урок по русскому языку 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок знакомства с наречием как частью речи, тренировка в нахождении ее в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "наречие как часть речи"58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Наречие как часть речи»

Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи: 

образовательная: 

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая: 

  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

воспитательная: 

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование: 

  • раздаточный материал;

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Садитесь.

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Повторение.

1 ученик работает с компьютерной программой.

3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Работа с классом. 1 ученик у доски.

- Запишите предложение.

Пушистые снежинки, медленно кружась, падают на землю.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

III. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

1. Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

 

(Внутри)

(Рядом)

На слайде записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”.

Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий.

2.  Рассказ ученика о наречии.

 Наречие – самостоятельная часть речи - наречие.  Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести это слово на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни  называется “приглаголие”. Это потому, что  почти всегда употребляется с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие помогает глаголу: примыкая к нему, поясняет, уточняет его, придает ему четкость. Хочу обратить внимание на его главную особенность - неизменяемость.  В предложении чаще всего я бывает обстоятельством, но может быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа?

3. На доске текст.

Ежедневно шли густые тихие снегопады. Крупные хлопья кружились в воздухе, тяжело, медленно и неслышно падали на землю, на крыши домов, на деревья. Всюду выросли сугробы. Когда проглядывало солнце, необыкновенно чистый снег ослепительно загорался.

1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.

Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?

- К каким частям речи может относиться наречие?

Вывод.  Правильно. Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия , к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака .

Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие.

Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие?

Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит?

В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.

IV. Закрепление материала.

  1. Какова роль наречий в тексте?

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев.)

 (Наречия делают речь более точной и выразительной).

2) Наречие или предлог?

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

3)  Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.

Поговорим с глазу на глаз( наедине); бежал сломя голову ( очень быстро); жили душа в душу (дружно); разбили в пух и прах (совершенно); всё делает шиворот навыворот(наоборот); жили бок о бок ( рядом); работал не покладая рук (усердно).

V. Итоги урока.

- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...