Программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_7_kl.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 381 Кировского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

 

Председатель МО учителей русского языка и литературы

__________ Чернецова О.В.

 

Протокол № 1

от «31» августа 2015 г.

«Согласовано»

 

Заместитель директора по УВР __________ Коваленко Л.М.

 

«31» августа  2015г.

  «Утверждаю»

 

Директор школы № 381

Кировского района СПб

__________ А.А. Копунова

 

Приказ №

от «01» сентября 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому языку

для 7 класса

 

 

 

4 часа в неделю (136ч.)

 

 

Составитель:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 381

Кировского района Санкт-Петербурга Егорова В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

2015 / 2016 учебный год

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы,  на основании которых разработана рабочая программа

Программа по русскому языку составлена для 7 класса ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29.12.2012;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования);
  3. Основной общеобразовательной программы ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга;
  4. Учебного плана ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год;
  5. Календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год;
  6. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  7. Локального акта «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора № 71 от 01.09.2014.
  8. Локального акта «Положение об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора № 71 от 01.09.2014.
  9. Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по  русскому  языку» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку», а также Программы под редакцией М.Т Баранова и др., 7 класс, «Просвещение», 2010 г. для общеобразовательных учреждений.

 Актуальность изучения учебного предмета «Русский язык»

Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также предоставляет возможность для получения среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  1. программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  2. фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  3. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  4. программы развития универсальных учебных действий.

В соответствии с  Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего парода и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  1. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  2. овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  3. освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цели с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании  в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере  и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ  науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Задачи учебного предмета «Русский язык»

- Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать  языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание этической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Учебно-методический комплекс

Реализация программы осуществляется на базе УМК авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Учебник: Русский язык.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; - 2 – е  изд. –М.: Просвещение, 2014]

Контрольно-измерительные материалы к учебнику


Место учебного предмета «Русский язык»

в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ  381 отводится 4  часа в неделю, итого 136  часов за учебный год

Формы и виды контроля

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы, тесты и т.п. в рамках урока.

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения, осуществляется по окончании четверти основе текущего контроля.

Итоговый контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании учебного года на основе результатов промежуточного контроля с учетом отметки за промежуточную аттестацию в конце учебного года. Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

Тематический контроль – контроль знаний учащихся, который проводятся в конце изучения основных разделов курса. Могут проводиться как административные, районные и городские контрольные работы по графику внутришкольного контроля.

Организация проверки знаний предполагает следующие виды работ:

  • словарные диктанты
  • контрольные работы (программой предусмотрено 5 контрольных диктантов, которые проводятся в тетрадях для контрольных работ)
  • диктант / диктант с грамматическим заданием;
  • тестовые задания

Контрольные и творческие работы

Тема

Вид контроля

7 б

1

Повторение изученного в 5-6 классах

Контрольный диктант с грамматическим заданием

2

Причастие

Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»

Изложение от 3-го лица.

Контрольная работа  по теме

« Причастие.  Причастный оборот»

Контрольный диктант работа  по теме

«Причастие»

Выборочное изложение по упр. 151

Контрольный диктант с грамматическим заданием

3

Деепричастие

Сочинение с описанием действия по картине С. Григорьева «Вратарь».

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

4

Наречие

Сочинение. Рассказ  по картине Е. Широкова «Друзья»

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме « Наречие»

5

Категория состояния

Сжатое изложение по упр. 322

6

Предлог

Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

7

Союзы

. Сочинение «Я сижу на берегу…» (по упр. 335)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

8

Частица

Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.446)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи»

Оценивание работ и ответов учащихся

Оценивание знаний учащихся в 7 классе осуществляется на основании «Положении об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ №381 Кировского района Санкт-Петербурга»; утверждено приказом директора ОУ № 71 от 01.09.2014.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и созидательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 6 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с различной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязей его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Русский язык как развивающееся явление - 1час

Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Повторение пройденного в 5-6 классах – 13 часов

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные части речи.

Причастие 36 час

Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий.

Р.р. Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

 Сжатое изложение. Выборочное изложение.

Деепричастие - 12 час

 Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.

Р.р. Сочинение по картине. Описание действий.

Наречие – 30 час

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Гласные о-а на конце наречий.

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Сочинение. Описание действий как вид текста.

Категория состояния- 3 часов

 Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Р.р. Сжатое  изложение текста с описанием состояния  природы.

Служебные части речи. Культура речи – 34 часов

Предлог – 9 час

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Р.р. Рассказ от своего имени на основе прочитанного.

Союз – 11 час

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Р.р. Сочинение - описание по картине.

Частица – 11 час

Частица  как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Р.р. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова – 2 часа

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе – 5 часов

Повторение тем, изученных  в 7 классе.

Резерв – 2 часа


Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

Содержание

Кол-во часов

всего

Теория

Практика

1

 Русский язык как развивающееся явление

1

1

-

2

 Повторение изученного материала в 5-6 классах

13

3

10

Морфология и орфография. Культура речи.

Самостоятельные части речи

3

Причастие

36

12

24

4

Деепричастие

12

4

8

5

Наречие

30

10

20

6

Категория состояния

3

1

2

Служебные части речи.

7

Предлог

9

2

7

8

Союз

11

3

8

9

Частица  

11

3

8

10

Междометие

2

1

1

Повторение изученного в 7 классе

11

Повторение изученного материала в 5-7 классах

6

2

4

12

Резерв

2

2

ИТОГО

136

42

94




Поурочное планирование учебного предмета «Русский язык»

№ п/п

Тема урока

Основные вопросы и понятия

Характеристика деятельности учащихся

1/1

Русский язык как развивающееся явление

 Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

Организационный момент. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

Повторение изученного материала в 5-6 кл - 13 час  (11 +2р.р.)

2/1

Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.

Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

3/2

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его структура. Простые и сложные предложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

4/3

Лексика и фразеология.

Лексика. Фразеология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

5/4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Фонетика и графика. Гласные и согласные  звуки. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

6/5

Словообразование и орфография.

Словообразование. Основные способы словообразования. Орфография. Морфема.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

7/6

Морфемный и словообразовательный разбор.

Морфемный и словообразовательный разбор.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

8/7

Морфология и орфография.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

9/8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Грамматические признаки частей речи. Навыки морфологического разбора.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

10/9

Р.р. Текст. Стили литературного языка.

Текст. Языковые средства связи. Абзацы. Микротемы. Типы текста. Стиль текста.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

11/10

Диалог как текст. Виды диалога.

Повторение изученного по теме «Диалог». Виды диалога. Построение диалога.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

12/11

Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Признаки  и назначение публицистического стиля.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока. Домашнее задание.

13/12

Контрольный диктант с  грамматическим заданием   по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах»

Проверка знаний по изученным темам. Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Организационный момент. Чтение текста учителем. Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Повторение».

14/13

Анализ контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Организационный момент. Выполнение  работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. Итоги урока.

Морфология и орфография. Культура речи .

Причастие – 36 час. (29+ 7 р.р.)

15/1

Причастие как часть речи.

Глагол. Причастие как форма глагола. Морфологические и синтаксические признаки глагола и причастия.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

16/2

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Склонение причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

17/3

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Склонение причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

18/4

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Причастный оборот. Одиночное причастие. Обособление причастного оборота.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

19/5

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Причастный оборот. Одиночное причастие. Обособление причастного оборота.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

20/6

Р.р.  Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении.

Основные виды описания внешности человека. Работа с текстами учебника.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

21/7

Р.р. Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

Тип речи описание. Подготовка к сочинению-описанию.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

22/8

Р.р. Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»

Написание  сочинения-описания по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

23/9

Действительные и страдательные причастия.

Действительные и страдательные причастия.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

24/10

Краткие и полные страдательные причастия.

Краткие и полные страдательные причастия. Синтаксическая  роль причастий в тексте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

25/11

Действительные причастия настоящего времени.

Действительные причастия настоящего времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

26/12

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

27/13

Действительные причастия прошедшего времени.

Действительные причастия прошедшего времени.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

28/14

Действительные причастия  прошедшего времени.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

29/15

Р.р. Изложение от 3-го лица.

Написание изложения с изменением  лица.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

30/16

Страдательные причастия настоящего  времени.

Страдательные причастия настоящего времени.

Суффиксы страдательных причастий настоящего  времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

31/17

Страдательные причастия прошедшего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

32/18

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

Страдательные причастия полные и краткие. Суффиксы полных и кратких страдательных причастий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

33/19

Контрольная работа  по теме

« Причастие как часть речи. Причастный оборот»

Проверка знаний по изученной теме.

Организационный момент. Написание контрольной работы   по теме «Причастие. Причастный оборот».

34/20

Анализ контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы

Организационный момент. Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе. Итоги урока.

35/21

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

36/22

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

37/23

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий  и в кратких отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий  и в кратких отглагольных прилагательных

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

38/24

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий  и в кратких отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий  и в кратких отглагольных прилагательных

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

39/25

Р.р. Выборочное изложение по упр. 151

Подготовка к написанию выборочного изложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

40/26

Р.р. Выборочное изложение по упр. 151

Написание выборочного изложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

41/27

Морфологический разбор причастия.

Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

42/28

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

43/29

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

44/30

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание гласных о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Применять правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, составлять предложения, использую представленные слова и словосочетания; расставлять знаки препинания при причастном обороте.

45/31

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание гласных о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

46/32

Р.р. Устное сочинение по заданию упр. 166

Внешность человека. Описание внешности известного человека.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

47/33

Повторение изученного материала  о причастии.

Причастие. Причастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

48/34

Повторение изученного материала  о причастии.

Причастие. Причастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

49/35

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме

 « Правописание причастий. Пунктуация при  причастном обороте».

Проверка знаний по теме «Правописание причастий. Знаки препинания при причастном обороте».

Организационный момент. Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Правописание причастий».

50/36

Анализ контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Организационный момент. Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. Итоги урока.

Деепричастие – 12 час (10+2 р.р.)

51/1

Деепричастие как часть речи

Деепричастие. Глагольные и наречные признаки деепричастия.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

52/2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

53/3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

54/4

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

 Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

55/5

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастие несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

56/6

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастие совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

57/7

Р.р. Сочинение с описанием действия. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

Подготовка к сочинению по картине. Завязка, развитие действия, кульминация.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

58/8

Р.р. Сочинение с описанием действия. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

Написание сочинения по картине.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

59/9

Морфологический разбор деепричастия.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание деепричастий. Пунктуация при деепричастном обороте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

60/10

Повторение изученного о деепричастии.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание деепричастий. Пунктуация при деепричастном обороте.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

61/11

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Деепричастие»

Проверка знаний по теме «Деепричастие»

Организационный момент. Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».

62/12

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Организационный момент. Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. Итоги урока.

Наречие – 30 час (26+4 р.р.)

63/1

Наречие как часть речи.

Самостоятельные части речи. Наречие – неизменяемая часть речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

64/2

Употребление наречий в речи.

Употребление наречий с точки зрения норм литературного языка. Основные способы словообразования.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

65/3

Разряды наречий.

Смысловые группы наречий. Словосочетания с наречиями. Синонимические ряды.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

66/4

Степени сравнения наречий.

Качественные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных и наречий. Сравнительная степень наречий. Простая и составная форма сравни тельной степени

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

67/5

Степени сравнения наречий.

Превосходная степень сравнения наречий. Составная форма превосходной степени наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

68/6

Морфологический разбор наречия.

Морфологический разбор наречия

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

69/7

Слитное и раздельное написание не  с наречиями на  - о и –е

Правописание НЕ с наречиями. Синонимы. Словообразование наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

70/8

Слитное и раздельное написание не  с наречиями на  - о и –е

Правописание НЕ с наречиями. Синонимы. Словообразование наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

71/9

Буквы е  и и  в приставках не – и ни- отрицательных наречий.

 Отрицательные наречия. Вопросительные наречия. Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

72/10

Буквы е  и и  в приставках не – и ни- отрицательных наречий.

Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

73/11

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е

Правописание одной и двух –н- в суффиксах прилагательных и наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

74/12

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е

Правописание одной и двух –н- в суффиксах прилагательных и наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

75/13

Урок – практикум по теме «Правописание суффиксов  -Н- и –НН- в разных частях речи»

Проверка знаний по изученной теме

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

76/14

Р.р. Описание действий.

Заголовок текста. Тема текста. Основная мысль. Средства выразительности.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

77/15

Буквы  о и е после шипящих на конце наречий.

Правописание наречий, оканчивающихся на шипящую

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

78/16

Буквы  о и е после шипящих на конце наречий.

Способы образования наречий (суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Правописание букв о и а на конце наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

79/17

Буквы о и а на конце наречий

Правописание суффиксов на конце наречий

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

80/18

Буквы о и а на конце наречий

Правописание суффиксов на конце наречий

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

81/19

Р.р. Сочинение. Рассказ  по картине Е. Широкова «Друзья»

Рассказ по картине.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Написание сочинения.  Итоги урока.

82/20

Дефис между частями слова в наречия

 Дефис в наречиях. Неопределенные местоимения и наречия. Отличие наречий с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

83/21

Дефис между частями слова в наречия

Дефис в наречиях. Неопределенные местоимения и наречия. Отличие наречий с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

84/22

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Приставки в наречиях. Имя существительное. Количественные числительные. Слитное и раздельное написание наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

85/23

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Приставки в наречиях. Имя существительное. Количественные числительные. Слитное и раздельное написание наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

86/24

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Правописание Ь знака на конце наречий

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

87/25

Повторение изученного о наречии.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

88/26

Повторение изученного о наречии.

Способы образования наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

89/27

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме

« Наречие»

Проверка знаний по изученной теме.

Организационный момент. Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Наречие».

90/28

Анализ контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Организационный момент Выполнение  работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании в нем. Итоги урока.

91/29

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв.

Понятие об отзыве. Требования к отзыву на литературное произведение.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

92/30

Р.р. Учебный доклад.

Понятие об учебном докладе. Требования к учебному докладу.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

Категория состояния - 2+1 р.р.

93/1

Категория состояния как часть речи.

Категория состояния. Наречие. Способы выражения сказуемого.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

94/2

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния.

Категория состояния. Наречие.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

95/3

Р.р. Сжатое изложение по упр. 322

Принципы сжатия текста. Написание сжатого изложения.

Организационный момент. Написание сжатого изложения, применяя основные принципы сжатия текста, определять стиль текста, тип текста. Итоги урока.

Служебные части речи.

Предлог – 9 час (8 +1 р.р.)

96/1

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Научный стиль.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

97/2

Употребление предлогов.

Однозначные и многозначные предлоги. Падежи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

98/3

Непроизводные и производные предлог

Непроизводные предлоги. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

99/4

Непроизводные и производные предлог

Производные предлоги. Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

100/5

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

101/6

Р.р.  Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Тема, основная мысль, план текста. Понятие о репортаже. Составление текста репортажа.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

102/7

Слитное и раздельное написание предлогов.

Производные предлоги. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

103/8

Слитное и раздельное написание предлогов.

Производные предлоги. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

104/9

Обобщение изученного по теме «Предлоги»

Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

Союз – 11 час (9+2 р.р.)

105/1

Союз как часть речи.

Союз. Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные. Морфологический разбор союза.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

106/2

Простые и составные союзы

Понятие о простых и составных союзах.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

107/3

Союзы сочинительные и подчинительные.

Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложносочиненные сложноподчиненные предложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

108/4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы. Знаки препинания в ССП и в простом предложении с однородными членами.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

109/5

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы. Соединительные союзы. Противительные союзы. Разделительные союзы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

110/6

Р.р. Сочинение «Я сижу на берегу…» (по упр. 335)

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. Написание сочинения.

Организационный момент. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

111/7

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов: причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные. Морфологический разбор союза.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

112/8

Р.р. Устное сочинение-рассуждение по упр. 384

Тип речи рассуждение. Структура рассуждения. Подбор тезисов.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

113/9

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Наречие с частицей  (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ).

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

114/10

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Наречие с частицей  (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ).

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

115/11

Повторение сведений о предлогах и союзах.

Повторение и закрепление полученных знаний по темам «Предлоги. Союзы». Проверочная работа по теме.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока.  Итоги урока.

Частица – 11 час (10 +1 р.р.)

116/1

Частица как часть речи.

Частица как часть речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

117/2

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Частица. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Условное и повелительное наклонение глагола.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

118/3

Смыслоразличительные частицы.

Частица. Разряды частиц. Смысловые  частицы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

119/4

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы.

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

120/5

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

121/6

Различение частиц и приставок не- и ни-

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

122/7

Р.р. Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.446)

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли.

123/8

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ.

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

124/9

Повторение изученного материала о частицах.

Частицы формообразующие и смысловые. Отрицательные частицы. Морфологический разбор частиц.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

125/10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи»

Проверка знаний по изученной теме.

Организационный момент. Чтение учителем текста. Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи».

126/11

Анализ контрольного диктанта по теме «Служебные части речи»

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Организационный момент. Актуализация к деятельности. Работа над ошибками.  Итоги урока.

Междометие – 2 часа

127/1

Междометие как часть речи.

Междометие. Производные и непроизводные междометия. Дефис в междометиях.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

128/2

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

Повторение изученного в 5-7 классах - 6 час

129/1

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь.

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис)

Стили речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

130/2

Фонетика. Графика.

Фонетика. Фонетический разбор слов.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

131/3

Лексика и фразеология.

Лексикология. Фразеология.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

132/4

Морфемика. Словообразование.

Строение слов. Основные способы образования слов.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

133/5

Морфология. Орфография

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. Синтаксическая роль частей речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

134/6

Синтаксис. Пунктуация.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение. Однородные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация к деятельности. Работа по теме урока. Итоги урока.

135/1

Резерв

136/2

Резерв


Планируемые результаты изучения учебного предмета  «Русский язык»

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи отличительные особенности причастий и прилагательных;

- об особенностях склонения причастий; определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении; действительные и страдательные причастия; краткие страдательные причастия;

способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; порядок морфологического разбора причастий;

- грамматические признаки деепричастия как части речи;

определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми; способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; порядок морфологического разбора деепричастий;

- грамматические признаки наречия как части речи; смысловые группы наречий;

- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

- правила употребления предлогов с разными падежами; о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении; о сочинительных и подчинительных союзах; порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

- отличие частиц от самостоятельных частей речи;

формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

- о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

По связной речи:

адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо:

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

№ п.п.

Наименование объектов и средств

Примечание

I

Книгопечатная продукция

1.

Учебники

Учебник русского языка для 7  класса общеобразовательных организаций авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. В 2 ч.-4-е изд. - М.:Просвещение,2014.

у каждого ученика

2.

Рабочие тетради и пособия

Рабочие тетради, тетради для контрольных работ, по развитию речи

у каждого ученика

КИМы к учебнику по русскому языку, авт. Н.В.Егорова- 2-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2014

у каждого ученика

Таблицы на бумажной основе

комплект

3.

Методические пособия

Богданова Г.Л  Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя /. - М.: Просвещение, 2014.

Егорова Н.В., Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2014

II

Технические средства обучения

Компьютер учителя

1

Принтер  RICON

1

Колонки

2

Проектор

1

Экран

1

III

Экранно-звуковые средства и пособия

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия (7  класс)

комплект

Русский язык.7 класс. Электронное приложение к учебнику М.Т. Баранов и др.

комплект

IV

Оборудование класса

Парты учащихся

15 шт.

Стулья учащихся

30 шт.

Стол учителя

1 шт.

Стул учителя

3 шт.

Стенды пробковые

4 шт.

Книжные шкафы

3 шт.

Стеллаж 2-х секционный

1 шт.

Часы

1 шт.

Радиоприёмник

1 шт.


Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

по программе

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Кол-во часов

по факту

7 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...