Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Дергунова Анфиса Зиновьевна

Урок повторения и закрепления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx31.5 КБ
Office presentation icon imya_sushchestvitelnoe_5_klass.ppt723 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Цели:

-научиться отличать имя существительное от других частей речи;

-узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи;

-научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки.

.

Средства обучения: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, слова для орфоэпической работы.

 Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Здравствуйте, уважаемые гости.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Но вы не волнуйтесь. Давайте посмотрим на экран, прочитаем стихотворение и настроимся на урок. (слайд  1 )

Мы знаем, всё у нас получится

Удачным будет этот день

Преодолеем все мы трудности

Лишь было бы учиться нам не лень.

II. Повторение и углубление изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним с каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом  уроке? (морфология)

- Что изучает морфология? (части речи)

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

Какие части речи относятся к самостоятельным, к служебным?

1) Игра «Ромашка». Два ученика работают у доски со словами.

III. Работа по теме урока

-Ребята , чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам нужно отгадать загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам. Какая часть речи дает названия?

- Правильно, это имя существительное.

1. Работа в тетради.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Слайд 2 ) Ребята, как мы пишем.(красиво, разборчиво, без ошибок)

2. Сообщение цели урока.

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте подумаем и определим цели нашего урока. (слайд 3 )

 Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, научитесь выявлять его морфологические признаки и синтаксическую роль.

3)Скажите, пожалуйста, что обозначает Имя существительное? (предмет)

А теперь мы с вами выясним, какие значения может иметь имя существительное.(слайд 4 )

Подберём примеры.

4) Игра «Образуй существительное» (слайд 5 )(фронтально)

Храбрый – храбрость          

Смелый – смелость            

Весёлый – веселье              

Ходить – ходьба

Прыгать – прыжок

Косить – косьба

Вывод:

1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.

2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

5)  Распределить слова в соответствии с их  значением (слайд  6) работа в паре.

1. Прочитайте слова:

Молоко, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, нефть, синева, велосипед, пилот, собака, малахит, тракторист, корова.

2. Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают указанные названия.

- Проверка.

(Слайд 7) 

1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.

 2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед.

3.Названия признаков - смелость, радость, синева.

4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег.

5.Названия животных – олень, собака, корова.

6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.

6) Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?(Слайд 8)

Кто? Что?

Как вы думаете что мы будем делать. (распределять) В парах один выписывает   КТО?  Другой  ЧТО?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер, корова, холод.

Взимопроверка (слайд 9)

Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО?

 Физкультминутка

Вопросы:

  1. Сколько букв в корне слова лесник?
  2. Сколько вопросов у имени существительного?
  3. Сколько падежей в русском языке?

7)Теперь давайте вспомним как изменяются имена существительные ( по числам по падежам)(слайд 10 )

Просклонять существительные лиса, стол (устно)

8) Род существительных (слайд 11)

9)Синтаксическая роль в предложении (работа у доски)(слайд 12)

  • Россия – моя Родина.
  • Моя родная страна – Россия.
  • За границей я часто думаю о России.
  • С самого рождения я живу в России.

Каким членом предложения является слово Россия?

Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

10) Составление рассказа о существительном (работа в группе)(слайд 13)

Снеговик. Ребята, посмотрите на этого забавного снеговика, что вы здесь видите (признаки существительного).Внимательно рассмотрите  рисунок  и составьте рассказ об имени существительном. В помощь вам перед вами на листочках опорные слова и вопросы.

 Составление устного рассказа. (распечатано) работа в группах

- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.

- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

Сравнение с  учебником.(слайд 14)

11. Работа с текстом. Самостоятельно.Упражнение 466 (слайд 15)

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

- Объясните правописание слов с пропусками букв.

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Объясните постановку тире в предложениях.

- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

12)Самостоятельная работа. Тест.Проверка по ключу.( слайд 16)

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Прыгающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное женского рода

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

        

III. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

2. Рефлексия.  (слайд 17)

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Упражнение 472

- Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.


Рабочая  карта

1. Прочитайте слова:

Молоко, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, нефть, синева, велосипед, пилот, собака, малахит, тракторист, корова.

 Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают указанные названия.

  1. пара - названия людей_________________________________________________
  2. пара - названия предметов_____________________________________________
  3. пара - названия признаков_____________________________________________
  4. пара - названия действий______________________________________________
  5. пара -названия животных _____________________________________________
  6. пара - названия явлений_______________________________________________

2.Распределите слова, поставьте ударение.

          Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер, корова, холод.

      КТО?                                                                                   ЧТО?

__________________                                                        __________________

__________________                                                        __________________

__________________                                                        __________________

__________________                                                        __________________

3.Тест.

Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.        

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?        

Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.        

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.        

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Местоимение

Наречие

Предлог

Союз

Частица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы верим, всё у нас получится, Удачным будет этот день, Преодолеем все мы трудности, Лишь было бы учиться нам не лень.

Слайд 2

Девятнадцатое февраля. Классная работа. Имя существительное как часть речи.

Слайд 3

Цели урока научиться отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Слайд 4

Значения существительных Существительное Живые организмы Предметы Явления Действие как предмет Вещества Признак как предмет

Слайд 5

Образуй имя существительное Храбрый – храбрость Смелый – смелость Весёлый – веселье Ходить – ходьба Прыгать – прыжок Косить – косьба Вывод : 1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных. 2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

Слайд 6

Распределить слова в соответствии с их значением. Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова. Названия людей. Названия предметов. Названия признаков. Названия действий. Названия животных. Названия явлений.

Слайд 7

Проверка 1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист. 2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед . 3.Названия признаков - смелость, радость, синева. 4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег. 5.Названия животных – олень, собака, корова. 6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.

Слайд 8

РАСПРЕДЕЛИТЕ Кто? Что? алфавит инженер шофер холод портфель столяр свитер корова

Слайд 9

ПРОВЕРКА КТО? ЧТО? инженер алфавит шофер портфель столяр свитер корова холод Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО? / / / / / / / /

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

Как изменяются имена существительные По числам Единственное число дерево Множественное число динозавры По падежам Падеж Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем? Просклонять слова лиса, стол

Слайд 12

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода Дом Избушка Окно мой моя моё Мужской род Женский род Средний род

Слайд 13

Синтаксическая роль в предложении Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России. Каким членом предложения является слово Россия ? Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

Слайд 14

Имя Имя существительное (предмет) ----------- ‒•‒•‒•‒•‒ Что? Кто? Ед.ч. Мн.ч. М.р . С.р. Ж.р. Т.п. Д.п. Р.п. И.п. П.п. В.п.

Слайд 15

Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода . Имена существительные изменяются по числам и падежам . В предложении имена существительные являются подлежащим, дополнением или обстоятельством .

Слайд 16

Работа с текстом Учебник , страница 181, упражнение 466.

Слайд 17

ТЕСТ. (ВЗАИМОПРОВЕРКА) «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа. Ключ: 1.Б 2.Б 3.Б 4.А 5.Б

Слайд 18

И напоследок… - Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось … Я узнал, что … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … Мне было трудно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....