Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Васильева Марина Михайловна

Урок - объяснение нового материала по теме "Наречие" предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: дидактическая игра, осложнённое списывание, этимологический экскурс, тестовая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                        Наречие как часть речи.

Цель урока:

  1. Повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее: понятие наречия как части речи, его сходства и различия с другими частями речи, образование наречий.
  2. Формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, отличать наречия от других частей речи и находить их в тексте.
  3. Развитие навыка правописания наречий, их правильного употребления в речи.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Гимнастика для дикции.

Скороговорка        Сшит колпак, да не по-колпаковски

                                Вылит колокол, да не по-колоколовски…

II. Запись числа. Объявляется тема и цели урока.

Сравните предложения:

  1. Нынче выдалась очень теплая осень.
  2. За осенью незаметно подошла зима.
  3.  Осенью совсем недолго шли дожди, а к началу зимы слегка припорошил снег.

- Понаблюдайте над употреблением слова «осенью» в этих предложениях, каковы его грамматические признаки, какой частью речи оно является.

1. Значение предмета, (за чем?) тв. п. – сущ.      

2. Значение времени, (когда?) не измен. – наречие.

  • Найдите в предложениях другие наречия, выпишите словосочетания с наречиями.

Выдалась (когда?) нынче             теплая (в какой мере?) очень 

подошла (как?) незаметно            недолго (в какой степени?) совсем

шли (когда?) осенью

шли (как долго?) недолго

припорошил (насколько?) слегка

  • С какими частями речи сочетаются наречия?

С глаголами                                   с прилагат.,  другими наречиями

Обозначают чаще всего признак действия              признак признака

  • Изменяются ли наречия? C какой частью речи оно схоже?

  1. Осложненное списывание.

        Туман расст …лавшийся над р…вниной постепенно и…езает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага еще сумрач(?)но но оттуда поднимает(?)ся белесый туман.

       Хорошо как, господи!  -  благ…дарно говорит бабушка.

Задание: списать, расставив знаки препинания, объяснить орфограммы. Двое учащихся выполняют задание на доске, остальные сверяют с доской свои работы.

 

  • Что означает слово белесый? (беловатый, тускло-белый)

  1. Задание: 
  • Найти в тексте наречия, обозначить их как члены предложения, доказать, что они являются наречием.

(наречия в этом тексте обозначают признак действия, место действия, время, состояние природы, состояние человека)

  • Проделаем лингвистический эксперимент: попробуем убрать наречия (стираем записанные в тексте наречия)
  • Что изменилось в тексте?

          В первом предложении теперь исчезло значение длительности действия, постепенности; можно подумать, что действие произошло сразу. Второе предложение без наречия сумрачно потеряло смысл. То же произошло и в предложении с прямой речью, в словах автора без слова благодарно мы меньше узнаем о характере бабушки.

           Итак, роль наречий в русском языке очень значительна:

  1. они могут составлять грамматическую основу предложения,
  2. делают речь более точной и выразительной. 

  1. Физкультминутка.
  • Встали прямо, руки наверх, опустили вниз, сильно встряхнули. Посмотрели слева направо, сверху вниз, снизу вверх, вдаль за окно.
  • Проверим, насколько вы внимательны: запишите наречия, которые вы услышали во время физкультминутки (словарный диктант).

  1. Работа с текстом.  Дидактическая игра «Кубики».

       Дидактическая игра помогает в выполнении довольно трудного задания: конструирование связного текста. А правила игры те же, то и в детских кубиках.

1

Когда они проснулись, то увидели, что из пня срубленной пальмы сочится кровь. Из обрублен-ных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть деревья, у которых есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

1

Наша жизнь – такой священный лес. И в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

1

Детство Лермонтова прошло в имении бабушки – Тарханы, недалеко от города Пензы. Дом в Тарханах был просторный, около него был разбит старинный парк. Наверху в доме была детская, рядом с комнатой Лермонтова располагалась спальня бабушки.

1

На первом этаже, напротив окна, стоял замечательный рояль, на котором по вечерам играла бабушка. Посередине большой комнаты был поставлен круглый из красного дерева стол. За этим столом Лермонтов написал свои первые детские стихи.

1

Едва начав говорить, он уже подбирал рифмы. Прибежит к бабушке и твердит: «пол - стол», «кошка - окошко», а сам радостно смеётся.

1

Итак, уже в раннем возрасте у М. Ю. Лермонтова проявились поэтические способности.

  • Из предложенных отрывков составить 3 текста (по три отрывка на каждый текст) и нацепить их на стороны кубиков так, что при соединении и переворачивании кубиков можно было бы прочесть три разных текста.
  • Определить тип полученных текстов. Назвать используемые в них наречия.
  • Какие наречия используются при описании помещения?
  • Какое место занимают наречия в предложениях повествовательного текста? (служат для связи предложений в тексте).

  1. Вывод.
  • Что такое наречие?
  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Каковы грамматические признаки?
  • Чем является в предложении?
  • Какова роль наречий в тексте?

  1. Экспертная группа рассказывает об этимологии наречий.

  1. Домашнее задание.

Тестовая работа по теме:      «Наречие»                 

Вариант 1.

  1. В каком слове ь пишется?
  1. луч..
  2. невтерпёж..
  3. навзнич..
  4. без рощ..

  1. В каком слове дефис не пишется?
  1. на..чисто
  2. по..хорошему
  3. видимо..невидимо
  4. в..третьих

  1. В каком слове пишется буква а?
  1. справ..
  2. помног..
  3. заведом..
  4. осторожн..

4.   В каком слове пишется одна буква н?

  1. Этот человек выглядел очень стран..о.
  2. Лектор говорил бодро, осмысле..о, ярко.
  3. Туман постепе..о рассеялся.
  4. У подножия скалы было ветре..о.  

  1. Укажите прилагательные в сравнительной степени.
  1. Немного ниже росли ночные фиалки.
  2. Этот путь был короче.
  3. Худой мир лучше доброй ссоры.
  4. Яснее проступала основная мысль разговора.

  1. Найдите неверное утверждение
  1. Наречия на о (е), образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь степени сравнения.
  2. Чтобы отличить наречие от прилагательного, нужно установить, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени.
  3. Слитное или раздельное написание не с наречиями на о (е) определяется так же, как и с существительными и прилагательными.
  4. На конце наречий после шипящих под ударением всегда пишется о.

Вариант 2.

1. Укажите словосочетание, в котором неправильно выделено главное слово.

  1. легко работал
  2. слева от леса

  1. играя весело
  2. смотрел угрюмо

2. В каком слове не пишется раздельно?

  1. выглядеть (не)лепо
  2. учиться музыке вовсе (не)легко
  3. выглядит (не)скромно
  4. (не)кого винить

  1. Укажите наречие, которое пишется слитно.

  1. смеяться (без)удержу
  2. танцевать (до)упаду
  3. играть (в)открытую
  4. обойти (с)боку

  1. Укажите наречие, образованное суффиксальным способом.

  1. получше
  2. влево
  3. дружески
  4. вшестером

6. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенных слов.

  1. По осеннему озеру плывет лебедь. – наречие
  2. Он нес сумку наперевес. – наречие
  3. Летом день длится дольше. – наречие в сравнительной степени
  4. Сосна пышнее елки. – прилагательное в сравнительной степени

7. Напишите наречие-исключение, в котором на конце  пишется ь после шипящей.

  1. Комментирование оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Разработка урока русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи"

На уроке дается понятие  "самостоятельные и служебные части речи". Учащиеся  вспоминают признаки уже известных им частей речи, распределяют слова по разным группам. На уроке...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...