Урок русского языка в 5 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гордеева Екатерина Юрьевна

План-конспект урока русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: "Синонимы. Антонимы.Омонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_antonimy_omonimy.docx17.67 КБ
Файл urok_leksika.pptx511.29 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  русского языка в 5 классе по программе С. И.   Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».

Цели урока:

  1. Повторить сведения о синонимах, антонимах, омонимах,
  2. Развивать умение опознавать в тексте эти группы слов;
  3. Формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями;
  4. Обогащать словарный запас учащихся;

  1. Определение темы урока.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать такой раздел лингвистики, как лексика.

- Что такое лексика? (изучает словарный состав).

- Итак, лексика изучает слова. Теперь давайте представим с вами, что лексика – это большой город. В нем живут много-много разных слов. И сегодня мы  с вами попадем на одну из улиц этого города. На этой улице живут слова-друзья, слова-близнецы и даже слова-враги. Исходя из таких определений, скажите, с какими группами слов мы сегодня будем работать?

- Слова-друзья – СИНОНИМЫ, слова-враги – АНТОНИМЫ, слова-близнецы – ОМОНИМЫ.

2. Запись темы урока.

  1. Синонимы. Сначала вспомним, что такое синонимы. Давайте прочитаем, что говорится о них в учебнике. С. 33. Что нового вы узнали? Могут отличаться оттенками значений и употребляться в разных стилях.
  2. Давайте познакомимся с жителями той улицы, на которой мы оказались.

Вот на свежий воздух вышел один из них – зовут его Смелый. У него много друзей. Назовите их. Храбрый, Бесстрашный, Мужественный, Отважный.

Проверьте себя по словарю синонимов. Всех ли друзей назвали?

Вот из дома №2 вышел крохотный человечек по кличке Мелкий. Угадайте его друзей.

Маленький – крошечный – крохотный – микроскопический - мизерный  - миниатюрный – игрушечный - небольшой…(дальше со словарём А.П.Евгеньевой, Н.Абрамова)..карликовый, малюсенький, махонький, с булавочную головку… - целое сочетание в значении «маленький».

- А теперь посмотрим, как могут сочетаться синонимы с теми или иными словами.

1. Какие синонимы мы можем подобрать, например, к слову мальчик? (маленький, крохотный, крошечный). С остальными никак нельзя. А если взять слово бактерии? (микроскопические).

2. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. 

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.

 С каким из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Как вы видите, какие-то синонимы могут сочетаться почти со всеми словами, а какие-то – только с определенными.

Теперь посмотрим, какие синонимы употребляется в разных стилях речи.  Упр 471.

2) Антонимы.

- А теперь мы с вами обратимся к словам-врагам, т.е антонимам.

Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

- Что такое  антонимы?

- Почему синонимы образуют ряды, а антонимы – только пары? Синонимы передают оттенки и поэтому их много, а антонимы – это слова только с противоположным значением.

Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках.

Упр. 473.

Задание. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 17):

1 ряд. Дело-слово (меньше слов- больше дела)

2 ряд. свет-тьма. (ученье – свет, неученье – тьма)

3 ряд. дело-потеха.  (делу – время, потехе – час)

3) Омонимы.

- И теперь мы с вами обратимся к словам-близнецам, т.е. – омонимам.

Но сначала послушайте такую историю.

         Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

         - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

         И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).

- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.

Итак, что же такое омонимы? Посмотрим, что говорится в учебнике.

Перед вами рисунки (коса, кисть). Определите, какие из них иллюстрируют многозначность слова. А какие - омонимичность. Обоснуйте свой ответ.

В чём отличие омонимов от многозначных слов?

Дети: Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКСИКА - (от др.-греч . τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») совокупность всех слов русского языка.

Слайд 3

Слова-синонимы

Слайд 4

Смелый

Слайд 5

Мелкий

Слайд 6

Упражнение на сочетаемость синонимов Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок. С каким из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Слайд 7

Слова-антонимы

Слайд 8

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок.

Слайд 9

Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы 1 ряд. Дело-слово 2 ряд. свет-тьма 3 ряд. дело-потеха

Слайд 10

Слова-омонимы

Слайд 11

Коса кисть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....