Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9a_klass_babaytseva.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 9 А класс
Учитель Крицкая М. А.
2014 - 2015 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одно из базовых требований к содержанию образования этой ступени - достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современной обществе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании»
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Согласно базисному учебному плану на изучение русского языка в 9 классе отводится 2 часа в неделю.
Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение русского языка в 7 классе, составляет 68 часов.
Программа реализуется с использованием учебного комплекса «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.
Девятый класс – это особый этап изучения родного языка в основной школе. Именно на этом, завершающем, этапе обучения предстоит большая работа: ранее изученное должно быть включено в систему новых связей, которые откроются ученикам при изучении синтаксиса сложного предложения. Поэтому все разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, при обучении синтаксису сложного предложения учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи ориентированы на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы.
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Список литературы для учителя
1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
2. М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005).
3. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 32-е издание, М., «Просвещение», 2010.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М., 2008.
5. Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. – М.,2009.
Список литературы для учащихся
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 32-е издание, М., «Просвещение», 2010.
2.Содержание учебного курса
№ | Наименование раздела | Содержание | Планируемый результат | Кол-во часов | Система оценки планируемых результатов |
Повторение изученного в 5-8 классах | Богатство и выразительность русского языка. Разделы науки о языке. Трудные случаи орфографии. Синтаксис и пунктуация. Роль знаков препинания. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Предложения с обособленными членами, вводными конструкциями и обращениями. | Знать: достоинства русского языка; орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах. Уметь: пользоваться приобретёнными знаниями в различных речевых ситуациях. | 9 | Контрольная работа | |
Сложные предложения. Сложносочинённое предложение. | Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП. Способы их выражения с помощью союзов. Особенности интонации. Запятая в ССП. Развитие речи: использование ССП в речи, способы сжатия текста. | Знать: сочинительные союзы, состав сложносочинённого предложения, интонацию. Уметь: различать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; правильно выбирать интонацию и грамотно ставить запятые в сложносочинённых предложениях; грамотно использовать ССП в устной и письменной речи | 8 | Изложение Тест | |
4 | Сложноподчинённое предложение. | Смысловые отношения между простыми предложениями, входящего в состав сложноподчинённого. Строение сложноподчинённого предложения; главное и придаточное предложение; место придаточного предложения; средства связи главного и придаточного. Употребление сложных союзов в сложноподчинённом предложении. Особенности интонации. Основные виды придаточных по значению. Особенности употребления сложноподчинённых предложений в разных стилях речи. Запятая в сложноподчинённом предложении. Развитие речи: использование СПП в речи, рассуждение на лингвистическую тему. | Знать: значение придаточных, интонацию сложноподчинённого предложения, сложные союзы. Уметь: различать сложноподчинённые предложения по значению придаточных; правильно интонировать сложноподчинённые предложения с разным положением придаточного по отношению к главному; соблюдать литературную норму при построении сложноподчинённых предложений; различать стилистическую окраску союзов; правильно ставить запятые в сложноподчинённом предложении: использовать СПП в устной и письменной речи; составлять рассуждение на лингвистическую тему. | 26 | Тест Сочинение Изложение Контрольная работа |
5 | Бессоюзные сложные предложения. | Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные и союзные сложные предложения как синтаксические синонимы. Употребление бессоюзных сложных предложений в различных стилях речи. Запятая, точка с запятой, двоеточие или тире в бессоюзном сложном предложении. Развитие речи: использование БСП в речи; содержательная сторона текста. | Знать: смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения; интонацию бессоюзного сложного предложения; Уметь: различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; правильно интонировать бессоюзные сложные предложения; правильно ставить знаки препинания; применять БСП в речи; анализировать содержательную сторону текста и составлять рассуждение по данному тексту. | 8 | Сочинение Контрольная работа Изложение |
| Сложные предложения с разными видами связи | Виды сложных предложений по основному типу связи. Употребление сложных предложений с различными видами связи. Особенности пунктуации при стечении знаков препинания. | Знать: сложные синтаксические конструкции по основному типу связи, интонацию предложений с различными видами связи. Уметь: различать сложные синтаксические конструкции, правильно их употреблять в речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными типами связи. | 3 | Тест |
Предложения с чужой речью | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. | Знать: способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью. Уметь: строить предложения с прямой и косвенной речью, использовать способы цитирования в письменной речи, оформлять грамотно предложения с чужой речью. | 3 | Тест | |
| Общие сведения о языке. | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Особенности формирования и развития русского языка. Богатство и стилевые разновидности русского литературного языка. | Знать: особенности формирования и развития русского языка; богатство и стилевые разновидности русского литературного языка. Уметь: определять функционально-смысловой стиль и тип речи; | 2 | |
| Повторение и систематизация изученного материала | Разделы русского языка. Основные орфографические и пунктуационные правила. | Знать: основные орфографические и пунктуационные правила, стили и типы речи; выразительные средства языка. Уметь: соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; писать сочинения-рассуждения; находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые иллюстрации к правилам. | 10 | Итоговая контрольная работа |
Итого | 68 |
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Дата | |||
План | Факт | ||||||
Повторение изученного в 5-8 классах | 10 | ||||||
Богатство и выразительность русского языка. | Комбинированный урок | 03.09. | |||||
Повторение. Синтаксис словосочетания. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 05.09. | ||||
Повторение. Синтаксис простого предложения. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 10.09. | ||||
Повторение. Знаки препинания в простом предложении. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 12.09. | ||||
Повторение. Знаки препинания в простом предложении. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 17.09. | ||||
Повторение. Знаки препинания в простом предложении. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 19.09. | ||||
Повторение. Знаки препинания в простом предложении. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 24.09. | ||||
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 26.09. | ||||
РР Способы сжатия текста. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 03.10. | ||||
РР Выполнение задания типа С1 ГИА. | Урок применения знаний и умений | 1 | 03.10. | ||||
Сложное предложение Сложносочинённые предложения | 7 | ||||||
Основные виды сложных предложений. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 08.10. | ||||
Союзы и значения сложносочинённых предложений. | Комбинированный урок | 1 | 10.10 | ||||
Знаки препинания в ССП. | Комбинированный урок | 1 | 15.10 | ||||
Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП. | Комбинированный урок | 1 | 17.10. | ||||
Повторим орфографию. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 22.10. | ||||
Тест по теме «Сложносочинённые предложения». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 24.10 | ||||
РР Как писать сжатое изложение. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 29.10 | ||||
Сложноподчинённые предложения. | 26 | ||||||
Строение CПП. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 31.10 | ||||
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. | Комбинированный урок | 1 | 12.11.14.11. | ||||
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Комбинированный урок | 1 | 19.11. | ||||
РР Способы сжатия текста. | Урок применения знаний и умений | 1 | 21.11. | ||||
CПП с несколькими придаточными. | Комбинированный урок | 1 | 26.11. | ||||
Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные и придаточные сказуемые. | Комбинированный урок | 1 | 28.11. | ||||
Придаточные определительные. | Комбинированный урок | 1 | 03.12. | ||||
Придаточные определительные. | Комбинированный урок | 1 | 05.12. | ||||
РР. Особенности сочинения-рассуждения. | Комбинированный урок | 1 | 10.12. | ||||
Придаточные дополнительные. | Комбинированный урок | 1 | 12.12. | ||||
Придаточные обстоятельственные. | Комбинированный урок | 1 | 17.12. | ||||
Придаточные образа и степени действия. | Комбинированный урок | 1 | 19.12. | ||||
Придаточные места. Тест по теме «Сложноподчинённые предложения». | Комбинированный урок | 1 | 24.12. | ||||
РР Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | Урок применения знаний и умений | 1 | 26.12. | ||||
Придаточные времени. | Комбинированный урок | 1 | 09.01. | ||||
Придаточные условия и причины. | Комбинированный урок | 1 | 14.01. | ||||
Придаточные цели. | Комбинированный урок | 1 | 16.01. | ||||
Придаточные сравнения. | Комбинированный урок | 1 | 21.01. | ||||
Придаточные уступки. | Комбинированный урок | 1 | 23.01. | ||||
Придаточные следствия. | Комбинированный урок | 1 | 28.01. | ||||
РР Сжатое изложение. | Урок применения знаний и умений | 1 | 30.01. | ||||
РР Сжатое изложение. | Урок применения знаний и умений | 1 | 04.02. | ||||
Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 06.02. | ||||
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 11.02. | ||||
РР Учимся аргументировать. | Урок применения знаний и умений | 13.02. | |||||
Сложное бессоюзное предложение | 8 | ||||||
Значения сложных бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в БСП. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 18.02. | ||||
Тире в БСП. | Комбинированный урок | 1 | 20.02. | ||||
Двоеточие в БСП. | Комбинированный урок | 1 | 25.02. | ||||
РР Сочинение на лингвистическую тему. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | 27.02. | ||||
Обобщение и систематизация изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 04.03. | ||||
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 06.03. | ||||
РР Сжатое изложение. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | 11.03. | ||||
РР Сжатое изложение. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | 13.03. | ||||
Сложные предложения с разными видами связи | 3 | ||||||
Сложные предложения с разными видами связи. | Комбинированный урок | 1 | 18.03. | ||||
Сложные предложения с разными видами связи, задания ГИА и ЕГЭ. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | 20.03. | ||||
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Тест. | Комбинированный урок | 1 | 01.04. | ||||
Предложения с чужой речью | 3 | ||||||
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. | Комбинированный урок | 1 | 03.04. | ||||
Предложения с косвенной речью. | Комбинированный урок | 1 | 08.04. | ||||
Цитаты и способы цитирования. Тест. | Комбинированный урок | 1 | 10.04. | ||||
Общие сведения о языке | 2 | ||||||
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. | Комбинированный урок | 1 | 15.04. | ||||
Русский язык в современном мире. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | 17.04. | ||||
Обобщение изученного в 5 – 9 классах | 10 | ||||||
Систематизация знаний по фонетике, орфографии.Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 22.04. | ||||
Систематизация знаний по фонетике, орфографии. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 24.04. | ||||
Систематизация знаний по морфемике и словообразованию. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 29.04. | ||||
Систематизация знаний по лексике. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 06.05. | ||||
Систематизация знаний по морфологии. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 08.05. | ||||
Систематизация знаний по морфологии. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 13.05. | ||||
Синтаксис. Пунктуация. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 15.05. | ||||
Синтаксис. Пунктуация. Задания ГИА. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 20.05. | ||||
Итоговая контрольная работа. | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 22.05. | ||||
Подготовка к ГИА | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | 27.05. |
4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....