Проектаная работа
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Гимадиева Гульгена Нурулловна

Во время учёбы повышения квалификации итоговым заданием было сделать проектную работу. Каждому человеку дали определённую тему для разработки рабочей тетради.и мне попалась тема "Разработка контрольно-дидактичесих материалав для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Морфология. Имя существитеьное"."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов «Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы »

Разработка  контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу

 "Морфология. Имя существительное".

Автор проекта-

Гимадиева Гульгена Нурулловна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Кошлаучской  ООШ» Арского района

Научный руководитель:

Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.

Казань, 2015

Оглавление

  1. Введение.
  2. Заключение.
  3. Список использованных документов и источников информации.
  4. Приложения

Приложение 1. Контрольно-диагностический лист по разделу «Имя существительное».

Приложение 2.  Регулятивные планируемые результаты. Задания

Приложение 3. Познавательные планируемые результаты. Задания

Приложение 4.  Коммуникативные планируемые результаты. Задания.

Введение

1. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.

   Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В отечественной психологической и педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, ставящая целью образования развитие личности на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

   Системно-деятельностный подход обуславливает новую модель образования, которая находит отражение в переходе от:

Определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

Изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к ориентации изучения учебного предмета для решения жизненных задач;

Стихийной учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации;

Индивидуальной формы усвоения знаний к решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели обучения.

    Основными результатами обучения и воспитания, обеспечивающими широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностью, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию, являются:

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования; формирование образа мира, ценностных ориентаций; формирование нетерпимости и умения противостоять негативным действиям и влияниям.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания; развитие логического, творческого мышления, памяти и внимания.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

   Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного уровня развития.

   Содержание  и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

2.​ Актуальность проекта

С  1 сентября 2015 года  начинается  реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном  подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя  ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных  проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

3.​ Цель и задачи проекта

3.1.  Цель проекта

Разработка  контрольно-диагностических  материалов для  формирования   и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по  разделу «Имя существительное»

3.2. Задачи проекта:

1) изучить требования ФГОС по формированию УУД;

2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий;

3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Имя существительное»;

4)  разработать диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия    по разделу «Имя существительное»;

5)Апробация и внедрение комплекта контрольно-измерительных материалов в школе.

4.  Целевая группа проекта:  учащиеся 6 класса

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта с 01.03.11.2015 г. по 31.05.2015 г.

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 01.03.2015 по 31.03.2015)

2. Основной (с  апреля 2015 г.  по май 2015 г.)

3. заключительный (с 1 мая 2015 г. по 31 мая 2015 г.)

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1)  создание комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки планируемых результатов обучения русскому языку по разделу "Морфология. Имя существительное";

2) повышение качества образования и воспитания в школе;

3) повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1. Низкая мотивация учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.  Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

2. Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев  оценки.

Заключение

 Стратегическим направлением оптимизации системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться». Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов –  личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;  регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);  познавательные (общеучебные, включая знаково-символические;  логические, действия поиска и постановки проблем); коммуникативные (планирование сотрудничества,  постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами русского языка) универсальные действия.

   В данной  проектной проекте мы представили  контрольно- диагностические листы, которые включают задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные  планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя существительное». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так  и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.

    Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение  учиться.

   Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.  

  Представленный в работе материал   соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской.  Учитель  может использовать  этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.

    Список использованных документов и источников информации

      I.  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. /          Н.В.Егорова Н.В. - 2-е изд. Перераб. _ М. : ВАКО, 2015. - 416 с.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.

3. Дейкина А.Д. Русский язык: Универсальные учебные материалы: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Вербум-М. 2008. - 172 с.

3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд.  - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.

II. Электронные ресурсы

  1. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного  и начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipr.ru >rmo_2011docs|13uo37.doc – Заглавие с экрана.
  2. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.su >ov|programma_razitiya_univversalnuh... – Заглавие с экрана.
  3. http://elenaranko.ucoz.ru/   - шаблон к презентации

Приложения

Приложение 1.

Контрольно-диагностический лист по разделу

«Морфология. Имя прилагательное»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

Знать, что обозначает существительное, морфологические признаки существительного (род, число, падеж), синтаксическую роль существительного в предложении.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах существительных.

Знать основные деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т.д.

Род имён существительных

Знать о грамматической категории рода существительных, определять род имён существительных

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов, знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа, распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определённой лексической группой.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного  числа

Знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного числа, соотносить их с определённой лексической группой; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму множественного или единственного числа.

Три склонение имён существительных

Знать о склонении имён существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.

Падеж имён существительных

Знать названия падежей, их значения, порядок их следования, падежные вопросы; порядок рассуждения для правильного определения падежа существительного; знать смысловые вопросы; правильно определять падеж существительного; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их синтаксической ролью существительного в предложении.

Морфологический разбор имени существительного

Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнить морфологический разбор. Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Приложение 2.

Регулятивные планируемые результаты.

Задания

1. Дополни правило:

Имя существительное - это_______________________, которая отвечает на вопрсы _______________________ и обозначает ______________________.

Сравни свой ответ по эталону.

Правильный  вариант ответа

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

2.  Выбери ту группу слов, в которой находится только имена существительные

а) громко, гром, молния

б) цветок, растение, садовник

в) водитель, автобусный, скоро

Сравни свой ответ по эталону:

правильный ответ : б

3. Быстро напишите собственные имена существительные. Кто это?

1) Автор сказки "Аденький цветочек".

2) "Вдруг сердито под крыльцом пёс задаял". Как звали пса?

3) Фамилия кота - героя мультфильма.

4) Басня, где музыканты никак не могли сыграться.

5) Дедушка русской басни.

6) Автор "Капитанской дочки".

7) Название деревни, где происходили невероятные события перед Рождеством.

Сравни свой ответ по эталону:

1) Аксаков; 2) Соколко; 3)Матроскин;  4) "Квартете"; 5) Крылов; 6) Пушкин; 7) Диканька

4. В тексте подчеркните имена существительные и определите у них число. Оцените работу товарища, опираясь на эталон.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К реке подбежали мальчишки со всей деревни. Они кидали палки и камни на лёд. Лёд был крепкий.

Эталон:

Было чудесное утро (ед.ч). Мороз (ед.ч.) сковал реку(ед.ч. ). К реке(ед.ч.) подбежали мальчишки(мн.ч.) со всей деревни(ед.ч.). Они кидали палки(мн.ч.) и камни(мн.ч.) на лёд(ед.ч.). Лёд(ед.ч.) был крепкий.

5 . Исправьте ошибки в написании собственных имён существительных.

Река нева, цветок незабудка, собака бим, девочка оля, улица московская, животное выдра, птица счастья, гора казбек.

Сравни свой ответ по эталону:

Река Нева, цветок-  незабудка, собака Бим, девочка Оля, улица Московская, животное выдра, птица  - счастья, гора Казбек.

Приложение 3.

Познавательные планируемые результаты

Задания

1.Изучите местные журналы и газеты или ресурсы Интернета, соберите материал о своей деревне и напишите о неё рассказ так, чтобы захотелось поехать туда на экскурсию. Подчеркните нарицательные и собственные существительные.

2.Пользуясь толковым словарём, проверьте, к какому роду относятся данные слова. Составьте с ними словосочетания «прил.+сущ.»

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, мозоль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.

3.Запишите существительные в именительном падеже множественно числа в алфавитном порядке. Пользуясь словарём, обозначьте ударения.

Торт, приз, агент, очередь, маляр, офицер, щавель, мастер, договор, доктор, почерк, месяц.

4.Спишите текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков и раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте имена существительные и определите падеж. В каком словаре мы можем найти значение слова «прокурлычит». Напишите это объяснение.

З…лотой осен..ий денёк. Кругом тиш…на. Лишь изредка прокурлыч…т в небе отл…тающие журавли или прол…тит с призывным криком кулич…к. земля пр…несла свои б…гатые плоды и теперь соб…рается на покой и отдых. 

5.Подготовьте устное публичное выступление о произведении народного декоративного искусства, обращаясь к материалам из энциклопедий, Интернета. Постарайтесь выступить так, чтобы слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного декоративного искусства.

Приложение 4

  1. Коммуникативные  планируемые результаты

Задания

1. Прочитайте работу вашего сверстника. Что понравилось вам в сочинении? Какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) соответствует текст? В каком стиле написано сочинение?

ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО ЛИСТОЧКА

   Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.

    На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.

Время шло очень быстро. Началась осень.  Листочек  стал желтеть.

Однажды появился  сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над леса. Он  летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретится с собратьями. И  так он летел и летел но не упал  в ковер листьев, а попал ко мне на руку.

   Так и закончилась жизнь листочка на дереве и  началась  новая — в моей книжке, куда я его положил!

Коля  О.

1.Что бы вы предложили для улучшения художественного стиля сочинения: диалог, описание, прилагательные-эпитеты или что-то еще?

2.Напишите свою историю листочка с дерева, проявив фантазию и юмор. Прочитайте ее своим одноклассникам и попросите оценить сочинение, отметив достоинства стиля и его недостатки.

  1. Инсценируйте диалог на тему «В зоопарке», употребив неизменяемые имена существительные.
  2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Вот она -  весна пришла», употребляя и одушевлённые, и неодушевлённые существительные.
  3. Представьте ситуацию, ваш друг из-за болезни пропустил урок русского языка, на котором  вы проходили тему «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа». Он попросил тебя объяснить ему эту тему. Как ты ему поможешь? Составь план своего объяснения.
  4. Спишите текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Ответьте письменно на вопрос: «Как мы сейчас можем судить о том, что человек образованный, грамотный».

Зна…шь ли ты, что в Древней Руси культура д…стигла высокого уровня развития и многие ж…тели знали грам…оту? Чтобы внести в науку это утв…рждение, учёным потребовались долгие годы труда. Ещё до недавнего времени мы знали, что в Древней Руси читать и писать умели лишь б…гатые люд. Но вот в 1951 году было …делано открытие: во время раскопок в Новгороде были обнаружены под сл…ями старой м…стовой какие(то)деревянные стру…ки с нацарапанными на них письменами. При изучении их оказалось, что эти пот…мневшиее от влаги врем…ни тонки кусоч…ки дерева были обыкновенной берестой, а нанесённые на них знаки были писбмами древних новгородцев…Эти письма представляли собой д…ловые письма, жалобы крестьян на их угн…тение, частую переписку. Всё это позволило …делать вывод, что гра…отность была распр…странена и среди простого народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...