Рабочая программа по русскому языку 6 класс.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Лепаева Валентина Николаевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rya_6kl.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Рабочая учебная программа по русскому языку для  6 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М.Т.Баранова, Москва «Просвещение», 2011 г. 

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе 6 часов в неделю, что составляет 210 часов в год.  

2. Цели и задачи изучения предмета

      • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,   основному средству общения и    получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание   интереса и любви к русскому языку;

      •  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих   свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;   обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

     •   освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях   общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка;   о русском речевом этикете;

    •    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки    зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять    информационный поиск.

3. Общая характеристика  учебного предмета «Русский язык».  

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и  формирует у них языковые и речевые умения.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

4.Описание места учебного предмета в учебном плане школы

   Согласно учебному плану школы  курс  русского языка  в 6 классе  рассчитан  на   210 часов. В 6 классе на изучение курса отводится  6 часов в неделю, 35 учебных недель.

5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета       В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность, последовательность и перспективность обучения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое  развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран   и их культуре

5.Результаты изучения курса

         Программа обеспечивает достижение выпускниками  основного общего образования  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные  результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием   предмета.

Предметные результаты  

  1. Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание

  1. значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  2. Овладение представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах в условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний и письменных текстов.
  4. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  6. Освоение научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
  7. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

прозаический и поэтический) текст.

7. Содержание   курса

Основное содержание курса представлено следующими   разделами.

Русский язык как один из развитых языков мира(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (13 ч + 3 РР)

Текст. Официально-деловой стиль речи

Лексика, Фразеология 12ч.(9 +3РР )

I. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова.

 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.

Фразеологизмы.

II. Умение пользоваться словарями, производить лексический разбор слова; выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов. Совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор при помощи синонимов; обогащать речь фразеологизмами, правильно употреблять их.

III.        Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Работа по картине.

Словообразование и орфография 30ч.(24 ч + 6РР)

  1. Повторение пройденного о составе слова, словообразовании.

Основные способы образования слова. Этимология слов. Правописание корней слов с чередованием гласных а-о. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных и сложносокращённых слов

II.        Умение правильно строить словосочетания( с прилагательными и глаголами прошедшего времени) и предложения со сложными и сложносокращёнными словами. Обосновывать выбор орфограммы.

III.        Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочное изложение.

Имя существительное 22ч.   (20 + 2 РР)

I. Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные, род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. НЕ с существительными. Правописание суффиксов существительных.

II. Умение осознанно выбирать написания: Не с существительными, гласные в суффиксах существительных. Аргументировано  использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения. Соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях. Употреблять одно и то же существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения. Употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

III.        Работать над сочинением-описанием по личным впечатлениям.

Имя прилагательное 32ч. (24+ 8РР)

I.        Роль прилагательного в речи. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных. Буквы о-е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности склонения этих прилагательных. Употребление их в роли определений. Прилагательные с суффиксом –ин(ын), -ов(-ев). Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных. -Н-,-НН- в прилагательных. НЕ- с прилагательными. Суффиксы –К, -СК- в прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II.        Анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени. Согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник). Употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

  1. Работать над описанием природы по личным впечатлениям. Характеризовать предмет с помощью прилагательных. Описывать игрушку и пейзаж по картине, используя прилагательные (метафоры, эпитеты).

Имя числительное 17ч (14  + 3РР)

.        Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль числительного в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание числительных. Количественные числительные, их значение и изменение. Прописная буква в датах, обозначающих праздники. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имён числительных.

II.        Употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний. Правильно оформлять числительные в деловой письменной речи.

III.        Рассуждение в повествовательном тексте. Работа над выборочным изложением.

Местоимение  27ч.  (23 + 4РР)

I.        Понятие о местоимении, их роль в речи. Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительными местоимениями. Правописание местоимений с морфемами кое-, то-, либо-, нибудь-. Правописание не в местоимениях.

II. Владеть навыками уместного использования личных местоимений. Совершенствовать способность выразительного использования в речи имён и местоимений в составе фразеологизмов, поэтических тропов, речевых этикетных формул.        

III.        Уметь писать сочинение-рассуждение  по воображению. Юмористический рассказ по картинкам.

Глагол  37ч  (30+7РР)

  1. Грамматическое значение глагола, морфологические и синтаксические признаки. Совершенный и несовершенный вид, значение, образование. Наклонение глагола. Употребление наклонений Время глагола, его значение. Безличные глаголы, их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.        Правописание глаголов. Словообразование глаголов.

II.        Согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительными среднего рода и собирательными существительными.

III.        Рассказ на основе услышанного. Составление диалога с употреблением синонимичных глаголов речи.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (16 часов)


8.Календарно-тематическое планирование       

Раздел №1

Повторение изученного в 5 классе

(1 час + (13 + 3)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План     Факт

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Богатство русского языка

Иметь представление о русском языке как об одном из развитых языков мира

Сообщения учащихся

2

Фонетика и графика.

Фонетический разбор слова. Орфография.

1

Производить звуко-буквенный анализ слова, сопоставляя его произношение и написание

Знать основные принципы русской орфографии

Орфографический диктант

3,4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

2

Структурные и смысловые отличия слов , включённых в словообразовательную цепочку

Выделять морфемы в слове с учётом их  значения и образования

Морфемный разбор, выборочное письмо

5,6

Части речи. Морфологический разбор слов. Орфограммы в окончаниях слов.

2

Самостоятельные и служебные части речи

Различать морфологические признаки категории частей речи

Морфологический разбор частей речи

7,8

Сочинение на тему: «Памятный день летних каникул».

2

Создание текста по личным впечатлениям

Уметь создавать текст по заданной узкой теме

Творческая работа

9

Словосочетание

1

Значение словосочетаний

Уметь составлять словосочетания (именные и глагольные)

Самостоятельная работа

10,11

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

2

Структура простого предложения, знаки препинания в конце и внутри простого предложения

Знать структуру простого предложения, правильно расставлять знаки препинания в конце и внутри простого предложения

Синтаксический диктант

12,13,14

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.  Синтаксический разбор. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при прямой речи.

3

Структура сложного предложения; прямая речь и диалог; выделение знаками препинания прямой речи и диалога

Знать структуру сложного предложения. Правильно расставлять знаки препинания при прямой речи и диалоге

Графический диктант, тестовые задания

15

Текст. Официально-деловой стиль речи

1

Строение текста. Стили речи, стилистические особенности официально-делового стиля

Знать строение текста. Выделять в речи и в тексте главные особенности официально-делового стиля

Работа с текстами разных стилей, создание текста официально-делового стиля

16

17

Контрольный диктант и его анализ

2

Диктант с грамматическим заданием

Производить изученные виды разбора

Контрольная работа

 Раздел №2

                                                                                Лексика и фразеология

                                                                                            (9 + 3РР)

1

Повторение изученного по лексике в 5 классе

1

Основные виды троп; тематические группы слов; толковые словари

Основные понятия лексикологии; группировать слова по тематическим группам

Редактирование текста

2,3

РР Сочинение по картине Герасимова «После дождя»

2

Описание природы по картине в художественном стиле

Извлекать необходимую информацию, собирать материал к сочинению

Составление словаря собственных наблюдений

4

Общеупотребительные слова. Профессионализмы

 1

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения

Проводить лексический анализ слова

Лексический диктант

5

Диалектизмы.

 РР Сжатое изложение

1

Особенности употребления диалектов

Осуществлять выбор лексических средств

Составление словарика

6

Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова

1

Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика

Оценивать собственную и чужую  речь сточки зрения точного, уместного  и выразительного словоупотребления

Взаимодиктант

7

Устаревшие слова. Новые слова

1

Основные причины появления новых и устаревших слов

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу

Работа со словарём

8

Исконно русские и заимствованные слова

1

Основные причины заимствованных слов

Знать сферу употребления и стилистическую окраску слова

Лексический диктант

9

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

1

Различие между свободными словосочетаниями и фразеологическими оборотами

Уместно использовать фразеологические обороты в речи

Составление фразеологического словарика

10

Повторение темы

1

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и использовать её в различных видах деятельности

Словарный диктант

11,12

Контрольная работа (тест) Анализ работ

2

Применять знания и умения в работе с тестовыми материалами

                                                                                   

Раздел №3

                                                                   Словообразование и орфография

                                                                                      (24 + 6РР)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План       Факт

1, 2

Повторение изученного в 5 классе

2

Морфемика как раздел лингвистики

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования

Морфемный разбор

3

РР Описание помещения

1

Основные этапы  описания помещения

4

Основные способы образования слов в русском языке

1

Морфема как значимая единица языка. Основа слова.  Способы образования слов.

Осознавать морфему как значимую единицу языка

Комментированное письмо

5

Этимология слов

1

Этимология слова  и словообразование

Уметь работать с этимологией слова

Работа со словарём

6, 7

РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

2

Собирание и систематизация материалов к сочинению. Составление сложного плана

Умение составлять простой и сложный план

Редактирование текста

8, 9

РР Сочинение по картине

2

Работа по картине

Соблюдение композиции в процессе работы

Сочинение

10, 11

Буквы о-а в корнях - кас -кос

2

Чередование и безударные проверяемые гласные в корне

Осознавать чередующиеся гласные в корне

Выборочный диктант

12, 13

Буквы о-а в корнях гор-гар

2

Чередование и безударные проверяемые гласные в корне

Отличие чередующихся гласных от проверяемых безударных гласных в корне

Комментированное письмо

14

Повторение и закрепление написания чередующихся гласных

1

Чередование и безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Отличие чередующихся гласных от проверяемых безударных гласных в корне

Тест

15

Контрольный диктант

1

Проверяемые и чередующиеся гласные в корне

Применять полученные знания

Диктант

16

Анализ работ, работа над ошибками

1

Классификация и анализ допущенных ошибок

Уметь осознанно работать над ошибками

Работа над ошибками

17

Буквы ы-и после приставок

1

Разбор слов по составу и словообразовательный анализ

Знать структуру слова, слова-исключения

Словарный диктант

18-21

Гласные в приставках пре-, при

4

Основные условия выбора написания пре- при-

Верно писать и уметь объяснять написание приставок, исходя из значения слова

Распределительный диктант

22

РР  Выборочное изложение

1

Отбор материала, свёртывание текста

Уметь сжимать текст, выделять главное

Работа с текстом

23

Соединительные о-е

в сложных словах

1

Сложение как способ образования существительных и прилагательных

Иметь представление об особенностях образования сложных слов

Морфемный разбор

24

Сложносокращенные слова

1

Способы образования сложносокращённых слов

Знать основные способы образования сложносокращённых слов и уметь определять их род

Словообразовательный разбор

25

Морфемный и словообразовательный разбор

1

Словообразовательная цепочка, гнездо однокоренных слов

Владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора

Самостоятельная работа

26, 27

Повторение изученного

2

Написание морфем, группировка орфограмм по морфемам

Владеть навыками пользования словообразовательным и орфографическим  словарём

Тестовые задания, работа по карточкам

28, 29

Тестовые задания

2

Повторение  изученных орфограмм

Умение выбирать нужный вариант, опираясь на полученные знания

Самостоятельная работа

30

Анализ работ

1

Повторение изученного

Знать виды разбора

Предупредительный диктант

Раздел №4

Имя существительное

(20 + 2РР)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План  Факт

1,2

Повторение изученного в 5 классе

2

Морфология как раздел грамматики. Значение имени существительного, морфологические свойства, синтаксические функции.

Понимать особенности грамматического значения слова. Осуществлять морфологический разбор слова, анализировать синтаксическую роль.

Комментированное письмо

3

Разносклоняемые существительные

1

Склонение существительных, особенности разносклоняемых С.

Распознавать разносклоняемые С., приводить соответствующие примеры.

Выборочный диктант

4

Разносклоняемые существительные. Существительных на –мя.

1

Правописание суффикса –ен  в разносклоняемых С.

Определять тип склонения, доказывать правильность написания суффиксов С.

Орографическая работа

5-6

Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных.

2

Несклоняемые С. и их особенности.  Определение рода несклоняемых С.

Распознавать склоняемые и несклоняемые С., правильно употреблять несклоняемые С.

Лексические задания

7

Существительные общего рода

1

Род С и С. общего рода

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с С.общего рода  

Орфографический диктант

8

Морфологический разбор существительного

1

Грамматические признаки С.

Овладеть основными понятиями морфологии

Морфологический разбор

9,10

Не с существительными

2

Слитные и раздельные написания не с С.

Знать все случаи написания не с С. и уметь  доказывать свою точку зрения

Выборочный диктант

11

Буквы ч и щ в суффиксах –чик- (~щик~).

1

Правописание суффиксов –чик,

 -щик

Различать значение суффиксов –чик, -щик

Орфографический диктант

12-13

РР Сочинение-описание по личным впечатлениям и его анализ

2

Описание и личные впечатления

Роль описаний в передаче личных впечатлений

Собирание материалов к сочинению

14-15

Контрольный диктант и его анализ

2

Контрольная работа

16-17

Гласные в суффиксах существительных ек – ик

2

Правописание е- и  в суффиксах –ек,- ик

Обосновывать написание е, и в суффиксах –ек, -ик

Орфографический диктант

18

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных

1

Написание о- е после шипящих в суффиксах С.

Различать написание о- е в суффиксах и в окончаниях С.

Объяснительный диктант

19

Повторение изученного по теме

1

Обобщить изученное по теме

Соблюдать нормы управления С. в глагольных словосочетаниях

Тестовые задания

20

Повторение изученного по теме. Решение тестовых заданий

1

Систематизировать материал по теме

Использовать в речи С.  с суффиксами оценочного значения; синонимичные С. для связи предложений в тексте и частей речи

Словарный диктант

Составление таблицы по теме: С.

21 - 22

Контрольный диктант и его анализ

2

Корректировать знания и умения

Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения

Составление алгоритма работы с существительным

Раздел №5

Имя прилагательное

(24 + 8РР)

№ урока

 Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План       Факт

1,2,3,4

Повторение изученного в 5 классе

4

П. как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки П. определять его синтаксическую роль

Объяснительный диктант

5

РР Описание природы

1

Роль прилагательных в описании  природы

Уметь описывать природу, используя личные наблюдения и материалы из художественных текстов

Работа с собранным материалом

6, 7, 8

Степени сравнения имён прилагательных

3

Употребление сравнительной и превосходной степени П.

Анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени

Творческий диктант

9, 10

11

РР  Сочинение по личным впечатлениям о природе

Полугодовой контрольный диктант

2

1

Редактирование материалов

Уметь описывать природу, используя личные наблюдения и материалы из художественных текстов

Работа над сочинением

13

Разряды прилагательных по значению, Качественные прилагательные

1

Признаки качественных П.

Распознавать качественные П., полные и краткие

Работа с текстом,

Составление алгоритма работы с П.

13

Относительные прилагательные

1

Признаки относительных П., употребление П. в роли определений и сказуемых

Распознавать относительные П., употреблять относительные П. в значении качественных

Распределительный диктант

14, 15

РР  Выборочное изложение

2

Работа над описанием

Уметь свёртывать текст, отбирать необходимый материал

Изложение

16

Притяжательные прилагательные

1

Признаки притяжательных П., суффиксы –ин

(-ын), -ов(-ев)

Распознавать притяжательные П.

Тестовые задания

17

Морфологический разбор прилагательных

1

Основные признаки П.

Знать порядок разбора П.

Самостоятельная работа

18

Не с прилагательными

1

Главные отличия приставки не-  от отрицательной частицы

Осознавать главные отличия частицы не и приставки не-

Объяснительное письмо

19, 20

Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

2

Написание о-е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах П.

Владеть умениями правильного написания окончаний и суффиксов П.

Контрольное списывание, графический диктант

21, 22

РР  Сочинение по картине Крылова

«Зимний вечер»

2

Творческая работа

Уметь описывать картину

Сочинение

23, 24

Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных

2

н- и нн- в суффиксах П.

Аргументировать написание н- и нн- в суффиксах П.

Выборочный диктант

25

РР Описание игрушки

1

Работа над деталями описания

Характеризовать предмет с помощью П.

Творческая работа

26, 27

Тестовые задания

2

Тест

Уметь работать с контрольно-измерительными материалами

Тест, устные соосбщения

28

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и – ск-

1

Различие суффиксов к- и ск-

Уметь различать на письме суффиксы к- и ск-, верно объяснять написание слова

Творческий диктант

29

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

Слияние как неморфологический способ образования П., дефисное написание П.

Иметь представление об особенностях образования сложных П.

Выборочное письмо

30

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Основные признаки П.

Использовать в речи синонимичные П. в роли эпитетов

Диктант «Проверяю себя»

31-32

Контрольный диктант и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием

Применение знаний и умений на практике

Диктант, анализ работы с ошибками

Раздел №6

Имя числительное

(14 + 3РР)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План     Факт

1

Имя числительное как часть речи.

1

Числительное как часть речи, морфологические и синтаксические функции

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки Ч., определять синтаксическую роль

Комментированное письмо

2

Простые и составные числительные

1

Состав числительных

Знать и правильно писать простые и составные числительные

Выборочный диктант

3

Ь на конце и в середине числительных

1

Правописание ь в Ч.

Знать орфограмму «Ь в числительных»

Орфографический диктант

4

Разряды количественных числительных

1

Количественные числительные их значение, склонение

Уметь правильно склонять Ч. и  употреблять их в речи

Работа по карточкам

5,6

Числительные, обозначающие целые числа

2

 особенности употребления Ч. в словосочетании

Правильно употреблять Ч. В нужном падеже в составе словосочетаний и предложений (пять книг, но:  пяти книг)

Тестовые задания, цифровой диктант

7,8

РР  Выборочное изложение

2

Изложение

Уметь отбирать нужный материал

Самостоятельная работа

9

Дробные числительные

1

Дробные Ч., их значение и изменение

Группировать Ч. по заданным морфологическим признакам

Творческий диктант

10

Собирательные числительные

1

Собирательные Ч., их значение и употребление

Правильно употреблять Ч. двое, трое, оба, обе в сочетании с существительными

Комментированное письмо

11,12

Порядковые числительные

2

Порядковые Ч., их значение и употребление

Правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая)

Работа по карточкам, графический диктант

13

РР Сочинение-рассуждение (упр.380)

1

Рассуждение

Уметь рассуждать, доказывать и делать выводы

Сочинение

14,15

Морфологический разбор. Повторение.

2

Правописание падежных окончаний Ч.

Использовать Ч. для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи

Тестовые задания

16,17

Контрольный диктант и анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием

Использовать свои знания и умения

Контрольная работа

Раздел №7

Местоимение

(23 + 4РР)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План     Факт

1

Местоимение как часть речи.

1

Морфологические свойства, синтаксические функции

Анализировать и характеризовать значение морфологические признаки М. разных разрядов

Комментированное письмо

2

Личные местоимения

1

Личные М., их значение, изменение и роль в предложении

Иметь представление о разрядах М,

Объяснительное письмо

3

Возвратное местоимение себя

1

Возвратное М. себя, значение.

Владеть навыками уместного употреб.

Контрольное списывание

4

Вопросительные местоимения.

1

Вопросительные М. их значение, изменение и роль в предложении

Правильно использовать вопросительные М. в устной и письменной речи

Творческий диктант

5

Относительные местоимения

1

Относительные М., значение и синтаксическая роль

Знать отличие вопросительных и относительных М., постановку запятой в сложноподчинённом предложении

Синтаксический диктант

6

Неопределенные местоимения.

1

Правописание неопределённых М.

 Правописание неопределённых М. с морфемами кое-, -то, -либо,

 - нибудь

Орфографический диктант

7,8

Правописание неопределенных местоимений

2

Синонимия неопределённых предложений

Уместное употребление неопределённых М.

Тестовые задания

9

Отрицательные местоимения

1

Значение, изменение, синтаксическая роль

Правописание отрицательных М.

Объяснительный диктант

10,11

Правописание отрицательных местоимений

2

Не, ни в отрицательных М.

Написание е, и   в отрицательных М. в зависимости от ударения

Выборочный диктант, графический диктант

12,13

Контрольный диктант и его анализ

2

Диктант с грамматическим заданием

Применение знаний, умений, навыков

Диктант

14-15

Притяжательные местоимения.

2

Значение, изменение, синтаксическая роль

Уместное употребление притяжательных М., отличие притяжательных и личных М.

Тестовые задания, зрительный диктант

16-17

Сочинение-рассуждение.

2

Сочинение-рассуждение

Совершенствовать навыки работы над сочинением-рассуждением

Сочинение

18,19

Указательные местоимения.

2

Значение, изменение, синтаксическая роль

Совершенствовать способность выразительного использования в речи имён и местоимений в составе фразеологизмов, поэтических троп

Работа с карточками, предупредительный диктант

20,21

Определительные местоимения

2

Значение, изменение, синтаксическая роль

Владеть навыком подбора и различения имён-синонимов, антонимов

Синтаксический диктант, тест

22

Морфологический разбор местоимения

1

Морфологические признаки М.

Использовать М. в речи в соответствии с закреплением в языке этическими нормами

Тест

23, 24

РР  Сочинение - рассуждение  по упражнению 436

2

Работа над сюжетной основой сочинения

Совершенствовать навыки работы с рассуждением

Сочинение

25

Повторение.

1

Правописание М.

Верно писать ( в пределах положительных норм оценок)  М.

Работа по карточкам

26,27

Контрольный диктант и его анализ

2

Диктант с грамматическим заданием

Использовать знания и умения по пройденной теме

Диктант

Раздел №8

Глагол

(30 + 7РР)

№ урока

                       Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План     Факт

1,2,3

Повторение изученного о глаголе в 5 классе

3

Инфинитив, Г. совершенного и несовершенного вида

Анализировать общее грамматическое значение , морфологические признаки, синтаксическая роль

Объяснительный диктант, работа по карточкам

4,5

РР Сочинение-рассказ и его анализ

2

Работа над сюжетной основой рассказа

Знать: сюжет, композицию, рассказ

Творческая работа

6,7

Разноспрягаемые глаголы.

2

Основные признаки разноспрягаемых глаголов

Знать спряжение глаголов, окончания разноспрягаемых глаголов

Выборочный диктант

8,9

Переходные и непереходные глаголы.

2

Переходные и непереходные глаголы

Употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном  падеже

Составление словосочетаний

10

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

Наклонение глагола, изъявительное наклонение

Различать наклонение глаголов

Проверочный диктант

11,12

РР Изложение по тексту

2

Работа с текстом,

Знать и уметь свёртывать материал, излагать в нужном наклонении и времени

Творческая работа

13

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

2

Наклонение глагола, изъявительное наклонение

Различать наклонение глаголов

Проверочный диктант

14

Условное наклонение

1

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении

Различать глаголы изъявительного и условного наклонения

Лексический диктант

15,16

Правописание глаголов условного наклонения

2

Правописание бы  с глаголами условного наклонения

Правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени условности

Составление таблицы

17

Повелительное наклонение

1

Значение, образование, изменение и употребление Г. в повелительном наклонении

Правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию

Составление алгоритма работы с наклонениями Г.

18,19

Правописание глаголов повелительного наклонения

2

Правописание пусть, да, давай с глаголами повелительного наклонения

Знать случаи употребления и написания глаголов в повелительном наклонении

Предупредительный диктант

20,21

Употребление наклонений

2

Употребление формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях

Правильно употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях

Устные сообщения, контрольный срез

22

Безличные глаголы

1

Значение  безличных  Г.

 в предложениях с одним членом предложения

Знать значение безличных глаголов, их употребление, составлять с ними предложения

Синтаксический диктант

23

Безличные глаголы

1

Синтаксический разбор безличных предложений

Уметь составлять с безличными глаголами  предложения

Синтаксический разбор предложений

24

Морфологический разбор. Повторение.

1

Повторение изученного

Знать порядок разбора глагола

Тест

25,26

Контрольный диктант и его анализ

2

Диктант с грамматическим заданием по теме

Аргументировано доказывать принадлежность слова к глаголам по совокупности признаков

Диктант

27,28,29

РР  Рассказ на основе услышанного

3

Употребление глаголов-синонимов для связи предложений и частей целого текста

Соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте

Творческая работа

30,31,32

Правописание гласных в суффиксах глаголов

3

Гласные в суффиксах

 –ыва-(-ива-),-ова-(ева-)

Строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи

Выборочный диктант

33,34,35

Повторение

3

Повторение изученного о глаголе

Соотносить личные формы Г. с инфинитивом, учитывая вид Г., возвратность-невозвратность

Составление алгоритма работы с Г., предупредительный диктант

36,37

Контрольный диктант и его анализ

2

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученные орфограммы по теме, уметь работать над ошибками

Диктант

Раздел №9

Повторение изученного в 6 классе

( 16)

№ урока

                 Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности уч-ся

Вид контроля

Дата проведения

План     Факт

1-2

Разделы науки о языке

2

Повторение разделов науки о языке

Знать разделы, изученные в 6 кл.

Устные сообщения

3-4

Орфография. Орфографический разбор

2

Орфограммы, изученные в 6 кл.

Знать изученные в 6 кл. орфограммы, осознанно объяснять их написание

Орфографический диктант

5-6

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

Пунктограммы, изученные в 6 кл.

Знать и осознанно объяснять изученные орфограммы

Пунктуационный диктант

7-8

Лексика и фразеология

2

Лексическое значение слова, фразеология

Уметь работать с толковым и фразеологическим словарём

Лексический диктант

9-10

Словообразование. Разбор по составу и словообразовательный разбор

2

Состав слова, производная основа, словообразовательный разбор,

Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, основные способы образования слов

Грамматический диктант

11-12

Морфология. Морфологический разбор слова.

3

Морфология как раздел грамматики, морфологический разбор слова

Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического

Морфологический разбор, тестовые задания

13-14

Синтаксис. Синтаксический разбор

3

Синтаксический разбор простых и сложных предложений

Знать о синтаксической роли , которую выполняют разные части речи

Предупредительный диктант

15-16

Контрольный диктант и его анализ

2

Итоговый диктант с грамматическим заданием

Уметь записывать текст, воспринятый на слух в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, выполнять все виды разбора

Контрольная работа


9.Планируемые результаты в конце изучения курса русского языка в 6 классе

  1. Учащиеся будут знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речевеведческих понятий, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу VI класса учащиеся должны овладеют следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

     По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

     Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

     По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

     По связной речи .Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

     Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

     Уметь выразительно читать письменный (

10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса                                              

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа

Программа, утвержденная Министерством образования и науки РФ, под редакцией М.Т.Баранова, Москва «Просвещение», 2011 г. 

В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-30-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 254 с.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения русского языка, представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Рабочие тетради

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс.

Рабочая тетрадь сориентирована на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника.  В ней содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года.

Проверочные работы

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс

Пособие содержит тесты  для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

Методические пособия

В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык».  В пособиях даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед.  Определен объем домашней работы с указанием заданий.

Поурочные разработки

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя.-7-е изд. –М., Просвещение,2002.

В пособиях представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие  умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.

Демонстрационные материалы

Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

- информационно-обобщающие;

- проблемно-аналитические;

- информационно-справочные и другие.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные тренажёры по русскому языку для 6 класса

Электронные приложения  дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами,  справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

 Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

Оборудование класса

  • Настенные доски для иллюстративного материала.
  • Подставки для книг.
  • Держатели для таблиц.
  • Шкафы для хранения дидактических материалов.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

 Приложение к программе:

Вид контроля

Раздел

Сочинения

Изложения

Устно

Контрольные диктанты

Тесты

Повторение пройденного в 5 классе

2

-

1

1

-

Лексика.

Фразеология

2

1

-

-

1

Словообразование и орфография

2

1

3

1

2

Имя существительное

2

-

-

2

-

Имя прилагательное

4

2

2

1

2

Имя числительное

1

2

-

1

-

Местоимение

4

-

-

2

-

Глагол

5

2

-

2

-

Повторение

-

-

-

1

-

Итого

22

8

6

11

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....