Урок русского языка в 5 классе по теме "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гордеева Лидия Федоровна

Презентация содержит материал для повторения изученного ранее, получения и закрепления новых знаний.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavka._5_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Приставка»

 Цели урока:

  1. сформировать у учащихся понятие о приставке как значимой части слова; ознакомить детей с синонимичными и антонимичными значениями приставок; показать роль приставок в образовании слов;
  2. воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;
  3. способствовать развитию речи, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  1.  Проверка домашнего задания.

        1.Работа по карточкам.

        2.Выборочная проверка упражнения 399.

        3. Фронтальный опрос по теме.

        -Что такое морфемика?

        -Какие морфемы вам известны?

        -Дайте определение окончания.

        -Что такое основа слова?

                -Что такое корень?

             -Дайте  определение суффикса.

  1. Словарный диктант.

(  Учащиеся пишут самостоятельно, затем проверяют на экране и сами оценивают работы.)

Уютная квартира, мягкий диван, цветы на балконе, узкий коридор, телевизор на тумбочке, телефон в кабинете, лиловая сирень в вазе.

Дополнительное задание: найти в диктанте слова с орфограммой в окончании, графически обозначить и объяснить.

IY. Знакомство с новым материалом.

  1. Лингвистическая игра.

- И какой ученик не мечтает, чтобы на уроке была игра. И на сегодняшнем уроке мы немножко поиграем. Но наша игра лингвистическая. А что это значит? ( Ответы учеников)

- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили?  Я вам скажу: «Приставка в». Что вы сделаете?  (Ответы учеников)

- А если я скажу: «Пере» (Ответы учеников)

- А если я скажу: «Вы» (Ответы учеников)

- Почему вы меня хорошо понимали, я ведь называла лишь кусочек слова – приставу. ( Ответы учеников.)

2. Наблюдения по рисункам на экране.

3. Выводы. Делают ученики, учитель дополняет.

IY.  Закрепление.

1. Учитель. Я попрошу, называя только приставку, кого-нибудь из учеников выполнить мою команду, а вы напишите слова целиком.

Я говорю: «Подо». (Ученик подходит, дети пишут: « Подойди».)

Я говорю: «На». ( Ученик берет мел, дети пишут: «Напиши».)

Пишем: Если знаешь части слова, ты напишешь их толково!

- Какие знаки и почему вы поставили в этом предложении?

- Какие части слова – морфемы вы знаете? Покажите на разборе 2-го глагола.

2. А теперь (другому ученику) предлагается изменить приставку на- в слове написать на другие и объяснить, как изменилось смысловое значение глагола.

( Переписать, списать, записать, подписать, вписать, расписать, отписать.)  

3. Упр.401 (из учебника.)

4. Ребята, с антонимичными приставками вы встречались на сегодняшнем уроке. А есть еще синонимичные. Ребята, что такое синонимы? (Ученики отвечают.)

Появляется слайд с заданием.

Задание: подобрать к данным словам слова с синонимичными приставками.

Выгнать - …, безграмотный - …, предобрый - …  

5. Зная  смысловое значение приставок, легко разгадаешь «секрет слова».

а) Появляется слайд .

Задание: объяснить значение слов, смысл которых зависит от приставки:

Подоконник, бессмертник.

б) Появляется слайд  «Правильно выделяй приставки».

Образец: названо слово подбросить, предполагаем,

что у него приставка под-, заменим приставку на с- - получится  сбросить. Смысл у слова есть – значит, приставка под- найдена верно.

Выделяем приставки:

Переехать, показаться, предсказать, свергнуть, раскрыть, наехать, прабабушка.

  1. Этимологическая страничка.

- Ребята, в последнем слове  возникли трудности. Давайте подберем к этому слову однокоренные: бабушка, бабуля. Значит, пра – приставка. Эта приставка имеет значение «давность во времени».

Появляются слайды.  

1  .  ПРА-

ПРАбабушка

ПРАвнук

ПРАродина

ПРАязык

ПРАязык современного русского человека – старославянский.

2.  Есть еще редкая приставка су-, которая  слилась с корнем:

СУмерки (от мрак)

СУтки (от течь)

СУмятица (от мятежный)

Придумайте красивое, образное выражение с одним из этих слов. 

YII. Появляется слайд « Образности нужно учиться!»

Задание: какой прием образности, выразительности использует поэт в описании зимы?

           Загудят, загуляют снега,

           И закружатся вьюг косяки,

           Засвистят, разрываясь, из сосняка

            Исполинские сквозняки.

                                                ( С.Куняев)

YIII. Подведем итоги.

         - Что такое приставка?

         -Чем приставка и суффикс сходны, а чем

            различаются?

IX. Оценки.

X. Задание на дом.    Параграф 76, упражнения 404, 405.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...