Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 6 класс.
    рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

    Лепаева Валентина Николаевна

    программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_rya_6kl.docx52.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    1. Рабочая учебная программа по русскому языку для  6 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М.Т.Баранова, Москва «Просвещение», 2011 г. 

    Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе 6 часов в неделю, что составляет 210 часов в год.  

    2. Цели и задачи изучения предмета

          • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,   основному средству общения и    получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание   интереса и любви к русскому языку;

          •  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих   свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;   обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

         •   освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях   общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка;   о русском речевом этикете;

        •    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки    зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять    информационный поиск.

    3. Общая характеристика  учебного предмета «Русский язык».  

    Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и  формирует у них языковые и речевые умения.

    Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

    4.Описание места учебного предмета в учебном плане школы

       Согласно учебному плану школы  курс  русского языка  в 6 классе  рассчитан  на   210 часов. В 6 классе на изучение курса отводится  6 часов в неделю, 35 учебных недель.

    5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета       В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность, последовательность и перспективность обучения.

    При изучении данного предмета стимулируется общее речевое  развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран   и их культуре

    5.Результаты изучения курса

             Программа обеспечивает достижение выпускниками  основного общего образования  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

    Личностные результаты:

    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
    4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
    5. Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
    7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
    8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

    Метапредметные  результаты

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
    2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    3. Использование знаково-символических средств представления информации.
    4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
    5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
    6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
    7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
    8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
    9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
    10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
    11. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык».
    12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
    13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием   предмета.

    Предметные результаты  

    1. Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание

    1. значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
    2. Овладение представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
    3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах в условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний и письменных текстов.
    4. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
    5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
    6. Освоение научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
    7. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

    прозаический и поэтический) текст.

    7. Содержание   курса

    Основное содержание курса представлено следующими   разделами.

    Русский язык как один из развитых языков мира(1 ч)

    ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (13 ч + 3 РР)

    Текст. Официально-деловой стиль речи

    Лексика, Фразеология 12ч.(9 +3РР )

    I. Словарное богатство русского языка.

    Лексическое значение слова.

     Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    Архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.

    Фразеологизмы.

    II. Умение пользоваться словарями, производить лексический разбор слова; выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов. Совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор при помощи синонимов; обогащать речь фразеологизмами, правильно употреблять их.

    III.        Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Работа по картине.

    Словообразование и орфография 30ч.(24 ч + 6РР)

    1. Повторение пройденного о составе слова, словообразовании.

    Основные способы образования слова. Этимология слов. Правописание корней слов с чередованием гласных а-о. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных и сложносокращённых слов

    II.        Умение правильно строить словосочетания( с прилагательными и глаголами прошедшего времени) и предложения со сложными и сложносокращёнными словами. Обосновывать выбор орфограммы.

    III.        Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочное изложение.

    Имя существительное 22ч.   (20 + 2 РР)

    I. Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные, род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. НЕ с существительными. Правописание суффиксов существительных.

    II. Умение осознанно выбирать написания: Не с существительными, гласные в суффиксах существительных. Аргументировано  использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения. Соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях. Употреблять одно и то же существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения. Употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

    III.        Работать над сочинением-описанием по личным впечатлениям.

    Имя прилагательное 32ч. (24+ 8РР)

    I.        Роль прилагательного в речи. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных. Буквы о-е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности склонения этих прилагательных. Употребление их в роли определений. Прилагательные с суффиксом –ин(ын), -ов(-ев). Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных. -Н-,-НН- в прилагательных. НЕ- с прилагательными. Суффиксы –К, -СК- в прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

    II.        Анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени. Согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник). Употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

    1. Работать над описанием природы по личным впечатлениям. Характеризовать предмет с помощью прилагательных. Описывать игрушку и пейзаж по картине, используя прилагательные (метафоры, эпитеты).

    Имя числительное 17ч (14  + 3РР)

    .        Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль числительного в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание числительных. Количественные числительные, их значение и изменение. Прописная буква в датах, обозначающих праздники. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имён числительных.

    II.        Употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний. Правильно оформлять числительные в деловой письменной речи.

    III.        Рассуждение в повествовательном тексте. Работа над выборочным изложением.

    Местоимение  27ч.  (23 + 4РР)

    I.        Понятие о местоимении, их роль в речи. Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительными местоимениями. Правописание местоимений с морфемами кое-, то-, либо-, нибудь-. Правописание не в местоимениях.

    II. Владеть навыками уместного использования личных местоимений. Совершенствовать способность выразительного использования в речи имён и местоимений в составе фразеологизмов, поэтических тропов, речевых этикетных формул.        

    III.        Уметь писать сочинение-рассуждение  по воображению. Юмористический рассказ по картинкам.

    Глагол  37ч  (30+7РР)

    1. Грамматическое значение глагола, морфологические и синтаксические признаки. Совершенный и несовершенный вид, значение, образование. Наклонение глагола. Употребление наклонений Время глагола, его значение. Безличные глаголы, их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.        Правописание глаголов. Словообразование глаголов.

    II.        Согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительными среднего рода и собирательными существительными.

    III.        Рассказ на основе услышанного. Составление диалога с употреблением синонимичных глаголов речи.

    Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (16 часов)


    8.Календарно-тематическое планирование       

    Раздел №1

    Повторение изученного в 5 классе

    (1 час + (13 + 3)

    № урока

    Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План     Факт

    1

    Русский язык – один из развитых языков мира

    1

    Богатство русского языка

    Иметь представление о русском языке как об одном из развитых языков мира

    Сообщения учащихся

    2

    Фонетика и графика.

    Фонетический разбор слова. Орфография.

    1

    Производить звуко-буквенный анализ слова, сопоставляя его произношение и написание

    Знать основные принципы русской орфографии

    Орфографический диктант

    3,4

    Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

    Орфограммы в приставках и в корнях слов.

    2

    Структурные и смысловые отличия слов , включённых в словообразовательную цепочку

    Выделять морфемы в слове с учётом их  значения и образования

    Морфемный разбор, выборочное письмо

    5,6

    Части речи. Морфологический разбор слов. Орфограммы в окончаниях слов.

    2

    Самостоятельные и служебные части речи

    Различать морфологические признаки категории частей речи

    Морфологический разбор частей речи

    7,8

    Сочинение на тему: «Памятный день летних каникул».

    2

    Создание текста по личным впечатлениям

    Уметь создавать текст по заданной узкой теме

    Творческая работа

    9

    Словосочетание

    1

    Значение словосочетаний

    Уметь составлять словосочетания (именные и глагольные)

    Самостоятельная работа

    10,11

    Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

    2

    Структура простого предложения, знаки препинания в конце и внутри простого предложения

    Знать структуру простого предложения, правильно расставлять знаки препинания в конце и внутри простого предложения

    Синтаксический диктант

    12,13,14

    Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.  Синтаксический разбор. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при прямой речи.

    3

    Структура сложного предложения; прямая речь и диалог; выделение знаками препинания прямой речи и диалога

    Знать структуру сложного предложения. Правильно расставлять знаки препинания при прямой речи и диалоге

    Графический диктант, тестовые задания

    15

    Текст. Официально-деловой стиль речи

    1

    Строение текста. Стили речи, стилистические особенности официально-делового стиля

    Знать строение текста. Выделять в речи и в тексте главные особенности официально-делового стиля

    Работа с текстами разных стилей, создание текста официально-делового стиля

    16

    17

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Диктант с грамматическим заданием

    Производить изученные виды разбора

    Контрольная работа

     Раздел №2

                                                                                    Лексика и фразеология

                                                                                                (9 + 3РР)

    1

    Повторение изученного по лексике в 5 классе

    1

    Основные виды троп; тематические группы слов; толковые словари

    Основные понятия лексикологии; группировать слова по тематическим группам

    Редактирование текста

    2,3

    РР Сочинение по картине Герасимова «После дождя»

    2

    Описание природы по картине в художественном стиле

    Извлекать необходимую информацию, собирать материал к сочинению

    Составление словаря собственных наблюдений

    4

    Общеупотребительные слова. Профессионализмы

     1

    Лексика русского языка с точки зрения её происхождения

    Проводить лексический анализ слова

    Лексический диктант

    5

    Диалектизмы.

     РР Сжатое изложение

    1

    Особенности употребления диалектов

    Осуществлять выбор лексических средств

    Составление словарика

    6

    Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова

    1

    Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика

    Оценивать собственную и чужую  речь сточки зрения точного, уместного  и выразительного словоупотребления

    Взаимодиктант

    7

    Устаревшие слова. Новые слова

    1

    Основные причины появления новых и устаревших слов

    Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу

    Работа со словарём

    8

    Исконно русские и заимствованные слова

    1

    Основные причины заимствованных слов

    Знать сферу употребления и стилистическую окраску слова

    Лексический диктант

    9

    Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

    1

    Различие между свободными словосочетаниями и фразеологическими оборотами

    Уместно использовать фразеологические обороты в речи

    Составление фразеологического словарика

    10

    Повторение темы

    1

    Основные выразительные средства лексики и фразеологии

    Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и использовать её в различных видах деятельности

    Словарный диктант

    11,12

    Контрольная работа (тест) Анализ работ

    2

    Применять знания и умения в работе с тестовыми материалами

                                                                                       

    Раздел №3

                                                                       Словообразование и орфография

                                                                                          (24 + 6РР)

    № урока

    Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План       Факт

    1, 2

    Повторение изученного в 5 классе

    2

    Морфемика как раздел лингвистики

    Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования

    Морфемный разбор

    3

    РР Описание помещения

    1

    Основные этапы  описания помещения

    4

    Основные способы образования слов в русском языке

    1

    Морфема как значимая единица языка. Основа слова.  Способы образования слов.

    Осознавать морфему как значимую единицу языка

    Комментированное письмо

    5

    Этимология слов

    1

    Этимология слова  и словообразование

    Уметь работать с этимологией слова

    Работа со словарём

    6, 7

    РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

    2

    Собирание и систематизация материалов к сочинению. Составление сложного плана

    Умение составлять простой и сложный план

    Редактирование текста

    8, 9

    РР Сочинение по картине

    2

    Работа по картине

    Соблюдение композиции в процессе работы

    Сочинение

    10, 11

    Буквы о-а в корнях - кас -кос

    2

    Чередование и безударные проверяемые гласные в корне

    Осознавать чередующиеся гласные в корне

    Выборочный диктант

    12, 13

    Буквы о-а в корнях гор-гар

    2

    Чередование и безударные проверяемые гласные в корне

    Отличие чередующихся гласных от проверяемых безударных гласных в корне

    Комментированное письмо

    14

    Повторение и закрепление написания чередующихся гласных

    1

    Чередование и безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне

    Отличие чередующихся гласных от проверяемых безударных гласных в корне

    Тест

    15

    Контрольный диктант

    1

    Проверяемые и чередующиеся гласные в корне

    Применять полученные знания

    Диктант

    16

    Анализ работ, работа над ошибками

    1

    Классификация и анализ допущенных ошибок

    Уметь осознанно работать над ошибками

    Работа над ошибками

    17

    Буквы ы-и после приставок

    1

    Разбор слов по составу и словообразовательный анализ

    Знать структуру слова, слова-исключения

    Словарный диктант

    18-21

    Гласные в приставках пре-, при

    4

    Основные условия выбора написания пре- при-

    Верно писать и уметь объяснять написание приставок, исходя из значения слова

    Распределительный диктант

    22

    РР  Выборочное изложение

    1

    Отбор материала, свёртывание текста

    Уметь сжимать текст, выделять главное

    Работа с текстом

    23

    Соединительные о-е

    в сложных словах

    1

    Сложение как способ образования существительных и прилагательных

    Иметь представление об особенностях образования сложных слов

    Морфемный разбор

    24

    Сложносокращенные слова

    1

    Способы образования сложносокращённых слов

    Знать основные способы образования сложносокращённых слов и уметь определять их род

    Словообразовательный разбор

    25

    Морфемный и словообразовательный разбор

    1

    Словообразовательная цепочка, гнездо однокоренных слов

    Владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора

    Самостоятельная работа

    26, 27

    Повторение изученного

    2

    Написание морфем, группировка орфограмм по морфемам

    Владеть навыками пользования словообразовательным и орфографическим  словарём

    Тестовые задания, работа по карточкам

    28, 29

    Тестовые задания

    2

    Повторение  изученных орфограмм

    Умение выбирать нужный вариант, опираясь на полученные знания

    Самостоятельная работа

    30

    Анализ работ

    1

    Повторение изученного

    Знать виды разбора

    Предупредительный диктант

    Раздел №4

    Имя существительное

    (20 + 2РР)

    № урока

    Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План  Факт

    1,2

    Повторение изученного в 5 классе

    2

    Морфология как раздел грамматики. Значение имени существительного, морфологические свойства, синтаксические функции.

    Понимать особенности грамматического значения слова. Осуществлять морфологический разбор слова, анализировать синтаксическую роль.

    Комментированное письмо

    3

    Разносклоняемые существительные

    1

    Склонение существительных, особенности разносклоняемых С.

    Распознавать разносклоняемые С., приводить соответствующие примеры.

    Выборочный диктант

    4

    Разносклоняемые существительные. Существительных на –мя.

    1

    Правописание суффикса –ен  в разносклоняемых С.

    Определять тип склонения, доказывать правильность написания суффиксов С.

    Орографическая работа

    5-6

    Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных.

    2

    Несклоняемые С. и их особенности.  Определение рода несклоняемых С.

    Распознавать склоняемые и несклоняемые С., правильно употреблять несклоняемые С.

    Лексические задания

    7

    Существительные общего рода

    1

    Род С и С. общего рода

    Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с С.общего рода  

    Орфографический диктант

    8

    Морфологический разбор существительного

    1

    Грамматические признаки С.

    Овладеть основными понятиями морфологии

    Морфологический разбор

    9,10

    Не с существительными

    2

    Слитные и раздельные написания не с С.

    Знать все случаи написания не с С. и уметь  доказывать свою точку зрения

    Выборочный диктант

    11

    Буквы ч и щ в суффиксах –чик- (~щик~).

    1

    Правописание суффиксов –чик,

     -щик

    Различать значение суффиксов –чик, -щик

    Орфографический диктант

    12-13

    РР Сочинение-описание по личным впечатлениям и его анализ

    2

    Описание и личные впечатления

    Роль описаний в передаче личных впечатлений

    Собирание материалов к сочинению

    14-15

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Контрольная работа

    16-17

    Гласные в суффиксах существительных ек – ик

    2

    Правописание е- и  в суффиксах –ек,- ик

    Обосновывать написание е, и в суффиксах –ек, -ик

    Орфографический диктант

    18

    Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных

    1

    Написание о- е после шипящих в суффиксах С.

    Различать написание о- е в суффиксах и в окончаниях С.

    Объяснительный диктант

    19

    Повторение изученного по теме

    1

    Обобщить изученное по теме

    Соблюдать нормы управления С. в глагольных словосочетаниях

    Тестовые задания

    20

    Повторение изученного по теме. Решение тестовых заданий

    1

    Систематизировать материал по теме

    Использовать в речи С.  с суффиксами оценочного значения; синонимичные С. для связи предложений в тексте и частей речи

    Словарный диктант

    Составление таблицы по теме: С.

    21 - 22

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Корректировать знания и умения

    Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения

    Составление алгоритма работы с существительным

    Раздел №5

    Имя прилагательное

    (24 + 8РР)

    № урока

     Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План       Факт

    1,2,3,4

    Повторение изученного в 5 классе

    4

    П. как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль

    Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки П. определять его синтаксическую роль

    Объяснительный диктант

    5

    РР Описание природы

    1

    Роль прилагательных в описании  природы

    Уметь описывать природу, используя личные наблюдения и материалы из художественных текстов

    Работа с собранным материалом

    6, 7, 8

    Степени сравнения имён прилагательных

    3

    Употребление сравнительной и превосходной степени П.

    Анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени

    Творческий диктант

    9, 10

    11

    РР  Сочинение по личным впечатлениям о природе

    Полугодовой контрольный диктант

    2

    1

    Редактирование материалов

    Уметь описывать природу, используя личные наблюдения и материалы из художественных текстов

    Работа над сочинением

    13

    Разряды прилагательных по значению, Качественные прилагательные

    1

    Признаки качественных П.

    Распознавать качественные П., полные и краткие

    Работа с текстом,

    Составление алгоритма работы с П.

    13

    Относительные прилагательные

    1

    Признаки относительных П., употребление П. в роли определений и сказуемых

    Распознавать относительные П., употреблять относительные П. в значении качественных

    Распределительный диктант

    14, 15

    РР  Выборочное изложение

    2

    Работа над описанием

    Уметь свёртывать текст, отбирать необходимый материал

    Изложение

    16

    Притяжательные прилагательные

    1

    Признаки притяжательных П., суффиксы –ин

    (-ын), -ов(-ев)

    Распознавать притяжательные П.

    Тестовые задания

    17

    Морфологический разбор прилагательных

    1

    Основные признаки П.

    Знать порядок разбора П.

    Самостоятельная работа

    18

    Не с прилагательными

    1

    Главные отличия приставки не-  от отрицательной частицы

    Осознавать главные отличия частицы не и приставки не-

    Объяснительное письмо

    19, 20

    Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

    2

    Написание о-е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах П.

    Владеть умениями правильного написания окончаний и суффиксов П.

    Контрольное списывание, графический диктант

    21, 22

    РР  Сочинение по картине Крылова

    «Зимний вечер»

    2

    Творческая работа

    Уметь описывать картину

    Сочинение

    23, 24

    Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных

    2

    н- и нн- в суффиксах П.

    Аргументировать написание н- и нн- в суффиксах П.

    Выборочный диктант

    25

    РР Описание игрушки

    1

    Работа над деталями описания

    Характеризовать предмет с помощью П.

    Творческая работа

    26, 27

    Тестовые задания

    2

    Тест

    Уметь работать с контрольно-измерительными материалами

    Тест, устные соосбщения

    28

    Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и – ск-

    1

    Различие суффиксов к- и ск-

    Уметь различать на письме суффиксы к- и ск-, верно объяснять написание слова

    Творческий диктант

    29

    Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

    1

    Слияние как неморфологический способ образования П., дефисное написание П.

    Иметь представление об особенностях образования сложных П.

    Выборочное письмо

    30

    Повторение по теме «Имя прилагательное»

    1

    Основные признаки П.

    Использовать в речи синонимичные П. в роли эпитетов

    Диктант «Проверяю себя»

    31-32

    Контрольный диктант и его анализ.

    2

    Диктант с грамматическим заданием

    Применение знаний и умений на практике

    Диктант, анализ работы с ошибками

    Раздел №6

    Имя числительное

    (14 + 3РР)

    № урока

    Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План     Факт

    1

    Имя числительное как часть речи.

    1

    Числительное как часть речи, морфологические и синтаксические функции

    Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки Ч., определять синтаксическую роль

    Комментированное письмо

    2

    Простые и составные числительные

    1

    Состав числительных

    Знать и правильно писать простые и составные числительные

    Выборочный диктант

    3

    Ь на конце и в середине числительных

    1

    Правописание ь в Ч.

    Знать орфограмму «Ь в числительных»

    Орфографический диктант

    4

    Разряды количественных числительных

    1

    Количественные числительные их значение, склонение

    Уметь правильно склонять Ч. и  употреблять их в речи

    Работа по карточкам

    5,6

    Числительные, обозначающие целые числа

    2

     особенности употребления Ч. в словосочетании

    Правильно употреблять Ч. В нужном падеже в составе словосочетаний и предложений (пять книг, но:  пяти книг)

    Тестовые задания, цифровой диктант

    7,8

    РР  Выборочное изложение

    2

    Изложение

    Уметь отбирать нужный материал

    Самостоятельная работа

    9

    Дробные числительные

    1

    Дробные Ч., их значение и изменение

    Группировать Ч. по заданным морфологическим признакам

    Творческий диктант

    10

    Собирательные числительные

    1

    Собирательные Ч., их значение и употребление

    Правильно употреблять Ч. двое, трое, оба, обе в сочетании с существительными

    Комментированное письмо

    11,12

    Порядковые числительные

    2

    Порядковые Ч., их значение и употребление

    Правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая)

    Работа по карточкам, графический диктант

    13

    РР Сочинение-рассуждение (упр.380)

    1

    Рассуждение

    Уметь рассуждать, доказывать и делать выводы

    Сочинение

    14,15

    Морфологический разбор. Повторение.

    2

    Правописание падежных окончаний Ч.

    Использовать Ч. для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи

    Тестовые задания

    16,17

    Контрольный диктант и анализ.

    2

    Диктант с грамматическим заданием

    Использовать свои знания и умения

    Контрольная работа

    Раздел №7

    Местоимение

    (23 + 4РР)

    № урока

    Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План     Факт

    1

    Местоимение как часть речи.

    1

    Морфологические свойства, синтаксические функции

    Анализировать и характеризовать значение морфологические признаки М. разных разрядов

    Комментированное письмо

    2

    Личные местоимения

    1

    Личные М., их значение, изменение и роль в предложении

    Иметь представление о разрядах М,

    Объяснительное письмо

    3

    Возвратное местоимение себя

    1

    Возвратное М. себя, значение.

    Владеть навыками уместного употреб.

    Контрольное списывание

    4

    Вопросительные местоимения.

    1

    Вопросительные М. их значение, изменение и роль в предложении

    Правильно использовать вопросительные М. в устной и письменной речи

    Творческий диктант

    5

    Относительные местоимения

    1

    Относительные М., значение и синтаксическая роль

    Знать отличие вопросительных и относительных М., постановку запятой в сложноподчинённом предложении

    Синтаксический диктант

    6

    Неопределенные местоимения.

    1

    Правописание неопределённых М.

     Правописание неопределённых М. с морфемами кое-, -то, -либо,

     - нибудь

    Орфографический диктант

    7,8

    Правописание неопределенных местоимений

    2

    Синонимия неопределённых предложений

    Уместное употребление неопределённых М.

    Тестовые задания

    9

    Отрицательные местоимения

    1

    Значение, изменение, синтаксическая роль

    Правописание отрицательных М.

    Объяснительный диктант

    10,11

    Правописание отрицательных местоимений

    2

    Не, ни в отрицательных М.

    Написание е, и   в отрицательных М. в зависимости от ударения

    Выборочный диктант, графический диктант

    12,13

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Диктант с грамматическим заданием

    Применение знаний, умений, навыков

    Диктант

    14-15

    Притяжательные местоимения.

    2

    Значение, изменение, синтаксическая роль

    Уместное употребление притяжательных М., отличие притяжательных и личных М.

    Тестовые задания, зрительный диктант

    16-17

    Сочинение-рассуждение.

    2

    Сочинение-рассуждение

    Совершенствовать навыки работы над сочинением-рассуждением

    Сочинение

    18,19

    Указательные местоимения.

    2

    Значение, изменение, синтаксическая роль

    Совершенствовать способность выразительного использования в речи имён и местоимений в составе фразеологизмов, поэтических троп

    Работа с карточками, предупредительный диктант

    20,21

    Определительные местоимения

    2

    Значение, изменение, синтаксическая роль

    Владеть навыком подбора и различения имён-синонимов, антонимов

    Синтаксический диктант, тест

    22

    Морфологический разбор местоимения

    1

    Морфологические признаки М.

    Использовать М. в речи в соответствии с закреплением в языке этическими нормами

    Тест

    23, 24

    РР  Сочинение - рассуждение  по упражнению 436

    2

    Работа над сюжетной основой сочинения

    Совершенствовать навыки работы с рассуждением

    Сочинение

    25

    Повторение.

    1

    Правописание М.

    Верно писать ( в пределах положительных норм оценок)  М.

    Работа по карточкам

    26,27

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Диктант с грамматическим заданием

    Использовать знания и умения по пройденной теме

    Диктант

    Раздел №8

    Глагол

    (30 + 7РР)

    № урока

                           Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План     Факт

    1,2,3

    Повторение изученного о глаголе в 5 классе

    3

    Инфинитив, Г. совершенного и несовершенного вида

    Анализировать общее грамматическое значение , морфологические признаки, синтаксическая роль

    Объяснительный диктант, работа по карточкам

    4,5

    РР Сочинение-рассказ и его анализ

    2

    Работа над сюжетной основой рассказа

    Знать: сюжет, композицию, рассказ

    Творческая работа

    6,7

    Разноспрягаемые глаголы.

    2

    Основные признаки разноспрягаемых глаголов

    Знать спряжение глаголов, окончания разноспрягаемых глаголов

    Выборочный диктант

    8,9

    Переходные и непереходные глаголы.

    2

    Переходные и непереходные глаголы

    Употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном  падеже

    Составление словосочетаний

    10

    Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

    1

    Наклонение глагола, изъявительное наклонение

    Различать наклонение глаголов

    Проверочный диктант

    11,12

    РР Изложение по тексту

    2

    Работа с текстом,

    Знать и уметь свёртывать материал, излагать в нужном наклонении и времени

    Творческая работа

    13

    Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

    2

    Наклонение глагола, изъявительное наклонение

    Различать наклонение глаголов

    Проверочный диктант

    14

    Условное наклонение

    1

    Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении

    Различать глаголы изъявительного и условного наклонения

    Лексический диктант

    15,16

    Правописание глаголов условного наклонения

    2

    Правописание бы  с глаголами условного наклонения

    Правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени условности

    Составление таблицы

    17

    Повелительное наклонение

    1

    Значение, образование, изменение и употребление Г. в повелительном наклонении

    Правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию

    Составление алгоритма работы с наклонениями Г.

    18,19

    Правописание глаголов повелительного наклонения

    2

    Правописание пусть, да, давай с глаголами повелительного наклонения

    Знать случаи употребления и написания глаголов в повелительном наклонении

    Предупредительный диктант

    20,21

    Употребление наклонений

    2

    Употребление формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях

    Правильно употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях

    Устные сообщения, контрольный срез

    22

    Безличные глаголы

    1

    Значение  безличных  Г.

     в предложениях с одним членом предложения

    Знать значение безличных глаголов, их употребление, составлять с ними предложения

    Синтаксический диктант

    23

    Безличные глаголы

    1

    Синтаксический разбор безличных предложений

    Уметь составлять с безличными глаголами  предложения

    Синтаксический разбор предложений

    24

    Морфологический разбор. Повторение.

    1

    Повторение изученного

    Знать порядок разбора глагола

    Тест

    25,26

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Диктант с грамматическим заданием по теме

    Аргументировано доказывать принадлежность слова к глаголам по совокупности признаков

    Диктант

    27,28,29

    РР  Рассказ на основе услышанного

    3

    Употребление глаголов-синонимов для связи предложений и частей целого текста

    Соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте

    Творческая работа

    30,31,32

    Правописание гласных в суффиксах глаголов

    3

    Гласные в суффиксах

     –ыва-(-ива-),-ова-(ева-)

    Строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи

    Выборочный диктант

    33,34,35

    Повторение

    3

    Повторение изученного о глаголе

    Соотносить личные формы Г. с инфинитивом, учитывая вид Г., возвратность-невозвратность

    Составление алгоритма работы с Г., предупредительный диктант

    36,37

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Диктант с грамматическим заданием

    Знать изученные орфограммы по теме, уметь работать над ошибками

    Диктант

    Раздел №9

    Повторение изученного в 6 классе

    ( 16)

    № урока

                     Тема урока

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Характеристика деятельности уч-ся

    Вид контроля

    Дата проведения

    План     Факт

    1-2

    Разделы науки о языке

    2

    Повторение разделов науки о языке

    Знать разделы, изученные в 6 кл.

    Устные сообщения

    3-4

    Орфография. Орфографический разбор

    2

    Орфограммы, изученные в 6 кл.

    Знать изученные в 6 кл. орфограммы, осознанно объяснять их написание

    Орфографический диктант

    5-6

    Пунктуация. Пунктуационный разбор.

    2

    Пунктограммы, изученные в 6 кл.

    Знать и осознанно объяснять изученные орфограммы

    Пунктуационный диктант

    7-8

    Лексика и фразеология

    2

    Лексическое значение слова, фразеология

    Уметь работать с толковым и фразеологическим словарём

    Лексический диктант

    9-10

    Словообразование. Разбор по составу и словообразовательный разбор

    2

    Состав слова, производная основа, словообразовательный разбор,

    Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, основные способы образования слов

    Грамматический диктант

    11-12

    Морфология. Морфологический разбор слова.

    3

    Морфология как раздел грамматики, морфологический разбор слова

    Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического

    Морфологический разбор, тестовые задания

    13-14

    Синтаксис. Синтаксический разбор

    3

    Синтаксический разбор простых и сложных предложений

    Знать о синтаксической роли , которую выполняют разные части речи

    Предупредительный диктант

    15-16

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    Итоговый диктант с грамматическим заданием

    Уметь записывать текст, воспринятый на слух в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, выполнять все виды разбора

    Контрольная работа


    9.Планируемые результаты в конце изучения курса русского языка в 6 классе

    1. Учащиеся будут знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речевеведческих понятий, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
    2. К концу VI класса учащиеся должны овладеют следующими умениями и навыками:

    - производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

    - с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

    - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

         По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

         Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

         По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

         По связной речи .Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

         Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

         Уметь выразительно читать письменный (

    10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса                                              

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Примечание

    Программа

    Программа, утвержденная Министерством образования и науки РФ, под редакцией М.Т.Баранова, Москва «Просвещение», 2011 г. 

    В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

    Учебники

    Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-30-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 254 с.

    В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения русского языка, представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

    Рабочие тетради

    Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс.

    Рабочая тетрадь сориентирована на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника.  В ней содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года.

    Проверочные работы

    Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс

    Пособие содержит тесты  для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

    Методические пособия

    В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык».  В пособиях даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед.  Определен объем домашней работы с указанием заданий.

    Поурочные разработки

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя.-7-е изд. –М., Просвещение,2002.

    В пособиях представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие  умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.

    Демонстрационные материалы

    Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

    - информационно-обобщающие;

    - проблемно-аналитические;

    - информационно-справочные и другие.

    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

    Мультимедийные тренажёры по русскому языку для 6 класса

    Электронные приложения  дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами,  справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

     Технические средства обучения

    Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска

    Экранно-звуковые пособия

    Оборудование класса

    • Настенные доски для иллюстративного материала.
    • Подставки для книг.
    • Держатели для таблиц.
    • Шкафы для хранения дидактических материалов.

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

     Приложение к программе:

    Вид контроля

    Раздел

    Сочинения

    Изложения

    Устно

    Контрольные диктанты

    Тесты

    Повторение пройденного в 5 классе

    2

    -

    1

    1

    -

    Лексика.

    Фразеология

    2

    1

    -

    -

    1

    Словообразование и орфография

    2

    1

    3

    1

    2

    Имя существительное

    2

    -

    -

    2

    -

    Имя прилагательное

    4

    2

    2

    1

    2

    Имя числительное

    1

    2

    -

    1

    -

    Местоимение

    4

    -

    -

    2

    -

    Глагол

    5

    2

    -

    2

    -

    Повторение

    -

    -

    -

    1

    -

    Итого

    22

    8

    6

    11

    5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

    Рабочая программа по русскому языку. класс

    Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основно...

    Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

    Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

    Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

    класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....