Урок русского языка в 6 классе по теме «О разноспрягаемых глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Содержание материала соответствует общеобразовательной программе по русскому языку и направлено на изучение новой темы с практической направленностью.

На уроке осуществлялись междисциплинарные связи, что позволило расширить и углубить межпредметные знания учащихся, сформировать межпредметные умения. А именно для изучения, исследования и анализа материала использовались пословицы как вид устного народного творчества.

Технология, методы и средства обучения:

Урок проведен в школьном кабинете русского языка и литературы. Наполняемость класса – 12 человек.

На уроке использовалась электронная презентация (технология ИКТ) с целью активизации внимания учащихся, а также для демонстрации определенных этапов урока. Также был использован материал различной степени сложности развивающего характера для активизации учебно-познавательной деятельности

А поэтапное обращение сначала к теоретическому заданию, а затем к практическому способствовало получению более прочных знаний по теме.

Эффективная работа на уроке была осуществлена через использование блочно-модульной, проблемной технологии, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационной.

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка)

Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

·         индивидуальная;

·         работа в парах;

·         самостоятельная работа;

·         самооценка и самоанализ;

·         рефлексия;

·         обобщение.

 

Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный         настрой, мотивирование  на результат, подход к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Структура урока была подчинена поставленным целям и задачам и содействовала достижению конечного результата.

          Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Выбранные темп и структура урока являются наиболее оптимальными для выполнения поставленных задач. В уроке особое внимание уделяется актуализации знаний, ранее полученных на уроках по теме «Имя существительное», что оптимально подготовило обучающихся к изучению новой темы.

Создание благоприятного психологического климата:

Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами парной  работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

Задача воспитания коллектива данного класса осуществлены через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию различных форм работы.

Итоги урока:

Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек (так называемая «обратная связь»), самоконтроля по образцу и самооценки, экспресс - опроса.

Данный урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты; в результате каждый учащийся получил оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_savkinoy_mv.docx45.03 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «О разноспрягаемых глаголах»

Савкина Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы». – Москва: Просвещение, 2011

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Междисциплинарные связи: литература.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, раздаточный печатный материал.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, проблемная, элементы исследования, проектной деятельности.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная работа, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка, применение полученных знаний на практике.

Формы: индивидуальная (самостоятельная работа), групповая, работа в парах.

Цели:

Образовательные:

  • формировать знания о разноспрягаемых и особых глаголах;
  • повторить алгоритм определения спряжения глагола;
  • закрепить умение правильно определять спряжение глагола.

Развивающие:

  • развитие навыков связной монологической речи;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, памяти, воображения;
  • развитие положительной мотивации к учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание внимательности;
  • формирование самостоятельности, навыков работы в мини-группах, парах (сотрудничество).

Ход урока:

I. Орг.момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

И сумей поделиться ей.

Ты улыбки ответную искру

Разбросай среди всех людей.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!

II. Основная часть.

  1. Ребята, сегодня каждый из вас – автор учебника по  русскому языку. У вас на столах лежат различные фигуры, это элементы проекта, который вы презентуете в конце урока. Ваша задача: после каждого этапа урока записывать на них все, что вы считаете необходимым, то есть составить схему, которую мы поместим в учебник. Цель работы: систематизировать изученный материал, презентовать полученный проект.
  2. Урок начнем с решения задачи. Даны два однокоренных слова, одно имеет значение действия, изменяется по падежам, числам и относится к одному из трех родов, а второе – обозначает действие, изменяется по временам, лицам, числам. Какой частью речи будет 1 слово? А второе? (Существительное, глагол). Как называется изменение существительного по падежам? (Склонение). А изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение). Приведите примеры таких существительных, глаголов. (Бежать, бег; ходить, ход и т.д.). Мы говорим о действии, значит, какая часть речи нас будет сегодня интересовать? (Глагол). Запишите, пожалуйста, на одной из фигур, которую вы считаете самой главной, слово «Глагол».
  3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
  • Что такое глагол?
  • Что обозначает глагол?
  • Как изменяется?
  • Что самое сложное в правописании глаголов?
  1. Работа со схемой.
  • Действительно, самое сложное в теме «Глагол» - определить спряжение и правильно написать гласную в окончании. Дополним схему «Как правильно определить спряжение глагола». (Работа с заготовками на проектных листах, учащиеся должны вписать только слова).

Окончание ударное?

        Да                                                                 Нет

Определяем спряжение                                                 поставить глагол в н.ф.,

по гласной в окончании (поешь)                                        определить гласную в ˄

                                                                                (готовим – готовить)

-ем                                                                на –ить (кроме брить, стелить)

-ешь                                                                + слышать, видеть, ненавидеть,

-ете                        1 спр.                                        и обидеть, и зависеть, гнать,

-ет                                                                держать, вертеть, терпеть,

-ут/-ют                                                        а еще дышать, смотреть.

                                                                Да                         Нет  

                                                                2 спр.                        1 спр.

Привести примеры. Выполнение проверочной работы. Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

  • Летим, веришь, служит, готовить, смотреть, прыгаешь, слышим, моет, читает.
  • Какое предположение можно выдвинуть? (Что глаголы относятся либо к 1, либо ко 2 спряжению)
  • Ребята, возьмите еще геометрические фигуры и запишите на них, что глаголы бывают 1 и 2 спряжения.
  1. Работа в группах.

- Ребята, перед вами предложения. (Раздать каждой группе учащихся по 1 конверту с предложением). Задание: составьте предложения.

- Можно ли отнести данные предложения к какому-либо литературному жанру? (К фольклору, это пословицы)

- Что такое пословицы? (Меткое, образное народное выражение).

Определите спряжение у глаголов.

1 группа получает пословицу, в которой есть глагол хотеть в ед.ч.

2 группа – предложение с глаголом хотеть во мн.ч.

Предложение для 1 группы

А) Коли хочешь себе добра, никому не делай зла! (Хочешь – окончание –ешь, ед.ч., 2л, 1 спр.; не делай – окончание –и, ед.ч., 2 л., 1 спр).

Предложение для 2 группы

А) Коли хотите себе добра, никому не делайте зла! (Хотите – окончание –ите, мн.ч., 2л, 2 спр.; делайте – окончание –те, мн.ч., 2 л., 1 спр).

  1. Создание проблемной ситуации. Обсуждение в парах, выдвижение гипотез:

- Сформулируйте вывод. (Глагол хотеть имеет окончания как 1 спр., так и 2).  

- Наше предположение оправдалось? (Нет)

- А какое предположение можно выдвинуть? (Что некоторые глаголы могут иметь окончания и 1, и 2 спр.)

- Мы выяснили, что к таким глаголам относится глагол хотеть.

- Что еще нам нужно выяснить? (Какие еще глаголы имеют такой способ спряжения).

7) Работа в группах.

- В русском языке есть еще один глагол, который имеет окончания и 1, и 2 спряжения.

Каждой группе предлагаются предложения со словом бежать. Задание: определить у глаголов спряжение. Работа на скорость.

А) Лето лежишь, зимой с сумой бежишь.

- К какому выводу пришли? (Глагол бежать)

- С каким лингвистическим явлением встречались при изучении имени существительного? (Разносклоняемые имена существительные)

- Сформулируйте, как называются глаголы бежать и хотеть?(Разноспрягаемые).

- Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока?

8) Морфемный разбор слова разноспрягаемые. Работа у доски.

Разн – о – спряг – а – ем – ые (сложение основ)

- Ребята, вы не забыли записать на фигурах, что глаголы бывают разноспрягаемые и какие это глаголы?

- Повторим: разноспрягаемые – значит, спрягаются по образцу 1 и 2 спряжения.

- Подтвердилось наше предположение? (Да, глаголы бывают 1, 2 спряжения и разноспрягаемые)

  1. Работа по словообразованию. Работа в парах. Обратить внимание на историческое чередование согласных в корне.

- Давайте подберем однокоренные слова к глаголам хотеть при помощи приставок, изменяя неопределенную форму глагола по лицам и числам (захотим, перехочешь, захочет).

- К слову бежать? (Прибежать, перебежать, разбежаться)

- К какому выводу пришли? (Производные этих глаголов также являются разноспрягаемыми)

10) Занимательная лингвистика.

Знаете ли вы, почему именно эти глаголы так странно себя ведут? Что касается глагола «бежать», то тут надо заглянуть в историю языка. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один глагол. Неправильные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола можно встретить в некоторых диалектах: бечь, бегит, бегим.

- Ребята, как вы думаете, а почему себя так ведет глагол «хотеть»?

(Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола «хотети», каждый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились в один ряд. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хочем, хочете, хочут, хочишь, хотит).

  1. Синтаксический разбор предложения. Работа у доски.

Бог дал живот, Бог даст и здоровье. (Повеств., невоскл., сложн., БСП, сост. из 2-х ПП)

        - Выделим орфограммы.

- Обратите внимание на сказуемое - глагол. В какой он форме стоит?

- Разберите по составу.

- Спряжение глагола (2 человека у доски) в ед.ч и мн.ч. Выделение и проговаривание окончаний.

- Какой вывод  можно сделать? (Это особый глагол).

- Какое предположение можно выдвинуть? (Что в русском языке есть и особые глаголы).

- Как вы думаете, он один в русском языке такой?

9) Работа с предложением.

А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть.

- Какое лексическое явление здесь наблюдаем? (Омонимию)

- Объясните значение слов «есть».

- Спряжение глагола есть индивидуально с последующим обсуждением в группах.

- Правдиво наше предположение?

- Не забудьте это обозначить на проектных фигурах.

10) Культура речи. Коллективная работа.

- В каком предложении нет речевых ошибок?

Работаем до поту, так и поедим в охоту.

Работаем до поту, так и покушаем в охоту.

Объяснение. Знакомство с таблицей параграфа (стр.198)

III) Закрепление умений определять спряжение. Дифференциация задания.

- Ребята, давайте повторим, о каких глаголах мы сегодня говорили? (О глаголах 1, 2 спряжения, разноспрягаемых, особых)

        На карточках даны задания как для слабых учащихся, так и для сильных.

        - Ребята, вы видите, что задания даны двух уровней. Прочитайте их и выберите тот уровень, какой вы сможете сделать.

1 уровень. Поставьте глаголы в нужную форму, выделите окончания, определите спряжение.

(Работать – ед.ч., 2л., пов.накл.)                                         до поту, так (поесть - ед.ч., 2л., пов.накл.)                                 в охоту.

Аппетит от больного (бежать – ед.ч., 3л.)                                        , а к здоровому (катиться - ед.ч., 3л.)                                                                .

2 уровень. Составьте из данных слов предложения, поставьте глагол в правильную форму, выделите окончания глаголов, определите спряжение.

если, (хотеть), было, чтобы, приятно, хорошо, (Учиться), слушать, тебя, слушать.

                                                                                                

                                                                                                

IV) Итоги урока.

- Ребята, я попрошу вас систематизировать весь материал, пройденный сегодня на уроке, и, как авторам учебников, схематично показать при помощи геометрических фигур, какую схему о спряжении глаголов вы представите для учебника русского языка.

(Каждая группа крепит свои фигуры на доску).

Объяснение, защита своего проекта.

- Ребята, если вам понравилось работать сегодня на уроке, прошу вас нарисовать маркером улыбку на вашем проекте. А если нет, то грустного смайлика.

V) Рефлексия.

- Мы начали урок с улыбки. Давайте же и закончим его также. И любую учебную проблему отныне будем решать с улыбкой.

Спасибо, ребята, за урок. Мне очень понравилось работать с вами. Давайте поаплодируем друг другу. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат среднего (полного) общего образования» С. Самбург Пуровского района Урок русского языка в 6 классе «Такие разные глаголы» Учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Савкина Марина Владимировна САМБУРГ, 2014

Слайд 2

УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ Ты улыбкой, как солнышком, брызни, И сумей поделиться ей. Ты улыбки ответную искру Разбросай среди всех людей.

Слайд 3

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ Два однокоренных слова Обозначает действие и зменяется по падежам, ч ислам, и меет категорию рода и зменяется по временам, лицам, числам Глагол Имя существительное Ходить ход Бегать бег Имеет значение действия

Слайд 4

КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ОКОНЧАНИЕ УДАРНОЕ? ДА НЕТ Определяем спряжение по гласной в окончании Поставить глагол в н.ф ., определить гласную в ˄ 1 спряжение 2 спряжение - у/-ю -ем - у/-ю -им -ешь - ете -ишь - ите - ет - ут /-ют - ит - ат /- ят

Слайд 5

КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ Глаголы - исключения: брить, стелить – 1 спр ; 4 глагола на – ать : слышать, гнать, держать, дышать – 2 спр ; 7 глаголов на – е ть : видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть, смотреть – 2 спр .

Слайд 6

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (САМОПРОВЕРКА) И И И И И Е Е Е Е Лет…м, вер… шь , служ …т, готов…т, смотр… ть , прыга … шь , слыш …м, мо …м, чита …т. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: глаголы относятся либо к 1, либо ко 2 спряжению .

Слайд 7

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ ХОТЕТЬ БЕЖАТЬ -У -ИМ -ЕШЬ -ИТЕ -ЕТ -ЯТ -У -ИМ -ИШЬ -ИТЕ -ИТ -УТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: правда ли, что некоторые глаголы могут иметь окончания как 1, так и 2 спряжения?

Слайд 8

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР РАЗН-О-СПРЯГ-А-ЕМ-ЫЕ То есть спрягаются по образцу и 1, и 2 спряжения Захочу Захотим Перехочешь Перехотите Расхочет Расхотят Забегу Забежим Перебежишь Перебежите Разбежишься Разбежитесь

Слайд 9

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА Знаете ли вы, почему именно эти глаголы так странно себя ведут? Бежати бечи бежать бечь , бегит , бегим А как ведет себя глагол «хотеть»?

Слайд 10

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ Бог дал живот, Бог даст и здоровье. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: в русском языке есть и особые глаголы

Слайд 11

ИНТЕРЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ У нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть . С.Я. Маршак Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение Есть - существовать Есть – употреблять пищу

Слайд 12

КУЛЬТУРА РЕЧИ РАБОТАЕМ ДО ПОТУ, ТАК И ПОЕДИМ В ОХОТУ. РАБОТАЕМ ДО ПОТУ, ТАК И ПОКУШАЕМ В ОХОТУ.

Слайд 13

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....