Урок русского языка в 8 классе на тему: «Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Тема: «Личные местоимения»

Цель: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения.

Задачи:

- формировать навыки грамотного письма личных местоимений;

 -формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи;

- обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_lichnye_mestoimeniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Личные местоимения»

Разработала:

Учитель русского языка

и литературы ГБС(к)ОУ

«Казанская школа №142»

Телегина С.А.

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Личные местоимения»

Цель: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения.

Задачи:- формировать навыки грамотного письма личных местоимений;

               -формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи;

                 - обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, тесты.

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Устный опрос (фронтальный)

-Послушайте слова известного лингвиста А. Реформатского и скажите, о какой  части речи он рассуждает.

Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно « освобождают игру» знаменательные слова.

-Почему ученый называет местоимения дублерами  или запасными игроками?

- В чем особенность этой части речи?

- Каковы морфологические признаки местоимений? Как они изменяются?

- Какую синтаксическую роль выполняют местоимения?

-Сколько разрядов местоимений вам известно?

2) Проверка домашнего упражнения.

- Объясните, почему местоимения в упр.393 употреблены неправильно.

III . Знакомство с новым материалом

  1. Цели урока (слайд №1)

Знать: личные местоимения, особенности их склонения, изменения.

Уметь: правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами.

  1. Запись в тетрадях темы урока.
  2. Синтаксическая пятиминутка (слайд №2)

(Строфа из стихотворения И.А. Бунина «Кедр»)

Темный кедр растет среди долины,

Я люблю долины тихих гор,

Видит он далекие вершины

И глядится в зеркало озер.

-Дайте характеристику предложения, составьте его схему.

- Какими частями речи выражено подлежащее во 2 и 3 частях предложения?

Совершенно верно, это местоимения. Относятся они к разряду личных. С ними мы встречаемся ежедневно, их всего 8, и все они  указывают на лица.

4)Работа с материалами на слайдах (слайды №3,4,5,6)

-Почему местоимения поделены на 2 группы?

(Местоимения «я» и «мы» оказались на одной строке,  т.к. и то  и другое местоимение указывают на…….;  «ты» и «вы» указывают на….; «он», «она», «оно», «они» указывают на…)

Все личные местоимения изменяются по падежам, то есть склоняются.

 Отметим особенности изменения личных местоимений.

1.При склонении местоимений 1 и 2 лица ед.числа происходит чередование в корне.

2.В косвенных падежах местоимений 1 и 3 лица меняется основа.

3. В 3 лице после предлога в косвенных падежах появляется буква Н.

Синтаксическая роль личных местоимений. (слайд№7)

-Запишите предложения, подчеркните личные местоимения как члены предложения.

Вывод: личные  местоимения в предложении могут быть подлежащим или дополнением.

Особенности употребления в речи личных местоимений (слайд№8)

Особенностью употребления в речи личных местоимений является единственно возможная форма местоимений 1 и 2 лица мн. числа и 3 лица ед. числа ж.рода.

IV. Проверка усвоения теоретического материала.

Тест по вариантам (Приложение)

V.  Закрепление.

1)Поставьте местоимение в н.ф., определите лицо и число.(слайд №9)

С ним, ко мне, мимо нее, в них, под нами, на вас, при тебе, о нем.

2)Спишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите падеж личных местоимений, определите их синтаксическую роль.(слайд №10)

1. У (она) кое –где провалилась крыша стены осыпались и совы заводили в(она) по ночам свои зловещие песни.

2.Всякий раз когда я начинал играть с (она) по-своему шумно и резво старая нянька быстро схватывала (она) и уносила к себе.

3) Творческое задание.(для его выполнения класс делится на 2 команды)

Отгадывание кроссворда, состоящего из загадок с личными местоимениями(слайды №11-14)

1.Он выглянул несмело из кочки моховой,

   Цепочку клюквы спелой подняв над головой.(Моховик)

2.Все его любят,  а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце).

3.И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.

Умещается в кармане  и ведет нас за собой. (Компас).

4.Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень)

5.Познакомишься со мной и увидишь шар земной.

Покажу тебе все страны. И моря, и океаны. (Глобус)

6.Есть один такой цветок, не вплетается в венок,

На него подуй слегка, был цветок  - и нет цветка .(Одуванчик)

7.Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко,

А за что беднягу бьют, а за то, что он надут. (Мяч)

8.Он слетает белой стаей и сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.(Снег)

9.Все утро дождик. Ничего веселого, но есть у солнца друг один их лучших. Упрямо поворачивает голову. Он ищет солнце,  спрятанное в тучах. (Подсолнух)

10.Он в осиннике родится. Как в траве не притаится, все равно его найдем…шляпка красная на нем. (Подосиновик)

11.Держусь я только на ходу, а если стану, упаду.(Велосипед)

12.В каком местоимении 2 звука  и 1 буква? (Я)

VI. Итог урока.

Вопросы классу:

Какой разряд местоимений мы сегодня изучали? Перечислите их.

-Когда к личным местоимениям 3  лица прибавляется н?

-Как пишутся местоимения с предлогами?

-Какое фонетическое явление можно отметить у личных местоимений 1 и 2 лица при склонении?

-Какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения?

Приложение

Вопросы теста по теме «Личные местоимения» (по вариантам)

I вариант

1.Местоимение  - это часть речи, которая указывает на:

А) признаки, предметы, действия;

Б) количество, действия, предметы;

В) признаки, предметы, количество;

Г) действия, количество, признаки.

2.Укажите в предложении личное местоимение.

Сегодня радостно и мне.

А) первое слово; б)второе слово; в) третье слово; г) четвертое слово.

3.В предложении личные местоимения бывают:

А) определениями и подлежащими;

Б) сказуемыми и обстоятельствами;

В) подлежащими и дополнениями;

Г) обстоятельствами и дополнениями.

4.В предложении Ласточка с весною в сени к нам летит личное местоимение стоит в :

А) Тв.п. б) Р.п. в) В.п. г) Д.п.

5. В этом предложении местоимение 3 лица написано правильно

А) С им никто не хочет идти.

Б) Около ее все время кто –то находился.

В) О нем говорят только хорошее.

Г) Алексей рассказал мне про их.

6. Допущена ошибка в форме местоимения.

А) грущу по вам; б) скучать по вас; в) тосковал по вас; г) спросить у нее.

II вариант

1.Часть речи, которая указывает на предметы , признаки и количества, но  не называет их, это:

А) предлог; б) глагол; в) местоимение; г) имя прилагательное.

2.В предложении Бабушка рассказала ей сказку личное местоимение это:

А) Первое слово; б) второе слово; в) третье слово; г) четвертое слово.

3.Найдите группу личных местоимений.

А) его, мой, тебе, их;

Б) мой, твой, ваш, наш;

В) их, мне, его, тебя;

Г) мой, твой, тебе, тобой.

4.В предложении Сегодня в гостях у нас бабушка Маши личное местоимение стоит в :

А) Им.п. б) Д.п. в) Р.п. г) Тв.п.

5. В этом предложении  местоимение 3 лица написано правильно:

А) Без его мне свет не мил.

Б) Петя много знал о насекомых и часто рассказывал мне про них.

В) Я приготовила сегодня для его вишневый торт.

Г) Рядом с им я чувствую себя спокойно.

6. Допущена ошибка в форме местоимения:

А) тоскуешь по нас;

Б) грустишь по вас;

В)узнал у ней; г) скучает по вас.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....