рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Колесникова Светлана Филипповна

Рабочая программа по УМК Разумовской М.М. по русскому языку для 7 класса. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание и календарно-тематическое планирование. рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_rus._yaz_7_klass.docx63.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №547

 Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _______

от __________________

директор школы

_________/Малая А.Г./

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР_______________

/Бабурова Л.В/

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания метод объединения №___

от _____________________

Председатель МО______________________

Рабочая программа 

 

По русскому языку для 7 класса

 Срок реализации программы: 2014-2015 уч.год

Программу составил: учитель русского языка и литературы Колесникова Светлана Филипповна

Санкт-Петербург

2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования  по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-11 классы), сост. Харитонова Е.И.. – 4-е изд.. – М.: Дрофа, 2011.

              Содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5-6 классах, на изучение нового в 7 классе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

              Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.

             Цель программы:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

            Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

    Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

     Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся является главной целью преподавания русского языка в школе, для достижения которой необходимо решение следующих задач:   

  • формирование  научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала.  В процессе решения этих познавательных задач реализуется языковая компетенция;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения названных практических задач:
  • знания  учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарных сведений о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка -   это  лингвистическая(языковедческая) компетенция   
  • Культурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Место учебного предмета в учебном плане

Русский язык входит в образовательную область «Филология», и на его изучение по учебному плану выделено 4 часа в неделю. Общее количество часов – 136.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из приоритетных направлений в обучении русскому языку является усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

           Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.

Контроль знаний будет осуществляться через тестирование, комплексный анализ текста, контрольные диктанты.

Дидактический материал, тексты для комплексного анализа, задания по развитию устной и письменной речи включают в себя региональный компонент.

На уроках обобщающего повторения используются электронные учебники, мультимедийные презентации, опорные схемы-конспекты.

Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются  и развиваются следующие общеучебные умения: 

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемый    уровень   подготовки   обучающихся   на  конец   учебного   года  соответствует     требованиям,   установленным       федеральным    государственным  образовательным    стандартом  основного     общего    образования    по   русскому   языку.  

        Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии.

       Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения, устные рассказы на лингвистическую тему; орфографический анализ слов; моделирование текста; редактирование текста;  комплексный анализ текста.

     

    Требования к уровню подготовки учащихся

        Учащиеся должны знать определение основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны уметь:

1. Владеть всеми видами речевой деятельности:

      Чтение и аудирование:

  • адекватно понимать содержание информации, воспринимаемой на слух и зрительно;
  • выразительно читать тексты публицистического стиля;
  • извлекать информацию из различных источников; фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Говорение:

  • определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи;
  • подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
  • сохранять в пересказе, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
  • создавать устные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей.

Письмо:

  • подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
  • сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
  • уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
  • создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
  • писать сочинения-описания внешности и состояния человека; сочинения повествовательного характера; сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую  тему с доказательством от противного;
  • писать заметки в газету, рекламные аннотации.

2. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.

3. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию:  объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.

Содержание учебного курса (136 ч)

О языке 

Язык как развивающееся явление.

Речь 

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Закрепление и углубление изученного в 5 – 6  классах 

 Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

 

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Морфология. Орфография

НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

СОЮЗ

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.

ЧАСТИЦА

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

     Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.    

 Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Омонимия слов разных частей речи

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

ПОВТОРЕНИЕ


урока

Тема

урока

Основные

элементы содержания

Практика

Формы

контроля

Планируемые результаты

обучения

Планируемые сроки/дата проведения

1

О языке. Изменяется ли русский язык с течением времени.

Цели и задачи курса русского языка в 7 классе. Знакомство с учебником. Язык как развивающееся явление.

Причины изменения языка.

Этимология как наука об истории слова.

Этимологический словарь.

Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений); работа с параграфом. Чтение п.1.Составление устного рассуждения на лингв.тему.упр.1

Анализ понятия этимология («Возьмите на заметку»). Работа с этимологическим словарём.

Беседа по контрольным вопросам урока: верно ли утверждение, что язык изменчив, как сама жизнь? Что изучает этимология? Какие полезные сведения даёт этимологический анализ слова? Составление плана по теме «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь».

Иметь представление о том, как  язык развивается, изменяется с течением времени. Совершенствование умений строить рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов.

Язык. Правописание. Культура речи.

Повторение изученного в 5-6 классах

2

Р/Р Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте.

П.32.Стилистический анализ текста.

Речь. Стили речи. РС.

Устный стилистический анализ текстов, заготовленных учащимися дома, по плану из упр.14.

«Эстафета» - проверка знаний  признаков различных стилей. С/р: письменный стилистический анализ текста)

Совершенствование умения строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему(«читать схемы»), относить текст к тому или иному  типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, в них «данное» и «новое».

3

Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи: гласные и согласные. Сильная и слабая позиция гласных и согласных.

Начальный звук  Э в иноязычных словах. Основное и добавочное ударение в сложных словах.

Чтение и обсуждение д/з. Составление рассказа о звуках речи русского языка.

Фонетический разбор слова, упр.24, контроль монологической научной речи.

Словарный диктант (самопроверка)

На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыком пользования орфоэпическим словариком.

4

Р/Р Что мы знаем о типах речи, о тексте.

Текст как  результат умственной деятельности человека.

Повторение изученного по упр.16, 17.

Коллективная работа: Анализ текстов по заданиям в учебнике упр.19. Индивидуальная работа: работа с учебником,стр.14, упр.20.

Работа в парах (опрос по вопросам, определение РС)

Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли.

5-6

Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи: гласные и согласные. Сильная и слабая позиция гласных и согласных.

Начальный звук  Э в иноязычных словах. Основное и добавочное ударение в сложных словах.

Рубрика «Возьмите на заметку!» стр.17 Коллективная работа: рассуждение на лингвистическую тему (упр.30). Рубрика «Вспомните», стр.19. Работа с дидактическими материалами. Рубрика «Вспомните!»  (стр.20) – использование приема звукописи в языке. Коллективная работа: анализ стихотворений (упр.38-40)

Фонетический разбор слова, упр.24, контроль монологической научной речи.

Словарный диктант (самопроверка)

Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыком пользования орфоэпическим словариком. Уметь опознавать звукопись в поэтических текстах. Уметь оценивать чужую и собственную речь с точки зрения орфоэпических норм. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи

7

Словообразова-ние  знаменатель-ных изменяемых частей речи.

Словообразование как наука. Основные способы образования слов (приставочно-суффиксальный, суффиксальный, приставочный, различные виды сложения.

Проверка устной части д/з. Коллективная работа: рассуждение на лингвистическую тему (упр.43), работа с учебником (упр. 44-46).

Словарный диктант с взаимопроверкой (ЗСП-2).

Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способ образования.  

8-9

Р/Р Обучающее изложение «Лёнька, любимец ребят»

Текст, признаки текста. Микротема. Микротекст.

Обучение написанию подробного изложения по тексту. (упр.82)

Контроль умений и навыков учащихся писать изложения, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста.

Развитие умений проводить комплексные анализ текста: определять  основную мысль текста, подобрать заголовок,, установит стиль речи, найти характерные языковые средства. Определить ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением.

10-11

Словообразова-ние  знаменатель-ных изменяемых частей речи.

Морфемный анализ слова. Словообразовательное цепочка, гнездо.

Рубрика «Вспомните!»,

стр 27, 28. Работа по орфографии (списывание, расстановка знаков препинания).

Работа по моделированию предложения. Морфемный анализ выделенных слов.

Работа с учебником. упр.55-58. Устная работа: упр. 64-65. Работа с учебником стр.32-33

Выборочный диктант. Разбор слова по составу, определение способа образования слов. Выполнение упр.72. Работа с текстами художественной литературы

Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определить  морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке.

Иметь представление об основных неморфологических способах образования слов.

12

Контрольная работа по теме «Словообразование, морфемика, фонетика и орфоэпия».

Словообразование, морфемика, фонетика и орфоэпия

Тестирование

Проверка умений в области морфемики, словообразования, лексики, фонетики и орфоэпии.

Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Знать основные способы образования слов, уметь приводить примеры слов, образованных различными способами.

13

Р/Р Способы и средства связи слов в предложении

Способы и средства связи слов в предложении. Последовательное и параллельное соединение предложений. Лексические, морфологические, синтаксические средства связи слов в предложении

Работа с учебником (стр.35). Устная работа: упр.80. Коллективная работа с дидактическим материалом.

Стилистический анализ текста.

Уметь определять способы и средства связи слов в предложении

Правописание: орфография и пунктуация

14

Правописание: орфография и пунктуация.

Смысл терминов «орфография», «орфограмма», «пунктуация»,   «знаки препинания».

Орфографический диктант.

Коллективная работа: работа с учебником (упр.84) пунктуационный разбор  предложения.

Графический диктант.

Самопроверка. Взаимоконтроль

Понимать  значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. Уметь свободно владеть орфографическим словарём. Знать основные разделы орфографии.

15

Разделительные Ъ и Ь.

Орфографическая роль разделительных Ъ и Ь

Коллективная работа: упр. 86-87. Иноязычные слова с разделительным Ъ (упр.88, работа с дидактическим материалом)

Контроль умений использовать правило в речи, рассуждать на лингвистическую тему

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь. Безошибочно писать  слова с данными орфограммами

16

Буква Ь для обозначения  мягкости, Ь как показатель  грамматической формы.

Двойная роль Ь. условия употребления Ь.

Работа с учебником: упр.92-94. Орфографическая работа, рассуждение на лингвистическую тему: анализ употребления Ь, Ъ, ЧН, ЧК, -ТСЯ, -ТЬСЯ, букв НН ( упр. 95)

Орфографический диктант с самопроверкой. Орфографический и пунктуационный анализ.

Знать правило употребления на письме Ь для обозначения  мягкости, Ь как показателя  грамматической формы.

17

Р/Р Изложение «Арктур – гончий пес»

Тема, основная мысль текста. Стиль речи. Типы речи. Способы и средства связи слов в предложении

Написание изложения, близкого к тексту.

Контроль умений и навыков учащихся писать изложения, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста.

Развитие умений проводить комплексные анализ текста: определять  основную мысль текста, подобрать заголовок,, установит стиль речи, найти характерные языковые средства. Определить ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением.

18

Буквы О-Ё после шипящих.

Условия написания о-ё после шипящих и ц в корне, суффиксах, окончаниях различных частей речи.

Проверка д/з. Работа с учебником (стр.43 – чтение правила). Комментированный  диктант. Работа с учебником, упр.98. Работа с орфографическим словарем.

Работа с текстом (определение темы, систематизация информации, упр.97)

Знать правила употребления на письме букв О-Ё после шипящих и ц в разных морфемах. Уметь безошибочно писать слова с  данной орфограммой.

19

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем: правописание приставок

Правописание групп приставок :а) на з--с-, б)приставки, которые всегда пишутся одинаково, в) пре- - при-.

Проверка д/з.

Повторение групп приставок с учетом правил правописания. Работа с учебником: упр.102-104. творческое задание-работа с орфографическим словарём.

Анализ выполнения д/з. Самоконтроль, взаимоконтроль

Знать, какие выделяются 3 группы приставок с учетом правил их правописания; уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными орфограммами в приставках.

20-21

Обозначение гласных и согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в корне слова

Проверка д/з по цепочке. Работа по карточкам  с индивид. заданиями.

Работа с учебником: упр.112 систематизация и обобщение знаний

Словарный диктант, упр.114. Составление рассказа о разных группах орфограмм в словах. Эстафета по рядам.

Объяснительный диктант.

Знать  виды орфограмм в корне слова; уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные, аргументируя написание. Владеть способом подбора  проверочных слов. ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово, знать, уметь написать корни с чередованием гласных о-а, е-и.

22

Р/Р Стили речи.

Публицистический стиль речи.

Понятие о публицистическом стиле и его характерных признаках.

Работа с учебником (стр. 74), коллективное обсуждение. Выразительное чтение и анализ текста (упр.193).

Знать отличительные особенности публицистического стиля; уметь их  называть, объяснять. Формирование умения узнавать  высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи и письменной.

23-24

Правописание суффиксов

Суффиксы, объясняемые применением правила. Суффиксы словообразовательн., правописание  которых традиционно.

Суффиксы им. прилагательных.

Замена фразы одним предложением.

Кто быстрее?

Работа с учебником: упр.81 (суфф.сущ и прич.)

Упр.115-122. Работа с учебником (правописание -Н, -НН в суффиксах)

Самостоятельная работа по упр.121. Морфологический и лексический анализ слов. Работа с репродукцией картины Н.М.Ромадина «Керженец», описание впечатления.

Знать  вызывающие трудности на письме  частотные суффиксы существительных (-ость,-от,-изн,-тель,-ик,-ек) и прилагательных(-чив-,-лив-,-ов/-ев,-еньк/-оньк,оват/-еват и др.), уметь  привести примеры слов  с данными суффиксами, верно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Разграничивать и верно писать суффиксы  прилагательных и причастий с буквами н,нн.

25

Контрольная работа

Правописание: орфография и пунктуация

Проверить навыки правописания суффиксов имен прилагательных и причастий с н-нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных  корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами предложения.

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку, выполнять задания по тексту.

26

Правописание окончаний

Орфограммы в безударных окончаниях имен сущ.(е-и), имен прилагательных, причастий, глаголов.

Коллективная работа с учебником: упр.130.

Упр.132, 133.

Работа с текстом.

Систематизация информации (упр.131).

Знать и уметь привести примеры, когда в им.сущ. в ед.ч. пишется И, а когда Е; какие личные окончания имеют глаголы 1и2 спряжения и как определять спряжение; как определить  правописание  окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил.

27-28

Слитное и раздельное написание  не с различными частями речи.

П.4 (стр.47-50

Написание Не с глаголами и деепричастиями.

Написание  имен сущ. и прилаг. с НЕ. Причастие с НЕ.

Распределительный диктант.

Работа с учебником.

стр.55,упр.136-138, упр.142.

Орфографическое лото.

Самопроверка. Взаимопроверка

Фронтальный опрос. Работа «Верно ли? Докажи!» Словарный диктант.

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями; с сущ. и прил. Уметь приводить примеры, опознавать  в тексте соответствующие  словоформы, грамотно употреблять  их в собственных письменных работах.

29

Р/Р Стили речи.

Публицисти-ческий стиль речи.

Публицистический стиль (сфера употребления, типичные ситуации общения, задачи речи, характерные языковые средства). Основные жанры публицистического стиля.

Частичный анализ учащимися текстов публицистического стиля. Рубрика «Возьмите на заметку» (стр.76). Работа  над языковыми и речевыми средствами, характерными для публ. стиля (упр.196). Стилист.анализ упр. 199.

Совмещение книжных и разговорных слов в одном тексте, стандартных и экспрессивных выражений, активность вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, параллельного способа связи предложений, экспрессивного повтора как средства связи предложений. Составление плана устного ответа на тему «Что такое публицистический стиль речи»

Уметь выявлять особенности публицистического стиля, формирование умения анализировать  тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.

30-31

Не и ни  в отрицательных местоимениях. Дефисное написание слов

Неопределенные и отрицательные местоимения, способы их образования.

Условия написания НЕ и НИ в отриц. местоимениях. Правописание сложных имен существительных и имен прилагательных.

Правописание неопределённых имен  местоимений.

Работа с учебником. упр. 147-149. Систематизация информации: коллективная работа с учебником (стр. 59-60). Запись и отгадывание загадок. Работа с текстом. (упр.152)

Словарный диктант (ЗСП-5,6)

Знать правила написания не и ни в составе  отрицательных местоимений, условия их слитного  и раздельного употребления, через дефис; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова. Знать и уметь приводить примеры употребления дефиса в предлогах, сложных сущ.и прил., местоимениях. Грамотно употреблять  дефис в изученных группах слов.

32-33

Словарное богатство русского языка

Лексическая система языка. Лексическое значение слова. Лексические омонимы, синонимы, антонимы. Фразеологизмы и их значение.

Коллективная беседа (упр.155). Рассуждение на лингвистическую тему: упр.156. Выразительное чтение стихотворения (упр.157). Рубрика «Вспомните!» (стр. 63). Выразительное чтение и пересказ лингвистического текста о Д.Н.Ушакове. (упр. 162). Коллективная работа: упр. 163-164, 170-171.

Работа со словарями.

Составление рассуждения на лингв.тему.

Работа в парах

(вопрос по вопросам)

Владеть изученными сведениями из области лексики, уметь работать с толковым словарём, а также  со словарями синонимов и антонимов. Уметь опознавать в речи слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.

34

Р/Р Заметка в газету.

Основные жанры публицистического стиля. Заметка в газету

Устная проверка д/р, обсуждение выступлений, оценка. Работа с учебником. Чтение теор.мат., стр.77. Анализ текстов упр.201 по заданиям учебника.

Составление устных заметок.

Научиться писать сочинение в жанре заметки в газету, знать строение статьи, основные приемы раскрытия темы статьи.

35

Словарное богатство русского языка

Лексическая система языка. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса

Работа с этимологическим словарем, объяснение, от каких устаревших слов образованы данные слова. Составить и записать предложения с каждым словом

Рассуждение на лингвистическую тему

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Наблюдать за использованием устаревших слов в художественной литературе, характеризовать слова с точки зрения их отношения к активному и пассивному запасу.

36

Грамматика: морфология и синтаксис.

Грамматика и её основные разделы  морфология и  синтаксис. Части речи. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении

Работа с учебником «Рассуждение на лингвистическую тему», стр.69-70.

упр.178-182. Работа с текстом.

Заполнение таблицы (упр.179)

Фронтальный опрос.

Словарный диктанта по ЗСП-7. Описание картины И.К.Айвазовского «Буря» (упр.184)

Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Уметь проводить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений в рамках изученного материала.

37

Контрольная работа

Орфография и пунктуация

Диктант с грамматико-орфографическим заданием

Уметь воспринимать текст на слух. Проверить усвоение правил слитного/ раздельного написания Не с разными частями речи, написаний НЕ-НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм. Проверка  усвоения правил оформления сложных предложений с причастными и деепричастными оборотами, с ОЧП.

38

Анализ контрольной работы

Орфография и пунктуация

Коррекция знаний

Работа над ошибками. Редактирование текста

Правильно писать и выделять орфограммы в корнях, приставках, суффиксах слов различных частей речи, употреблять знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами

39

Р/Р Сочинение  в жанре заметки в газету

Публицистический стиль

Сочинение в жанре заметки в газету

Создавать письменные высказывания публицистического стиля, использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя и ведущий тип речи - повествование

                                                        Наречие

40

Какие слова  являются наречиями. П.7

Наречие-самостоятельная часть речи. Значения наречий. Синтаксическая роль наречия в предложении. Неизменяемость наречий. Зависимость наречия от глагола, прилагательного, другого наречия.

Повторение. Работа с учебником: чтение теоретического материала на стр. 80-81.

Беседа по вопросам. Характеристика наречия на основе собственных наблюдений по плану. Работа в парах.

Контроль научности монологического высказывания по теме.

Работа с текстом.

Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, используя прием  сопоставления наречий с соотносимыми словами других частей речи, уметь проводить морфологический анализ наречий.

41-42

Как отличить наречие от  созвучных форм других частей речи.

Отличие наречия от  созвучных форм других частей речи.

Ознакомительное чтение теоретического материала на стр. 83-84 учебника, составление его плана. Коллективная беседа: упр.209. Работа с учебником: упр. 207-208

Выразительное чтение и пересказ лингвистического текста (упр.206)

Уметь  провести семантико-грамматический анализ наречий. Уметь опознавать  наречия в предложении, в тексте; уметь доказать  принадлежность слова к  классу наречий.

43-45

Разряды наречий по значению. Слова категории состояния

Разряды наречий по значению.

Слова категории состояния, их отличие от наречий.

Проверка д/р.

Рассказ учащегося о Гвоздеве.

Рассказ по опорному конспекту о наречии. Теория по учебнику, стр.86, 88.

Работа с текстом: чтение, запись, определение разрядов наречий.

Словарный диктант наречий вместе со словами (упр. 216). Проверочная работа «Найди ошибку в определении разряда наречий».

Синтаксический разбор предложений с наречиями в составе ПОб, ДОб.

Знать разряды наречий по значению; уметь определять в тексте  значение употреблённых наречий.

46-47

Р/Р Рассуждение-размышление.

Классное сочинение-рассуждение в публицистическом стиле. «Хочу» и «надо».

Рассуждение-размышление

Фронтальный опрос: типы речи, РС, языковые средства. Анализ упр.285. Написание сочинения

Рассуждение на лингвистическую тему

Формирование умения использовать  в  заметке средства  публицистического воздействия на читателя. Формирование умения находить в анализируемых текстах и использовать  в своих рассуждениях средства публицистической выразительности.

48-50

Степени сравнения наречий.

Способность наречий образа действия на -о,-е образовывать степени сравнения. Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий.

Изучение теоретического материала  стр.91-92. Запись предложений с сравнительными степенями прилагательного и наречия.  (работа с учебником упр. 224-225). Выборочное письмо. Работа с поэтическими текстами (упр.228-229). Морфологический разбор слова по плану стр.95 учебника. Комментированный разбор (упр. 231)

Словарный диктант.

Тест по разрядам наречий.

Рассказ о наречии по плану.

Знать  образование степеней сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения имен прилагательных. Уметь находить и различать эти формы. Уметь проводить морфологический разбор наречий.

51

Р/Р Рассуждение-размышление

Рассуждение-размышление

Изложение «Книга в моей жизни» (упр. 287)

Рассуждение на лингвистическую тему

Формирование умения использовать  в  заметке средства  публицистического воздействия на читателя. Формирование умения находить в анализируемых текстах и использовать  в своих рассуждениях средства публицистической выразительности.

52-54

Словообразование наречий.

Наиболее распространенные и менее распространен-ные способы образования наречий. Неизменяемость наречий. Морфемный анализ наречий.

Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 98 учебника. Выполнение упр.235-236. Коллективная работа: составление словообразовательных цепочек (упр.238, 240). Работа со словарем: упр. 237, 239, 244, 245. Коллективная работа: определение роли наречий в тексте (упр. 249)

Словарный диктант (упр. 241). Игра «Эстафета»-образование наречий различных разрядов. Контроль по рядам. Взаимодиктант.

Иметь представление об основных способах образования наречий; определять  способы  образования наречий. Уметь анализировать семантико-словообразовательные отношения  компонентов словообразовательной пары, цепочки, гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа слова.

55

Контрольная работа

Разряды наречений по значению, степени сравнения наречий, словообразование наречий

Контрольная работа

Контроль умения опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.

Уметь опознавать наречия в речи, в тексте, определять  значение и способ словообразования наречия.

56-58

Правописание наречий, образованных от имен существитель-ных.

Многочисленная группа наречий, образованных от существительных. Правописание наречий, образованных от сущ. Орфографический словарь как   руководство к  правильному написанию наречий..

Работа с учебником -  изучение теоретического материала (стр.104-105). Работа в парах: упр. 258. Работа с текстом: упр. 261

Фронтальный опрос. Выборочное письмо.

Словарный диктант (упр. 262).

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; на  грамматико-семантическом уровне разграничивать наречия  и созвучные формы других частей речи.

59

Сочинение-рассуждение

Рассуждение-размышление

Сочинение по данному началу

Уметь продолжить текст по данному началу, привести примеры возникающих противоречий, сделать вывод. Использовать в сочинении средства публицистической выразительности

60-61

Правописание наречий на -о, -е. Не в наречиях на -о, -е.

НЕ с наречиями на -о,-е. НЕ с прилагательными с существительными.

Рассуждение на лингвистическую тему: написание НЕ с различными частями речи. Работа с учебником: упр.265-267.

Комментированный диктант. Работа в парах (упр. 269)

Словарный диктант. Упражнение 268 (заполнение таблицы).

Понимать, что правило написания НЕ с наречиями то же, что и с именами прилаг. Уметь опознавать при письме и верно писать НЕ с этими частями речи.

62

Буквы Н,НН в  наречиях на -О,-Е.

Наречие и прилагательное, от которого оно образовано. Общность правила написания Н,НН в наречиях на -о,-е. Отличие краткого причастия и  наречия.

Работа с учебником. Изучение теоретического материала стр. 110-111 Коллективная работа: упр.270-271.

Замена фразеологизмов одним из наречий на -о,-е с н или нн. Определение  словообразовательной структуры наречий. Коллективная работа: упр. 275

Объяснительный диктант. Работа по карточкам  с индивид. заданиями.

Уметь разграничивать наречия  с формами  кратких страдательных причастий и на этой основе  верно писать слова  с Н,НН в суффиксах  данных групп слов. Знать суффиксы с Н-НН имен прилагательных и причастий. Верно производить их на письме.

63

Буквы О, Е на конце наречий после шипящих

Буквы О, Е на конце наречий после шипящих

Рассуждение на лингвистическую тему: правило употребления О, Е на конце наречий после шипящих (упр.277). Коллективная работа с дидактическим материалом

Тестирование

Знать правило употребления суффиксов на О, Е, уметь безошибочно писать такие наречия.

64

Р/Р Описание состояния человека

Описание состояния человека

Коллективный диалог: разновидности описаний, «данное» и «новое» в описании состояния среды. Рассуждение на лингвистическую тему: типовой фрагмент текста со значением «описания состояния лица». (стр.136)

Заполнение таблицы (упр.331)

Иметь представление о строении  фрагмента текста  со значением «описания состояния лица», замечать и выделять такие типовые фрагменты при чтении художественных текстов; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения, уметь рассказывать о своем  состоянии

65

Буквы О, А на конце наречий

Буквы О, А на конце наречий

Работа с учебником: изучение теоретического материала (стр.119) Разгадывание кроссворда.

Замена словосочетаний одним словом-наречием.

Комментированный диктант. «Верно ли? Докажи!»

Знать способы словообразования  наречий (приставочный и суффиксальный способы образования).Зависимость  написания суффикса от приставки, правило по теме. С учетом приставки  разграничивать употребление наречий с суффиксами -о или -а.

66-67

Дефис в наречиях

Слитное написание большинства наречий. Условия дефисного написания  наречий.

Изучение теоретического материала (стр.120). Составление опорного конспекта. Работа с учебником: тренировочные упражнения упр. 291, 292. Списывание с решением орфографических задач (упр.294).

Повторение упр.295, взаимопроверка. Комментированный диктант.

Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и  верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы.

68

Приставки НЕ и НИ  в наречиях.

Образование отрицательных наречий. Условия написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях.

Работа с учебником. Изучение теоретического материала (стр. 123).

Устная работа: упр. 299. Тренировочные упр.300-301.

Закрепление. Списывание текста с решением орфографических задач.

Словарный диктант (упр. 303)

Знать  правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий.

69

Р/Р Описание состояния человека

Описание состояния человека

Работа с учебником: упр. 332-333

Продолжение описания с добавлением фраз, развивающих тему, закончить текст с описанием состояния человека, который наблюдает картину природы

Знать как строится  текст  со значением «описания состояния лица», находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения, уметь рассказывать о своем  состоянии

70

Буква Ь на конце наречий после шипящих.

Наречия на шипящий. Употребление Ь в наречиях на шипящий. Исключения из правила.

Чтение теоретического материала на стр. 125. Работа с учебником упр.304 – заполнение таблицы.

Словарный диктант на основе упр. 304

Владеть обобщенным правилом употребления Ь после шипящих в конце слов разных частей речи.

71-72

Употребление наречий в речи

Наречия  определительные и обстоятельственные. Употребление наречий в речи.

Рубрика «Возьмите на заметку» стр. 127. Работа с учебником.Упр.307, 308 роль наречий в художественных текстах. Рубрика «Возьмите на заметку», упр. 310-наречия и фразеологизмы.

Составление устного высказывания на тему «Что я знаю о наречии».

Понимать роль наречий в  художественном  и научном тексте. Понимать разницу между обстоятельственными и  определительными  наречиями.

73-74

Произношение наречий

Постановка ударения в наречиях - одна из трудностей произношения наречий. Правильное произношение наиболее употребительных наречий.

Коллективная устная работа: упр. 313. Работа с орфоэпическим словарем. Рубрика «Возьмите на заметку!» (стр.130). Работа с учебником: упр.314,320 - выразительное чтение; упр.315, 316, 318-работа с орфоэпическим словарём. Работа по парам: упр. 322-произношение наречий. Систематизация информации (упр.323)

Фронтальный опрос по материалам упр. 323. Самостоятельная работа: словообразовательный разбор наречий

Уметь пояснять роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании.

75-76

Систематизация, повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»

Систематизация, повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»

Творческое списывание. Работа с дидактическим материалом. Игра «Лови ошибку!», «Аукцион наречий».

Самопроверка, взаимопроверка. Подготовка к изложение (выделение микротем, определение средств связи).

Знать правила написания наречий, совершенствование  норм произношения наречий, употребления в речи (письменной и устной)

77

Р/Р Изложение

Текст. План текста. Типы речи, композиция.

Устный пересказ по цепочке смысловых частей (упр. 326)

Понимать содержание текста публицистического стиля, воспринимать его зрительно и на слух, составлять план, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли, сочинять свою концовку

78

Контрольная работа

Правописание наречий

Диктант с грамматическим заданием

Диктант с грамматическим заданием

Контроль навыков грамотного письма, умений  находить наречия в тексте (в составе словосочетаний), определять разряд наречия по значению, синтаксическую роль наречия в предложении, производить морфемный и морфологический анализ наречия..

79

Анализ контрольной работы

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок

Коллективная работа

Работа над ошибками

Уметь объяснять причину появления ошибки, исправлять ее, приводить свои примеры

ТИПЫ РЕЧИ. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ

80-81

Предлог как часть речи. Разряды предлогов

Служебные и самостоятельные части речи. Функция предлогов в предложении. Производные и непроизводные предлоги. Образование производных предлогов.

Простые и составные предлоги.

Коллективная беседа: систематизация информации – упр.340 – заполнение таблицы. Чтение теоретического материала – стр. 142-143. Морфологический разбор предлогов – стр.144 учебника.

Рубрика

«Возьмите на заметку!» Работа с упр. учебника 348-349.

Словарный диктант.

Составление опорного конспекта по предлогу.

Словарный диктант с предварительной подготовкой по упр.351. Морфологический разбор предлогов(по упр.347)

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличия от знаменательных частей речи. Знать и уметь различать  разряды предлогов; уметь анализировать словосочетания типа гл.+сущ с предл., сущ.+сущ.(мест.) с предл.;определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога.

82-83

Правописание предлогов

Употребление предлогов с именем существ.

местоим., числит.; правописание непроизводных предлогов; правописание составных предлогов.

правописание производных предлогов, их отличие от сущ.с предлогом.

Рубрика «Вспомните!» стр. 146 учебника. Коллективная работ – упр. 352, 353. Рассуждение на лингвистическую тему: упр. 355. Рубрика «Возьмите на заметку!». Игра «Кто быстрее?» - работа с упр. 356. Выполнение упр.357 - наблюдения за произв.предл. Словарно-орфографическая работа.

Словарные диктанты. Составление рассказа по опорному конспекту.

Игра «Кто больше?» -соревнование по группам (составление предложений с произв.предл.)

Синтаксический разбор предложения,

определение ч.р.

Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Уметь верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи.

84-85

Контрольное изложение «Поговорим о бабушках»

Анализ творческих работ. Работа над ошибками.

Подготовка к изложению

Изложение текста публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, параллельного способа связи слов в предложении

Контроль сформированности умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, с использованием средств выразительности.

Уметь  пересказать на письме текст публицистического стиля с  использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений.

86-87

Употребление предлогов в речи

Употребление предлогов с существительным, (местоимением) в конкретных падежных формах.

Работа с учебником «Возьмите на заметку!», стр.149. Работа по парам- упр.358. устная работа с выбором правильного варианта – упр. 360. Рубрика «Возьмите на заметку!» стр.150, 152. Устная работа: рассуждение на лингвистическую тему: упр. 364.

Словарный диктант. Тест.

Решение шарад.

Словарный диктант с предварительной подготовкой по упр.366. Систематизация информации – упр. 368

Совершенствовать умение употреблять  предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая нормы русского литературного языка. Развивать умение обнаруживать ошибки

88

Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов. Зависимость порядка слов в предложении от замысла автора.  

Составление инструкции по составлению предложений – стр. 372, 373. Упр. 374-последовательность действий, упр. 375 отработка последовательности действий

Контроль умений  строить монологическое высказывание аналитического характера на лингвистическую тему.

Формирование умения  устанавливать нужный порядок слов с учетом  развития мысли в тексте.

Служебные части речи. Союз

89-91

Союз как часть речи.

Разряды союзов.

Союз как служебная часть речи. Назначение союза в предложении.

Классификация союзов по значению,

употреблению в речи  и строению

Изучение теоретического материала по теме на стр. 164-165 учебника. Индивидуальная работа: составление предложений по схемам – упр.396, их коллективная проверка, систематизация информации. Коллективная работа – союзы в предложениях с однородными членами (упр. 398-399). Работа в парах –закончить высказывания –упр.401. Составление схем предложений –упр. 404, 405. Рассуждение на лингвистическую тему: упр.407. Морфологический разбор союзов по схеме (упр. 411)

Фронтальный опрос. Составление высказывания о союзе по опорному конспекту.

Обобщить все сведения о союзах как части речи; совершенствовать умение опознавать их в предложениях, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Знать и уметь различать разряды союзов и типы предложений, в которых они употреблены.

92

Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи.

Нерасчлененные предложения

Составление инструкции по конструированию предложений – стр. 372, 373. Упр. 374-последовательность действий, упр. 375 отработка последовательности действий

Контроль умений  строить монологическое высказывание аналитического характера на лингвистическую тему.

Уметь конструировать предложения, вычленять «данное» и «новое» в подборке информационных сообщений. Использовать в тексте нерасчлененные предложения в описаниях природы

93-94

Правописание союзов

Отличие союзов зато, тоже, также, чтобы, причём, притом, оттого что от омонимичных местоимений или наречий.

Коллективная работа- рассуждение на лингвистическую тему, составление высказывания-рассуждения по упр. 416. Работа с учебником – упр. 419

Систематизация информации – упр.417. Словарный диктант – упр. 421

Знать и безошибочно  писать союзы, предложенные для заучивания. Уметь отличать союзы от  созвучных местоимений с предлогами или частицами или от  наречий с частицами.

95-96

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Сочинительный союз в ПП и ССП. Употребление сочинительных союзов. Подчинительный союз в СПП.

Морфологический разбор союзов. Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!», стр.175-176. Выразительное чтение и анализ стихотворных текстов упр. 423, 424 учебника. Составление схем предложений упр. 425. Систематизация информации – упр. 427

Контрольный словарный диктант. Рассказ о союзе Самостоятельная работа. Диктант с предварительной подготовкой(упр.266). Самостоятельная работа по индивидуальным картам.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения  и пунктуационно правильно оформлять на письме. Иметь представление  о союзных словах, их роли в сложноподчиненном предложении и отличиях от подчинительных союзов.

97

Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Экспрессивность речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи.

Чтение теоретического материала на стр. 159. Исследовательская работа по определению порядка слов в предложениях текста, работа с упр. 384-386.

Контроль выразительного чтения незнакомого текста.

Формирование умения замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; уметь применять приём при создании высказываний.

98

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Употребление союзов в ПП и СП.

Работа с текстом упр. 429, 430. Рубрика «Возьмите на заметку!» стр.180. Коллективная устная работа: составление СПП по схеме упр. 432. Орфографическая и пунктуационная работа упр. 434.

Фронтальный опрос. Систематизация информации упр.437.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения  и пунктуационно правильно оформлять на письме. Иметь представление  о союзных словах, их роли в сложноподчиненном предложении и отличиях от подчинительных союзов.

99

Контрольная работа

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Проверить усвоение учащимися правописания наречий,предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в СП, в конструкциях с ОЧП, с ДОб.

Частица

100-101

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Служебные слова -частицы-и их роль в предложении. Разряды частиц по значению.

Чтение и обсуждение теоретического материала на стр. 191, 192.

Выполнение упр.463-466. Сбор и систематизация информации по упр.468

Морфологический разбор частицы. Устная работа – упр. 470.

Составление опорного конспекта и рассказ по теме. Рассуждение на лингвистическую тему: сходство и различие частиц, предлогов, союзов

Знать признаки частиц как части речи, уметь опознавать их в предложениях, интонационно выразительно произносить вслух предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются.

102

Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Экспрессивность речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи.

Упр.388,389-редактирование текстов. Орфографическая и пунктуационная работа упр. 391 учебника.

Подведение итогов-контрольный опрос.

Закрепление умения  осознанно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и  передачи эмоциональной речи.

103-104

Правописание частиц

Раздельное  и дефисное написание частиц. Особенность написания  частицы - таки.

Употребление частиц НЕ и НИ.

Чтение теоретического материала на стр. 195-198 учебника. Устная работа по цепочке: упр. 474 учебника. Письменная работа: разграничение НЕ и НИ-упр.477, 478. Подбор примеров с частицами НЕ и НИ. Рубрика «Возьмите на заметку!»,стр.199. Комментированное письмо – упр. 482, 487. Систематизация информации упр. 485.

Письмо по памяти. Словарный диктант. Объяснительный диктант. Рассказ об употреблении НЕ с различными  частями речи как частицы и приставки. Работа с сигнальными карточками.

Знать случаи употребления на письме частиц НЕ и НИ с отдельными частями речи в составе предложения. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц  ли, же,бы,

 ,-то, -ка. Разграничивать  частицы и приставки НЕ,НИ; верно писать их.

105

Р/Р Описание внешности человека

Описание внешности человека –деловое и художественное.

Устная коллективная беседа упр. 438. Работа с художественными текстами с описаниями внешности человека упр.439-440.

Контроль выразительного чтения незнакомого текста с сохранением орфоэпических норм современного русского языка.

Уяснить строение фрагмента текста со значением «описание внешности человека». Научиться замечать и выделять типовые  фрагменты со значением внешности человека при чтении художественного произведения; находить в предложениях  опорные слова и выражения, передающие описание внешности героев произведения.

106

Употребление частиц в речи.

Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стиля речи

Работа над выразительным чтением (упр.491-493).Запись под диктовку пословиц и поговорок, орфографический  разбор. Коллективная работа: распределение служебных частей речи по графам таблицы – упр. 495.

Контрольный словарный диктант. «Третье лишнее», эстафета. Словарный диктант. Письмо по памяти (стихотворение И.С.Тургенева из упр.490)

Уяснить и научиться объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Выявить   условия использования частиц в  художественных текстах.

107

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы»

Разряды частиц по значению, составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм.

Подготовка к сочинению В.Солоухина (упр.496, 497)

Распределительный диктант

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с различными частями речи

108

Р/Р Описание внешности человека

Описание внешности человека

Работа над репродукцией портрета И.С.Тургенева созданного ИЕ.Репиным: описать свой словесный портрет писателя (Игра в портреты упр.442)

Уметь выявлять из текста «говорящие детали» внешности героев, использовать их при устном ответе, сочинять свои «говорящие детали» для создания портрета героя

109

Употребление частиц в речи.

Употребление частиц в речи

Коллективная работа: упр. 494 (выразительное чтение, определение стиля и типа речи). Работа с дидактическим материалом

Выразительное чтение, формулировка выводов

Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросительными частицами, понимать многообразие модальных частиц, уметь находить их в тексте, определять значение, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, оценивать их выразительную роль, употреблять их в собственной речи

110

Р/Р Описание внешности человека.

Описание внешности человека - деловое и художественное. Строение текста: описание предмета.

Сочинение-миниатюра «Человек, который мне нравится» (упр.461)

Сочинение-миниатюра

Формирование умения отбирать признаки для делового и художественного описания человека. Совершенствовать умения анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета и описания места.

111

Произношение предлогов, союзов, частиц.

Произношение большинства служебных частей речи без ударения. Слабое (добавочное) ударение. «Перетягивание» ударения от существительных.

Работа с учебником «Возьмите на заметку!»,стр.207, 208. Коллективная работа: упр. 499-502

Словарный диктант.

Письмо по памяти.

Фонетический разбор слова, запись под диктовку, комментирова-ние.

Иметь представление об орфоэпических особенностях произношения предлогов, союзов, частиц. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Научиться быстро и точно находить и читать словарную статью, извлекая информацию о слове полностью и без ошибок.

112

Диктант и контрольная работа.

Разряды частиц по их значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для об на разования форм.

Тестирование

Тестирование

Проверить  сформированность  навыка правописания НЕ и Ни с разными частями речи; сформированность навыка грамотного письма.

113

Р/Р Характеристика человека

Характеристика человека

Ознакомительное чтение теоретического материала (стр. 223-224). Коллективная работа с письменными работами учащихся (упр.542).

Контроль выразительности чтения незнакомого текста.

Уметь анализировать тексты; создавать сжатую деловую характеристику на основе художественного текста

МЕЖДОМЕТИЯ

114-116

Междометия и звукоподражательные слова

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Их правописание. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Неизменяемость междометий.

Чтение теоретического материала на стр. 209, 210. Коллективная работа: запись текста, анализ междометий (упр. 507). Запись предложений и объяснение их смысла. Рубрика «Возьмите на заметку!» (стр. 211-215 ). Работа по парам: упр. 509.  Сбор и систематизация информации упр.515. Выразительное чтение и работа с текстом с выделением междометий и звукоподражательных слов упр. 516, 517, 521.

Словарный диктант «По следам ошибок».

Эстафета. Зрительный диктант.

Выборочный диктант. Диктант с последующей взаимопроверкой.  Систематизация информации на основе упр. 520.

Знать языковые особенности междометий; перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометия в высказывании. Знать перечень наиболее употребительных междометий. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания, выражая  голосом различные эмоции и чувства и уместно использовать мимику и жесты.

117

Омонимия слов разных частей речи.

Многообразие слов, одинаково звучащих, но являющихся различными частями речи. Причины появления слов-«двойников».

Омонимия различных частей речи.

Работа с учебником. Ознакомительное чтение теоретического материала на стр. 217-218 учебника. Коллективное рассуждение на лингвистическую тему. Упр. 527 учебника.

Повторение.

Омонимы. Морфемный разбор слов. Определение видов омонимов.

Словарный диктант. Эстафета «Кто быстрее и правильно напишет». Проверочная работа (тестирование), самопроверка.

Уметь отличать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа слов.

118-119

Р/Р Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове»

Характеристика человека

Написание сжатого изложения

Определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. Уметь отбирать материал для сжатого изложения, воспроизводить художественный текст, используя приемы его сжатия

120

Омонимия слов разных частей речи.

Многообразие слов, одинаково звучащих, но являющихся различными частями речи. Причины появления слов-«двойников».

Омонимия различных частей речи.

Работа по парам: упр. 528 учебника. Коллективная беседа: рассуждение на лингвистическую тему упр.531учебника. Работа с учебником: упр. 533-536

Фронтальный опрос на основе упр. 540 учебника. Комментированный диктант

Уметь объяснять лексическое значение слов, проверять себя по словарю, проводить сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов.

121

Р/Р Характеристика человека

Краткая и полная характеристики человека, называющие   ведущие черты его характера.

Описание и рассуждение как ведущие типы речи. Роль характеристики персонажа в худ.произведении.

Роль характеристики персонажа в художественном произведении.

Чтение и анализ текста упр.545.

Контроль выразительности чтения незнакомого текста.

Формирование умения анализировать характеристику в худож.и деловом стилях речи; создавать сжатую деловую характ-ку на основе художественной. Формирование умения отбирать материал, характеризующий человека в определенном плане, решать вопрос о стиле речи, в соответствии с этим отбирать языковые средства и создавать  деловую или худож. Характ-ку

Повторение

122

Фонетика. Орфоэпия

Фонетика. Орфоэпия. Звуки речи: гласные и согласные . Сильная и слабая позиция гласных и согласных.

Начальный звук  Э в иноязычных словах. Основное и добавочное ударение в сложных словах.

Фонетический разбор слова. Транскрибирование предложений. Фонетическое лото. Работа в паре.

«Лови ошибку!», фонетический диктант, самопроверка.

Составление карточки по теме.

На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыком пользования орфоэпическим словариком.

123-124

Состав слова и словообразование

Словообразование как наука. Основные способы образования слов (приставочно-суфф.,суфф.,прист., различные виды сложения.

Морфемный анализ слова. Словообразо-ват. цепочка, гнездо

Работа  в парах. Составление групповой карточки для соседней группы. Работа со словообразовательными цепочками и словообр. гнёздами. Словообразователь-ный анализ слова.

Фронтальный опрос. Морфемный и словообразовательный анализ слов

Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способ образования.  Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определить  морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке.

Иметь представление об основных неморфологических способах образования слов.

125-126

Лексика и фразеология

Слово и его  значение.

Однозначные и многозначные  слова. Синонимы, антонимы, омонимы.

Составление кроссворда по теме. Работа в паре. Практическая работа: упр. 576 написать связный текст на тему «Летний вечер»

Защита кроссворда. Устный пересказ текста о Г.О.Винокуре (упр.573), опрос по теме.

Владеть изученными сведениями из области лексики. уметь работать с толковым словарём, а также  со словарями синонимов и антонимов. Уметь опознавать в речи слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.

127-129

Грамматика: морфология и синтаксис

Грамматика и её основные разделы  морфология и  синтаксис.

Коллективная работа: подготовка рассуждения на лингвистическую тему на основе упр. 582. Работа по группам: упр. 583. Коллективная работа: работа с таблицей (упр.588). Работа с учебником: списывание текста с соблюдением правил (упр. 590). Выразительное чтение (упр.592-593, 596), работа с текстами

Опрос по рассуждению (упр.582). Фронтальный опрос, систематизация информации (упр. 585). Тестирование

Знать основные  разделы грамматики. Уметь проводить морфологический разбор слова, синтаксический, пунктуационный разбор  предложения

130-132

Орфография и пунктуация

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Употребление Ь,Ъ. Знаки  препинания в простом и сложном предложении.

Комментированное списывание: упр. 599. Выразительное чтение (упр. 602, 603), дополнительная работа с текстом. Работа с дидактическим материалом. Работа по группам: проверка усвоения орфографических правил

Словарный диктант.

Самоконтроль.

Знать  основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь выявлять и устранять  ошибки в правописании и постановке  знаков препинания.

133-134

Стили и типы речи

Стили и типы речи

Коллективная комментированная работа с текстом (упр. 611). Работа с дидактическим материалом

Фронтальный опрос, упр. 610 учебника

Знать особенности текста, черты стилей речи; уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста способы и средства связи предложений в тексте.

135

Контрольная работа

Контроль знаний

Комплексный анализ текста

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации

136

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....