Рабочая программа по русскому языку. 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Гурьянова Оксана Николаевна

Данная программа составлена на основе учебника под редакцией В. Ф. Грекова и Л. А. Чешко. Она расчитана на 1 урок в неделю. Большое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_10_kl.docx975.65 КБ

Предварительный просмотр:

\\fs.yashi.lc\Link\Учителя\Учителя\Гурьянова О.Н\титульные листы\рус10.jpg

  Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа 

Настоящая учебная программа по русскому языку для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов). Автор С.И.Львова. - Программы ОУ. Русский язык. 10-11классы. – М.: Дрофа, 2002 и  учебника: Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразов. учреждений /Авторы: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2010.

На  изучение  курса отводится  35  часа, 1  час  в  неделю.

Контрольных работ – 1.

Уроков  развития  речи - 9.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять  разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.

Вот почему программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть реализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет потребность человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.

И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

 Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Кроме того, огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова (или словообразовательных моделей), который развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предусмотрено изолированное изучение каждой части русского правописания: орфографии (первый год обучения) и пунктуации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Кроме того, в программу включены уроки развития речи с целью расширения знаний учащихся о видах творческих работ (изложение повествовательного текста, рецензия, эссе) и проверки их практических навыков по русскому языку. 

Раздел II.  Учебно-тематический план

 Содержание

Количество часов по теме

Количество контроль-ных работ

Развитие речи

Особенности письменного  общения

3

-

1

Орфография.

Орфография как система правил правописания

8

-

3

Слитные, дефисные и раздельные написания  

10

1

4

Написание строчных и прописных букв

4

-

1

Итого

35

1

9

Раздел III. Содержание тем учебного курса

10 класс (35 ч)

Особенности письменного общения (4 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (передача смысла с помощью графических знаков) — ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания.

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и др.), жестов и мимики; ориентация на слуховое восприятие речи и зрительное - собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слушателя и реагировать на нее. Повторы, прерывистость речи - типичные свойства устного слова. Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) —> финикийское письмо (XII—X вв. до н. э.) -> древнегреческое письмо (IX—VIII вв. до н. э.) —> старославянское письмо (863 г.) —» русское (рукописное) письмо (988 г. — год крещения Руси) —> первые печатные книги (1554 г.) —> введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) —> частная реформа азбуки (1735г., 1758 г.) -» создание орфографических правил Я. К. Гротом (1878 г.) —> реформа алфавита и орфографии (1918 г.) —> упорядочение Свода орфографических и пунктуационных правил (1956 г.).

Орфография (8 + 3ч)

Орфография как система правил правописания

Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему всегда одинаково»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («лиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). 

Правописание морфем

Морфема как минимальная значимая часть слова.

Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфемный).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня или и в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-кос-, -лаг- - -лож-, -бир- -бер-, -тир-,-тер-, -стил--стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- (-ращ-) —    -рос-, -скак- - -скоч-(зависимость от последующего согласного); 3) -гар- -гор-, -твар-твор-,      -клан-клон-, -зар-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло ла, оро ра, ере ре, ело ле.

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска дощатый, очки очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова.

Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з (с) — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание:   -арь),   -тель,,   -ник,   -изн(а), -ость,, -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик и -щик со значением лица.

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват(ый), -евит(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(ть), -ирова(ть), -ича(тъ), -ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или –и -в глаголах с приставкой обез- (обезлесить обезлесеть); -ться и -тся в глаголах.

Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять посеявший посеянный).

Буквы н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи. Различение окончаний и в именах существительных; окончания -ет, -ит, -ешь, -ишь, -ут (-ют), -am (-ят) в глаголах.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.

Правописание согласных на стыке морфем {матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (обобщение). Орфографический анализ словообразовательных моделей слов.

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Работа с орфографическим словарем.

Слитные, дефисные и раздельное написания (9+2ч+4 ч)

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний {многообещающий много обещающий).

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

Работа со специальными словарями, отражающими слитные и раздельные написания.

Написание строчных и прописных букв (4 ч+1ч)

Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы.

 

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

за курс 10 класса по русскому языку

    В результате изучения русского языка в  10 классе ученик должен

знать особенности письменного общения, а также специфические элементы речевого этикета, использующиеся в письменной речи;

    свободно владеть орфографией и основными навыками по пунктуации русского языка, что предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.


№ УРОКА

УРОКА

В ТЕМЕ

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

ТИП ,

ФОРМА УРОКА

ПРИМЕЧАНИЕ

ПЛАН

ФАКТ

Особенности письменного общения

3+1

1

1

Речевое  общение как взаимодействие между людьми посредством языка

1

Вводный урок. Лекция с элемен-тами беседы

2

2

Особенности устной и письменной речи

1

Урок сообщения новых знаний. Лекция, беседа

3

3

Основные этапы и истоки развития современного русского письма

1

Комбинирован. Лекция, беседа

4

4

Р.Р. Как писать сочинение с элементами рассуждения?

1

Комбинирован. Лекция, практикум

Орфография как система правил правописания

8+3

5

1

Основные принципы русской орфографии

1

Комбинирован. Лекция, практикум

6-7

2-3

Правописание корней. Правописание гласных и согласных  корня. Группы корней с чередованием

2

Комбинирован. Консультация, практикум

8-9

4-5

Правописание приставок и суффиксов

2

Комбинирован. Консультация. практикум

10-11

6-7

Р.р. Сочинение с элементами рассуждения

2

12

8

Правописание окончаний

1

Комбинирован. Практикум

13-14

9-10

Мягкий знак после шипящих в словах разных частей речи

2

Комбинирован. Прктикум

15

11

Р.Р Практическая работа. Редактирование текстов

1

Контроль ЗУН. Диктант. Коррекция знаний Консультация

Слитные, дефисные и раздельные написания

16-17

12-13

Правописание не с разными частями речи

2

Комбинирован. Консультация, практикум

18-19

14-15

Р.р. Сочинение с элементами рассуждения

2

Контроль ЗУН. Сочинение

20-21

16-17

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза)

2

Комбинирован. Консультация. Практикум

22

18

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях

1

Комбинирован. Консультация. Практикум

23

19

Особенности написания производных предлогов

1

Комбинирован. Консультация, практикум

24

20

Правописание союзов

1

Комбинирован. Практикум

25

21

Образование и написание сложных слов (имён существительных, прилагательных , наречий)

1

Комбинирован. Семинар

26-27

22-23

Р.р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач

2

Контроль ЗУН. Сочинение-эссе

28

24

Правописание числительных

1

Комбинирован. Урок-тренинг

29-30

25-26

Контрольный диктант  с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста)

 Анализ диктанта.

2

Контроль ЗУН. Диктант. Коррекция знаний Консультация

Написание строчных  и прописных букв

4+1

31

27

Написание строчных  и прописных букв

1

Комбинирован. Практикум

32

28

Работа со словарями

1

Комбинирован. Практикум

33

29

Практическая работа.

Решение тестовых заданий.

1

34-35

30-31

Резервный урок

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....