урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Технологическая карта урока  русского языка .

Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochineniya_po_kartine_t.n._yablonskoy_utro.rar24.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Технологическая карта урока  русского языка

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Ф.И.О. Лепишина С.В.

класс 6

Цели урока:

Образовательные

Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

Развивающие

           Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные

Посредством данного произведения живописи воспитывать интерес к прекрасному, стремление к самосовершенству, физическому, духовному (нравственно-эстетическое воспитание).

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Форма урока

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, самостоят.работа

Опорные понятия, термины

Текст, начальные и конечные предложения,

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по плану.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответсвии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования  и конструирования текста

Личностные: формирование устойчивой мотивации к  обучению

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Доброе утро!

Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок не с обычного приветствия (“здравствуйте”)?

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Отвечают.

 Рассказывают.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Мотивация к

учебной деятельности

Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям.

Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, “ассоциативное солнышко”:

На доске появляется табличка:

Слова какой части речи у вас преобладают? (сущ., прилаг., глаг.)

Используя своё “ассоциативное солнышко”, попробуйте описать картину под названием “Утро” (заслушиваются описания 1-2 учеников (по желанию)).

Пишут.

Отвечают.

Познавательные

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

 -  Тема урока?  - задачи? 

-  вам предстоит написать сочинение, в основе которого будут ваши впечатления о картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

- Сегодняшний урок развития речи мы посвятим подготовке к написанию сочинения по картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Но прежде, чем мы начнём работать с репродукцией картины, я предлагаю вам пофантазировать.

Формулируют

Записывают тему урока.

Обсуждают, ставят перед собой задачи.

Регулятивные

Формулировать тему, цели урока, искать пути решения

4.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”.

Что вы добавите в своё “солнышко” после того, как увидели репродукцию картины? (зарядка, завтрак и т.д.)

Что нарисовано на картине? (перечислить неодуш. предметы: комната, мебель, цветы, утро и т.д.)

Подберите эпитеты (прилагательные) к слову “утро”. Какое утро запечатлела на своём полотне художница? Запишите слова.

На доске записываются примеры эпитетов (по одному слову от каждого ученика):

Как удаётся автору показать, что утро яркое, тёплое, осеннее? (обратить внимание на колорит картины, “говорящие” детали: школьная форма, дверь на балкон открыта)

Кто является главным героем картины? Как вы определили? (девочка в центре, на переднем плане картины)

О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)

Читают.

Отвечают на вопросы учителя.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения

Пишут

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »

регулятивные УУД:прогнозирование и  получение конкретного результата.

5. Практикум.

Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”.

Словарно-семантическая работа.

Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться) Чем можно зарядиться? (энергией здоровья)

А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.

выполняют

Познавательные

Анализировать, обобщать.

Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? (аккуратная, подтянутая, спортивного телосложения, стройная, школьница (ученица)

Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”? ( Утро – обновление жизни, радость пробуждения, ожидания новых открытий, встреч, новых дел. Чтобы чувствовать себя бодрым, здоровым, нужно начинать новый день с зарядки.)

Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение? ( Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.)

На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди кумачовый галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример. Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни: стала известным художником, лауреатом Государственной премии, депутатом Верховного Совета Украины. Но самые светлые воспоминания в памяти художницы оставило детство. Потому-то главные герои её картин – дети.

Что ещё свидетельствует о том, что героиня заботится о своём здоровье? (свежий воздух – проветривание, чистота в комнате, цветы, лёгкий завтрак на столе)

Какие ещё утренние процедуры необходимо выполнять каждому человеку, чтобы поддерживать своё физическое здоровье? Что осталось “за кадром”?

(Умыться, почистить, зубы, причесаться, позавтракать, заправить постель и т.д.)

Возможные варианты начала вашего сочинения :

  • Передо мной картина Т.Н. Яблонской “Утро”.
  • Раннее осеннее утро. Звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.

Рассуждают, высказывают  свое мнение.

Делают необходимые записи.

Записывают.

Познавательные

Владеть приемами отбора и систематизации материала

Коммуникативные

Слушать и слышать других

7.Рефлексия

Итог урока

- Чему учились? Были ли трудности? Что интересного было на уроке?

Оцените свою работу.

Отвечают и обосновывают сказанное

Самооценка работы на уроке.

Регулятивные

Соотносить цели и результаты своей работы.

Выработать критерии оценки

8. дом.зад.

Поясняет и комментирует задание

Запись задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...