Урок по теме "Правописание приставок ПРЕ- И ПРИ-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цитцер Светлана Васильевна

Особенностью данного урока является систематическая подготовка к ЕГЭ, начиная с 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-.

Цель урока :      1) дать понятие о том, что правописание приставок пре-, при-  зависит     от значения; познакомить со значениями приставок ПРИ- и ПРЕ-;

2) научить учащихся различать лексическое значение слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, правильно писать данный слова; создать ситуации для развития внимания, памяти, развивать орфографическую зоркость учащихся;

3) формирование чувства уверенности в своих силах; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку; формирование умения работы в коллективе.

ХОД

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы продолжаем работать с орфограммами, которые связаны с морфемным составом слов.  Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа» (СЛАЙД 1)

2. Орфоэпическая минутка.

Расставьте правильно ударение в словах. (СЛАЙДЫ 2 - 12)

ПОЗВОНИТ

ЗАЗВОНИТ

ВЫЗВОНИТ

ПРЕДЛОЖИТЬ

ПРЕДЛОЖИШЬ

3. Повторение.

-Что общего в морфемном строении данных слов?  (Приставка, префикс)

-Что такое приставка?

-На какие группы делятся приставки по наличию в них орфограмм?  (Неизменяемые и приставки на З-С) (СЛАЙД 13)

-С какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке?  (Буквы Ы и И после приставок)

-Когда после приставок пишется Ы, а когда И?

(Учащиеся, активно отвечавшие на теоретические вопросы, получают карточки с заданиями по

 правописанию приставок и выбору гласных Ы и И после приставок)

-Мы повторили правила правописания приставок и гласных Ы и И после приставок.

 Выполните устно задание и обоснуйте свой ответ (СЛАЙДЫ 14, 15)

  •   Укажите строку, во всех словах которой пишется
    одна и та же буква:
  • 1)Д_гнать, п_дписать, р_збег
  • 2)Ра_будить, ра_писание, бе_ветрие
  • 3)Раз_скать, без_нтересный, с_грать

      4. Переход к новой теме. Сегодня мы продолжим изучать правила написания приставок.  

       Посмотрите на слова, записанные на доске . О каких приставках мы будем говорить на уроке?

       -На доске группами записаны слова

         -Мы сегодня начинаем изучать новую группу приставок  (СЛАЙД16)

5. Новая тема. На уроке мы должны выяснить, от каких условий зависит выбор гласной Е или И в приставках ПРЕ- и ПРИ-, научиться правильно писать слова с данными приставками, продолжить повторение орфограмм в приставках.

 - По какому принципу все слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- разбиты на группы? (По лексическому значению, по смыслу) (СЛАЙД 17)

 - При каких лексических значениях в приставке пишется буква И? А при каких  - Е? (Определение общего в лексическом значении слов каждой группы: )

приближение

присоединение

неполное

   действие

                

близость

                        

Пре- = пере-ение

Пре- = очень

                

-Назовите 4 значения приставки ПРИ-.

-А когда же пишется приставка ПРЕ-?

Проверить по правилу с. 66

6.Закрепление.

А) Выполнение упражнения 154.(Устно, фронтально: а)орфоэпическая работа по словам из рамочки (СЛАЙД 18), б)выполнение упражнения по «образцу рассуждения» стр.66).

Б) Зарядка «тематическая». ПРЕ- руки вверх, ПРИ- повернуться к соседу и улыбнуться.

                                        Приклеить

                                        Преинтересный

                                        Прицепить

                                        Преломить

                                        Прибегать

                                        Пренеприятный

                                        Прибрежный

                                        Присесть

                                        Превозносить

Приобрести

В)Творческий диктант.

Догадайтесь какое слово с приставкой ПРЕ- или ПРИ- соответствует словосочетанию.

( Кто первый догадается, идёт к доске, устно и письменно объясняет написание приставки.)

Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря,

 гвоздь к стене, очень красивый, на самолёте в Сочи, нарушитель закона.

7. Вывод (ПО СЛАЙДАМ 19 - 25)

8. Тест. (Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

1. Укажите строку, в которой дано неверное  объяснение значения приставки: 

1)   Приоткрыть – неполнота действия

2)   Прервать- сходно со значением приставки пере-

         3)   Привокзальный – нахождение вблизи

        4)    Преинтересный – приближение

        2.Укажите строку, во всех словах которой пишется буква Е:

  1. пр_забавный, пр_града,пр_красный
  2. пр_клеить, пр_скучный, пр_задуматься
  3. пр_морский, пр_близить, пр_интересный
  4. пр_бить, пр_городный, пр_странный

       3.Укажите строку, во всех словах которой пропущена
           одна и та же буква:

  1. Пр_явить,пр_дедушка, з_крытый
  2. Ра_писание, ра_дробленный,во_хождение
  3. Раз_скивать, раз_грать, пред_юльский
  4. пр_града, пр_соединить, пр_бить

4.Укажите строку, во всех словах которой пишется
одна и та же буква:

  1. Пр_волжский, пр_ставка, пр_уменьшить
  2. Об_езд, под_ехать, в_юга
  3. Раз_грать,без_дейный, контр_гра
  4. Бе_конечность, и_подлобья, ра_кланяться

5.Укажите предложение с орфографической ошибкой:

  1. Девочка всхлипнула и замолчала.
  2. Прислушался он к звукам.
  3. Птичка целый день перепархивает в вершинах деревьев.

4)    Весной птицы опять прелетят на берег.

Тесты раздаются всем учащимся, а работа над ошибками может проводиться совместно. (СЛАЙДЫ26 - 31)

9. Оценивание.

10. Д. з. Прав. стр.66, упр.155.

                                                                     j0298897


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)».

«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)»....

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

разработка урока про провописанию приставок ПРИ- и ПРЕ-

формирование провописание приставок...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...