Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Данилина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5klass_danilina.docx47.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Бутовская СОШ №1»

____________И.М.Овчинникова

«_____»_____________2014 г.

Рабочая программа по русскому языку

         Предмет

5 класс

    Класс

базовый

         уровень обучения

учитель: Данилина Татьяна Юрьевна, высшая

         ФИО, кв. категория

2014 – 2015 учебный год

  1. Раздел I.   Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ

        Рабочая программа учебного предмета русский язык для 5-9 (общеобразовательный) классов МБОУ «Бутовская СОШ №1» составлена в соответствии:

  •  с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования («Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования» Просвещение, М.-2011);
  • с рекомендациями Примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку (Примерная программа основного общего образования (по ФГОС второго поколения) Русский язык 5-9 классы изд. Просвещение, 2011).
  • с рекомендациями авторской программы (авторская программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-11 кл.;  автор: М.М. Разумовская) – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011.  
  • с особенностями ООП, образовательных запросов и потребностей обучающихся (см. ООП ОУ)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

  •  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание этической ценности родного языка;
  •  Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.)
  •  Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Задачи:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требования Стандарта;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечения доступности качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации, обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его учеников;

Состав участников образовательного процесса.

В 5а классе 22 ученика, из них 11 мальчиков и 11 девочки. Уровень подготовки в начальной школе у детей различный (50% читающие бегло, у 5 человек графическое письмо сформировано слабо), но достаточно высока у многих учащихся познавательная активность и инициативность. Поэтому целесообразно использовать стимулирующие активные формы познания: наблюдение, практические работы, учебные диалоги и т.д., отводя на эту работу часы из резерва.  Развитие письменной речи у школьников отстаёт от развития устной речи. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Особое значение имеет индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии: интегрированное обучение, личностно - ориентированное, игровые, проблемно- поисковые, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

        В соответствии с требованиями учебного плана основного общего образования МБОУ «Бутовская СОШ №1» предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество часов с 5-й по 9-й класс составляет 732 часов в год. В 5 классе 175 часов в год по 5 часов в неделю, в 6 классе 210 часов в год по 6 часов в неделю, в 7 классе 140 часов в год по 4 часа в неделю, в 8 классе 105 часа в год по 3 часа в неделю, в 9 классе 102 часа в год по 3 часа в неделю.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование:

а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи что соответствует цели развития школы: “Создание оптимальных условий для учащихся по овладению ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде, через совершенствование модели адаптивной школы” и  методической теме ШМО учителей гуманитарного цикла «Формирование и развитие мотивации обучения средствами компетентностного подхода»;

б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:              

 Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей не только в накоплении знаний и формировании навыков решения предметных задач, но и в различных видах деятельности.

      Согласно принципу развития усвоение ребенком знаний и овладение умениями является не самоцелью образования, а средством развития личности.

      Развитие мышления обучающихся обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение слов, предложений, текстов, на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.

      На протяжении всего курса проводится работа по развитию речи обучающихся: пополняется их словарный запас, вводятся слова, требующие толкования с использованием словарей, дети учатся использовать в своей речи слова с различными лексическими оттенками, раскрывать смысл пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений, отгадывать загадки, подбирать рифмующиеся слова. Дети учатся составлять предложения из заданной группы слов, дополнять заданные слова недостающими до полного предложения, распространять данное предложение, составлять предложения по иллюстрациям, составлять устные рассказы и записывать тексты, составленные по картинкам.

      Значительный вклад в развитие речи обучающихся вносит систематическая работа в паре. Такая работа позволяет развивать устную речь: умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь - осваивают коммуникативную функцию языка.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможность для индивидуального подхода к каждому ребенку.

      Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания обучающихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях.

Изучение русского языка строится также по принципу спиралевидности. Он предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка - звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов- с переносом акцента на новые их признаки, свойства, значение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

      На протяжении всего курса русского языка ведется систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у обучающихся орфографической зоркости: умения видеть орфограмму в слове, объяснять ее и проверять.

        В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М.Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

  2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.        5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

        Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

        В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

        Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

      Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

      Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

      В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

      Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

      Задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.   Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.  Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

     Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.  Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"  В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

      В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме. Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация". "Речь".    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников среднего звена универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Раздел III. Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ «Бутовская СОШ №1»  определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации 2010 года, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе, рассчитанной на 175 учебных часов по 5 часов в неделю. «Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы», авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов рассчитана на 204 часа по 6 часов в неделю. Программа уплотнена на  1 час (всего 175 учебных часов по 5 часов в неделю) в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ совхоза им. Ленина:

  • Из  44 часов  в разделе «Речь» уплотнено - 19 часов.
  • В программе не используются резервные часы - 6 часов.

Из 175 часов на контроль – 17 часов.  Промежуточный контроль осуществляется в форме теста (4), диктанта (6), изложения (3), сочинения (6).  Изучение учебного курса в 5б классе заканчивается промежуточной аттестацией учащихся (контрольный диктант).

Используется УМК:          

          1.Учебник «Русский язык. 5 класс» для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта – 3-е  изд.. стереотипное – М.: Дрофа, 2014

             2. Уроки русского языка. 5 класс:  пособие для учителя  к учебнику книга для учителя «Поурочное планирование» к учебникам русского языка 5-9 классов  под редакцией М.М.Разумовской,  П.А.Леканта. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.

Раздел IV. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы по русскому языку к концу  5 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • осознание русского языка как явления культуры русского народа;
  • внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
  • чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • орфографии: правописанию корней, правописанию приставок, правописанию суффиксов, правописанию окончаний, употреблять ъ и ь (повторение), слитные, дефисные и раздельные написания
  • по текстоведению: определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текста на смысловые части, составлять простой, сложный, тезисный план текста, создавать текста по предложенному плану.
  • по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные  слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
  • по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарём морфемного строения слов;
  • по морфологии: распознавать самостоятельные частей речи, в том числе наиболее употребительные числительные, местоимения, наречия; различать постоянные и не постоянные морфологические признаки, производить морфологический разбор слов этой части речи; давать характеристику языковых признаков имен существительных на основе анализа морфемной модели; определять основные способы образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной; образовывать имена существительные при помощи суффиксов и знать правописание типичных суффиксов имен существительных; образовывать имена существительные при помощи приставки не-; знать правила слитного и раздельного написания не с именами существительными; использовать иноязычные приставки  при образовании существительных;  знать правописание сложных имен существительных, слитного и дефисного написания слов с пол-(полу-); различать разные виды сложения: сложения без соединительной гласной; сложения с соединительной гласной, сложения с одновременным присоединением суффикса; различать приставочно-суффиксальный, приставочный и суффиксальный способы образования имен существительных; распознавать существительные, образованные бессуффиксным способом; употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами; правильно произносить сложносокращенные имена существительные.
  • по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и неповторяемых произношением гласных и согласных; о-ё после шипящих в корне, чередующиеся а-о, е-и в корнях типа -раст-//-рос-, лаг-//-лож-, -мер-//\-мир-_,- тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки(в-, на-, с-, и т.д.), приставки на з (с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; ЧК, чн, рщ; верно употреблять разделительные ъ –ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
  •  по синтаксису: соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования и управления; уместно и правильно употреблять в речи словосочетаний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в прямом значении — как словосочетания; в переносном значении — как фразеологизма); выполнять интонационный анализ предложения; выражать настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью интонации; выражать побуждения к действию в форме приказа (Молчать! Помолчи! и т. п.), просьбы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...); анализировать грамматическую основу в двусоставном предложении; ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; уместно и правильно использовать интонацию и знаки препинания при одно родных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщающим словом; употреблять звательную интонацию в предложениях с обращениями, знаки препинания при обращениях; соблюдать элементарные правила речевого этикета при обращении к собеседнику; использовать этикетные формулы обращения в устной и письменной речи (уважаемый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.); интонационное и пунктуационное оформление предложений с вводными словами; постановку знаков препинания между частями сложного предложения (с двумя двусоставными частями), соединенными словами и, а, что, что бы, потому что, если,когда, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи).когда, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи), интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью; пунктуационное оформление диалога, уместно использовать жестов и мимики в процессе устного диалога с собеседником; разовьют навыки выразительного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чтение «по ролям»);
  •  по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, разделительными союзами а, и. но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
  • озаглавливать текст;
  • подробно пересказывать текст;
  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
  • находить,  анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений)

Раздел V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

5 КЛАСС (204/175)

Содержательные разделы

Количество часов (базовый)

Количество

 часов  (новый стандарт)

О языке

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

3 (2 + 1)

2 (2 + 0)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Фонетика. Графика

Письмо. Орфография

Слово и его строение

Слово как часть речи

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Письмо и каллиграфия. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформ.

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

41 (28 + 13)

36 (26 + 10)

Систематический курс русского языка.

Фонетика и орфоэпия

15 (13 + 2)

13 (12 + 1)

Лексика. Словообразование. Правописание.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

 Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.

37 (32 + 5)

33 (29 + 4)

Синтаксис и пунктуация (вводный курс)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

35 (29 + 6)

33 (28 + 5)

 МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.

Глагол

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир- -мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.

Повторение

73 (56 + 17)

27 (21 + 6)

24 (18 + 6)

17 (12 + 5)

5

58 (54 + 4)

21 (19 + 2)

18 (16 + 2)

14 (12 + 2)

5

Не используется резерв

ИТОГО

204

175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....