Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Крицкая Марина Александровна

Рабочая программа по русскому языку  9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  русскому  языку 9 А  класс

Учитель  Крицкая  М.  А.

        

2014  -  2015  год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одно  из базовых требований к содержанию образования этой ступени -  достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современной обществе.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Данная программа основывается на целях и задачах  школы и МО русского языка и литературы.

Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании»

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Согласно базисному учебному плану на изучение русского языка в 9 классе отводится 2  часа в неделю.

Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение русского языка в 7 классе, составляет 68  часов.

Программа реализуется с использованием учебного комплекса «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.

  Девятый класс – это особый этап изучения родного языка в основной школе. Именно на этом, завершающем, этапе обучения предстоит большая работа: ранее изученное должно быть включено в систему новых связей, которые откроются ученикам при изучении синтаксиса сложного предложения. Поэтому все разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, при обучении синтаксису сложного предложения учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  

Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи ориентированы на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы.

При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

Список литературы для учителя

1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

2. М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005).

3. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 32-е издание, М., «Просвещение», 2010.

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М., 2008.

5. Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. – М.,2009.

Список литературы для учащихся

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 32-е издание, М., «Просвещение», 2010.

2.Содержание учебного курса

Наименование раздела

Содержание

Планируемый результат

Кол-во часов

Система оценки планируемых результатов

Повторение изученного в 5-8 классах

Богатство и выразительность русского языка. Разделы науки о языке. Трудные случаи орфографии. Синтаксис и пунктуация. Роль знаков препинания. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Предложения с обособленными членами, вводными конструкциями и обращениями.

Знать: достоинства русского языка; орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах.

Уметь: пользоваться приобретёнными знаниями в различных речевых ситуациях.

9

Контрольная работа

Сложные предложения. Сложносочинённое предложение.

Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП. Способы их выражения с помощью союзов. Особенности интонации. Запятая в ССП.

Развитие речи: использование ССП в речи, способы сжатия текста.

Знать: сочинительные союзы, состав сложносочинённого предложения, интонацию.

Уметь: различать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; правильно выбирать интонацию и грамотно ставить запятые в сложносочинённых предложениях; грамотно использовать ССП в устной и письменной речи

8

Изложение

Тест

4

Сложноподчинённое предложение.

Смысловые отношения между простыми предложениями, входящего в состав сложноподчинённого. Строение сложноподчинённого предложения; главное и придаточное предложение; место придаточного предложения; средства связи главного и придаточного. Употребление сложных союзов в сложноподчинённом предложении. Особенности интонации. Основные виды придаточных по значению. Особенности употребления сложноподчинённых предложений в разных стилях речи. Запятая в сложноподчинённом предложении.

Развитие речи: использование СПП в речи, рассуждение на лингвистическую тему.

Знать: значение придаточных, интонацию сложноподчинённого предложения, сложные союзы.

Уметь: различать сложноподчинённые предложения по значению придаточных; правильно интонировать сложноподчинённые предложения с разным положением придаточного по отношению к главному; соблюдать литературную норму при построении сложноподчинённых предложений; различать стилистическую окраску союзов; правильно ставить запятые в сложноподчинённом предложении: использовать СПП в устной и письменной речи; составлять рассуждение на лингвистическую тему.

26

Тест

Сочинение

Изложение

Контрольная работа

5

Бессоюзные сложные предложения.

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные и союзные сложные предложения как синтаксические синонимы. Употребление бессоюзных сложных предложений в различных стилях речи. Запятая, точка с запятой, двоеточие или тире в бессоюзном сложном предложении.

Развитие речи: использование БСП в речи; содержательная сторона текста.

Знать: смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения; интонацию бессоюзного сложного предложения;

Уметь: различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; правильно интонировать бессоюзные сложные предложения; правильно ставить знаки препинания; применять БСП в речи; анализировать содержательную сторону текста и составлять рассуждение по данному тексту.

8

Сочинение

Контрольная работа

Изложение

  • 6

Сложные предложения с разными видами связи

Виды сложных предложений по основному типу связи. Употребление сложных предложений с различными видами связи. Особенности пунктуации при стечении знаков препинания.

Знать: сложные синтаксические конструкции по основному типу связи, интонацию предложений с различными видами связи.

Уметь: различать сложные синтаксические конструкции, правильно их употреблять в речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными типами связи.

3

Тест

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать: способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью.

Уметь: строить предложения с прямой и косвенной речью, использовать способы цитирования в письменной речи, оформлять грамотно предложения с чужой речью.

3

Тест

  • 7

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Особенности формирования и развития русского языка. Богатство и стилевые разновидности русского литературного языка.

Знать: особенности формирования и развития русского языка; богатство и стилевые разновидности русского литературного языка.

Уметь: определять функционально-смысловой стиль и тип речи;

2

  • 8

Повторение и систематизация

изученного материала

Разделы русского языка. Основные орфографические и пунктуационные правила.

Знать: основные орфографические и пунктуационные правила, стили и типы речи; выразительные средства языка.

Уметь: соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; писать сочинения-рассуждения; находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые иллюстрации к правилам.

10

Итоговая контрольная работа

Итого

68


4.Календарно-тематическое планирование

Раздел                                                                Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Повторение изученного в 5-8 классах

10

Богатство и выразительность русского языка.

Комбинированный урок

03.09.

Повторение. Синтаксис словосочетания.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

05.09.

Повторение. Синтаксис простого предложения.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

10.09.

Повторение. Знаки препинания в простом предложении.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

12.09.

Повторение. Знаки препинания в простом предложении.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

17.09.

Повторение. Знаки препинания в простом предложении.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

19.09.

Повторение. Знаки препинания в простом предложении.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

24.09.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

Урок проверки и коррекции знаний

1

26.09.

РР Способы сжатия текста.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

03.10.

РР Выполнение задания типа С1 ГИА.

Урок применения знаний и умений

1

03.10.

Сложное предложение

 Сложносочинённые предложения

7

Основные виды сложных предложений.

Урок ознакомления с новым материалом

1

08.10.

Союзы и значения сложносочинённых предложений.

Комбинированный урок

1

10.10

Знаки препинания в ССП.

Комбинированный урок

1

15.10

Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП.

Комбинированный урок

1

17.10.

Повторим орфографию.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

22.10.

Тест по теме «Сложносочинённые предложения».

Урок проверки и коррекции знаний

1

24.10

РР Как писать сжатое изложение.

Урок ознакомления с новым материалом

1

29.10

Сложноподчинённые предложения.

26

Строение CПП.

Урок ознакомления с новым материалом

1

31.10

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Комбинированный урок

1

12.11.14.11.

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Комбинированный урок

1

19.11.

РР Способы сжатия текста.

Урок применения знаний и умений

1

21.11.

CПП с несколькими  придаточными.

Комбинированный урок

1

26.11.

Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные и придаточные сказуемые.

Комбинированный урок

1

28.11.

Придаточные  определительные.

Комбинированный урок

1

03.12.

Придаточные  определительные.

Комбинированный урок

1

05.12.

РР.  Особенности сочинения-рассуждения.

Комбинированный урок

1

10.12.

Придаточные дополнительные.

Комбинированный урок

1

12.12.

Придаточные обстоятельственные.

Комбинированный урок

1

17.12.

Придаточные образа и степени действия.

Комбинированный урок

1

19.12.

Придаточные места. Тест по теме «Сложноподчинённые предложения».

Комбинированный урок

1

24.12.

РР Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Урок применения знаний и умений

1

26.12.

Придаточные времени.

Комбинированный урок

1

09.01.

Придаточные условия и причины.

Комбинированный урок

1

14.01.

Придаточные цели.

Комбинированный урок

1

16.01.

Придаточные сравнения.

Комбинированный урок

1

21.01.

Придаточные уступки.

Комбинированный урок

1

23.01.

Придаточные следствия.

Комбинированный урок

1

28.01.

РР Сжатое изложение.

Урок применения знаний и умений

1

30.01.

РР Сжатое изложение.

Урок применения знаний и умений

1

04.02.

Обобщение  и систематизация  изученного по теме «Сложноподчинённые предложения».

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

06.02.

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

Урок проверки и коррекции знаний

1

11.02.

РР  Учимся аргументировать.

Урок применения знаний и умений

13.02.

Сложное бессоюзное предложение

8

Значения сложных бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в БСП.

Урок ознакомления с новым материалом

1

18.02.

Тире в БСП.

Комбинированный урок

1

20.02.

Двоеточие в БСП.

Комбинированный урок

1

25.02.

РР  Сочинение на лингвистическую тему.

Урок совершенствования ЗУН

1

27.02.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

04.03.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Урок проверки и коррекции знаний

1

06.03.

РР Сжатое изложение.

Урок совершенствования ЗУН

1

11.03.

РР Сжатое изложение.

Урок совершенствования ЗУН

1

13.03.

Сложные предложения с разными видами связи

3

Сложные предложения с разными видами связи.

Комбинированный урок

1

18.03.

Сложные предложения с разными видами связи, задания ГИА и ЕГЭ.

Урок совершенствования ЗУН

1

20.03.

Знаки препинания в сложных  предложениях с разными видами связи. Тест.

Комбинированный урок

1

01.04.

Предложения с чужой речью

3

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

Комбинированный урок

1

03.04.

Предложения с косвенной речью.

Комбинированный урок

1

08.04.

Цитаты и способы цитирования. Тест.

Комбинированный урок

1

10.04.

                                                                   Общие сведения о языке

2

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Комбинированный урок

1

15.04.

Русский язык в современном мире.

Урок совершенствования ЗУН

1

17.04.

Обобщение изученного в 5 – 9 классах

10

Систематизация знаний по фонетике,  орфографии.Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

22.04.

Систематизация знаний по фонетике,  орфографии. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

24.04.

Систематизация знаний по морфемике и словообразованию. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

29.04.

Систематизация знаний по лексике. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

06.05.

Систематизация знаний по морфологии. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

08.05.

Систематизация знаний по морфологии. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

13.05.

Синтаксис. Пунктуация. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

15.05.

Синтаксис. Пунктуация. Задания ГИА.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

20.05.

Итоговая контрольная работа.

Урок проверки и коррекции знаний

1

22.05.

Подготовка к ГИА

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

27.05.

4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Вид ресурса

Примечания

1

Газета «Русский язык» (Электронная версия одноимённой газеты, выпускаемой ИД «Первое сентября»)

http://rus.1september.ru/

2

Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К. и «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://school-collection.edu.ru/ 

3

Российский общеобразовательный портал. Коллекция: диктанты – русский язык

http://www.language.edu.ru/ 

4

Русские словари

http://www.slovari.ru/ 

5

Программно-педагогические средства

электронный репетитор

программа «Домашний репетитор».

6

Презентации по изучаемым темам

Электронный банк презентаций по русскому языку Лозовой М.В..

7

Демонстрационно-наглядные пособия

Таблицы по изучаемым темам

Кабинеты № 19, 20

8

Диски с программным обеспечением по русскому языку

Библиотечный фонд

9

Компьютерное место учителя

Кабинет № 20

10

Экран

Кабинет № 20

11

Медиооборудование

Кабинет № 20

12

Интерактивная доска

Кабинет № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....