Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Лизякина Ирина Константиновна

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе следующих

нормативно – правовых документов:

  1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Рабочей  программы для 5-9 кл Русский язык.: . Ладыженской Т.А Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. – М., «Просвещение», 2011.
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  № 253 от 31.03.2014г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  4. Учебника «Русский язык»: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Авторы данного УМК ставят целью формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, учебники построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал дается с учетом возрастных особенностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

 

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся; систему оценивания знаний, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический  план учителя.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9kl-russkiy_yazyk.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

Сосновского муниципального района Нижегородской  области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Рабочая  программа для 5-9 кл Русский язык.: . Ладыженская Т.А Баранов М.Т.., Тростенцова Л.А. и др. – М., «Просвещение», 2011;

Учебник

«Русский язык»: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.)

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                              Протокол № 1 от_25.08.14

Составитель:

И.К.Лизякина,

 учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

2014 год

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе следующих

нормативно – правовых документов:

  1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Рабочей  программы для 5-9 кл Русский язык.: . Ладыженской Т.А Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. – М., «Просвещение», 2011.
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  № 253 от 31.03.2014г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  4. Учебника «Русский язык»: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Авторы данного УМК ставят целью формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, учебники построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал дается с учетом возрастных особенностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся; систему оценивания знаний, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический  план учителя.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ Сосновской СОШ №2

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.   

   

    Психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса

          Данная программа направлена на организацию процесса обучения русскому языку обучающихся подросткового возраста (14-15 лет, 9 класс). Ученики 9 класса относятся к периоду «Средний школьный возраст – подростковый». Девятиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, развитием познавательных интересов. Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление.

         Следовательно, в подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Нужно стремиться развивать такие индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его образным, и наоборот.

           К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Нужно стремиться к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять главное и т.п.      

        В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения. Свойства памяти у каждого ребенка различны. Одни сразу же могут воспроизвести правила, определения и т.д. Другие на этапе первичного ознакомления с материалом этого сделать не могут (не потому что не хотят, а именно не могут). Таким ученикам надо еще некоторое время для осмысления, запоминания. Учитывая свойства памяти, мышления, таких учащихся нужно спрашивать не сразу, после ознакомления с новым материалом, а через урок, может быть два, давая им необходимое время. Но к концу изучения темы, конечно, все учащиеся должны знать и уметь формулировать основные понятия.

          Следовательно, весь процесс обучения, тем более конкретному предмету, должен быть направлен на использования происходящих с подростком психофизиологических процессов, должен учитывать необходимость предоставлять «пищу» именно для интеллектуального развития подростка, давать возможность для повышения самооценки подростка в интеллектуальной сфере. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

           С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

          Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. “Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”.

          Для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению необходимо специально создавать “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ. 

          В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету.  В программе учтены возможности  слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности  даются разнообразные задания творческого и проблемного характера.  Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Общее

кол-во

в т.ч. кол-во контрольных

работ

Развитие речи

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

1

2

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

55

1.Союзные сложные предложения.  

4

1

2.Сложносочиненные предложения

9

1

2

3.Сложноподчиненные предложения

25

2

5

4.Бессоюзные сложные предложения

10

2

2

5.Сложные предложения с различными видами связи

7

1

1

Общие сведения о языке

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

3+2

1

ИТОГО

68

8

13

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 – 8 классах (4 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Союзные сложные предложения.  (3ч+1ч)

Сложносочиненные предложения (7 ч + 2 ч)

  1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (20 ч + 5 ч)

  1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч)

  1. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (6 ч + 1 ч)

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (1 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (3ч )

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Раздел III. Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX кл. слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX  кл. пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста

 Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, производить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.

Писать заявление, автобиографию.

Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.  

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Раздел IV. Система оценивания.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса по русскому языку.

  1. Оценка орфографической и пунктуационной грамотности.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:
         а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
         б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации:
          умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Для контрольного тестового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.

Объем диктанта в 9 классе – 150 – 170 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были бы представлены не менее чем 2 -3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 9 классе 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
        В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трех уроках).
        В диктантах должно быть в 9 классе не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. в написании ы и и после приставок;
  6. в случаях трудного различия не и ни  (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
  7. в собственных именах нерусского происхождения;
  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильно написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильно написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди  тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4»  две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. В 9 классе он может состоять из 30-35 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:

«5» - если нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5-7 ошибок.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 кл./сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.

2 Печатные пособия.

А.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 – 9 класса.

Б.Малюшкин А.Б. Учебные таблицы и пособия по русскому языку. 5-11 классы. М.: ТЦ Сфера, 2012.

3. Мультимедийные пособия.

  • Обучение сочинениям. Развитие речи. 5 – 11 классы. (компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru
  • Русский язык. 8 – 9 класс (карточки). (Компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru
  • Фраза. Программа – тренажёр по русскому языку для 1 – 9 классов.

4. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014. Под ред. Сениной Н.А.  Издательство: Легион, 2013

5. Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

6. Егораева Г.Т. ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014.

Учебники:

  1. Русский язык: 9 кл./ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

3. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2011 г.

4. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе.  – М.: Просвещение, 2010 г. 

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/


Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока.

Тип урока

Кол-во

часов

Виды деятельности

Планируемый результат

и уровень освоения

Дата

план

Дата

фактич

I четверть

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ  (1 час)

1

Международное значение русского языка.

1

Беседа, лекция учителя, комплексный анализ текста

Знать о месте русского языка в системе мировых языков,

основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.
Продуктивный  

02.09

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ (6 часов)

2

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

Беседа, комплексный анализ текста, редактирование

Знать виды речи, особенности видов речи, взаимосвязь видов речи

Уметь осуществлять различие видов речи, грамотно использовать определённый вид речи на практике

04.09

3

Р.Р. Стили языка.

1

Лекция, беседа, комплексный анализ текста

Знать функциональные разновидности языка, особенности каждого стиля языка, стилистические средства, сферу применения и задачи речи; типы речи и признаки каждого типа речи

Уметь различать стили языка, определять стилистическую принадлежность текстов, строить устные и письменные высказывания в соответствии с определённым стилем; определять типологическую принадлежность текста

9.09

4

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам

Задания в формате ГИА

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи.

11.09

5

Предложения с обособленными членами

1

Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам, словарный диктант

Задания в формате ГИА

Знать опознавательные  признаки обособленных членов предложения, способы их выражения, расстановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

16.09

6

Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

1

Синтаксический разбор

Задания в формате ГИА

Знать опознавательные  признаки обращений, вводных слов и вставных конструкций, расстановку знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами  и вставными конструкциями

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения с предложениях с обращениями, вводными словами  и вставными конструкциями

18.09

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение в начале года».

1

Диктант с дополнительными заданиями

Знать грамматические особенности простых и сложных предложений, предложений с обособленными членами, обращениями  и вводными словами

Уметь производить все виды разборов, правильно расставлять знаки препинания

23.09

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (36 часов)

8

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении.

1

Орфографический, пунктуационный, синтаксический разбор, конструирование по данным схемам

Знать грамматические особенности простых и сложных предложений, предложений с обособленными членами, обращениями  и вводными словами

Уметь производить все виды разборов, правильно расставлять знаки препинания

25.09

9

Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи  по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой». (Упр.52).

1

Работа

с книгой, проблемные задания

Наблюдения, ведение записей, составление плана

Знать особенности и основные черты  жанра дневниковой записи

Уметь создавать текст

в жанре дневниковой записи, редактировать собственный текст

30.09

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

Проблемные задания

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

02.10

11

Практикум. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

1

Практикумы, тренинги

Задания в формате ГИА

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

07.10

Сложносочинённое предложение (9 часов)

12

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

Анализ предложений, составление обобщающей таблицы

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор

9.10

13-14

Сложносочинённые предложения с союзами (сочинительными, противительными, разделительными)

2

Анализ предложений Пунктуационный разбор

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

14.10

16.10

15

Контрольный диктант за I четверть.

1

Диктант с дополнительными заданиями

Контроль

Уметь производить все виды разборов, правильно расставлять знаки препинания

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений

21.10

16-17

Р.Р. Контрольное сочинение публицистического характера по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» (упр.74)

2

Работа

с книгой, проблемные задания

Наблюдения, ведение записей, составление плана

Знать особенности и основные черты  публицистического стиля

Уметь создавать текст публицистического стиля

редактировать собственный текст

23.10

28.10

18

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1

Анализ предложений, пунктуационный разбор

Проблемные задания.

Знать признаки ССП.

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП.
Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

30.10

II четверть

19

Практикум. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

1

Практикумы, тренинги

Анализ предложений, пунктуационный разбор

Проблемные задания.

Знать признаки ССП.

Уметь различать основные виды ССП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

11.11

20

Повторение изученного по теме «Сложносочинённое предложение». Проверочное тестирование по теме.

1

Графический диктант

Задания в формате ГИА

Знать признаки ССП.

Уметь различать основные виды ССП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

13.11

Сложноподчинённое предложение (25 ч)

21

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

Работа с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

18.11

 22

Практикум. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Работа с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

20.11

23

Практикум. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

1

Работа с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.

25.11

24

Р.Р. Сочинение – отзыв (по картине И. Тихого «Аисты») упр. 92

1

Работа с книгой, проблемные задания

Знать основные элементы отзыва

Уметь создавать текст-отзыв

Уметь редактировать написанное.

27.11

25

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

1

Работа с книгой, проблемные задания

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии  с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение,  и задавать от него вопрос.

02.12

26-27

Р.Р. Контрольное лингвистическое изложение с  элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи.  

2

Работа с книгой, проблемные задания

Задания в формате ГИА

Знать основные элементы и структуру текста-рассуждения

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения),  самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

04.12

9.12

28-29

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

2

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи

11.12

16.12

30-31

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

2

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Задания в формате ГИА

Знать особенности и структуру СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием

в них СПП с придаточными изъяснительными.

18.12

23.12

32

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.  Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

1

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Задания в формате ГИА

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием

в них СПП с придаточными времени и места.

25.12

III четверть

33

Контрольный диктант по итогам полугодия.

1

Контроль

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ

13.01

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

1

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Работа на карточках, анализ предложений, составление схем

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием в них СПП с придаточными времени и места.

15.01

35-36

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия 

2

Работа на карточках, анализ предложений, составление схем

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием в них СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

20.01

22.01

37-38

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

2

Работа на карточках, анализ предложений, составление схем

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием в них СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

27.01

29.01

39

Р.Р.Контрольное сочинение по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина») упр.166 (или сочинение – рассуждение о природе родного края, о Родине)

1

Проблемные задания; работа на компьютере

Работа с книгой

Знать основные элементы и структуру текста-рассуждения

Уметь составлять план,  самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

03.02

40

Практикум.  Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

Организация совместной учебной деятельности. Проблемные задания.

Лист взаимоконтроля,

Задания в формате ГИА

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка

05.02

41-42

Практикум.  Сложноподчинённые предложения с нескольким придаточными; знаки препинания при них. Сообщение о происхождении псевдонима.

2

Работа

с книгой, проблемные задания.

Опорные схемы

Сообщение

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

Уметь создавать мини-тексты описательного характера с употреблением в них СПП с несколькими придаточными.

10.02

12.02

43

Практикум.  Синтаксический и пункционный разбор сложноподчинённого предложения.

1

Задания в формате ГИА;

проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать признаки СПП.

Уметь различать основные виды СПП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста СПП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

17.02

44

 Контрольное тестирование по теме «Виды придаточных предложений»

1

Тренинги

Тестирование в формате ГИА;

 работа на карточках, графический диктант

Знать признаки СПП.

Уметь различать основные виды СПП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста СПП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

19.02

 45

 Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Реферат.

1

Работа

с книгой, проблемные задания

Задания в формате ГИА

Работа с образцами рефератов

Знать основные элементы и структуру текста-рассуждения

Знать основные элементы и структуру реферата, особенности реферата

Уметь составлять план,  самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

24.02

Бессоюзное сложное предложение (10 часов)

46

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1

Проблемные задания.

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

26.02

47

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с  запятой в БСП.

1

Проблемные задания.

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Тестирование в формате ГИА;

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

03.03

48-49

Р.Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

2

Работа

с книгой, проблемные задания

Задания в формате ГИА

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

05.03

10.03

50

Контрольный диктант по итогам III четверти.

1

Контроль

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Уметь производить самоанализ ошибок, осуществлять самостоятельную работу по их исправлению

12.03

51

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

Проблемные задания

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

17.03

52

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

Проблемные задания

Тестирование в формате ГИА;

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

19.03

IV четверть

53

Практикум. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

1

Проблемные задания

Тренинги

Тестирование в формате ГИА;

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки

с запятой, двоеточия и тире в БСП.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы

03.04

54

Повторение изученного по теме  «Бессоюзное сложное предложение».

1

Тренинги

Тестирование в формате ГИА;

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

06.04

55

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

1

Текущий контроль.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Уметь производить самоанализ ошибок, осуществлять самостоятельную работу по их исправлению

10.04

Сложные предложения с различными видами связи (7 часов)

56-57

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

2

Проблемные задания

Тренинги

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

13.04

17.04

58

Знаки препинания в сложных предложениях с различными  видами связи.

1

Проблемные задания

Тестирование в формате ГИА;

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Уметь анализировать трудные случаи языковых явлений

20.04

59

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными  видами связи.

1

Проблемные задания

Тестирование в формате ГИА;

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи.

24.04

60

Контрольное   изложение с элементами сочинения

1

Проблемные задания

Работа с книгой

Задания в формате ГИА

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

27.04

61

Повторение изученного материала по теме: «Сложные предложения с различными видами связи».

1

Тренинги

Работа с карточками

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

05.05

62

Контрольное тестирование по теме: «Сложное предложение. Виды сложных предложений»

1

Тренинги

Тестирование в формате ГИА;

 работа на карточках, графический диктант

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор

07.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V – IX КЛАССАХ (4 часа)

63

Практикум. Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

1

Работа со словарями;

Проблемные задания

Знать основные функции языка в обществе.

Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и  общества.

Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения.

12.05

64

Язык художественной литературы.

1

Комплексный анализ текста

Задания в формате ГИА

Знать основные признаки языка худож. Литературы

Уметь анализировать художеств. Текст

14.05

65

Итоговый тест за курс основной школы

1

Контроль

Задания в формате ГИА

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Овладеть навыками работы с заданиями в формате ГИА.

19.05

66

Итоговый контрольный диктант.

1

Контроль

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

21.05

67-68

Резервные уроки

2

01.05-праздничный день  

График проведения контрольных работ

 

ТЕМА

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

1.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение в начале года».

23.09.14

2.

Контрольный диктант за I четверть «Сложносочиненные предложения»

21.10.14

3.

Контрольный диктант по итогам полугодия.

13.01.15

4.

Контрольное тестирование по теме «Виды придаточных предложений»

19.02.15

5.

Контрольный диктант по итогам III четверти.

12.03.15

6.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

10.04.15

7.

Контрольное тестирование по теме: «Сложное предложение. Виды сложных предложений»

07.05.15

8.

Итоговый контрольный диктант.

21.05.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....