Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Солодякова Ольга Викторовна

Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное как часть речи (повторение и обобщение изученного)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_b_klasse.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 б классе

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний об имени существительном как части речи

Задачи:

1. систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

2. развивать критическое мышление, внимание, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.                                                                                                                

3. создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками, воспитывать культуру речи, внимание к слову.

                                                 Ход урока 

Организационный момент

(Приветствие)

Откройте тетради и запишите число, сегодня мы будем работать, используя

индивидуальные карты

Стадия вызова (слайд 2)

Начнем мы наш урок с наблюдения

Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения известного русского поэта А.А.Фета

Шепот, робкое дыханье,
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья…

Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица… А.А.Фет

Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока?

На что можно обратить внимание?

Сформулируйте тему урока, поставьте перед собой цели урока? Запишите в индивидуальную карту.

(Слайды)

Какие слова пропущены? С какой частью речи дружит существительное? Запишите в тетради, подобрав подходящие по смыслу слова, какие это должны быть слова? Кто ближе всех окажется к оригиналу.

Стадия осмысления

1. Итак, мы приступили к изучению раздела «Морфология». Определили, что тема урока  Имя существительное.

А зачем нам нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод: Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим. (какие слова являются однокоренными? Суть, сущность, сущий, существо) Корень: -сущ-; суффиксы: -еств-и-тель-н-; окончание: -ое.

Справка  Слово суть обозначает `сущность', `самое главное в чем-нибудь', `существо чего-нибудь'. Оно употребляется в стилях современного книжного и разговорного русского языка

(Суть - самое главное и существенное в чем-либо.
        Конечно, эта часть речи изучалась и в начальной школе, поэтому цель урока вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

В своих картах, в графе я знаю, запишите, все, что вы помните и знаете об этой части речи.

(Слабым учащимся подсказка-памятка)

  1. На какие вопросы отвечает?
  2. Что обозначает как часть речи?
  3. Какие морфологические признаки имеет?
  4. Каким членов предложения обычно бывает?

Проговаривание в парах, поделитесь друг с другом знаниями о существительном.               

Появились ли вопросы, что необходимо вспомнить, чтобы успешно осваивать новый материал по теме? (Учащиеся проговаривают вопросы, на которые необходимо найти ответы)

2. Работа с опорным конспектом (слайд)

Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта.

Сравним ваши записи и то, что собрано в опорном конспекте (морфологические признаки -  категория рода, числа, падежа, склонение, синтаксическая роль)

Подсказка на (стр 37-40)

Заполнение графы, в чем затруднения

3. Работа с учебником, сравнение и поиск новой информации.

Что нового мы узнаем и материала параграфа?

Запишите себе в карту.

(Имена существительные обозначают признак как предмет синий – синева, действие как предмет бежать – бег

Упр 470, 471 (устно в парах)

 

Физминутка ( яблоко, земля, дочь, дом, ночь, школа, облако, тишина, печь)

Я называю существительные, относящиеся к разным склонениям, 1скл – 1 ряд, 1 скл – 2 ряд, 3 скл – 3 ряд

Стадия рефлексии

  1. Работа со стихотворением Фета

            Вернемся к строчкам Фета, определите морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, взаимопроверка. (работаем в паре)

  1. Упражнение «Найди ошибки»

Спишите предложение, исправив его, объясните друг другу правильное написание, обозначьте орфограммы.

  1. Упражнение «Составь слова» Кто больше за 2 минуты существительные им.п. ед.ч.

                                    контрабас

(бас, краб, работа…)

 

  1. Тестовая работа

(цель: выявить трудности, связанные с понимание существительного)

Вариант 1

А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?

1) шампунь для сухих волос

2) работа в тетради
3) скрылось за тучей
4) играет на рояле

А2. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?

1) пожелай удачи

2) покрылись инеем

3) песня из кинофильма

4) в роли Дубровского

АЗ. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? 

  1) по тропинк.., на станци..

  2) у дорожк.., о счасть..

3) от радост.., на трамва..

4) у сирен.., к дочер..

А4. В каком слове на конце не пишется Ь?

I) плащ..

2) помощ..

3) глуш..

4) в полноч...

В I . Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет.

Вариант 2

А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?

1) купили тюль

2) пачка вафель

3) звуки виолончели

4) решение задач

А2. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?

1) в высотном здании

2) послал письмо

3) спрятался за деревом

4) темная ночь

A3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о спектакл.., о событи..

2) пески пустын.., на варень..

3) на вуал.., по дощечк..

4) к молодеж.., о дикци..

А4. В каком слове пишется на конце Ь?

1) пара галош..

2) брош..

З) чертеж..

4) товарищ..

В1. Из данного предложения выпишите имя существительное 3-го склонения.

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без

дверей.

Взаимопроверка в парах по ключу

1 вариант

А 1 – 2

А 2 – 4

А 3 – 4

А 4 – 1

В 1 - яблочко

2 вариант

А 1 – 3

А 2 – 2

А 3 – 4

А 4 – 2

В 1 – без дверей

Оценивание: 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2  

Анализ выполнения тестовой работы, какие ошибки встретились? Почему?

Подведение итогов по таблице:

  1. Что вам уже было знакомо об имени существительном?
  2. Какую новую информацию вы получили?
  3. Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?

Оцените свою работу на уроке, поставив общую оценку.

  1. Домашнее задание на выбор:
  1. Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных, Сочинить небольшую сказку про имя существительное
  2. Составить опорный конспект или кластер на тему «Имя существительное»
  3. Упр. 472

  1. Рефлексия урока

(закончи фразу)

  1. Сегодня я узнал …
  2.  Мне было трудно …
  3.  Я выполнял задания …
  4.  Я понял, что …
  5.  Теперь я могу …
  6.  Я приобрёл …
  7.  Я научился …
  8.  Для меня было открытием то, что …
  9.  Мне показалось важным …
  10.  Материал урока был для меня …

Синквейн

Урок

Какой (2 прилагательных)

Что делали (3 глагола)

Фраза

Заключительное слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...