Конспект урока письма и развития речи в 8 классе на тему: "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Щербинина Ольга Владимировна

          Конспект открытого урока письма и развития речи в  8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий на тему: "Местоимение" (обобщающий урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_pisma_v_8_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект открытого урока письма и развития речи в

     8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий.

Провела: Щербинина Ольга Владимировна

Тема: Местоимение (обобщающий урок).

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме в процессе

выполнения тренировочных упражнений.

Задачи.

  1. Коррекционно- образовательные.
  • Формировать представление о местоимении как части речи.
  • Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.
  • Закреплять навыки и умения в определении грамматических признаков местоимений (лицо, число,  род, падеж ).
  • Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.
  • Учить соотносить местоимения с именами существительными.  

     

  1. Коррекционно- развивающие.                    
  • Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
  • Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица, числа, рода, падежей местоимений.
  • Развивать память, наблюдательность, внимание.
  • Обогащать и расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь путём формулирования полных, доказательных ответов.

 

  1. Коррекционно- воспитательные.
  • Воспитывать эмоционально- положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.
  • Формировать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
  • Активизировать деятельность учащихся на уроке.

 

Оборудование: мультимедиапроектор, учебник, интерактивная доска, тетради, жетоны, индивидуальные карточки с заданиями (2 комплекта), таблицы «Склонение личных местоимений».              

                                                       Ход урока.

 

1. Орг. момент.

- Начинаем урок письма. Ребята, сядьте ровно. Сегодня урок особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

2. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом ? (упр.160,стр.117).

-Откройте тетради, я пройду и посмотрю, как вы справились. Молодцы!

3. Формулирование темы и целей урока.

-Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите, какую часть речи мы изучаем.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё … ( МЕСТОИМЕНИЯ).

-Что такое местоимение? ( Местоимение-это часть речи,которая сама предмет не называет, а только указывает на него.)

Для чего люди используют местоимения в речи? (Для того,чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми.)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа,тему- Местоимение.

-Послушайте музыку(шум моря).

-Что вы представили, слушая эти звуки?

-Сегодня мы с вами совершим морское путешествие на корабле по морю знаний о местоимении и в пути нам встретятся загадочные острова. На каждом острове вам предстоит выполнить задание по теме урока. Сложив названия островов, мы получим название части речи, которую изучаем. Будем работать дружно и помогать друг другу. Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

4. Работа по теме урока.

1-й остров (устная работа).

-Прочитайте название острова. («МЕС»)

-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадку и отгадайте.

Утром так заведено-        Он на цыпочках войдёт

Разомкнёшь ресницы,        Долькою лимонной.

И к тебе идёт оно        Срок прошёл – плывёт она

Розовой жар-птицей,        В пелене тумана,

А стемнеет - он придёт:        Круглолица и грустна,

Тоненький, смущённый.        Будто Несмеяна…

-Кто такие оно, он, она? ( солнце, месяц, луна ).

-Какой частью речи являются эти слова? (Это местоимения).

-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него.)

-Вместо какой части речи употребляется местоимение? (Вместо существительного)

-Какого именно существительного в данном случае? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна).

-Как вы догадались, на какой предмет указывает местоимение? (По вопросу существительного.)

-Значит, на какие вопросы отвечает местоимение? (На вопросы существительных)

Молодцы, мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.

-Как вы думаете, какой остров мы посетим следующим?

2-й остров – «ТО» (письменная работа).

-Какие грамматические признаки местимения вы знаете? (Лицо, число, род, падеж.)

-В каком лице мы определяем у местоимений род? (В 3-м лице.)

-Какого лица местоимения ОН, ОНА, ОНО? (3-го лица.)

-Какого числа эти местоимения? (Ед.ч.)

-Какого рода? (Он-м.р., она-ж.р., оно-ср.р.)      

-Какое местоимение ещё относится к 3-му лицу? (ОНИ)

-Какого числа местоимение ОНИ?(Мн.ч.)

-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.                        Таблица(лицо и число).

                             Число

Лицо

        Единственное

      Множественное

           1-е лицо

                 Я

             МЫ

           2-е лицо

               ТЫ

             ВЫ

           3-е лицо

      ОН, ОНА, ОНО

            ОНИ


Задание острова.

-Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

Я, ты, он, она –        Вместе дружная семья,

Вместе целая страна.        В слове МЫ сто тысяч Я.

-Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.

-О чём это стихотворение? (О дружбе всех людей.)

-Ваша задача: списать стихотворение, найти местоимения, определить лицо и число. Сколько местоимений вы нашли? (6 местоимений)

ПРОВЕРКА.

Словарная работа.

-На доске записаны слова. Давайте их прочитаем.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

-Как вы считаете, кто такой агроном? (Агроном-это специалист, занимающийся обработкой земли.)

-Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались. Давайте проверим. (Оно, он, ей, я, я.)

-Какая знакомая вам орфограмма встретилась  во всех этих словах? (Безударная гласная в корне слова.)

-Как проверить безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная стала ударной. Стр.24.)

-Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? Почему? (Нет, потому что это словарные слова, их нужно запомнить.)

-Поставьте ударение в этих словах, подчеркните безударные гласные двумя чертами.

-Молодцы! Мы покидаем и этот остров.

-Какой остров у нас по курсу?

3-й остров – «И» (устная и письменная работа).

-Сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.

-Мы искали местоимения в тексте, а теперь попробуем их услышать.

-Игра называется «УСЛЫШЬ МЕНЯ».

-Я буду читать текст, а вы выложите на парте столько жетонов, сколько местоимений услышите.

Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и спокойно. Спасибо ей за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги её. Пусть ей будет хорошо. Она заслужила.

-Посчитайте жетоны. Сколько местоимений вы услышали? (7 местоимений.)

-Давайте проверим.

-Скажите, о ком этот рассказ? (О маме.)

-Как нужно относиться к маме? (Любить, помогать, заботиться, уважать…)

-А как относитесь вы к своим мамам?

-Давайте вспомним, как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Стр.118.)

-Как пишутся местоимения 3-го лица с предлогами? (К местоимениям 3- го лица добавляется согласная Н, если местоимение стоит после предлога. Стр.120.)

Самостоятельная работа с учебником.

-А сейчас откройте учебники на стр.119. Выполним упр.164.

-Прочитаем задание к упражнению. Прочитаем текст.

-Подумайте, почему зверят нужно отпускать на волю? (Дикие звери должны жить в природе, а не в неволе.)

-Давайте разберём. Прочитаем текст правильно. (Читает Родина М.)

-Спишите текст, местоимения из скобок ставьте в нужном падеже, скобки раскрывайте. Работаем самостоятельно.

Тимагин К. и Локтев С. пишут 2 абзаца(пользуются таблицей).

Физкультпауза.

-Давайте немного отдохнём, положите ручки.

-Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Посмотрите на экран и скажите, какую геометрическую фигуру вы видите? (Круг.)

-Закройте глаза.

-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

-Закройте глаза.

-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.

-Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг.

-Закройте ещё раз глаза, откройте.

-Продолжаем работать дальше.

4-й остров- «МЕ» (коллективная работа по карточкам).

-Возьмите карточку №1.

Мы пришли на озеро. Озеро теперь замёрзло. А летом мы в озере купались. (на доске)

-Прочитайте про себя текст. Всё ли в нём в порядке? (Здесь повторяется слово озеро.)

-Прочитайте задание на карточке.

-Исправьте ошибки, замените слово озеро, где нужно, местоимением. Прочитайте текст правильно. (Читает 1 ученик.)

-По каким вопросам мы определяем падеж местоимений? (По вопросам существительных.)

-Запишите текст правильно, укажите падеж местоимений, устно задавая вопрос существительных. (Тимагин К. и Локтев С. пользуются таблицей.)

Мы пришли на озеро. Озеро теперь замёрзло. А летом мы в озере купались. (на карточках)

-Давайте проверим.

-Сколько местоимений в этом тексте? (4 местоимения.)

И.п.        И.п.        И.п.     П.п.

Мы пришли на озеро. Оно теперь замёрзло. А летом мы в нём купались.

-Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

5-й остров – «НИЕ» (индивидуальная работа по карточкам).

-Этот остров предлагает вам задание под названием «Читая Пушкина».

-Какие сказки А.С. Пушкина  вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).

-Возьмите карточку № 2. Прочитайте задание на карточке.

-На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Давайте прочитаем отрывки, вставим местоимения карандашом.

-На какие существительные указывают местоимения в этих отрывках?

1) Ветер, ветер!

    ………. могуч!                                      (Ты)

2) Чем ……….  , гости,

     Торг ведёте

     И куда теперь плывёте?                      (вы)

3) Корабельщики в ответ:

   «………..   объехали весь свет.»            (мы)

4) Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет;

    ………..     бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.                             (Он)

5) Под окном Гвидон сидит,

    Молча на море глядит:

    Не шумит …………   , не хлещет.         (оно)

6) А царица над ребёнком,

    Как орлица над орлёнком;

    Шлёт с письмом ………..    гонца,

    Чтоб обрадовать отца.                             (она) 

-Из какой сказки эти строчки? ( «Сказка о царе Салтане»)

-Задание: выпишите столбиком местоимения из каждого отрывка, а рядом запишите существительные, на которые они указывают. (самостоятельно)

Ты – ветер.

Вы – гости.

Мы – корабельщики.

Он – кораблик.

Оно – море.

Она – царица.

-Какая часть речи получилась из названий этих островов? (Местоимение.)

-Чтобы завершить наше путешествие, мы должны взять с собой только те местоимения, которые правильно употребляются в речи.

-Перед вами местоимения. Давайте их прочитаем.

ИХ, ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕЁ, ЕВОШНИЙ, ЕГО

-Назовите местоимения, которые нельзя употреблять в речи. (ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕВОШНИЙ)

-Назовите местоимения, которые нужно употреблять в речи. (ИХ, ЕЁ, ЕГО)

5.Домашнее задание.

-Упражнение 167, стр.121 (разбор).

6. Выставление оценок.

–Большое спасибо за хорошую работу я говорю … и ставлю им «5».

-Молодцы … Они получают «4».

-Старались сегодня … Но нужно подтянуться «3».

7.Итог урока.

-Вот и подошло к концу наше морское путешествие.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Какую тему повторяли?

-Что было самое сложное?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Спасибо за работу! Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи Тема: «Изменение глаголов по временам» 7 класс

Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».Задачи урока:Образовательные:  организовать деятельность класса по теме , «Изменение глаголов по вр...

Конспект урока письма и развития речи (7 класс)

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфогра...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...