Конспекты уроков
план-конспект по русскому языку на тему

Разработки уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

( по ФГОС)

Класс  6

Предмет  русский язык

Тема  Буквы и-ы после ц

Учебник  Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. Кн. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А. Исаева. – М. : Баласс, 2012

Цели:

  1. Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

- развивать орфографическую зоркость

- развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.

   2.  Метапредметные

           -  формировать умение  находить информацию в тексте

           -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

          -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

  3.   Личностные

          -   строить отношения с людьми

          -  воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык. 

           Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  1. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой (Слайд № 1)

  • Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Собач.нка, доч.нька, свеч.й. туч.й, полотенц.м, храбрец.в, дом.ка, сыноч.к, каменщ.к, летч.к, в деревн.., из деревн., в лекци.,  (под) крыльц.м, (под) ворота, (под) воротня, ш.л, ч.рный, ш.в, крыж.вник, ш.колад, ш.мпол.

Слайд №2 (Самопроверка)

Собачонка, доченька, свечой,  тучей, полотенцем, храбрецов, домика, сыночек, каменщик, летчик, в деревне., из деревни, в лекции,  под крыльцом, под ворота, подворотня, шел, черный, шов, крыжовник, шоколад, шомпол.

  • Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
  1. Создание проблемной ситуации

Запись на доске

Ц.ркуль, ц.ганка, энц.клопедия, гостинц., Синиц.на, станц.я, ц.пленок.

  • Вставьте пропущенные буквы
  • Почему у всех получилось по-разному?
  • Что влияет на правописание?

        (Ответы учеников)

        Ошибки исправляются красным мелом, но не комментируются.

Работа с учебником, стр.44

Циркуль, цыганка, энциклопедия, гостинцы, Синицына, станция, цыпленок.

  • Что у них общего? А в чем различие?
  • Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?
  • Что предстоит выяснить, узнать?
  •   Сравните свою формулировку с предложенной на стр.219.

Предполагаемый ответ: «В каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?»

  • Сформулируйте тему урока.

(Слайд №3)

  1. Актуализация проблемы
  • Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)

Материал для наблюдения, упр. 72

  • Прочитайте столбики слов

цирк        птицын        птицы

акация                        сестрицын        белолицый

Исключения:

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

  • Какой гласный звук слышится после Ц?
  • Какими буквами обозначается на письме?
  • Проанализируйте графическое обозначение условий выбора  букв ы-и после Ц и сформулируй правило самостоятельно
  • Назови опознавательный признак орфограммы - буквы гласного

Физкультминутка

  1. Поиск решения

Работа в парах

  • Обдумайте и сформулируйте свое правило
  • Сравним  ваши выводы с материалом учебника, стр. 45
  • Составьте схему применения правила

В результате совместной работы приходим к общему выводу

(Слайд № 4)

                  Буквы и-ы после ц

и                        ы

в корне существительных,         в окончаниях  и суффиксах

в словах на  -ция        существительных и

цифра        прилагательных

цикл                                                                     ножницы

трапеция                                                            страницы

                                                                             краснолицый

                                                                             сестрицын

Но! Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

  1. Применение нового
  • Упр. 74.  Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Составьте предложения с любыми словосочетаниями из данных.
  • Словарная работа. (Слайд №5)

Слова инициалы, аттракцион, полиция, полицейский, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник  записать в тетрадь, обратить внимание на правописание и ударение.  Проговаривание  хором.

Найдите в Толковом словаре  лексическое значение слов инициалы, аттракцион, палисадник.

  • Упр.77. Прочитайте, озаглавьте текст, спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия выбора орфограмм.
  • Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

(Слайд № 6)

           Буквенная орфограмма

                             Орфограмма-буква гласного

                              Положение после ц

  1.  Домашнее задание  (дифференцированное)

                        (Слайд №7)

Упр.73, составить словосочетания со словами в рамке.

Упр.75.

Упр.76

  1. Итоги урока.

Объявляются и комментируются оценки.

Рефлексия (Слайд №8)

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось…


Предварительный просмотр:

Здор Галина Алексеевна

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Речь монологическая и диалогическая (5 класс)

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:  Актуализировать знания по теме «Прямая речь», закрепить практические  умения находить в тексте  предложения с прямой речью и  ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. Ввести понятия  речи диалогической и монологической и особенностей оформления её в тексте.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Средства обучения

Образовательные

УУД

(Личностные, регулятивные, коммуникативные)

Ввести понятия: диалог, монолог, реплика

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

  заинтересованности в постижении пунктуации.

Ввести понятия  речи диалогической и монологической и особенностей оформления её в тексте.

.

Eor.it

формулировать определение этих понятий

развитие коммуникативных УУД:

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, вести диалог с учителем;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения  работы в малых  группах (парах).

Сформировать начальное понятие о диалоге и способе его оформления в письменной речи

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

информационный лист, карточки

Формировать умение находить в тексте диалог, понимать его отличие от прямой речи и монологической речи

уважения и сотрудничества;

Сформировать умения находить в тексте диалог, понимать его отличие от прямой речи и монологической речи

Учебник, художественные тексты

Отработка  навыка постановки  знаков препинания в тесте с диалогом и в  предложениях с прямой речью

взаимодействие учащихся в  паре: развитие уважения друг к другу

Сформировать первоначальные навыки постановки знаков препинания при диалоге

совершенствовать орфографические и пунктуационные    умения

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

                                                                                                         Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Минутка приятных воспоминаний.
Учитель предлагает закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
 (Слайд 1) (мордашка)

Приветствие учащихся.

Подготовка класса к работе

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

1. Проверка д/з

Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.

До свидания закричал Знайка.

Карточка 2
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) … , - возразил товарищ.
3.) … ? – удивилась девочка.
Карточка 3
Начертите схемы предложений.
«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка. 

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».                    

  Фронтальная работа с классом. Беседа по вопросам:
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит прямая речь? 
- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?
Проверка у доски                                                                                  2.Запишите число, классная работа             (Слайд 2)

3.Постановка проблемного вопроса

Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?

Диалог, монолог, реплика.                                               (слайд 3)

(греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей                                  (слайд 4)

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)                                                      (слайд 5)

Реплика (от лат. replico — возражаю)        (слайд 6)

4. Формулирование темы урока. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог»                            (слайд 7)        

-Какова же цель нашего урока?

3 ученика работают у доски,  остальные на местах  (карточки для учащихся  с различной мотивацией )

Запись учащимися числа, «Классная работа»

Записывают в тетрадь

Записывают тему урока

Формулируют цель.

Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

5. Физ. минутка (пауза релаксации)

1.Работа с текстом. Прочитаем стихотворение В. Орлова «Ёж фонарик не включил».
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
- Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
- Все целы. А как твой нос?
-
Целый! – ёжик произнёс.
- Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед,-
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной 
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
- Определите основную мысль стихотворения.
- Кто участвует в разговоре?
- Кому принадлежат слова «Как твои иголки?». Как вы узнали это?
- Как вы думаете, что такое диалог?
Прочитаем определение в учебнике.
- Из каких частей состоит диалог?
- Что такое реплика?

- В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу героев стихотворения?
- Обратим внимание, как диалог оформляется на письме. 
- Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автора.  Почему?
Итог беседы. 
- Что такое диалог?
- Из каких частей он состоит?
- Как диалог оформляется на письме?
Работа с картинками

 

                                            (слайд 8)

Читают стихотворение, наблюдают за постановкой знаков препинания.

Определяют, сколько участников разговора в приведённом стихотворении

Отвечают на вопросы

Работа с учебником

Подводят итог.

Поисковое чтение

Участвуют в диалоге с учителем

Наблюдение

Физкультминутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

6. Закрепление изученного материала

Особенности оформления диалога без слов автора.
В. Бианки «Лис и Мышонок»
- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь!
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
- А я от тебя в по норочке  – и был таков!

- Кто разговаривает в этой сказке? 
- В чём особенность этого диалога?

Составление своего диалога.

Например, диалог с цветком на подоконнике (короткого от 3 до 6 реплик) со своим названием. Диалог записать в тетрадь.
Герань и Вера
- Здравствуй, Герань!
- Здравствуй, Вера.
- Почему ты засыхаешь?
- Меня ребята не поливают.
- Давай я тебя полью.
- Спасибо.

Работа в парах

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь

Наблюдение.

Формулировка выводов

 Работа в парах   (ролевая игра) – устно.

Самостоятельная работа  - оформление составленного диалога и запись его в тетрадь

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опираются на уже известное);

коммуникативные (учатся способам взаимодействия, сотрудничества).

Коммуникативные умения. Умения применить полученные знания на практике.

7. Рефлексия деятельности.

Ответ на проблемный вопрос в начале урока.   Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?   (слайд 9)

Выводы. 

Что нового я узнал (а) на сегодняшнем уроке?

Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

Что показалось особенно трудным?

Где в жизни могут пригодиться полученные знания и умения?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок, комментарии учителя

Отвечают на вопрос

Формулируют выводы по уроку, ответы

Выставляют оценки в дневники и подходят за подписью

УУД: познавательные,

коммуникативные,  регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.

Разноуровневое  домашнее задание:

1) сочинить небольшую историю с использованием диалога (для сильных);

2) подобрать 6 предложений с диалогом из народных сказок  (для  средних);

3) упражнение 15 (для слабых)              (слайд 10)

Запись учащимися задания в дневники.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Орфоэпия (5 класс)

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока:  познакомить с термином “орфоэпия”

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  •  формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь  громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) (мордашки)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

 На доске написаны слова: стрелки и гвоздики. (слайд 2) Ребята, нарисуйте  эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? (слайд3) Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=2608875-15-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=151587551-47-72&n=21

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.                                 (слайд4)

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?( Орфоэпия)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?  

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?                                             (слайд5)

 (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение) 

Рисуют предметы на доске.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=378946090-01-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=521830990-31-72&n=21

Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы

Запись учащимися числа, «Классная работа»,

темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

4 минуты

Первичное закрепление знаний.

   10 минут

Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты

5 минут

I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения) 

 

Задание 1.- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

- Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный з
амок,
И появился маленький зам
ок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

Задание 2  В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)

  1. Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
  2. Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
  3. Переносит, носит, разносит, переносной.

- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (
Ирис – ирис)

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (
Атлас – атлас)

Задание 3                                                                                      Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.        (слайд6)

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.                                               - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах.                                                                                  1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)

Физкультминутка        (слайд 8)

Работают с учебником

Несколько  учащихся озвучивают свои примеры

3 уч-ка у доски

Рабочий лист к уроку

Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение

Работают со словами, записывают в тетрадь.

(Задание выполняется в парах)

Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях

Физкультминутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль).

Закрепление изученного материала

13 минут

II.Закрепление изученного материала (слайд 9)

Задание 4

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.

- Вспомните, что изучает орфоэпия?

Задание 5

Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

- Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

III.Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)

1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки. 
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютерДетектив исследовал место происшествия.

Проверка заданий.

Работают в рабочих листах

Проверяют

Делают вывод

Пишут под диктовку, проверяют на слайдах

(Задание выполняется самостоятельно, по рядам)

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

  1. Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
  2. Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок                (слайд 9)

Выполняют мини-тест

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

П.62, упр319

У.76 (раб. тетрадь)

Запись учащимися задания в дневники.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пекарь выполнил договор и передал праздничные торты детям.

Слайд 2

Орфоэпия -это раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

Слайд 3

Досуг, договор, банты, ворота, звонишь, километр, начала, портфель, силос, столяр, углубить, цемент, шоссе, щавель.

Слайд 4

Сочетание ЧН, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Орфоэпия»

(Комбинированный урок в адаптивной системе обучения)

Класс: 5

Оборудование:

  • экран;
  • мультимедийный проектор;
  • доска;
  • орфоэпический словарь;
  • учебник (Русский язык.  5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М.,2008)
  • тетради;

Тип урока: комбинированный урок

Цели: усвоение новых знаний;

            обеспечение оптимальной адаптации материала к индивидуальным                 особенностям учащихся;

           активизация деятельности каждого учащегося;

  научить детей решать проблемные вопросы, формулировать свои                          мысли, делать выводы;

Задачи: формирование языковой и речевой компетенции учащихся;

1.Орг.момент. 

2.Словарная работа: жечь, здесь, здание, здоровье, издалека, изредка, кабинет, канал, компьютер, конфета.  Ставим ударение, выделяем орфограммы.

3. Синтаксическая пятиминутка.

На экран выведено предложение (Слайд 1)

Пекарь  выполнил договор и передал праздничные  торты детям.

Слово учителя:

-попробуйте прочитать это предложение (2-3 ученика)

-все ли одинаково прочитают его? (возможны разные варианты постановки ударения)

-как узнать, кто из ребят прав?

Теперь давайте выполним синтаксический разбор этого предложения, начертим схему и дадим ему характеристику.

5.Слово учителя:

Правильно, доступно и в то же время красиво излагать свои мысли - наука сложная, но необходимая всем. Какую бы должность вы не занимали: менеджера, секретаря, продавца в магазине игрушек и т.д., половина вашего успеха - это умение общаться с людьми! А что для этого нужно!? Владеть русским языком!Для того, чтобы правильно произносить все звуки, верно ставить ударение существует раздел науки о языке, который называется орфоэпией. (Слайд 2)

Орфоэпия-это раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

В русском языке существуют произносительные нормы. Эти произносительные нормы касаются как гласных, так и согласных звуков, а также ударения в словах. Для того, чтобы проверить эти нормы необходимо воспользоваться орфоэпическим словарем или словарем ударений. В нашем учебнике на стр.299-300 есть словарик «Произноси правильно», в котором перечислены слова, произношения которых нужно запомнить.

Орфоэпия была в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность связана с публичными выступлениями: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей, адвокатов.

Отступление от норм литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой культуры.  ( ЗвОнит, колидор, магАзин... и т.д.)

6.Пользуясь словариком «Произноси правильно» выполним упражнение №310 по цепочке.

Необходимо расположить все слова в алфавитном порядке и  исправить орфоэпические ошибки.

7. «Быстрый диктант».

Учитель читает слова (в двух вариантах: с правильным и неправильным ударением), из которых записать только ударные гласные.

Досуг, договор, банты, ворота, звонишь, километр, начала, портфель, силос, столяр, углубить, цемент, шоссе, щавель. (Слайд 3)

 (Данный вид работы можно выполнять всем классом или по одному у доски. Дети пользуются орфоэпическим словарем).

8.Работа с текстом.

Как-то раз я сидел дома, и мне было очень скучно. И вот я придумал себе занятие. Скоро прилетят птицы, и я решил смастерить для них скворечник.

И только я принялся за работу, как позвонила мама и велела мне приготовить яичницу и забрать вещи из прачечной.

 Записать текст под диктовку и найти слова, которые имеют расхождения в произношении и написании.

Слово учителя:

Ребята, обратите внимание на слова, в которых есть сочетание ЧН. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична. (Слайд 4).

Многие из этих слов встретились в нашем тексте.

Самостоятельная работа

Давайте выполним фонетический разбор одного из таких слов и обязательно проверим.

Итоги урока:

Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?

Как в жизни пригодятся нам эти знания?

Что мы сегодня вспомнили, повторили?

Результаты урока:

(Объявление оценок с комментариями).

 Домашнее задание: ( информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К Что изучает фонетика?

Слайд 2

Гоголь Николай Васильевич (1809 — 1852) — русский прозаик, драматург , поэт , критик , публицист « Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём есть все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких»

Слайд 3

Фонетика (от греч. фоне- «звук, голос»)

Слайд 4

фонограмма ф онотека мегафон м икрофон

Слайд 5

Молодцы! Домашнее задание: упражнение № 178


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 урока русского языка

в  5 классе в условиях

 реализации ФГОС.

Тема: «Что изучает фонетика».

Выполнила учитель

 русского языка и литературы

МБОУ СОШ №25

МО Усть-Лабинский район

Краснодарского края

Здор Г.А.

2014 год.

Технологическая карта урока русского языка

Класс : 5

Учебник: русский язык, 5 класс;М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. М. « Дрофа»-2014г.

Учитель: Гунькина Т.М. (МБОУ СОШ № 25 ст.Ладожской Усть-Лабинского Краснодарского края)

Тема урока: Что изучает фонетика.

Цели урока:

- обучающие: научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с  орфоэпическим и орфографическим , развивать и обогащать словарный запас учащихся;

  -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных   звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над  формированием навыков грамотного письма;

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову;

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

Метод: комбинированный

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя

 

 

Приветствие учащихся.

Готовят  к уроку рабочее место

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

1 Обобщение ранее изученного.

2. Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

-Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?(слайд 2)

-Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? (слайд 3)

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

 

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

Слушают учителя и  отвечают на вопрос

Ученики отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы : 

  о звуках  --- фонетика

Запись темы урока в тетрадях.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

- Предмет изучения фонетики

- Различать звук и букву, гласные и согласные звуки

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год, Кто тут КИТ

И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер

Учитель предлагает для чтения про себя и вслух лингвистический текст.( упражнение 176) и выполнить задания

 Кот-кот

 Учащиеся записывают    слова, а затем вслух проговаривают  несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [к]

 

1.Учащиеся читают текст про себя, затем вслух;

2.Учащиеся выполняют задания упражнения.

.Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

 Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.

Физ. минутка

проведение физминутки

выполнение физических упражнений

Закрепление изученного материала


Упражнение № 177

1.Выразительно прочитайте текст.

2.О чем говорится в каждом абзаце?

3. Приведите примеры с корнем –фон-.( слайд 4-5).

4.Пользуясь схемой речевого аппарата, расскажите об образовании звуков речи.

5. Прочитайте правило и расскажите, для чего служат звуки речи ( стр.68-правило)

  1. Чтение текста
  2. Ответ на вопрос.
  3. Приводят примеры с корнем –фон-.
  4. Рассказывают об образовании звуков речи.
  5. Читают правило и рассказывают, для чего служат звуки речи.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения,   формулировать ответ ).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Итоги урока

Подводит итог урока.

-Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

• Ь и Ъ – звуков не обозначают;

• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

Оценивают свою работу и работу одноклассников

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

параграф 27, у.178 или 179

Запись учащимися задания в дневники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...