Описание общего вида местности.

Описание действий (трудовых процессов).

Описание действий (в спорте).

Рассказ на основе услышанного.

Сообщение.

Отзыв о книге.

Характеристика литературного героя.

Общая характеристика публицистического стиля.

Союз как средство связи предложений и частей текста.

Формы и средства контроля в 7А, Б, В классах

        

        В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма о преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области плановых контрольных работ в 7 классе  8:

  • Контрольный диктант- 2
  • Контрольное тестирование – 2
  • Контрольное изложение – 2
  • Контрольное сочинение – 2

п/п

№ урока

Вид работы

Дата

7А класс

Дата

7Б класс

Дата

7В класс

8

Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 6 классе»

11.09

11.09

11.09

28

 Контрольное сочинение по картине К.С.Петрова- Водкина «Утренний натюрморт»

19.10

19.10

19.10

50

Контрольное  тестирование по теме: «Причастие»

5.12

5.12

5.12

63

Контрольное  тестирование по теме: «Деепричастие»

15.01

14.01

14.01

70-71

Контрольное изложение по теме: «Предлог»

30.01

30.01

30.01

80

Контрольный диктант по теме: «Предлог»

11.02

10.02

10.02

98-99

 Контрольное сочинение по теме: «Частица»

14.03

14.03

14.03

126-127

 Контрольное изложение по теме: «Повторение изученного в 7 классе»

8.05

8.05

8.05

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Входной  контрольный диктант за курс 6 класса

Текст диктанта (стр. 90) взят «Итоговые диктанты по русскому языку: 5-9 классы/Е.А.Влодавская, М.В.Демина, Л.М.Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П.Шульгина». - М.: Издательство «Экзамен», 2012

                                                                     Купание коней

Река лежала без единой складочки. В ней отражались курчавые прибрежные кусты и неподвижные облака высокого неба.
Мальчики опустили поводья. Лошади жадно припали к парной воде, пили долго, не отрывая губ, а ребята преспокойно сидели на них.
Первым оторвался от воды жеребец Гордый. Он вскинул красивую, величественную голову, вытянул мускулистую шею и призывно заржал, словно хотел оповестить всех, что он утолил жажду и теперь свеж и бодр. Потом властно ударил копытом по водяной глади. Вот вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец оттолкнулся от песчаного дна, вытянулся и поплыл.
Костя сделал большой круг по реке, направил коня к берегу, сполз с мокрой спины лошади, нарвал осоки и принялся тереть бока, грудь и спину Гордого.

Грамматические задания:

1.Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Обозначьте морфемы в словах:

  1. вариант: мускулистую, властно, ударил;      2 вариант: сделал, прибрежные, складочки.

3.Сделать фонетический разбор:

  1. вариант: счёт;        2 вариант: ельник.

2.Контрольное сочинение по картине К.С.Петрова- Водкина «Утренний натюрморт»

Текст сочинения строится на основе упражнения 13 «Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 19-е издание, стереотип». – М.: Дрофа, 2010.

3.Контрольное тестирование по теме «Причастие»

Задания тестов (стр.32-35 ) взяты «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова.-М.: ВАКО, 2013.

 

4. Контрольное тестирование по теме «Деепричастие»

Задания тестов (стр.36-39 ) взяты «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова.-М.: ВАКО, 2013.

Тест

Вариант I

1. Деепричастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а)        признак предмета по действию;

б)        признак признака;

в)        добавочное действие при основном действии,
выраженном глаголом;

г)        действие предмета.

2.        Найдите деепричастия:

а)        увидел;        в) поднявши;        д) принявший;

б)        шлепая;        г) спеша;        е) свежо.

3.        Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.

Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.

B.        Прыгающие ребятишки любовались на елку.
Г. Прыгая ребятишки любовались на елку.

4.        В каких предложениях допущена ошибка в употреблении  деепричастий?

A.        Открывая книгу, из нее выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

B. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
Г. Сидя у окна, девочка читала.

5.        Определите, как надо писать не со словами в предложениях?
/.
(Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2. Он ушел, (не) довыполнив задания. Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае  слитно, во 2-м — раздельно.
Б.  В 1-м случае  раздельно, во 2-м — слитно.

B. В обоих случаях слитно.

Г. В  обоих  случаях  раздельно.

6.        Найдите деепричастия совершенного вида:

а)        глядя;        г) прочитав;

б)        сложив;        д) улыбаясь;

в)        отнявши;      е) балуясь.

7.        Укажите правильный разбор слов по составу:

а)        нахмурясь,  выскочивши;

б)        нахмурясь, выскочивши;

в)        нахмурясь, выскочивши

г)        нахмурясь, выскочивши.

8.        Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или
г), в котором последовательно расположенные буквы соответ-
ствуют пропущенным в данных словах буквам:

а)

б)

в)

г)

г..лерея

о

а

а

о

к..мбинация

а

а

о

о

с..ять

и

е

и

е

д..станция

е

е

и

и

ба..ейн

сс

с

сс

с

9. Укажите правильный ответ.

A. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

B. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

Вариант II

  1. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время; б) вид; в) лицо.

  1. Найдите деепричастия:

а)        вечерело;        г) закрыв;

б)        рисовал;        д) будучи;

в)        улыбаясь;        е) игравший.

3.        Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

A.        Девочка смотрела не мигая в окно.
Б. Собака почуяв меня насторожилась.

B.        Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
Г. Улыбаясь он посмотрел вокруг.

4.        В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

A.        Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Б. Он пришел в ужас, выслушав меня.

B.        Приближаясь к роще, она пошла тише.

Г. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

5.        Определите, как надо писать не в каждом случае в предложениях?

/.Сам того (не)ведая, он открыл великий закон.

2. (Не)годуя, он ушел.                                        

 Выберите правильный ответ.

A.        В 1-м  случае  слитно, во  2-м — раздельно.
Б.  В 1-м  случае  раздельно, во  2-м — слитно.

B.        В обоих случаях  слитно.

Г. В  обоих  случаях  раздельно.

6.        Найдите деепричастия несовершенного вида:

а)        играя;        г) увидевши;

б)        увидя;        д) кружась;

в)        просохши;    е) спеша.

7. Укажите правильный разбор слов по составу:

а) распределившись, крича;

б) распределившись, крича;

в) распределившись, крича;

г) распределившись, крича.

8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а)

б)

в)

г)

экспре..

сс

с

с

сс

ба..ейн

сс

с

сс

с

г..лерея

а

о

а

о

д..станция

и

и

е

е

к..мбинация

о

а

а

о

9. Укажите правильный ответ.

A.        Охраняя природу, ты защищаешь родину.
Б.
 Охраняя природу, ты защищаешь родину.

B.        Охраняя природу, ты защищаешь родину.
Г
. Охраняя природу, ты защищаешь родину.

10. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несов. в.:

а)        спешат;        г) ждут;

б)        жуют;        д) глядят;

в)        балуются;        е) кричат.

5. Контрольное изложение по теме «Предлог»

Текст изложения строится на основе упражнения 83  (стр. 77) «Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 19-е издание, стереотип». – М.: Дрофа, 2010.

6.Контрольный диктант по теме «Предлог»

Текст диктанта (стр.59) взят « диктанты и изложения по русскому языку: 7класс /Е.А.Влодавская, Д.А.Хаустова . - М.: Издательство «Экзамен», 2012

***

Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.

С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.

В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга.

(По А. Приставкину)

(127 слов)

Задания к тексту:

1) Подчеркните все предлоги.

2) Выполните морфологический разбор производного предлога.

 7. Контрольное сочинение по теме: «Частица»

Текст сочинения строится на основе упражнения 111  (стр. 103) «Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 19-е издание, стереотип». – М.: Дрофа, 2010.

8.Контрольное изложение по теме: «Повторение изученного в 7 классе»

Текст изложения строится на основе упражнения 112  (стр. 104) «Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 19-е издание, стереотип». – М.: Дрофа, 2010.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 17-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
  3. Русский язык. Практика.7  класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.К. Лидман – Орлова,  С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Г.К. Лидман – Орловой. – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 19-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
  5. Русский язык. 7 класс: учебно-методическое пособие к КМК В.В.Бабайцевой, Г.К. Лидман-Орловой, Е.И.Никитиной и др./С.Н.Пименова».-М.:Дрофа, 2010
  6. Поурочное планирование: к УМК «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.»/ А.Ю. Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2009        .

Дополнительная литература

       1.Итоговые диктанты по русскому языку: 5-9 классы/Е.А.Влодавская М.В.Демина, Л.М.Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П.Шульгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова.-М.: ВАКО, 2013.

     3.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс .- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.

4.Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель Н.В.Егорова-М.: ВАКО, – 2006.

5.Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой – Волгоград- 2004.

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
  3. 1С Репетитор. Русский язык.

Перечень обязательного оборудования

1. Документ-сканер.

2. Мультимедиадиапроектор.

3. Сетевой фильтр-удлинитель.          

4.  Словари.

6. Таблицы.

7. Универсальный настольный компьютер.

     8. Учебно-методические комплексы по русскому языку.

     9. Экран настенный.

Образовательные электронные ресурсы:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6) http://vschool.km.ru/

2. Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/

3. Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

4. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

5. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)  http://yamal.org/ook/ 

6.Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

7.Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....