Урок русского языка по теме "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Филиппова Анна Леонидовна

Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской,  по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)

Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.

Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;

2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.

развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;

познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;

рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.

3) воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской,  по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)

Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.

Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;

2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.

развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;

познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;

рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.

3) воспитывать любовь к Родине.

Приложение: мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

С какими трудностями столкнулись? (Выборочная проверка)

  1. Актуализация прежних знаний.

- Модель Фрайер – глагол (работа в парах).

- Для чего мы это делали?

-  Распределительный диктант:

 1й столбик – I спр., 2й столбик – II спр. Выделите окончания глаголов, поставьте ударение в словах.

Летим, сидишь, сотрёшь, определим, увезут, злишься, решите, затрещит,  согнутся, пойдём, споёте, запищат, говорят, поглядим, устаёт, уточним.

Вывод: как определили спряжение глаголов? Какие окончания у глаголов 1 спр. и 2 спр.?

- Если личное окончание глагола безударное, то как определить спряжение глагола?

- Какие глаголы в НФ относятся ко 2 спр.? К 1 спр.?

-  Комментированное письмо

На слайде записаны глаголы с пропущенной буквой в окончании.

Вставьте пропущенную букву, определите спряжение глагола.

 

зева_м                  молв_шь                    слыш_те

  1.  Сообщение темы урока. Постановка цели.

БЕЖАТЬ

ХОТЕТЬ

      я    бегу               

     ты      бежишь

     он      бежит             

     мы     бежим              II спр.

     вы      бежите

     они    бегут             I спр.

               я           хочу

              ты          хочешь               I спр.

              он          хочет

             мы         хотим

             вы          хотите              II спр.

             они        хотят    

- Внимательно рассмотрите таблицу спряжения данных глаголов, какую особенность вы заметили?

- Что обнаружили?

 - Встречались ли раньше подобные явления?

Да, у существительных. Разносклоняемые существительные.

- Как бы вы назвали такие глаголы?

- Как же будет звучать тема нашего урока?

5. Закрепление нового материала.

  1. Работа с учебником  п.81.

Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми.

Глаголы  есть, дать  (а также производные от них) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Обратите внимание на окончания глаголов и сделайте вывод: глаголы  ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.

  1. Тренировочные упражнения

  1. Упражнение 471.  
  2. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.

(не хотим: 1 лицо, ед. ч., наст. время)

  1. Упражнение 472  (обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)

Облака бегут – быстро перемещаются

Вода бежит – течет, льется.

Кровь бежит – течет

Тропинка бежит – простирается, тянется

-  Какой прием использован в этих примерах?

Ответ учащихся: олицетворение.

  1. Упражнение 473 ( задание по речевому этикету) ( выполняется устно)

  1. Задание на слайде: запиши в тетрадь данные ниже глаголы в 3 столбика: глаголы I спр.; 2.  глаголы II спр.; 3. разноспряг. глаголы.

Иметь, прибыть, прибывать, пить, держать, задержаться, радовать, ценить, радоваться, дать, баловать, есть, желать, жалить, прибежать, хотеть, создавать, создать, нестись, наесться, бегать, бежать, брать, отдать, отдавать, притерпеться.

5.Домашнее задание.   П.81.  упр. 474.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

  • Я вспомнил, что…
  • Я понял…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…

Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
– Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка.
– Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? – возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
– Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать.
– Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано:

Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск

– До свидания, милушки, – сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
– А что это за Разноспряженск такой? – Юлька  кивнула на указатель.
– Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов.
– Как это – разноспрягаемых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"

Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....

Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино,  позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...